Урок - практикум по литературе 5 класс. Стихотворение А.А. Фета "Весенний дождь"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Обучение детей практической работе по данному стихотворению. Умение анализиривать текст самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Спасская средняя общеобразовательная школа»

Урок – практическая работа по литературе 5 класс.

А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь». Глубина восприятия красоты природы, ее неповторимость.

Составила:

учитель русского языка и литературы

Минаева Д.В.

Спасс – 2016 год

Урок – практическая работа по литературе 5 класс.

А.А. Фет стихотворение «Весенний дождь». Глубина восприятия красоты природы, ее неповторимость.

Цели:

Ι. Образовательные: проанализировать стихотворения Фета «Весенний дождь», формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации, рисунки, кластеры); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Задачи:

 - учащиеся должны уметь  самостоятельно  анализировать  стихотворение;

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование, презентация;
  • распечатка стихотворения А.А. Фет «Весенний дождь»;
  • листы с практической работой; кластер;
  • цветные карандаши.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Проверить готовность детей к уроку.

II . Актуализация опорных знаний. «Кроссворд» (Слайд 2).

- Внимание на экран. Перед вами кроссворд, чтобы его отгадать, нужно вспомнить основные понятия.

- Какое ключевое слово получилось в кроссворде?

- Дайте определение  лирики?

Эмоционально – образный род литературы, в котором пользуются стихами. (Лирика)

- Продолжаем играть.

III. Постановка целей и задач урока.

На слайде ребус (зашифровано слово дождь.  Слайд 3).

           - Ребята, отгадайте ребус. Правильно – это  дождь.

-Говорят, под шум дождя хорошо размышлять о чем-то. Каждый из вас видел дождь. Это явление природы никого  не оставляет равнодушным. Для каждого дождь представляется по-особенному.

- Какой дождь вы представили? (проливной, грибной, весенний и т.д.)

- Перед вами лежат листы со схемой. Сверху на  листе написано слово дождь, а от него еще три группы слов: сила дождя, запах, движение.  Слушая звуки дождя, заполните кластер. (Слайд 4).

- Проверим, что получилось. (Прослушать ответы, показать  готовый  кластер на слайде). (Слайд 5).

- Недавно мы с вами познакомились со стихотворением, в котором тоже затронута тема дождя.

- Как называется это стихотворение?  

-Кто автор?

-Что вы знаете об А.А. Фете?

-Хорошо, как вы думаете, какие цели мы поставим с вами на сегодняшнем уроке? (Проанализировать стихотворение).

-Но это не все, мы с вами сегодня на уроке будем делать практическую работу, для того чтобы лучше понять это произведение, чувства и эмоции, которых хотел донести до нас  автор.

III. Анализ стихотворения «Весенний дождь».

- Дома вы готовились к чтению наизусть стихотворения А.А. Фета «Весна идет»? Кто хочет зачитать? ( Слушание стихотворений 3 человека).

- Какова тема стихотворения? (Смена погоды перед дождем).

- Какие образы предстают перед нами? (Солнце, туча, дождь).

- Какой главный образ? (дождь)

- Как вы догадались? (Отражен в названии стихотворения).

- Какие художественные средства использовал поэт, приведите примеры? (Эпитеты – золотая пыль, душистый мед, свежие листья. Сравнения – и, будто в золотой пыли, стоит  за ней опушка леса).

-Какие запахи вы почувствовали при чтении стихотворения (дождя, меда, мокрой пыли), а какие цвета вы увидели ( золотой, зеленый, синий), какие звуки вы  услышали (трепет крыла воробья, как барабанит дождь)?    

- Как вы думаете, зачем автор использовал такие приемы как: описание звуков, запахов, цветов? (Чтобы глубже передать красоту природы    в обычных явлениях: дожде, солнце, деревьях).

- Представьте, что вы находитесь на улице, ярко светит солнышко, пахнет цветами и липой. Но вдруг набежала тучка,  и пошел дождь…

Физкультминутка «Звуки дождя». (Слайд 6).

