ПРОБЛЕМА ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА «КУСТ СИРЕНИ». (Исследование текста как дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе)
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Буртолик Галина Николаевна

Исследование; дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon в помощь учителю литературы 73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

   Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

            «Средняя общеобразовательная школа №3»

                     г. Торжка  Тверской области

                                 

     

      ПРОБЛЕМА  ЖЕНСКОГО СЧАСТЬЯ

             

              В РАССКАЗЕ А.И.КУПРИНА    

             

                       «КУСТ СИРЕНИ».

(Исследование  текста как дополнительный материал к уроку литературы в 8-м классе)

                                     

                         

                                БУРТОЛИК ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА,

                                 учитель русского языка и литературы

ЦЕЛИ:

          - обучать анализу поступков героев, их характеров, а также видению

            и пониманию смысла прочитанного;

          - формировать ситуации противоречия для создания проблемной

            ситуации;

          - совершенствовать навыки анализа художественного текста и

            сопоставления с авторской позицией;

          - развивать творческие способности, креативность,

            коммуникативные компетенции;

          - обращаться к нравственным семейным ценностям, воспитывать

            чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать

            другого человека.

ЗАДАЧИ:

          - работа на основе текста художественной литературы;

          - использование приема прогнозирования при анализе фрагментов

            текста;

          - этимология имен и фамилии героев, названия кустарника;

          - аналогия  с другими произведениями (художественный тест, фильм);

          - взгляд на проблему с современной точки зрения;

          - творческое раскрытие образа героини рассказа.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:

         В наши дни девальвированы многие истинные ценности, в частности ценности брака. Проблемы, приводящие пары к разводам, вовсе не в несовпадении характеров, а в неумении строить взаимоотношения.

- счастливая женщина – залог счастливой семьи;

- обеспечение равенства прав женщины в семье (при сопоставлении с приниженным  положением, имевшим место в XIX веке).

     

                 

 1. Вступление.

                                                        Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь,

                                                         а чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

                                                                                                                          Л.Н.Толстой.

                   

                                                                           

            Уверенно начинает свой разбег четырнадцатый год XXI века и отсчитывает 120 лет со времени написания рассказа «Куст сирени» А.И.Куприна. Художественная идея не нова и в нашей стремительной современности – любовь и счастье. Семейного счастья не будет без счастливой женщины, которая является первоосновой. Вокруг сейчас так много красивых, образованных, хорошо одетых женщин, но, думается, так мало поистине счастливых. Отличить счастливую от несчастливой легко. Все счастливые женщины как будто светятся изнутри, они красивы, независимо от возраста, лица, фигуры, они любят всех  окружающих и щедро делятся с ними своим счастьем. Женщина без любви внутри становится фонарем без лампочки. Красивая штука, но совершенно бесполезная в хозяйстве. А вопрос решается просто – стоит вкрутить лампочку, и уже на этот свет начинают тянуться люди. О том, кто любит, говорят иногда, что новое состояние души делает для него окружающий мир нереальным.  Точнее было бы утверждать, что этот человек видит вокруг новые реальности.

           Что такое счастье? Каждый человек понимает это по-своему. Для одних – это материальные блага, для других – собственные достижения в науке или творчестве. Для третьих – любовь, благополучие в семье и наличие близкого человека. Большинство систем знаний утверждает, что один человек – это только полчеловека. Когда поймешь , кто ты, тогда увидишь, кто тебя дополняет, гармонизирует. Роль женщины в семейной жизни невозможно приуменьшить. Ведь отношения – это ответственность женщины. Тогда как мужская зона – это достижения. Если женщина сможет вести себя правильно, развивать женские качества, то многих проблем можно будет избежать, а остальные – решатся сами. Сила женской добродетели огромна. И что самое главное – не бывает плохих жен. Они все стараются, как могут, делать что-то, чтобы стать счастливее. Настоящей любви можно и нужно учиться у Святых людей. В их земной жизни подвижничество выходит на первый план и личной жизни нет. В Святых проявляется вся красота человеческой природы, весь смысл нашей жизни. «Великие идеалы чистоты и святости порождали желание жить и трудиться во имя этих идеалов», - писал отец Иоанн (Крестьянкин)[1]. Мерой всех вещей сегодня является человек и его отношение к вещам.

