Урок-практикум в 10 классе (работа с заданиями С5-С6 на уроке обществознания)
план-конспект урока (обществознание , 10 класс) по теме
Данный урок проводился в 10 классе после изучения темы "Политичкие партии и движения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum._sergeicheva_n.yu_.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по отработке заданий С5-С6 по обществознанию
Автор: Сергеичева Наталья Юрьевна
Учитель высшей категории МБОУ СОШ № 55
Цель:
- актуализировать знания по теме «Политические партии», закрепить навыки выполнения задания С5
- самостоятельное формулирование обучающимися алгоритма работы над заданием С6
Задачи:
- корректировать навыки учащихся по работе с терминологическим аппаратом курса «Обществознание»: подведение под родовое понятие, поиск видовых особенностей и т.д.
- формирование владения общенаучными методами (классификация, сравнение, анализ, обощение и т.д.)
- помочь учащимся приобрести навыки анализа личного социального опыта
- формировать умения соотносить теоретический материал с социальным опытом обучающихся
- дать практические советы по преодолению типичных затруднений обучающихся при выполнении ими заданий, связанных с выполнением заданий высокого уровня сложности в рамках подготовки к ЕГЭ;
- развивать навыки групповой работы, работы в сотрудничестве
Постановка целей
Уникальность ЕГЭ по обществознанию является не только огромный объем содержания, но и сложность критериев оценки заданий, например, части С.
Обращаю ваше внимание на тот момент, что в отличие от других экзаменов (математика) здесь задания частиС– 27 баллов из 60, а это значит, что их должны уметь делать и учащиеся, претендующие на максимальный балл и те, кто рассчитывает на минимальные баллы (т.к. задания части А и В невозможно выполнить на 100% при низкой степени подготовки)
Сегодня на уроке мы совместим систематизацию знаний по теме «Политические партии и общественные движения» с практическим занятием по их применению в формате ЕГЭ.
Актуализация знаний
? При изучении каких тем мы можем использовать понятие «Политическая партия»?
Учитель фиксирует на доске ответы учащихся, уточняя каким образом связана названная тема с изучаем понятием.
Примерный ответ учащихся:
Политическая система
Многопартийность
Политическая идеология
Политический режим
Гражданское общество
Политическое участие
Избирательные системы
Политические элиты
СМИ
Вывод: практически все темы раздела «Политическая сфера общества» так или иначе связаны с этим понятием
Работа на закрепление умений решения задания С5
Учитель. Продолжим работу на углубление понимания этого понятия и на основе наших знаний по теме скорректируем (если понадобиться)
Каждая группа получает одинаковое задание и приступает к его выполнению.
Задание группам:
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения типов политических партий, и одно предложение, раскрывающее особенности деятельности оппозиционной партии в демократическом обществе
По окончании обсуждения группы учитель собирает рабочие листы и передает их другим группам, которые за определенное время рецензируют, добавляют, исправляют, оценивают (определяют баллы) работу
Выступление групп с кратким комментарием:
- Количество выставленных баллов
- Комментарии к оценке
Учитель подводит итоги (в зависимости от того, насколько разные получились определения, точные предложения), обращает внимание на возможность формулировки определения с помощью подведения под родовое понятие.
Организует работу с определением родовых понятий для термина ПП:
- социальный институт
- политическая система (институциональная подсистема)
- общественное объединение (профсоюзы)
- субъект политического процесса
Далее учитель обращает внимание на необходимость вычленения видовых особенностей
(например, по отношению к общественным организациям - борьба за власть или ее удержание)
Комментирует справедливость выставления баллов «экспертами» с учетом этих требваний
? Задание какого типа вы сейчас выполняли?
(С5 –уяснение смысла понятия, информация о соответствующих его аспектах)
Организация работы над новым для учащихся заданием
Учитель напоминает, что на ЕГЭ по обществознанию используется 1650 понятий и что бездумное их заучивание не поможет выполнить задание С5 до конца, чтобы получить максимальный балл (треть выпускников совсем не справляется с заданием)
Учитель объясняет, что следующее задание экзамена проверяет более сложные умения - связывать теоретические положения с окружающей действительностью, овладеть способностью понимать социальные реалии
С такими заданиями - высокого уровня сложности - не справились в 2013 г. 40% выпускников Нижегородской области
Каждая из групп получает новое задание и в течение 5 минут обсуждает ответ на поставленный вопрос:
Политические партии играют важную роль в общественной жизни демократического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.