  1. Трем ладошки.
  2. Щелкаем пальцами.
  3. Хлопаем по коленям.
  4. Топаем ногами.
  5. Щелкаем пальцами (затихает)

IV. Практическая работа:

- Отдохнули, теперь мы переходим к практической работе:

- Перед вами лежат листы бумаги, каждый разделен на 4 части. В верхнем правом углу напишите свое Ф.И.  Прочитайте название и цель нашей работы? Выполните задания. Объяснить.   (Приложение №1).

Зачитать несколько работ.

V .  Рефлексия. (Слайд 7).

Вы справились с заданием, давайте подведем итоги.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

теперь я могу…

у меня получилось …

мне захотелось…


Список используемой литературы:

О. А. Еремина  «Уроки литературы  в 5 классе». Издательство: М.: Просвещение , 2008 год.  

Егорова Наталия Владимировна «Поурочные разработки 5 класс». Издательство: Вако 2015 г. Серия: В помощь школьному учителю

Иванова Елена Владиславовна «Дидактические материалы по литературе 5 класс». Издательство: Экзамен, 2016 год.

Автор: Абдуллина Л.И., Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. «Нестандартные уроки литературы 5 – 11 класс». Вако – 2013 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

4 5 6 3 2 1 Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ? Образное определение предмета, выраженное приемущественно прилагательным? О Л И Ц Е Т В О Р Е Н И Е Э П И Т Е Т Р И Т М Повторение ударных и безударных слогов в строке? Р И Ф М А К О Н Т Р А С Т С Р А В Н Е Н И Е Созвучие концовок стихов? Резкое противопоставление? Образное выражение, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления его с другим явлением. При этом используются слова: будто, как будто, словно, точно, подобно и т.д. ?

Слайд 3

Отгадайте ребус!

Слайд 5

ДОЖДЬ мощный, проливной, редкий, слабый, трепетный, грибной, слепой запах мокрой зелени, земли, цветов идет, каплет, льет, бушует, заливает Какой дождь Запах дождя Движение дождя дождя

Слайд 7

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 8

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… У меня получилось … Мне захотелось… ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ

Слайд 9

Домашнее задание: нарисовать весенний пейзаж

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Ф. И. ________________________________________________

Практическая работа № 1. Тема: «Стихотворение «Весенний дождь». Глубина восприятия красоты природы.

Цель: Самостоятельно проанализировать стихотворение. Понять, какие чувства автор  хотел передать читателю.

«ЧТО ВИЖУ?» -

Задание№1

Нарисуйте образы, которые автор отразил в стихотворении.

«ЧТО СЛЫШУ?»

Задание№2

Запишите звуки, передаваемые автором в стихотворении. Выпишите цитаты, подтверждающие ваши ощущения.

«ЧТО ЧУВСТВУЮ?»

Задание№3

Что вы почувствовали, когда читали стихотворение? Выпишите цитаты,  подтверждающие чувства, добавьте фон.

Задание№4

С помощью каких художественных средств  автору удается передать свои чувства и эмоции? Запишите их с примерами.

Вывод (по цели):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум в 9 классе "Построение изображений в линзах"

Презентация может быть использована в качестве обобщения по теме «Линзы» в 9 классе, а также для повторения этой темы в 11классе....

Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»

Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение  изученного  по теме;определение уровня  усвоения знаний, сформированности ...

Урок-практикум в 8 классе по теме "Емельян Пугачёв.Злодей или благодетель?" (А.С.Пушкин "Капитанская дочка")

Урок стороится на групповой работе по построению слайдов к общей итоговой работе- презентации по теме "Емельян Пугачев.Злодей или благодетель?"...

конспект урока литературы в 7 классе "Стихотворения Маяковского"

Работа над стихотворением Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»....

Урок практикум Баскетбол. 9 класс

Взаимодействие игроков в нападении и в защите....

Урок-практикум в 10 классе (работа с заданиями С5-С6 на уроке обществознания)

Данный урок проводился в 10 классе после изучения темы "Политичкие партии и движения"...