Из предпочтений и ценностей современности очевидным становится потеря человеком человечности. Святой человек – это любовь, и мыслит он любовью. Есть жизнь во имя, для других.  Вот, что говорится в Писании о женской роли: «Служить мужу, всегда желать ему добра… Скромная, правдивая, владеющая чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства».[2]

               Семья – это маленькое государство, а государство, как известно, живет и развивается гармонично только тогда, когда всем ее членам хорошо и уютно. Не нужно забывать, что отношения двух людей – это бесконечная совместная работа по построению этих отношений. У нее [работы] есть начало, но нет и не может быть конца. Кто-то считает, что счастье есть свобода, кто-то – что оно есть понимание.

2. Основная часть.

У нашей героини Веры Алмазовой есть свое счастье. Она осваивает в семейной жизни множество «профессий», чтобы создать «необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой».[3]  И эта мера необходимости определяется ею, исходя из жизненной ситуации. Она умеет заметить «насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой»; она умеет помолчать, оценивая увиденное; умеет заговорить «первая, с той осторожностью, с которой говорят только… у кровати близкого труднобольного человека»; умеет выслушать горячую и раздраженную речь.

            Вера нацелена на то, как в настоящем создать наиболее благоприятные условия для будущего. Сама семья нужна больше женщине, чем мужчине. Семья находится в ведении женщины: насколько она сможет устроить правильные отношения, настолько и будет существовать семья. Что женщина хочет воспитать в своем муже? Ответственность, прежде всего. Она умеет выискивать пути даже в, казалось бы, самых безнадежных ситуациях: «не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость» во время третьей попытки поступления в Академию. И вот он, офицер генерального штаба, вновь на грани краха и позора.

           Непонятное пятно на чертеже, превращенное  уставшим Николаем в кусты, только усиливает тревогу и ощущение безысходности. Спор с преподавателем в аудитории, где было много офицеров. «Аккуратный такой немец», профессор, на следующий день предлагает убедиться в отсутствии каких-либо кустов на «этой седловине»!  

              Всё произошедшее Вера воспринимает иначе. У нее вообще более сильный и решительный характер. Она «отказывала себе во всем необходимом», она страдала за него, но быстро и решительно была готова действовать, чтобы вызволить Николая из неприятной ситуации. Причем, время в действии рассказа показано очень точно. Сначала

 «пять минут тяжелого молчания», потом  - быстрый рассказ, во время  которого Алмазов ломает на мелкие кусочки горелые спички, затем – « муж и жена в долгом молчании сидели в тяжелом раздумье». Внимательно выслушивая мужа, она понимает, что пятно на чертеже превращается в кусты благодаря маленькой лжи-уловки. Но это грозит вылиться в большие неприятности. Вера не читает нотации, она резюмирует кратко: «Если уж сказал раз неправду, - надо исправлять. Собирайся…». Потом начинается горячая, действенная помощь жены. Собрав последние ценности семьи – «кольцо с солитером», «браслет старинный и погнутый», «серебряный портсигар», она закладывает их в ломбарде, не задумываясь и соглашаясь с оценщиком, и на вырученные деньги покупает у садовника кусты сирени. Муж не мог ее уговорить отправиться домой. «Она поехала вместе с ним за город, …все время мешала рабочим и только тогда успокоилась, когда удостоверилась», что все сделано,  как надо. Она сумела вселить в своего мужа веру и готовность бороться до конца за свою мечту. При этом бороться без скорбного надрыва, без душераздирающего «Я всё тебе отдала!», а как бы играя: небольшой торг в ломбарде; встреча с садовником, который с семьей садился за ужин;  необычная «прогулка»  ночью;  посадка сирени в десяти верстах от города… В своей помощи она не одинока. Неподдельную искреннюю любовь и заботу не может не заметить садовник, выслушивая  всё внимательнее ее рассказ, что заставляет его склониться к помощи неизвестным посетителям. Белые петербургские ночи помогают героям на поле точнее найти место для посадки кустов. Да и сама сирень как нельзя лучше подходит не только для осуществления плана, но и как «символ расцвета молодости, свежести. Сирень олицетворяет целеустремленность и старательность».[4] Верочка счастлива видеть «живую и немного подпрыгивающую походку» мужа на следующий день, когда узнает, что история с кустами кончилась благополучно.