Группы обмениваются рабочими листами и снова рецензируют, добавляют, исправляют
ответы друг друга
Представители групп докладывают о результатах.
Примерный ответ может выглядеть так:
1)выражение интересов отдельных социальных групп
(парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса);
2) разработка политических программ
(политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества);
3) политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни
(политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекая молодёжь к участию в них приглашением известных поп-исполнителей).
4) выдвижение политических лидеров
(партия поддержала кандидатуру М. на ближайших выборах губернатора)
5) функция оппозиционной партии – организация парламентской оппозиции
(на заседании парламента партия подвергла острой критике предложенный правящей партией проект пенсионной реформы, т.к. он существенно ограничивал права граждан, определенные конституцией государства)
Учитель обращает внимание на следующие моменты:
1) необходимость различение понятий «аргумент» (теоретическое положение) – «пример»
(социальный факт)
2) уточнение требования задания «привести примеры» – «привести конкретные примеры»
(разная степень конкретизации)
3) предложить учащимся увеличить количество элементов ответа при уверенности в своих знаниях
4) поясняет критерии правильности задания и распределение баллов
5) показывает типичные ошибки при выполнении задания
- не вычленяются отдельные элементы правильного ответа, требуемые в задании, в частности, положения и примеры смешиваются. Экспертам приходится производить в дальнейшем вычленение отдельных элементов на своё усмотрение;
- конкретные примеры подменяются общими положениями, в результате зачастую содержательно верный ответ не отвечает на требования задания и оценивается в «0» баллов;
- не выражена связь между примером и теоретическим положением, пример существует обособленно и отражает социальную ситуацию, процесс, явление, которые необходимо проиллюстрировать;
Группам дается задание вспомнить пошагово последовательность действий при выполнении задания – составить АЛГОРИТМ
В самом общем виде он может выглядеть так:
- Определите тематическую принадлежность задания (Политика)
- Уясните, какие элементы и в каком количестве требуется воспроизвести, чтобы выполнить требование задания. Пронумеруйте элементы ответа
- При оформлении используйте таблицу или вводный оборот «НАПРИМЕР»
- Используем грамотные (корректные) формулировки
- Уточните, какие именно примеры необходимо привести, чтобы выполнить требование задания
Заслушиваются выступления групп
Вместе с учителем определяется наиболее точный алгорим, который записывается в тетрадь.
Запись и комментирование д/з
Домашнее задание – выполнить задания С6 (прикрепляется к ЛМС)
Самостоятельно составить задание этого типа по любой тема раздела
(на отдельной карточке разместить задание и примерный ответ)
Рефлексия
Выберите и допишите до точки одну из представленных фраз:
Я научился…
Меня удивило…
У меня получилось…
Я приобрел…
Я понял, что…
Сегодня я узнал…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа с политико-правовым материалом на уроках обществознания при подготовке к ГИА»
Описание опыта использования политико-правовых материалов на уроках обществознания для подготовки учащихся к сдаче ГИА по предмету. В данной работе используются отрывки из разработок уроков по обществ...
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
урок-практикум в 5 классе "Работа со словарем"
Развитие умения работать с моноязычным словарем его СD- ROM на компьютере...
Организация самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом на уроках обществознания на примере изучения темы "Межнациональные отношения".
Организация самостоятельной работы обучающихся с учебнымматериалом на уроках обществознанияна примере изучения темы "Межнациональные отношения"....
Критерии и алгоритм работы над заданием 28 в ЕГЭ по обществознанию
Характеристика задания № 28:уровень сложности: высокийпроверяемые знания: различное содержание (по кодификатору может быть представлен любой из пяти разделов)проверяемые умения: составлять развернутый...
Организация работы с материалами периодической печати на уроках обществознания
Статья посвящена использованию газетных статей на уроках обществознания, в целях подкрепления изученных теоретических положений конкретными примерами, реальными фактами современной жизни общества....
Методическая разработка по обществознанию (7-8 класс) на тему: антикоррупционное воспитание обучающихся на уроках обществознания.
На уроках обществознания я стараюсь воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. В данной методичес...