«Человек отражается в своих поступках» И.Ф. Шиллер (по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»)
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
«Человек отражается в своих поступках» И.Ф. Шиллер (по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени») |
Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи |
1.Осознание значимости изучаемого материала, умение выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознание ценности совместной деятельности. 3.Развитие монологической и диалогической речи. 4.Осуществление самоконтроля, самооценки и самокоррекции учебной деятельности. 5. Стимуляция творческой деятельности. |
Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_bazyrova_ev.docx | 47.02 КБ |
urok_literatury_bazyrova_ev.pptx | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в свете требований ФГОС
Предмет: Литература Класс: 8 класс
Учитель: Базырова Елена Владимировна
Школа: МБОУ «Ики-Бурульская СОШ им.А.Пюрбеева» Тип урока: изучение нового материала
Тема | «Человек отражается в своих поступках», И.Ф. Шиллер (по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени») |
Цель | Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи |
Задачи | 1.Осознание значимости изучаемого материала, умение выделять главное в познавательном объекте. 2.Осознание ценности совместной деятельности. 3.Развитие монологической и диалогической речи. 4.Осуществление самоконтроля, самооценки и самокоррекции учебной деятельности. 5. Стимуляция творческой деятельности. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Жанр, рассказ, художественная деталь, психологизм, композиция, зеркальная композиция, антитеза, идея произведения |
Ресурсы | Доска, мультимедиа система, презентация к уроку, портрет А.И.Куприна. |
Организация пространства | Индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты Предметные | Планируемые результаты УУД |
1.Стадия вызова.Цель: создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ | Стимулирую деятельность учащихся: -начинаю говорить на фоне романса С.В. Рахманинова «Сирень»; -сообщаю о форме урока-анализа рассказа «Куст сирени»; -сообщаю тему урока. Раздать подготовленные учителем словари литературоведческих терминов для учащихся Записываю термины на доске | - Приветствие учителя; - сообщение о готовности класса к работе; -запись темы в тетрадь Записывают термины в тетрадь Выбор верных утверждений , работая с пультами (индивидуальная работа на знание текста) | 1. Одними из самых прекрасных творений природы являются цветы. Они вдохновляли людей на легенды, вызывая в их воображении различные символы и ассоциации. Не исключение и сирень, столь популярная и любимая в русской культуре. Обладающая дивным, нежным ароматом и неповторимым цветом, сирень стала символом весны и любви. (Слайд 2) Мы знаем, что название ХТ - это сильная, информативная позиция. Скажите, пожалуйста, о чем может быть произведение, в названии которого присутствует сирень? -Вы только что совершили очень важную интеллектуальную операцию – озвучили концептуальную информацию, ради которой и создается любой высокохудожественный текст. Дело в том, что любое художественное произведение содержит 2 основных типа информации: фактуальную(т.е. собственно факты) и концептуальную, подтекстовую, передающую авторский замысел. И если мы раскроем ее для себя, это будет означать, что цель, которую поставил писатель, достигнута. (портретный ряд) 3.Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского писателя – Александра Ивановича Куприна. Его рассказ «Куст сирени» не столько о сирени, сколько о силе любви, о нравственности человеческих поступков. Тема урока звучит так: «Человек отражается в своих поступках», И.Ф. Шиллер (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»)(Слайд 3) Давайте определим цель нашего урока, исходя из его темы. Все верно. Давайте запишем в тетради тему урока. Тему можно записать с доски, а цель вы сформулировали сами. 5.А теперь я хочу предложить вам новое задание. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, как внимательно вы прочитали текст. (Приложение 1) ( результаты на смарт-доске). | 2.-о любви 4.Цель урока будет состоять в определении нравственных основ человеческих поступков. Кто-то руководствуется любовью, кто-то страхом, кто-то чувством долга. Важно, что все поступки имеют свою мотивацию (причину). 6. Дети начинают работать с текстом и доской «Смарт…», отмечая «да» или «нет». | Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность; Помочь учащимся целостно представить проект по анализу поступков героев, использование знаний для раскрытия идеи произведения. - смогут осознать значение изучаемого предмета, -совместной деятельности, -развивать умения классифицировать познавательные объекты, - развивать монологическую и диалогическую речь. |
