Условия организации эффективного обучения чтению
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Автор статьи размышляет о том, какой метод использовать при вдумчивом чтении на уроках литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 1751 Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение.
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
И. А. Бутенко
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
В условиях принятия новых стандартов, где учитель по установке не должен быть ментором, технология критического мышления представляется просто необходимым. В представленной работе рассматривается методика, позволяющая развить самостоятельную исследовательскую деятельность школьников.
Ключевые слова: технология, текст, чтение, гипотеза.
Многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых развлечений.
На уроках приходится не только читать текст и извлекать предполагаемую информацию, но и анализировать художественную реальность во всем ее многообразии, оценивать с разных точек зрения, а зачастую создавать собственный текст, строящийся с учетом особенностей художественного произведения. Одна из задач уроков литературы - помочь учащимся разобраться в метафорическом мире художественного произведения, понять замысел писателя и оценить, как он воплощен в слове. Технология развития критического мышления расширяет спектр задач, учителю необходимо обратить внимание на такие аспекты, как присвоение полученных знаний, приобретение опыта решения проблем. Строго заданная структура урока (вызов - осмысление содержания - рефлексия) призваны раскрыть творческие способности и нестандартность мышления ученика при знакомстве с произведением искусства. Стадия вызова предназначена для актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, а предметом изучения на уроках литературы становится текст как многоаспектная и глубинная единица речи. [3, с.64] Включая личный жизненный опыт детей в систему оценки, мы тем самым предлагаем им собственный путь осмысления и анализа литературного произведения. На этапе осмысления школьникам дается возможность отследить процесс рождения новых идей, т. е. ученик получает опыт работы с художественным текстом как активный и думающий читатель, способный подойти к литературному произведению с новыми идеями. Стадия рефлексии дает широкие возможности для формирования аргументированного представления о произведении, помогает учащимся выработать навыки создания собственных текстов, способствует живому диалогу с автором.
Чтение с остановками – условное название методического приема по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания.
Данный прием учитывает следующее:
- текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приема);
- текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т.д. Части по объему могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует, исходя из логики построения произведения. Остановок не должно быть много;
- задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности;
По данной технологии работаю более десяти лет. Что привлекает в ней? Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, с разными мнениями и реакцией на происходящее. Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика. Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных - к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента – к целому.
Предлагаю урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке К.Д. Ушинского «Слепая лошадь».
Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:
- Вызов. Конструирование предлагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики.
- Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и почему?»
- Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск.
Цель урока:
- формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии;
- формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника;
- формирование умения выдвигать гипотезы и проверять их;
- формирование умения планировать свою деятельность
Ход урока. Стадия вызова.
Сначала на доске и в тетрадях должно появиться слово «Догони – Ветра» без сообщения имени автора и названия урока.
Учитель дает задание: «Запишите ассоциативный ряд к слову «Догони – Ветра».
Ответы учеников: птица, лошадь, бабочка, стрекоза.
Учитель дает задание: «Подберите эпитеты к слову «Догони – Ветра».
Ответы учеников: быстрый, смелый, стремительный.
Такое начало урока нравится учащимся. Ассоциативный ряд выстраивается легко. Важно подчеркнуть, что это существо сказочное.
Стадия осмысления содержания
Читаем первый отрывок.
Давно, когда не только нас, но и наших дедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом.
Уседом был очень богат и жил роскошно. Сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и серебре, ходили только в соболях да в парче.
В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра - так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.
Оказывается, «Догони-Ветер» - лошадь. Вы правильно угадали. Какими качествами обладал этот сказочный персонаж? «Быстрый, смелый, стремительный».
Читаем второй отрывок.
Случилось купцу в одну из своих поездок проезжать на своем любимом коне через темный лес. Дело было под вечер, лес был темен и густ.
Вдруг из-за кустов выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, с топорами и ножами в руках, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.
Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони – Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь ……..вперед, своею сильную грудью ……… на землю двух дерзких злодеев,…….. Под ногами третьего,…….. как вихрь. Догони - Ветер, чуя погоню, …….,как стрела.