              Она несколько лет вдохновляла супруга, и в его победе заслуга прежде всего ее. Она искренне заинтересована в самореализации любимого человека, всецело помогает ему перейти на другой уровень профессионального роста, забывая о себе, - и это высшее проявление подлинной любви. Излучающая бодрость и оптимизм, умеющая «встречать

каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом», Вера была хранителем мужа; при этом необходимо отметить, что во времена написания рассказа женщины имели очень мало возможностей для собственного творческого роста. Через успех Николая Вера возвышалась и сама. Ее творчество – в построении семейного счастья, в благополучии ее второй половины. Супружество этой пары можно назвать счастливым, ибо каждый находил в другом то, в чем нуждался. Сверхуспешный офицер, ни в чем не сомневающийся и самоуверенный, не имел бы надобности в советах и помощи своей жены и отвергал бы их. Тогда предприимчивая натура Веры была бы подавлена. Так и Николай не смог бы жить с нерешительной, боязливой женой, во всем ему потакающей и лишенной способности ободрить его словом и делом; для него в жизни нужна была опора, и он в лице Веры ее нашел.

           Заглянув в словарь имен, мы находим, что «Вера – имя женщины, замкнутой, углубленной в себя, с противоречивым и сложным характером. При эмоциональном  восприятии ощущаются черты надежности, основательности  и устойчивости»[5]. В русском переводе с греческого языка имени Пистида ( «puctuc» - вера), латинское слово «veruc» родственно старославянскому слову «вера». Имя означает: вера, верование, истина. Если учесть, что молодая женщина замкнута в рамки семьи, анализируя ее поведение и поступки, мы понимаем, как точно дает автор имя своей героине. Вслушайтесь в слова русского философа, ученого, богослова Павла Афанасьевича Флоренского: «Ее натура отличается честностью, и честность, кроме того, есть первая заповедь Веры…»[6] У Веры хорошо организованный практический ум. Она вдумчива, содержательна, способна трезво оценить обстановку. Как показано в тексте,  в конкретном деле она проявляет сообразительность.

              Победу мужа она воспринимает как свою собственную, заставляя его рассказать всё в мельчайших подробностях, интересуясь деталями, чтобы продлить радость семейного триумфа. Герои рассказа шли домой, «держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку». Странная  на взгляд суетливого обывателя, но для нас это не странно – пара счастлива, потому что победа одержана совместно.

              И потом, дома, после обеда, вспоминая «глупости про сирень», Верочка снова как бы уходит в тень: «Ты говори первый, а я потом…», чтобы вновь выйти оттуда, когда это будет необходимо. Мудрая женщина ведет себя смиренно, она не показывает свое знание, она соглашается со всем, но дает мягкий совет. Чтобы быть по-настоящему счастливой, женщина должна быть в жизни ЗА мужем. Быть замужем, - значит, быть под защитой мужа, за его спиной. Вера беззаветна и верна своей любви, и для Николая Алмазова счастье, что такой преданный человек есть в его жизни.

          Аналогию самоотверженности мы можем найти в рассказе О.Генри «Дары волхвов», где жена, желая подарить мужу в Рождество цепочку к часам, обрезает и продает свои роскошные волосы.

