«Человек отражается в своих поступках» И.Ф. Шиллер (по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»)
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Базырова Елена Владимировна

«Человек отражается в своих поступках» И.Ф. Шиллер (по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»)

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи

1.Осознание значимости изучаемого материала, умение выделять главное в познавательном объекте.                                                           2.Осознание ценности совместной деятельности.                                                                                                                                                            

3.Развитие монологической и диалогической речи.                                                                                                                                                    

4.Осуществление самоконтроля, самооценки и самокоррекции учебной деятельности.                                                                                      

5. Стимуляция творческой деятельности.

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.                                                                                                                                                                                               Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.                                                                               

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в свете требований ФГОС

Предмет: Литература                                                                                                                                                                                                                                              Класс: 8 класс                  

Учитель: Базырова  Елена Владимировна

Школа: МБОУ «Ики-Бурульская СОШ им.А.Пюрбеева»                                                                                                                                                                                                                                                          Тип урока: изучение нового материала

Тема

«Человек отражается в своих поступках», И.Ф. Шиллер (по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»)

Цель

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить следующие задачи

Задачи

1.Осознание значимости изучаемого материала, умение выделять главное в познавательном объекте.                                                           2.Осознание ценности совместной деятельности.                                                                                                                                                             3.Развитие монологической и диалогической речи.                                                                                                                                                    4.Осуществление самоконтроля, самооценки и самокоррекции учебной деятельности.                                                                                      5. Стимуляция творческой деятельности.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.                                                                                                                                                                                                      Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,  структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.                                                                               Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Жанр, рассказ, художественная деталь, психологизм, композиция, зеркальная композиция, антитеза, идея произведения

Ресурсы

Доска, мультимедиа система, презентация к уроку, портрет А.И.Куприна.

Организация пространства

Индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Планируемые результаты

УУД

1.Стадия вызова.Цель:  создать благоприятную обстановку для дальнейшей эффективной работы, привлечь внимание детей к предстоящей деятельности по теме.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Стимулирую деятельность учащихся:                          -начинаю говорить на фоне романса С.В. Рахманинова «Сирень»;                                   -сообщаю о форме урока-анализа рассказа «Куст сирени»;                                                -сообщаю тему урока.

Раздать подготовленные учителем  словари литературоведческих терминов  для учащихся

Записываю термины на доске

- Приветствие учителя;

- сообщение о готовности класса к работе;

-запись темы в тетрадь

Записывают термины в тетрадь

Выбор верных утверждений , работая с пультами (индивидуальная работа на знание текста)

 1. Одними из самых прекрасных творений природы являются цветы. Они вдохновляли людей на легенды, вызывая в их воображении различные символы и ассоциации. Не исключение и сирень, столь популярная и любимая в русской культуре. Обладающая дивным, нежным ароматом и  неповторимым цветом,   сирень стала символом весны и любви.  (Слайд 2)

Мы знаем, что название ХТ  - это сильная, информативная позиция.  Скажите, пожалуйста, о чем может быть произведение, в названии которого присутствует сирень?  

-Вы только что совершили очень важную интеллектуальную операцию – озвучили концептуальную информацию, ради которой и создается любой высокохудожественный текст. Дело в том, что любое художественное произведение содержит 2 основных типа информации: фактуальную(т.е. собственно факты) и концептуальную, подтекстовую, передающую авторский замысел. И если мы раскроем ее для себя, это будет означать, что цель, которую поставил писатель, достигнута. (портретный ряд)

3.Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого русского писателя – Александра Ивановича Куприна. Его рассказ «Куст сирени»  не столько о сирени, сколько о силе  любви, о нравственности человеческих поступков.

Тема урока звучит так: «Человек  отражается в своих поступках», И.Ф. Шиллер (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»)(Слайд 3)

Давайте определим цель нашего урока, исходя из его темы.

Все верно. Давайте запишем в тетради тему урока. Тему можно записать с доски, а цель вы сформулировали сами.

5.А теперь я хочу предложить вам новое задание. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, как внимательно вы прочитали текст.  (Приложение 1)

( результаты на смарт-доске).

2.-о любви

4.Цель урока будет состоять в определении нравственных основ человеческих поступков.  Кто-то руководствуется любовью, кто-то страхом, кто-то чувством долга. Важно, что все поступки имеют свою мотивацию (причину).  

6. Дети начинают работать с текстом и доской «Смарт…», отмечая «да» или «нет».

Эмоциональный настрой на предстоящую деятельность;

Помочь учащимся целостно представить проект по анализу поступков героев, использование знаний для раскрытия идеи произведения.

- смогут осознать значение  изучаемого предмета,  -совместной деятельности,                             -развивать  умения  классифицировать  познавательные объекты,                                           - развивать монологическую и диалогическую речь.