Через полчаса Уседом уже въезжал в родимую Винету на своем добром коне.
Учитель дает задание: «На месте пропусков записать слова, обозначающие действия».
Ученики читают глаголы, обозначающие стремительные действия. Затем сопоставляем с авторским вариантом «рванулся, опрокинул, смял, помчался».
Учитель дает задание: « Напишите продолжение сказки, как купец позаботился о своем коне». Затем сопоставляем с авторским вариантом. Читаем третий отрывок.
Слезая с лошади, купец тут же торжественно обещал: что бы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.
Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени. С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, ослабел на ноги и наконец ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.
Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось нерасчетливо давать слепой лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере. Наконец и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота.
Учитель дает задание: «Читаем следующий отрывок, подчеркиваем слова, которые вызвали возмущение, жалость. Почему?».
Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами. Наступила ночь, пошел снег, спать на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела. Такое собрание народа для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.
Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина - и удивились, увидя посреди площади бедного коня - слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.
Заранее подготовленный ученик сообщает, что такое «вече». ВЕЧЕ – народное собрание на Руси в 10 – начало 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с древними землями. Состояло из узко сословного круга бояр и зажиточных людей. academic.ru/dic.nsf/russian_history/
Учитель дает задание: «Работаем в группах. Представим, что «вече» - это ваша группа, какое решение примете?» Ответы учеников в группах: 1. Вылечить больную лошадь. 2. Определить в теплую конюшню. 3. Кормить отборным овсом. 4.Поить ключевою водой. 5. Назначить специального конюха, который следил бы за решением «вече».
Затем обращаемся к авторскому варианту сказки. Читаем четвертый отрывок.
Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.
Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вещевой площади…
Прочитав авторский вариант сказки, ученики радуются, что их гуманное решение совпало с вариантом К.Д. Ушинского.
Учитель дает задание: «Озаглавьте сказку». Сопоставляем с авторским вариантом. Учитель задает вопрос: «Чему учит сказка?»
Рефлексия. Выберите себе начало предложения и продолжите его. На уроке я догадался (понял, узнал, обнаружил, смог)…
Похвалите себя или кого-нибудь другого за что-либо на уроке.
Варианты домашнего задания. 1. Подберите эпиграф к сказке, используйте пословицы, крылатые фразы. 2. Напишите отзыв на сказку.
Библиографический список
- Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М: Просвещение, 2011, 200 с.
- Еремина, Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /Т.Я. Еремина. – М: Просвещение, 2013, 8 с.
- Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М: Просвещение, 2011, С. 62-65
- Сказки русских писателей: сборник, под ред: В.В. Безбожный. – Ростов - на - Дону, 1997, С. 320-324.
I.A. Butenko. Conditions for the effective teaching reading in literature classes.
In this study a technique which allows to devclop an independent research activity of schoolchildren is represented.
Key words: technology, text, reading
Бутенко Ирина Афанасьевна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1»
Butenko Irina Afanacevna - teacher of Russian language and literature, municipal budgetary educational institution "secondary school N 1, Abakan
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникативных технологий - необходимое условие повышения эффективности обучения в школе.
Описание достоинств и недостатков применения ИКТ на уроках в средней школе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/22/picture-125522-1350898614.jpg)
Дифференциация и индивидуализация как необходимые условия повышения эффективности обучения
Педсовет был посвящен эффективности обучения и вопросам создания для этого необходимых условий. В докладе рассматриваются вопросы дифференциации и индивидуализации обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/17/picture-890162-1613543498.jpg)
Методическая разработка "Эффективное обучение чтению на английском языке"
Методическая разработка "Эффективное обучение чтению на английском языке"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1277983-1602599602.png)
Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».
В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-382518-1607615439.jpg)
Тема: «Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья »
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-155638-1673276529.jpg)
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка в условиях традиционной системы и при организации дистанционного обучения
Режим социальной изоляции, связанный с пандемией COVID-19, оказал существенное влияние на образование в целом и обучение иностранным языкам, в частности. Использование дистанционных форм работы явилос...