2.Стадия «Осмысление». Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, умение использовать их на практике при анализе художественного текста. 3. Стадия «Рефлексия». Цель: размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения; проверка сформированности общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности и всего класс а, создать условия развития у школьников умения работать во времени, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. | Для достижения цели использую: -вопросно-ответную форму, -нестандартную ситуацию при проверке выполнения заданий, -самостоятельность учащихся за контролем знаний, -дифференцированная помощь. Использую фронтальную беседу по вопросам урока. . Показываю на экране критерии оценивания для самооценки. Выставляю оценки за урок, обсуждая их с учениками. | Выполняет задания с классом. Отвечают с места. Вспоминают термины. Работают с текстом. Работая в группах, уч-ся составляют «интеллект-карту» (сравнительную характеристику)героев, опираясь на художественные детали, представленные в рассказе. Затем прикрепляют к доске: один ученик зачитывает хар-ку Николая, другой - Веры. По алгоритму составляют даймонд | I.Словарная работа (Слайд 4) -В тексте встречаются незнакомые для вас слова, некоторые устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование. II.Исследование по тексту. -Давайте вспомним сюжет произведения: «Главный герой рассказа, Н.Е.Алмазов учится в Академии Генерального штаба и при выполнении дипломного чертежа «сажает» пятно на свой рисунок. Это пятно он выдает за кусты. Преподаватель не верит и хочет уличить нашего героя во лжи. Назавтра назначен выезд на место, где якобы растут кусты…». -Взгляните на экран: проецируется слайд следующего содержания: (слайд 5) "Если вы так утверждаете, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом... Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты..." С этого фрагмента начинается главная интрига рассказа, в которую вовлечены 3 персонажа: Алмазов, его жена Вера и профессор. У нас сформированы три группы будет работатькаждая со своим персонажем (раздать задание). 1 задание:представьтесь от первого лица(черный ящик ? ) 2 задание: составить портретную характеристику героев, опираясь на текст. 3 задание: попробуйте объяснить природу поступков героев при помощи следующих вопросов: кто есть кто? (Каковы их социальные роли?); что случилось? (суть поступка) Как? И почему? 4/ О чём-то говорят имя и фамилия героев? 7.А теперь, прочитав грозные слова профессора, подумайте над вопросами: Появляются вопросы на слайде 6: 1 группа - Как может поступить герой рассказа Николай Алмазов в данной ситуации? 2 группа)- Что ему нужно сделать, чтобы защитить себя от позора? 3 группа) - Какие еще варианты выхода из ситуации нашли бы вы? 9. Но молодая жена Алмазова – Верочка - предлагает неожиданный вариант. Согласитесь, ребята, что это отчаянный и рискованный вариант. Какой? Николай об этом даже не помышляет, наверное, потому что они с женой такие разные. В чем же разница? Давайте составим сравнительную характеристикунаших героев путём составления интеллект-карты(интеллект-карта, образ персонажей) -Куприн показывает непохожесть героев, но это не мешает им быть счастливыми. Ведь только взаимопонимание, желание помочь близкому человеку, сострадание помогают сохранить любовь и укрепляют её. 11.Какой приём в этом случае использует автор? 13. –Чем же всё закончится с позиции вашего героя (По группам) 15.Чему же учит нас рассказ? Какие нравственные проблемы ставит перед нами автор? Правильно! 17.Вспомните, с чего все начиналось? 19.( Слайд 6) (Работа в группах) Что значит сирень для каждого из них?А для профессора? 21Может ли быть ложь оправдана? . Вывод: Всё в жизни относительно. В основе наших поступков лежит мотивация (причина), а она может быть высокая или низкая. 22. Какие ключевые слова прозвучали на уроке? 24. Давайте в заключении нашего разговора составим даймонд (алгоритм на слайде 7) 25. Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Достиг ли наш урок своей цели? 26. Оценки за домашнее задание будут выставлены с учётом работы с пультами. Спасибо за внимание! Домашнее задание: (Слайд 8) 1. Написать сочинение «День,который останется в моей памяти»1.-от лица Веры 2. -от лица Николая Алмазова 3. -от лица профессора | - Слушают учителя, принимают его «вызов», концентрируют внимание на выделенной цитате, отвечают на вопросы, предлагают варианты спасения репутации главного героя 1 Группа Алмазова:Н. Алмазов – слушатель академии Генштаба, муж Веры. Посадил пятно на карту – нарисовал несуществующий куст сирени – чтобы избежать позора и не возвращаться в полк. Алмазов от слова «алмаз», самый дорогой и крепкий камень. Это не отшлифованный бриллиант. Николай упорен, ведь он три раза поступал и все же поступил в Академию. Он также и чист, словно алмаз. Он совершенно ничего не скрывает от Веры. 2 Группа Веры: жена Алмазова, сопереживает мужу, находит выход –закладывает в ломбард драгоценности– находит исполнителей идеи. Она верна своему долгу, она вселяет веру в главного героя. В основе семейного счастья, по мнению автора, должна быть вера друг в друга. 