2.Стадия «Осмысление».                           Цель: актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, умение использовать их на практике при анализе художественного текста.

3. Стадия «Рефлексия».                   Цель: размышление, рождение нового знания;

постановка учеником новых целей обучения;

проверка сформированности общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности и всего класс а, создать условия развития у школьников умения работать во времени, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Для достижения цели использую:                         -вопросно-ответную форму,

 -нестандартную ситуацию при проверке выполнения заданий,                  

-самостоятельность учащихся за контролем знаний,                                                   -дифференцированная помощь.

Использую фронтальную беседу по вопросам урока.              . Показываю на экране критерии оценивания для самооценки.      Выставляю оценки за урок, обсуждая их с учениками.

Выполняет задания с классом.

Отвечают с места. Вспоминают термины. Работают с текстом.

Работая в группах, уч-ся составляют «интеллект-карту» (сравнительную характеристику)героев, опираясь на художественные детали, представленные в рассказе. Затем прикрепляют к доске: один ученик зачитывает хар-ку Николая, другой -  Веры.

По алгоритму  составляют даймонд

I.Словарная работа (Слайд 4)

-В тексте встречаются незнакомые для вас слова, некоторые устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование.

II.Исследование по тексту.

-Давайте вспомним сюжет произведения:  

«Главный герой рассказа, Н.Е.Алмазов  учится в Академии Генерального штаба и при выполнении дипломного чертежа «сажает» пятно на свой рисунок. Это пятно он выдает за кусты. Преподаватель не верит и хочет уличить нашего героя во лжи. Назавтра назначен выезд на место, где якобы растут кусты…».

-Взгляните на экран:

 проецируется  слайд  следующего содержания: (слайд 5)

"Если вы так утверждаете,  что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом... Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты..."

С этого фрагмента начинается главная интрига рассказа, в которую вовлечены 3 персонажа: Алмазов, его жена Вера и профессор. У нас сформированы три группы будет работатькаждая со своим персонажем (раздать задание).

1 задание:представьтесь от первого лица(черный ящик ? )

2 задание: составить портретную характеристику героев, опираясь на текст.

3 задание: попробуйте объяснить природу поступков героев  при помощи следующих вопросов: кто есть кто? (Каковы их социальные роли?);  что случилось? (суть поступка) Как? И почему?

4/ О чём-то говорят имя и фамилия героев?

7.А теперь, прочитав грозные слова профессора, подумайте над вопросами:  

Появляются вопросы на слайде 6:

1 группа - Как может поступить герой рассказа Николай Алмазов в данной ситуации?

2 группа)- Что ему нужно сделать, чтобы защитить себя от позора?

3 группа) - Какие еще варианты выхода из ситуации нашли бы вы?

9. Но молодая жена Алмазова – Верочка -  предлагает неожиданный вариант. Согласитесь, ребята, что это отчаянный и рискованный вариант. Какой?

Николай об этом даже не помышляет, наверное, потому что они с женой такие разные. В чем же разница?

 Давайте составим  сравнительную характеристикунаших героев путём составления интеллект-карты(интеллект-карта, образ персонажей)

-Куприн показывает непохожесть героев, но это не мешает им быть счастливыми. Ведь только взаимопонимание, желание помочь близкому человеку, сострадание помогают сохранить любовь и укрепляют её.

11.Какой приём  в этом случае использует автор?

13. –Чем же всё закончится  с позиции вашего героя

(По группам)

15.Чему же учит нас рассказ? Какие нравственные проблемы ставит перед нами автор?  

Правильно!

17.Вспомните, с чего все начиналось?

19.( Слайд 6)

(Работа в группах)

 Что значит сирень для каждого из них?А для профессора?

21Может ли быть ложь оправдана?

.  

Вывод: Всё в жизни относительно.

 В основе наших поступков лежит мотивация (причина), а она может быть высокая или низкая.

22. Какие ключевые слова прозвучали на уроке?

24. Давайте в заключении нашего разговора составим даймонд

(алгоритм на слайде 7)

25. Понравился ли вам наш сегодняшний разговор? Достиг ли наш урок своей цели?

26. Оценки за домашнее задание будут  выставлены с учётом работы с пультами.  

Спасибо за внимание!

Домашнее задание: (Слайд 8)           1. Написать сочинение «День,который останется в моей памяти»1.-от лица Веры

2. -от лица Николая Алмазова

3. -от лица профессора

-

Слушают учителя, принимают его «вызов», концентрируют внимание на выделенной цитате, отвечают на вопросы, предлагают варианты спасения репутации главного героя

1 Группа Алмазова:Н. Алмазов – слушатель академии Генштаба, муж Веры. Посадил пятно на карту – нарисовал несуществующий куст сирени – чтобы избежать позора и не возвращаться в полк.

