Исследовательская работа на тему: «Битва за Москву, два героя, две судьбы»
проект по истории (6 класс) на тему

Резник Галина Николаевна
  1. Актуальность работы

 Войны, которые происходили на территории нашего государства, были всегда тяжёлыми.

  Великая Отечественная война  стала самым тяжёлым испытанием для всего народа. Разрушительная, гибельная, длительная. Более 1700 городов и 70 деревень и сёл было разрушено и сожжено, 30  миллионов людей погибло! Мы  не можем забывать  об этих событиях, о людях, победивших в той войне.

  Я родился в Москве!  Память о героях, защищавших столицу,  мне особенно дорога, поэтому я  выбрал такую тему своей исследовательской работы. Посвящена она трём событиям, которые наша страна отмечала в 2016 году:

75-летие Битвы за Москву;

75-летие подвига и гибели Виктора Талалихина;

120-летие со дня рождения Георгия Жукова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issl._rabota.docx31.79 КБ
Файл bitva_za_moskvu_s_dopolneniyami.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»                        (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

                         Исследовательская работа на  тему:

                 «Битва за Москву, два героя, две судьбы»

                                                                                                   Выполнил:

                                                                                                                                                                       ученик 6 «В» класса

                                                                                                                                       Бойченко Владислав

                                                                                                                                                                           Научный руководитель:

учитель-логопед

                                                                          высшей  квалификационной категории

                                                                                                Резник Галина Николаевна

                                                                 

                                                                 Москва

                                                                   2017

Содержание:

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение
  4. Список использованных источников.
  5. Презентация.

  1. Введение

  1. Актуальность работы

 Войны, которые происходили на территории нашего государства, были всегда тяжёлыми.

  Великая Отечественная война  стала самым тяжёлым испытанием для всего народа. Разрушительная, гибельная, длительная. Более 1700 городов и 70 деревень и сёл было разрушено и сожжено, 30  миллионов людей погибло! Мы  не можем забывать  об этих событиях, о людях, победивших в той войне.

  Я родился в Москве!  Память о героях, защищавших столицу,  мне особенно дорога, поэтому я  выбрал такую тему своей исследовательской работы. Посвящена она трём событиям, которые наша страна отмечала в 2016 году:

75-летие Битвы за Москву;

75-летие подвига и гибели Виктора Талалихина;

120-летие со дня рождения Георгия Жукова.

  1.2.   В своей работе я поставил следующие цели и задачи:

Цель исследовательской работы: показать роль Г. Жукова и Виктора Талалихина в победе под Москвой и доказать, что изучение истории ВОВ  способствует  развитию патриотических чувств учащихся и воспитанников нынешнего поколения.

Гипотеза:   если  исследовать  и изучить  вклад  Г. Жукова и В. Талалихина в битве за Москву, то можно прийти к выводу, что подвиг, который был ими совершен,  внес большой вклад в нашу Победу, тем самым пример героизма этих людей поможет развить чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Задачи проекта:

  1. Изучить  и исследовать архивные документы.
  2.  Расширить знания о Битве за Москву.     
  3.  Рассмотреть вклад  двух героев в Победе под Москвой.
  4. Посетить музей имени В. Талалихина в СП№10, мини-экспозицию СП№10.

 1.3. Методы исследования: теоретические и практические.

Теоретические:

- Изучение информационных источников, фотодокументов                                             поиск информации о событиях -анализ; - систематизация; -обобщение.

Практические:                                                                                                                

- Создать  презентацию: «Битва за Москву, два героя, две судьбы».

1.4. Новизна исследования: определяется тем, что  сегодня с экранов телевизоров мы слышим противоречивые оценки значения  итогов войны. Поэтому очень важно подрастающему поколению знать  историческую информацию о людях, которые своими боевыми подвигами прославляли имя родной страны. Это заставит задуматься и о своей гражданской позиции в необходимости уберечь и сохранить мир.  

 1.5. Результаты исследований могут быть использованы при проведении экскурсий , тематических классных часов и уроков Мужества.

     II. Основная часть

  1. Детство и рабочая юность.

   В 2016 году 75 лет Победы в Битве за Москву.  Время не властно над народной памятью: хотя война все дальше и дальше уходит в прошлое. Мы, потомки,  всегда будем помнить то  героическое  и драматическое время. Будем чтить тех, кто отдал свою жизнь за нашу Родину. Ни одну советскую семью война не прошла стороной.

