УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
методическая разработка по русскому языку ( класс) на тему
Данная статья содержит материал для уроков русского языка и литературы из опыта работы по духовно- нравственному воспитанию учащихся.Наряду с целями и задачами учителя предлагаются формы и методы реализации этих целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ОСНОВА
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Гришина И.Е.(учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11 с
углубленным изучением отдельных предметов»
г.Железногорска Курской области)
Да здравствуют сильные духом, мужест-
венные люди- люди, которые служат
истине, справедливости, красоте!
А.М.Горький
В социальной жизни нашей страны произошедшие перемены повлекли за собой и перемены в области просвещения, делая особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Меняется и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие, призванные обеспечить формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры.
Все эти перемены повлекли за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.Сегодня выросло новое поколение молодежи. Это дети, которые воспитывались не на добрых мультиках, а на агрессивных боевиках. Кто придет завтра на производство, в научные лаборатории, в школы и больницы, в армию? Это не праздный вопрос. От него зависит дальнейшее возрождение России. Именно поэтому мы все вместе, и прежде всего педагоги, должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы. Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием, во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен.
По словарю С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Духовный – 1) относящийся к умственной деятельности, к области духа; 2) церковный. Жизнь и опыт безбожной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно взаимосвязаны: там, где нет духовности, падает нравственность. Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.
Все это и определило направление моей работы: духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе по данной теме сложилась определенная система учебных занятий. Программа ее основана на концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал уроков русского языка и литературы позволяет их использовать как основу воспитания подрастающего поколения.
В русском слове проявляется душа человека, его нравственность. По состоянию нашего языка можно судить о состоянии нашей души. Ведь еще древние говорили: «Как говорим- так и живем. Каков язык – таков и народ». Плохими словами хорошую жизнь не построишь. Педагог должен учить своих учеников воспринимать русский язык не только как систему правил и норм, но как живой организм, вобравший в себя и историю, и культуру, и этические представления народа.
Для достижения этих целей в процессе уроков русского языка и литературы я ставлю перед собой следующие задачи:
-повышать качество духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания обучающихся;
-продолжать создание системы духовно-нравственного развития личности обучающихся и укрепления ценностно-смысловой сферы школьника;
-создавать условия формирования системы базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество).
Практически на каждом уроке русского языка и литературы можно с успехом решать поставленные задачи.
Так, при обобщении темы «Союз как часть речи» в 7 классе все усилия направляются не только на усвоение материала, но и на создание условий для усвоения такой нравственно–этической категории как семейный союз , тем самым у обучающихся появляется умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, они учатся строить собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её. С воспитательной позиции такой урок содействует развитию умения общаться между собой, помогает обучающимся осознать ценности совместной деятельности. Также с детьми мы решаем духовно – нравственную проблему: Дружба + Товарищество = Союз. Проблемный вопрос: зачем нужен союз? Я предлагаю своим воспитанникам поработать с предложениями, взятыми из поэтических строк А.С. Пушкина, где они находят союзы и определяют их функции. Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены на взаимопонимании, уважении.
Если взять, к примеру, урок в 8 классе по теме « Обособленные члены предложения», то и там мы находим отражение духовно - нравственной тематики. Об этом говорит ключевое слово « обособленные», которое мы непосредственно связываем с человеком. Знакомясь с толкованием данного слова по словарю, обучающиеся непосредственно находят ту главную ниточку, которая подводит их к полному представлению о том, в чём же всё-таки состоит связь члена предложения с человеком.
На уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и. т.д. Совместная же работа с учениками может строиться двумя способами:
а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно продумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;
б)совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске, затем каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.
Так, для того чтобы подростки смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество»- «приятельские отношения», осознавать , что они обозначают ,какие смысловые оттенки вкладываются в каждое из них.
В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества человека, глубокое проникновение в их сущность, требуется сравнительный анализ позитивных и негативных свойств, т.е. идет поиск противоположных понятий и по смыслу.
Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»- хороший пример для рассмотрения таких нравственных понятий, как «достоинство», т.е. гордость, самоуважение , самолюбие ,честь. Сравнительный анализ данных понятий (эгоизм, гордыня, высокомерие, самовлюбленность, тщеславие) помог ученикам осознать, что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с другими нравственными качествами.
Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить учащимся тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытие и по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков. Текстов на нравоучительные темы много.
Одним из наиболее ярких примеров таких текстов являются произведения Д.С. Лихачева.«Мои статьи, - пишет он ,- имеют не проповедническую цель, а является определенным поступком в борьбе за сохранение культуры».Борьба за сохранение культуры – главное содержание жизни академика Лихачева. И каждая работа ученого – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к духовным ценностям жизни, к «доброму и прекрасному». Академик Лихачев пишет: «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей…»
Наряду с уроками русского языка в решении поставленных задач мне помогают и уроки литературы, где без лишней морализации и назиданий, просто и доступно даются ответы на многие вопросы: что считать добром и злом? как очиститься от дурных помыслов? как научиться жить среди людей?
На примерах текстов трудов Д.С.Лихачева можно выстроить целую систему уроков по развитию духовно-нравственного воспитания обучающихся:
-читательские конференции по книге Д.С.Лихачева «Земля родная»;
-уроки –дискуссии по произведениям Д.С.Лихачева и материалам современной публицистики на тему: «Надо уважать человека?!»;
-уроки-презентации по книге Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»;
-«круглые столы» на тему: «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить»(Д.С.Лихачев)
На уроках литературы можно использовать прием контраргумента, позволяющий организовать самоубеждение в ценности тех или иных нравственных норм или явлений, отношений , в способности к изменению. С помощью этого приема можно начать беседу, дискуссию, ответ на любой проблемный вопрос. Например, при обсуждении вопроса «Нужен ли человеку идеал?» можно предложить старшеклассникам лист тетради разделить пополам , слева – все аргументы против необходимости идеала, а затем справа – контраргументы, подтверждающие противное. Идеал помогает человеку не останавливаться на достигнутом .
А такой прием, как написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого произведения после его изучения или просто прочтения создает ситуацию самораскрытия, внутреннего очищения, которая ведет к изменению нравственного сознания человека.
Создание ситуации для осуществления нравственного выбора оказывает сильное влияние на формирование духовно- нравственной позиции обучающегося. И диалогическое взаимодействие может успешно реализоваться в процессе учебной дискуссии, обладающей большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности наших учеников. В качестве примеров можно еще привести некоторые вопросы ,которые я предлагаю учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений:
-Чацкий и Молчалин-кто из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему?;
-Печорин и Онегин – «лишние люди» своего времени, а нужны ли они в наше время?
-Проблема «отцов и детей»-актуальна ли данная проблема сегодня?
В процессе дискуссий учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям, событиям, осмысливают, авторское отношение к ним, обсуждают нравственные проблемы, поднимаемые авторами, и связанные с ними социальные проблемы.
Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
Поэтому так важно, чтобы урок литературы приблизил современного школьника к тем духовным высотам, которые выработала наша отечественная культура, основанная на христианских, православных традициях. Сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты.
Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, трогают мою душу, когда из них понимаешь, что твои ученики стоят на правильном пути. Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения –рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Вот выдержки из сочинения: «.. Сохранить свою честь и достоинство и остаться с «незапятнанной совестью» очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни. Совесть – главное качество человеческой души, и тот, кто утратил его, превращается в жестокое и алчное существо, не имеющее ни чувств, ни мыслей».
Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.
Но если после наших уроков дети станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Одной из главных задач современной школы является нравственное воспитание учащихся. Сегодня нравственное вопитание предполагает системное формирование нравстенной культуры школьника. Это накопле...
из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"
В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...
Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся
Мастер-класс "Духовно – нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа личностного роста учащихся" ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Полное отрицание идеалов советского периода и отсутствие новой с...
Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Взгляд учителя русского языка и литературы на нравственное воспитание учащихся....
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....