Методическая разработка по чтению "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Лесовая Татьяна Валентиновна

Методическая разработка по чтению по теме: "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина", 8-9 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное  занятие по чтению

Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Цели: - закрепить и проверить знание сказок А.С. Пушкина;

- развивать память, мышление, речь;

- прививать интерес к сказкам А.С. Пушкина.

Оборудование:  интерактивная доска; презентация; рисунки учащихся к произведениям А. С. Пушкина.

 

Ход урока:

I. Вступительное слово.

- Самый известный, самый распространенный и самый интересный жанр сказки. А.С. Пушкин очень любил сказки и говорил: Что за прелесть эти сказки!». Сказку сочинили люди, а это значит, что на самом деле такого могло и не быть, но сочинили её, чтобы научить чему-то других.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», такими словами заканчивает А.С. Пушкин одну из своих сказок.

Сказки Пушкина вы изучаете в средних и старших классах нашей школы, но знакомы вы с ними еще с детских лет. Они учат нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и лжецов. Я думаю, что нет человека, который бы не любил сказки Пушкина и не восхищался ими.

Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам А.С. Пушкина и посмотрим, как вы их знаете. За каждый правильный ответ будет выдаваться жетон. Кто больше наберет жетонов, тот и будет победителем.

II. Содержание мероприятия

- Для начала давайте вспомним, какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Назовите их.

1. Викторина по сказкам А.С. Пушкина

- Я буду задавать вам вопросы по сказкам А.С. Пушкина. За правильный ответ выбудете получать жетон. В турнире победит тот, кто их получит больше. А победителя ждет награда.

Викторина «Знаешь ли ты сказки Пушкина?»

Сколько раз ходил старик с просьбами к рыбке?

За какую плату согласился работать Балда у попа? (В год за три щелчка тебе по лбу).

К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (К мудрецу, звездочету и скопцу).

В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать царя Салтана? ( В комара, муху, шмеля).

Кого послал старший бес соревноваться с Балдой? (…Вышлю к тебе внука) (с бесенком).

В какой сказке, и какая домашняя птица охраняла целое государство? (Петушок, в сказке о золотом петушке).

Кто похитил Людмилу в сказочной поэме «Руслан и Людмила»? (Волшебник страшный Черномор).

К кому обращался Елисей за помощью в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу, ветру)

Сколько чудес было на острове князя Гвидона? Перечислите их. (4: чудный остров с златоглавыми церквями, хрустальный дом с удивительной белкой, тридцать три богатыря с дядькой Черномором, прекрасная царевна Лебедь).

В чем была сила Черномора? (В бороде).

2. Назовите сказку по иллюстрации

- Давайте рассмотрим иллюстрации, которые нарисовали ученики к сказкам Пушкина и угадаем, кто на них изображен и из какой сказки.

(см. иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина).

3. Чей это портрет?

- В следующем задании узнайте героя сказки по описанию?

1) «…Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит».

- Кто это? В какой сказке вы прочитали про эту красавицу?

(Царевна - Лебедь из «Сказки о царе Салтане…»).

2) - А это чей портрет? Из какой она сказки?

«…Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива».

(Злая царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»).

3) - А это кто такой и из какой он сказки?

«…Ест за четверых,

Работает за семерых.

До светла все у него пляшет:

Лошадь запряжет,

Полосу вспашет,

Печь затопит, все закупит…»

(Балда, «Сказка о попе и его работнике Балде»).

4) - Чей это портрет? Назовите сказку.

«…В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец».

(Мудрец, звездочет «Сказка о золотом петушке»).

4. Выберите правильный ответ. Тесты

1. Кем приходится солнцу месяц в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях? а) Соседом

б) Братцем

в) Дружком

2. Сколько лет жили в землянке старик со старухой?

а) 30

б) 43

в) 33

3. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке?»

а) Гвидон

б) Салтан

в) Дадон

4. Каким было второе состязание Балды с бесенком?