   Изучая документы, я узнал, что оба моих героя выходцы из рабоче-крестьянской семьи и что им очень рано пришлось начать трудовую жизнь  

  Георгия Жукова с  похвальным листом после окончания  трёх классов церковно-приходской школы устроили  к владельцу скорняжной мастерской в Москве. Это был брат матери, который с удовольствием взял племянника себе в помощники. Работать приходилось по пятнадцать часов в сутки. Уже в 13 лет Георгий постиг скорняжное дело и решил учиться на вечерних курсах, чтобы получить образование.

  Виктор  Талалихин с детства мечтает стать авиатором, но приходиться  учиться и работать. В 15 лет вместе с семьей  переезжает в Москву, начинает работать на мясокомбинате и учиться в профессиональном техническом училище при комбинате.

  Мне  тоже 13 лет!  Сложно представить, как моим сверстникам приходилось работать и учиться в таком возрасте.

   В августа 1915 года Георгия Жукова призывают в Императорскую армию, в кавалерию.

  Военная  карьера будущего полководца складывается  следующим образом: от  унтер-офицера  до маршала  Советского Союза.

  Виктору Талалихину, по  окончании в   1938 году Борисоглебской  военной  авиационной школы лётчиков, присвоено звание младшего лейтенанта. 

  1. В начале войны.  На подступах к Москве.

  В начале войны Георгию Жукову пришлось  командовать разными фронтами, работать в тех направлениях, которые были самыми сложными и ответственными. 
  Перечень этих должностей впечатляет: начальник Генерального штаба, командующий Резервным фронтом,  командующий Ленинградским фронтом, командующий Западным фронтом.

  Виктора Талалихина в начале войны назначают  заместителем командира авиаэскадрильи  1 77-го  истребительного полка.

                2. 3 Вклад двух героев в битве за Москву

  В боях Великой Отечественной войны Виктор Талалихин произвёл более 60-и боевых вылетов. Сражался под Москвой. При отражении очередного налёта немецкой авиации на Москву сбил немецкий бомбардировщик. Это произошло в ночь на 7 августа 1941 года. И это был первый ночной таран в  воздушном бою. Сам летчик был ранен в руку, но благополучно на парашюте покинул  повреждённый истребитель.

  Мне было очень интересно узнать, что говорил Виктор Талалихин о своем подвиге. К счастью сохранились  документальные кадры тех лет и воспоминания очевидцев.

  "В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...

 Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

 В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".

 В затяжном прыжке Виктор Талалихин летел около 800 метров. Раскрыл парашют он только тогда, когда услышал гул от падения своего самолета. Внизу он увидел, как горит протараненный "хейнкель", как он падает  на землю. Его И-16 упал в Домодедовском районе, а раненый летчик на парашюте спустился в речку Северку. Оттуда  он добрался в свою часть.

 На следующий день Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика.
 В этот же день вся стране узнала о подвиге Виктора Талалихина. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено отважному  звание Героя Советского Союза.

  В свою очередь, Георгий Жуков сумел так организовать прочную оборону, что её не смогли преодолеть фашистские армии: «Буду истощать, а потом бить». Отстояли  Москву!

  Начал он свою работу с восстановления управления войсками: уделял внимание выбору района расположения штаба фронта, командному составу  приказал лично проверить всю систему связи.

  Другой важной задачей  считал организацию всех видов разведки с целью выявления направления действий противника, и требовал, чтобы данные разведки были достоверными.

   Тщательно изучив все материалы, Г.К. Жуков всегда ставил себя на место противника в сложившейся обстановке. Он предугадал,  где, по каким,  направлениями,  противник нанесёт удар. Исходя из этого, было принято решение о создании нового рубежа обороны.
 Но самой главной задачей было остановить части противника, выиграть время, дать возможность подготовить этот тыловой рубеж обороны.
                 2.4.          Памяти героев…

  Виктор Талалихин погиб в воздушном бою возле Варшавского шоссе близ деревни Лопатино, на границе Московской и Калужской областей 27 октября 1941 года, защищая небо Москвы и малую родину  Георгия Жукова.

  Георгий Жуков  и  Виктор Талалихин защищали  нашу страну.

   Они не встречались лично.  Они вместе защищали нашу столицу.

  Георгий Жуков 24 июня 1945 г. принял Парад Победы, который состоялся в Москве на Красной площади. Командовал парадом маршал Рокоссовский.

  Виктор Талалихин похоронен на Новодевичьем кладбище в  Москве.

  В честь героев названы улицы, площади, города, школы, музеи.  Выпущены почтовые марки, установлены бронзовые бюсты и  памятники.