          В художественном фильме Павла Лунгина «Остров», снятого по сценарию Д.Соболева в 2006 году, главный персонаж, отец Анатолий обладает даром исцелять других, может самоотверженно работать, спать на угле. У него почти нет личных вещей, он не боится бедности, т.к. он истинно богат духом.

           Может показаться, что самоотверженность усиливает двойственность переживаний, когда мы вынуждены действовать в ущерб своим интересам, подавляя проявления своей личности. Истинная самоотверженность имеет свой собственный внутренний заряд, который мотивирует действовать без подавления личных интересов. Фактически самоотверженность и интересы человека  в этом ключе сливаются. Тогда человек ощущает блаженство просто от того, что он созидает. Самоотверженность – это подтверждение любви.

           Автор в рассказе «Куст сирени» не рисует портрета своих героев, он обозначает их фамилией и именами. Как официально звучит в начале повествования: Николай Евграфович Алмазов! Потом, благодаря любви и нежности женщины, смягченно – Коля. А.И.Куприн уважительно относится к обоим героям, но Верочкой ее называет в тексте  он, а не муж. Думается, что и фамилия автором подобрана неслучайно. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя героев такой фамилией, Куприн подчеркивает, что они очень хорошие люди, обладающие умением любить. А преодоление жизненных трудностей наносит грани на алмаз, шлифует его, и их характер и отношения приобретают бриллиантовый блеск.

                Всегда одним из важных женских достоинств было – терпение. Женщина может и должна учиться терпению, себе же на благо.  Обладание этим качеством – успех в обретении женского счастья. Настоящее женское счастье в семье. И мудрость Соломона, подтвержденная веками, поражает нас снова: «Двоим лучше, нежели одному, потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться?»[7]

И счастливая семья держится на женском терпении. Верочка Алмазова наделена этим даром природно. Мы это видим в тексте: она спокойно, без истерик, обдуманно,  как проводник, ведет за собой по извилистым тропинкам судьбы. Существует ряд принципов целомудрия женщины, которые дают ей возможность быть счастливой в семье: 1) она должна быть верна своему мужу; 2) она должна его уважать; 3) она должна помогать ему в его деле; 4) она должна уважать его родственников.

              Верность мужу в рассказе не подвергается сомнению ни в чем. Про отношения с родственниками не сказано ни слова, но мы видим картину взаимоотношений, которые позволяют утверждать, что уважение к родным мужа для Верочки так же естественно, как любовь. В любви неизбежна идеализация! Это утверждение стало общим правилом. Шекспир, написавший в сонете о любимой: «Ты не найдешь в ней совершенных линий…»[8] , бесхитростно объяснил тайну любви: она любит не то, что совершенно, она сама делает совершенным то, что любит. Она открывает человека как чудо и делает это чудо реальностью. Если женщина сильно предана мужу, то муж добивается успеха во всех своих делах. Счастье женщины тоже находится в руках мужчины: насколько он будет ответственным, целеустремленным, насколько он будет вести семью правильной дорогой, настолько и будет счастлива жена. Именно партнерские отношения жен и мужей, когда каждый из них в равной мере проявляет заботу друг о друге, могут быть залогом успешного брака. Такие отношения в семье дорогого стоят. Мужчине это надо заслужить.

         С какой-то стороны наша жизнь и в правду игра. Причем самая лучшая. Поэтому, если отнестись к ней чересчур серьезно и вдумчиво, сразу все становится скучным и образуются проблемы. Вспомните, как говорил барон Мюнхгаузен: «Умное лицо – еще не признак ума. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Поэтому, юмор и ирония в семейной жизни практически так же необходимы, как доброта, взаимоуважение и понимание между супругами. Каждая семья представляет собой маленькую неповторимую страну.

          Можно быть уверенным, что в этой семье все сложится, все будет хорошо. Они вместе – и в беде, и в радости… И пусть все, собирающиеся вступить в брак или уже состоящие в нем люди не забывают о высшей мудрости – относиться друг к другу нужно с любовью и …весело.

 

3. Выводы.