3 Группа профессора: преподаватель, призванный контролировать своих студентов; обнаруживает ложь – обвиняет Алмазова в фальсификации – хорошо знает местность и уверен, что там нет растительности. 8.- можно честно признаться и никуда не ехать; - можно прикинуться больным и не поехать; - можно завезти профессора куда-нибудь не туда 10.посадить кусты, купив их на деньги, вырученные в ломбарде. 12. Антитеза – противопоставление, противоположность. 14. Все закончится просто замечательно: 3 группа - профессор признает свою ошибку и извинится, 1 группа - Николай прекрасно защитит проект, 2 группа– Вера 16.Дети говорят о проблемах, которые обозначили в цели своей работы на уроке, оформляют окончательные выводы 18.Профессор Алмазов Вера Сирень 20. 1 группа - Алмазов избежал позора 2 группа - идея Веры А сама сирень станет любимым цветком молодой семьи. 3 группа - обман 22. Если она никому не навредила 23/семья, любовь, счастье . | педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней Интрига 1) Скрытые действия с использованием разного рода неблаговидных средств для . |
Приложение 1.
№ | Утверждение | Верно или нет |
1 | Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба. | Да |
2 | Его жена Верочка была весёлой и легкомысленной. Она весело смеялась над его неудачами и думала только о своих нарядах. | Нет (Верочка не давала падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость, помогая ему во всём.) |
3 | Тяжёлое молчание нарушилось громким боем с мелодичными перезвонами роскошных старинных стенных часов. | Нет (Молчание нарушалось хромым ходом будильника). |
4 | План прекрасно вычерчен и иллюминован, только я забыл изобразить пятно на месте, где растёт куча деревьев. | Нет (Засиделся вчера, устал, руки начали дрожать – и посадил пятно.) |
5 | Верочка предложила сдать в ломбард кольцо с солитером, браслет и серебряный портсигар. | Да |
6 | Садовник, поляк, высокий стройный мужчина, садился со своей семьёй за ужин. | Нет (Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках) |
7 | Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим. | Да |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кончаловский П.П. «Сирень в корзине»
«Человек отражается в своих поступках » И.Ф. Шиллер ( по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»)
Словарная работа - Педант – тот, кто излишне строг к выполнению формальных требований - Ридикюль – ручная дамская сумочка(уст). - Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества. - Солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или в перстень, без других камней.
"Если вы так утверждаете, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом... Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты..."
Вопросы группам 1 . Как может поступить герой рассказа Николай Алмазов в данной ситуации? 2 . Что ему нужно сделать, чтобы защитить себя от позора? 3 . Какие ещё варианты выхода из ситуации нашли бы вы?
Как может поступить герой рассказа Николай Алмазов в данной ситуации ? Что ему нужно сделать, чтобы защитить себя от позора ? - Какие еще варианты выхода из ситуации нашли бы вы?
Домашнее задание 1 . Написать сочинение « День, который останется в моей памяти » от лица Веры 2. -от лица Николая Алмазова 3. -от лица п рофессора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".
Разработка урока по рассказу А.И.Куприна в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...
Поурочная разработка по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»
Поурочная разработка по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени" для 8 класса по теме:" Великая сила любви"....
Любовью дорожить умейте. Урок литературы в 8 классе по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"
Рассказ А. И. Куприна прекрасно воспитывает нравственное отношение к семье, учит любить и ценить взаимопонимание и верность. В процессе урока организована поисковая деятельность учащихся, используется...
Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени"
Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени". Программа В.Я.Коровиной....
ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «КУСТ СИРЕНИ». (Исследование текста как дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе)
Исследование; дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе...
Разработка урока по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»
Творчество Александра Ивановича Куприна, ровесника Ивана Андреевича Бунина, связано с периодом конца 19 – начала 20 века. В это время завершает свой жизненный путь Лев Николаевич Толстой, раскрываются...
Урок по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"
Разработка урока по рассказу Куприна "Куст сирени"...