  В честь  Виктора Талалихина в нашем комплексе открыта мини-экспозиция:

«МЫ -ТАЛАЛИХИНЦЫ».

  1. Заключение.                                                                                                             

В результате  проведенной исследовательской  работы, мной были  прочитаны  документы, размещенные в интернете, а также в музее В. Талалихина в СП№1 о Великой Отечественной войне, о Битве за Москву, о Викторе Талалихине и о Георгии Жукове.             

  На основе собранного материала о жизни и подвиге Георгия Жукова и Виктора Талалихина в начале войны, об их вкладе в общую Победу была создана презентация.

        7 декабря 2016 года в ГБОУ Школа N 2053 в рамках IIэтапа фестиваля «Духовные скрепы Отечества» Городского методического центра Департамента образования г. Москвы с данной презентацией я принимал участие  в Уроке Мужества,  посвящённый  120-летию Маршала Победы Георгия Константиновича Жукова.

На классном часе, рассказав ребятам о двух  легендарных героях,  получил предложение о создании 3D панорамы «Битва за Москву». Вместе с одноклассниками мы оформили эту панораму и подарили детскому саду для их мини-музея. Сегодня я могу Вам её показать.  Это рассказ о том, как проходила битва: парад седьмого ноября, тяжёлые бои и в воздухе,  и на земле.  И конечно о двух героях-  Викторе Талалихине и Георгии Жукове.

Я  очень хочу, что бы все люди: каждый подросток и взрослый, задумались, пропустили через себя и помнили, какой ценой завоевана свобода и независимость нашей Родины. Мы обязаны уважать и помогать, тем ветеранам Великой Отечественной Войны, которые  еще живы.

Сегодня, в третьем тысячелетие ветераны войны - это уже живая история.  Будем свято чтить память о тех, кто подарил нам мирную жизнь.  Пусть их судьбы, их подвиг и мужество, станут достойным примером для последующих поколений.

Пусть дни войны тянулись очень долго,
Пусть быстро мчались мирные года.

 Победы под Москвой, под Курском и на Волге
История запомнит навсегда!

IV.  Список литературы

1. Большая Российская энциклопедия. Научно – редакционный совет. Москва. Научное издание. 2004год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Битва за Москву , два героя, две судьбы» . ГАПОУ МОК им. В.Талалихина Автор проекта: Бойченко В., ученик 6 «В» класса. Руководитель проекта: Резник Г.Н., учитель

Слайд 2

Введение Актуальность работы: Войны, которые происходили на территории нашего государства, были всегда тяжёлыми. Великая Отечественная война стала самым тяжёлым испытанием для всего народа. Разрушительная, гибельная, длительная. Более 1700 городов и 70 деревень и сёл было разрушено и сожжено, 30 миллионов людей погибло! Мы не можем забывать об этих событиях, о людях, победивших в той войне. Я родился в Москве! Память о героях, защищавших столицу, особенно дорога, поэтому мы выбрали такую тему для исследовательской работы. Посвящена она трём событиям, которые наша страна отмечала в 2016 году: 75-летие Битвы за Москву; 75-летие подвига и гибели Виктора Талалихина; 120-летие со дня рождения Георгия Жукова.

Слайд 3

Гипотеза: : если исследовать и изучить вклад Г. Жукова и В. Талалихина в Битве за Москву, то можно прийти к выводу, что подвиг, который был ими совершен, внес большой вклад в нашу Победу, тем самым пример героизма этих людей поможет развить чувства патриотизма у подрастающего поколения. Объект исследования: -события жизни и подвига двух героев ВОВ. Предмет исследования: -участие и вклад Георгия Жукова и В. Талалихина в Битве за Москву.

Слайд 4

Цель работы: показать роль Г. Жукова и Виктора Талалихина в победе под Москвой и доказать, что изучение истории ВОВ способствует развитию патриотических чувств учащихся и воспитанников нынешнего поколения.

Слайд 5

Задачи, методы исследования. Задачи : Изучить и исследовать архивные документы. Расширить знания о Битве за Москву . Рассмотреть вклад двух героев в Победе под Москвой. Посетить музей имени В. Талалихина в СП№10, мини-экспозицию СП№10. Методы исследования. Теоретические: - Изучение информационных источников, фотодокументов, поиск информации о событиях -анализ; - систематизация; -обобщение. Практические: - Создание презентации

Слайд 6

Георгий Жуков. Виктор Талалихин. Родился 1 декабря 1896 года в деревне Стрелковка (ныне город Жуков), в вемье крестьянина. В 12 лет уезжает учиться в Москву. Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка , Вольского уезд а , Саратовской губернии в семье рабочего. В 15 лет вместе с семьей переезжает в Москву.