                 В этом на первый взгляд незатейливом произведении А.И.Куприна скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых человеческих взаимоотношений, которые проявили себя в житейской ситуации. В момент заключения брака все будущие супруги слышат о том, как необходимо поддерживать друг друга в тяготах жизни. Однако многие впоследствии забывают об этом, или им попросту не хватает времени, чтобы лишний раз протянуть руку помощи своему супругу. Пример Веры показывает, как важна бывает такая поддержка. Силы появляются от неудач, а не от успехов! Умение найти нужные слова, а иногда и заставить действовать определенным образом помогает спасти не только дело, на которое было потрачено немало времени, но и отношения между людьми.

                Зная о неравнозначном положении женщины по сравнению с мужчинами в обществе XIX века, мы видим, что равенство прав в семье Алмазовых становится буквальным. Служебная карьера мужа становится невозможной без своевременной поддержки жены, «состоящей» на семейной службе. Для счастья нужно научиться контролировать себя и свои чувства, развивать терпение и способность беззаветного прощения. А это есть у Верочки Алмазовой, и это позволяет ей иметь счастье без проблем.

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Интернет-библиотека А.Комарова. А.И.Куприн. «Куст сирени», с.1-3
  2. «Цветочный календарь»: см. «Сирень»
  3. Петровский Н.А. Словарь личных имен. – М.: 1966, с.123
  4. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. – М.: «Путь», 1914; гл. «Вера»
  5. Фаст Г. Толкование на книгу Экклезиаст. – Красноярск: «Енисейский благовест», 2009, с.346
  6. Женский журнал. О женском счастье. – Epidemius.ru 2012
  7. «Мужской рецепт женского счастья». – «E-xecutive», из выпуска 11.07.2012
  8. Зосименко И.И. «Взаимоотношения в семье».-http.//vedic.narod.ru./semya.html
  9. Таргонский Д. Святые люди Святой Церкви. - @2007-2012. Православный журнал «Отрок.ua»
  10. Шримад Бхагаватам Copyright The Bhaktivedanta Book Trust International, Inc. 1972-2007
  11. Саторин И. – http:// progressman.ru /2009/05/vera – i-znanie/
  12. Гаспаров М.П., Автономова Н.С. Сонеты Шекспира – переводы Маршака. – СПб, 2001. – с.389


[1] Таргонский Д. Святые люди Святой Церкви. – @2007-2012. Православный журнал «Отрок.иа”

[2] «Шримад-Бхагаватам», 7 песнь, гл.11, стихи 25-29

[3]  Интернет-библиотека А.Комарова. А.И.Куприн. Текст рассказа, стр.1-3

[4]  «Цветочный календарь»: см «Сирень».

[5] Петровский Н.А. Словарь личных имен. – М.:1966, с.123

[6]  Флоренский П.А.  Столп и утверждение Истины. – М.: «Путь», 1914; гл. «Вера».

[7]  Фаст Г. Толкование на книгу Экклезиаст. – Красноярск: «Енисейский благовест», 2009, с.346

[8] Гаспаров М.П., Автономова Н.С. Сонеты Шекспира – переводы Маршака. – СПб, 2001. – с.389


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительный материал к уроку "Воздействующая сила искусства" 9 класс

Эта презентация даст возможность проведения вступительной беседы учителя по теме урока. Затем можно перейти к беседе о роли музыки в ВОв, как об одном из направлении воздействия искусства на сознание ...

Дополнительный материал к урокам русского языка в 9 классе

Дополнительный материал к урокам русского языка в 9 классе...

Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература 10 класс.II – полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  11 класс.II  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  10 класс.I  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Дополнительный материал к уроку литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. Стихотворение"Няне» «Няня Пушкина Арина Родионовна»

Это дополнительный материал для учителя при изучении темы "Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" Всем известно, что именно няня привила Александру Сергеевичу Пушкину любовь к русс...

дополнительный материал к урокам литературы

Материал  к урокам литературы по произведению А.С. Пушкина " Капитанская дочка"...