а) В беге

б) На силу (поднятие кобылы)

в) На дальность броска

5. Где стоял царь в «Сказке о царе Салтане…» во время разговора трех девиц в тереме? а) За забором

б) Под окном

в) За дверью

5. Продолжите строчки из сказок.

- Теперь я буду читать строчки из сказок, а вы будете их продолжать и угадывать сказку, из какой они взяты.

1. «Три девицы под окном…»

(Пряли поздно вечерком).

«Кабы я была царица –

Говорит одна девица…»

(То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир).

«Кабы я была царица –

Говорит ее сестрица…»

(То на весь бы мир одна

Наткала б я полотна).

«Кабы я была царица –

Третья молвила сестрица…»

(Я б для батюшки царя

Родила богатыря).

2. «Жил старик со старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке ровно…»

(Тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу

Старуха пряла свою пряжу).

3. «Свет мой зеркальце! Скажи…»

(Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?).

4. «Навстречу ему Балда

Идет сам не зная куда,

«Что, батька, так рано поднялся?

Что ты взыскался?»

Поп ему в ответ…»

(Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти такого

Служителя недорогого?).

5. «Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка…»

(Золотого петушка)

6. «У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том…»

(И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом).

Идет направо - … (песнь заводит)

Идет налево - … (сказку говорит).

6. Узнайте сказку по словам.

1). Поп, работник, бесенок, щелчок.

2). Старик, рыбка, старуха, корыто.

3). Лебедь, бочка, остров, три сестрицы, белка, тридцать три богатыря.

4). Зеркальце, яблочко, месяц, солнце, ветер.

5). Воеводы, мудрец, звездочет, шамаханская царица, петушок.

7. Кому из героев сказок Пушкина принадлежат эти слова.

1). «Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп».

(Золотой рыбке)

2). «Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить».

(Балде)

3). «Не хочу я ничего!

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу…»

(Звездочету, мудрецу)

4). «Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя».

(Царевна)

5). «Коль жив я буду,

Чудный остров навещу

У Гвидона погощу»

(Царю Салтану)

6). «Знаю средство,

Как удалить от нас бедство.

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,

А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».

(Попадье)

7). «Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкуп с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось»

(Старуха)

8). «Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

(Зеркальцу)

9). «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?»

(Царевне – Лебеди)

10). «За такое одолженье,

Волю первую твою

Я исполню, как мою».

(Царю Дадону)

8. Вопросы на засыпку.

1). В кого влюбился царь Дадон?

(В Шамаханскую царицу).

2). Как называется остров, мимо которого плыли купцы в царство славного Салтана?

(Буян)

3). У кого гостила царевна в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях?» (У семи богатырях)

9. Составьте разрезанные иллюстрации и скажите, из каких они сказок.

Ученикам раздаются конверты с иллюстрациями.

III. Итог урока и оценка работы учащихся на уроке

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, которые я вам предложила, и показали неплохое знание сказок А.С. Пушкина.

Называются победители и им вручается призы.

В заключении хочу сказать: «Любите и читайте сказки А.С. Пушкина».

Я благодарю Вас за участие.

- Пусть герои сказок дарят Вам тепло.

- Пусть добро навеки побеждает зло!

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Поэтическое мастерство А.С.Пушкина в балладе "Песнь о вещем Олеге"

Разработка урока литературы для обучающихся 6 класса по программе под ред. А.Г.Кутузова...

Методическая разработка обобщающего урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в 8 классе

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Обобщающий урок в 8 классе Цели: 1.углубить понимание идейно-художественного богатства романа.2. учить разгадывать замысел автора.3.хорошо ориентироват...

методическая разработка "Тема природы в лирике А.С.Пушкина"

Особенности лирики Пушкина, его стихи о природе в разные периоды жизни...

методическая разработка занятия на тему " Биография А.С. Пушкина".

Занятие разработано для обучающихся средней школы....