РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
статья по литературе на тему

Толмачева Татьяна Николаевна

Статья о роли русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Толмачёва Т.Н., учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №17» г.Губкин

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

    В наш быстротечный век всё ярче проявляются негативные явления в стране. Российское общество переживает серьёзный духовно-нравственный кризис. В последние годы особенно наблюдаются отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается детская преступность. На основании широкомасштабных социально-психологических исследований в стране выявлены наиболее тревожные тенденции: у детей и  подростков растет число хронических заболеваний и заболеваний, передающихся половым путем, что связано с ранним началом половой жизни, снижается порог начала табакокурения. Увеличивается число подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества. Особую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств. Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, трудности с учебой, колебания при выборе профессии, неудачные попытки найти свое место в обществе служат толчком на самоубийство. Проблемы в семье как экономические, так и социальные  могут спровоцировать замкнуться. Человек чувствует свою беспомощность и неспособность повлиять на будущее, вследствие чего возникает депрессия и далее предрасположенность к суицидальным попыткам.  

     Все эти и многие другие проблемы заставляют всерьёз задумываться о том, как же нам воспитать ребёнка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые  свободные нравы? Кто придёт завтра в армию, в больницы, в школы, на госслужбу? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России.

    Еще К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко говорили о том, что главное – воспитать человека, а потом уже сформировавшегося человека надо вооружить знаниями. Такие качества как - любовь к  ближнему,  доброта, сострадание, правдивость должны лечь в основу души ребенка и получать развитие.

     Перед нами, учителями-словесниками, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особенно остро. Ведь мы имеем сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. У русской литературы всегда были особые внутренние цели. Не достижение  какого - то материального идеала, а вопросы вечные - жизни и смерти, добра и зла. И поэтому она могла заставить человека переосмыслить всю свою жизнь, самого себя, просветить ум, чувства и сердце. Глубинная и никогда не прерывающаяся связь с православными ценностями - главное, что отличает классическую литературу - от К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского и А.С.Пушкина до  И.С.Шмелёва и Б.К.Зайцева.

    В числе современных писателей и поэтов, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности, ориентацию на христианские идеалы, можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, В. Астафьева, В.Распутина, Е.Носова, Н.Рубцова и многих других.

На первом уроке литературы в 5 классе мы с учащимися задумывались над тем, для чего нужны уроки словесности, осознаём смысл и значение  понятия «духовность» в доступной пятиклассникам форме. Спрашиваю учащихся: « Что такое душа? Можно ли сделать душу красивой?». При знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

Уроки литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле,  о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…» Ребята  высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям. После изучения рассказа даю домашнее задание: написать сочинение на тему «Случай из моей жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку». На следующем уроке организую «круглый стол», где каждый желающий прочитает свои рассуждения на эту тему.

На одном из уроков рассказываю учащимся, что согласно православному мировоззрению человек состоит из тела, души и духа. Дух дан человеку, чтобы он мог жить на земле по - человечески, то есть, следуя Евангельским заповедям. Только зная их, человек может разобраться, что такое добро и зло. При том воля ему дана свободная, и у человека есть свобода выбора. А потом на каждом уроке мы будем рассматривать примеры: кто из героев делает выбор и в пользу чего.

 - Почему Герасим ушёл от барыни? Мог ли он поступить по - другому?

- Какой выбор делает княгиня Трубецкая из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»?

- Какой выбор делает Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»?

- Почему герой трагедии Пушкина Сальери сделал  выбор в пользу зла?

Размышляя над страницами произведений, учащиеся приходят к выводу, что, совершая выбор в пользу зла, герои нарушали всеобщие духовно-нравственные законы нашей жизни, основанные на заповедях Божьих.

   Перед Рождеством провожу уроки внеклассного чтения. Это могут быть рассказы И. Шмелева "Рождественский подарок", К. Станюкевича "Елка". Каждый из учащихся, внимательно прочитав и проанализировав рассказ, выясняет, какие нравственные идеи воплощены в нем, какие христианские заповеди затрагивает. Все святочные рассказы построены на осмыслении судьбы, поведения и мысли героя в соответствии с Евангельскими заповедями. Главное в таких рассказах заключается в том, что они связаны с празднованием Рождества Христова и Крещения. В них присутствует элемент чудесного, таинственного, они создают приподнятую праздничную атмосферу, напоминающую всем о милости Божьей. В святочных рассказах зло, хаос, тьма вытесняются, замещаются добром, гармонией, светом. Они смягчают сердца слушателей, читателей, вселяя в них чувства умиления, жалости, сострадания, в этом их воспитательное значение.      

Учащиеся готовят и театрализованное представление "Рождественские святки". Я рассказываю об истории праздника. О том, что в эти дни славят Христа, Новый год, будущий урожай. Знакомым, соседям желают здоровья, счастья. Ребята разучивают колядки, готовят художественное чтение, дарят друг    другу рождественские подарки.

    На уроках русского языка важно использовать тексты, влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Чтобы ученики  смогли осознать, осмыслить  сущность нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках. Текстов на нравоучительные темы много, например, «О милосердии», «Понятие чести» (по Д.Гранину), «О духовности» (по С.Соловейчик). На уроках русского языка и литературы необходимо показать  бережное отношение к родному слову, потому что русское слово открывает для нас всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, помогают учащимся познакомиться  с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации, духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной    неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа.

     На сегодняшний день мы понимаем, до какой степени обделены хорошим киноискусством современные дети.  В школьном возрасте кино оказывает на человека огромное воспитательное воздействие. Если хотя бы раз в месяц     классный час будет посвящён просмотру таких прекрасных фильмов, как: «Тихий Дон», «Повесть о настоящем человеке», «Остров», «Брестская крепость», то намного укрепится культурный и духовно-нравственный иммунитет детей.

Хочется отметить, что основы духовной культуры личности закладываются в первые годы жизни ребёнка. Поэтому особенно велика роль семьи в духовно-нравственном воспитании. Крепкие семьи были залогом стабильности в обществе. Всякая настоящая семья возникает из любви и даёт человеку счастье. Только духовное пламя здорового семейного очага может дать человеческому сердцу накалённый угль духовности, который будет и греть его, и светить ему в течение всей его дальнейшей  жизни.

Итак, самое важное в воспитании - это духовно пробудить ребёнка. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство и свою свободу - духовную личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира.  Если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся

Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...

Духовно – нравственное воспитание в системе организации преподавания русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности учащихся в школе (педагогическое исследование)

Несомненно, большее внимание необходимо уделять усилению духовно-нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника; определению системных связе...

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данная статья содержит материал для уроков русского языка и литературы из опыта работы  по духовно- нравственному воспитанию учащихся.Наряду с целями и задачами учителя предлагаются формы и метод...

«Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа становления личности»

Проблема духовно-нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовно-нравственной сферы в цикл гуманитарных дисци...