Алмазов от слова «алмаз», самый дорогой и крепкий камень. Это не отшлифованный бриллиант. Николай упорен, ведь он три раза поступал и все же поступил в Академию.  Он также и чист, словно алмаз. Он совершенно ничего не скрывает от Веры.

2 Группа Веры: жена Алмазова, сопереживает мужу, находит выход –закладывает в ломбард драгоценности– находит исполнителей идеи.

Она верна своему долгу, она вселяет веру в главного героя. В основе семейного счастья, по мнению автора, должна быть вера друг в друга.

3 Группа профессора: преподаватель, призванный контролировать своих студентов; обнаруживает ложь – обвиняет Алмазова в фальсификации – хорошо знает местность и уверен, что там нет растительности.  

8.- можно честно признаться и никуда не ехать;

- можно прикинуться больным и не поехать;

- можно завезти профессора куда-нибудь не туда

10.посадить кусты, купив их на деньги, вырученные в ломбарде.

12. Антитеза – противопоставление, противоположность.

14. Все закончится просто замечательно:

3 группа - профессор признает свою ошибку и извинится,

1 группа - Николай прекрасно защитит проект,

2 группа– Вера

16.Дети говорят о проблемах, которые обозначили в цели своей работы на уроке,  оформляют окончательные выводы

18.Профессор

Алмазов

Вера

Сирень

20. 1 группа - Алмазов избежал позора

2 группа - идея Веры А сама сирень станет любимым цветком молодой семьи.

3 группа - обман

22. Если она никому не навредила

23/семья, любовь, счастье

.

педант – тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней

Интрига

1) Скрытые действия с использованием разного рода неблаговидных средств для
достижения какой-л. цели;
происки.
2) устар. Любовная связь,
любовные отношения.
2. ж.
Основная ситуация драмы или романа, вокруг которой развивается действие;

.

Приложение 1.

Утверждение

Верно или нет

1

Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба.

Да

2

Его жена Верочка была весёлой и легкомысленной. Она весело смеялась над его неудачами и думала только о своих нарядах.

Нет (Верочка не давала падать духом и постоянно поддерживала в нём бодрость, помогая ему во всём.)

3

Тяжёлое молчание нарушилось громким боем с мелодичными перезвонами роскошных старинных стенных часов.

Нет (Молчание нарушалось хромым ходом будильника).

4

План прекрасно вычерчен и иллюминован, только я забыл изобразить пятно на месте, где растёт куча деревьев.

Нет (Засиделся вчера, устал, руки начали дрожать – и посадил пятно.)

5

Верочка предложила сдать в ломбард кольцо с солитером, браслет и серебряный портсигар.

Да

6

Садовник, поляк, высокий стройный мужчина, садился со своей семьёй за ужин.

Нет (Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках)

7

Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим.

Да


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ БАЗЫРОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ МБОУ « Ики-Бурульская СОШ им.А.Пюрбеева»

Слайд 2

Кончаловский П.П. «Сирень в корзине»

Слайд 3

«Человек отражается в своих поступках » И.Ф. Шиллер ( по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»)

Слайд 4

Словарная работа - Педант – тот, кто излишне строг к выполнению формальных требований - Ридикюль – ручная дамская сумочка(уст). - Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества. - Солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или в перстень, без других камней.

Слайд 5

"Если вы так утверждаете, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом... Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты..."

Слайд 6

Вопросы группам 1 . Как может поступить герой рассказа Николай Алмазов в данной ситуации? 2 . Что ему нужно сделать, чтобы защитить себя от позора? 3 . Какие ещё варианты выхода из ситуации нашли бы вы?

Слайд 8

Как может поступить герой рассказа Николай Алмазов в данной ситуации ? Что ему нужно сделать, чтобы защитить себя от позора ? - Какие еще варианты выхода из ситуации нашли бы вы?

Слайд 9

Домашнее задание 1 . Написать сочинение « День, который останется в моей памяти » от лица Веры 2. -от лица Николая Алмазова 3. -от лица п рофессора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна  в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...

Поурочная разработка по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»

Поурочная разработка по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени" для 8 класса по теме:" Великая сила любви"....

Любовью дорожить умейте. Урок литературы в 8 классе по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"

Рассказ А. И. Куприна прекрасно воспитывает нравственное отношение к семье, учит любить и ценить взаимопонимание и верность. В процессе урока организована поисковая деятельность учащихся, используется...

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени"

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени". Программа В.Я.Коровиной....

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»

Творчество Александра Ивановича Куприна, ровесника Ивана Андреевича Бунина, связано с периодом конца 19 – начала 20 века. В это время завершает свой жизненный путь Лев Николаевич Толстой, раскрываются...

Урок по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"

Разработка урока по рассказу Куприна "Куст сирени"...