Слайд 7

Юность рабочая моя Георгий Жуков Виктор Талалихин В 13 лет, освоил скорняжное дело, поступил на вечерние общеобразовательные курсы. Сдал экзамены за полный курс городского училища, получил аттестат . Начал работать на Московском мясокомбинате и одновременно учиться в профессиональном техническом училище при комбинате.

Слайд 8

Георгий Жуков В августа 1915 года призывается в Императорскую армию , в кавалерию . Военная карьера будущего полководца: от унтер-офицера до маршала Советского Союза.

Слайд 9

Виктор Талалихин В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков . Присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в советско-финской войне .

Слайд 10

В начале войны. Георгий Жуков. Виктор Талалихин. Начальник Генерального штаба, командующий Резервным фронтом, командующий Ленинградским фронтом, командующий Западным фронтом. Заместитель командира авиаэскадрильи 1 77-го истребительного полка.

Слайд 11

На подступах к Москве. Варшавское шоссе. Георгий Жуков. Организовал прочную оборону, которую не смогли преодолеть фашистские армии: «Буду истощать, а потом бить». Отстояли Москву! Виктор Талалихин. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 произвёл таран в бою , сбив бомбардировщик He-111 .

Слайд 12

Виктор Талалихин Погиб в воздушном бою возле Варшавского шоссе близ д. Лопатино , на границе Московской и Калужской областей 27 октября 1941 года, защищая небо Москвы и малую родину Георгия Жукова. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве Родина Георгия Жукова Место гибели- деревня Лопатино

Слайд 13

Георгий Жуков-маршал Победы! 24 июня 1945 г. принял Парад Победы, который состоялся в Москве на Красной площади. Командовал парадом маршал Рокоссовский.

Слайд 14

Памяти героев посвящается… Визитная карточка мини-экспозиции в детском саду « Мы –ТАЛАЛИХИНЦЫ». ( 1 место в конкурсе коллажей на 3 межрегиональном слёте Талалихинцев ) В честь героев названы улицы, площади, города, школы, музеи. Выпущены почтовые марки, установлены бронзовые бюсты и памятники. 3- D панорама «Битва за Москву»

Слайд 15

Заключение Самое главное, чтобы все люди задумались, пропустили через себя и помнили, какой ценой завоевана свобода и независимость нашей Родины. Мы обязаны уважать и помогать, тем ветеранам Великой Отечественной Войны, которые еще живы. Сегодня, в третьем тысячелетие ветераны войны - это уже живая история. Будем свято чтить память о тех, кто подарил нам мирную жизнь. Пусть их судьбы, их подвиг и мужество, станут достойным примером для последующих поколений.

Слайд 16

Выводы: На основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующее выводы: -вклад двух героев ВОВ Виктора Талалихина и Георгия Жукова в общую Победу и победу под Москвой неоценим, и является примером героизма для подрастающего поколения. Их подвиг поможет развить чувства патриотизма и беззаветной любви к своей стране. Они не встречались лично. Они вместе защищали нашу столицу, нашу Родину.

Слайд 17

Вечная слава героям Пусть дни войны тянулись очень долго, Пусть быстро мчались мирные года. Победы под Москвой, под Курском и на Волге История запомнит навсегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).У князя Сергея Григорьевича Волко...

исследовательская работа "Битва под Москвой.Судьба человека"

Творческая работа учащейся 9 класса проводимая с целью патриотического воспитания и изучения страниц истории в ВОвойне...

Исследовательская работа "Курская битва в судьбах льговчан"

В истории Великой Отечественной Курская битва отмечена особо. Ее называют поворотным пунктом в ходе войны, после которого Германия так и не смогла взять инициативу в свои руки. Это была третья - после...

Исследовательская работа. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев

Цель данного исследования – проследить, в каких произведениях русской классики используется тематика самоцветов и выявить влияние камней на судьбы литературных героев. Для этого исследования были отоб...

Исследовательский проект "Судьба героя в судьбе страны".

Ученица 6 класса, Пекарская Инара, на примере биографии своего прадедушки - Сулякаева Измаила Аюповича, прошедшего войну, попыталась доказать, что необходимо знать и сохранять память о ветеранах, труж...

Исследовательская работа по истории Отечества «Великая Отечественная война в судьбе моих родственников»

Исследовательская работа по  истории Отечества "Великая Отечественная  война  в  судьбе  оих  родственников"....