Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Памяти А.С. Пушкина»
методическая разработка по литературе на тему
Пояснительная записка
Литературно - музыкальная гостиная « Памяти А. С. Пушкина» посвящена дню смерти великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин - одна из самых значительных величин в русской литературе и культуре в целом - создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной жизни. Изучение жизни и творчества великого поэта – яркая и незабываемая страница школьных лет.Литературно - музыкальная гостиная адресована учащимся 6 – 9 классам, желающим расширить представления о личности поэта, его жизни и творчестве, развить свои творческие способности, овладеть навыками общения. Материал, подобранный к мероприятию, доступен для восприятия учащихся. При отборе материала учитывались возрастные и психологические особенности учащихся, уровень их способностей и познавательная активность. Я надеюсь, что это внеклассное мероприятие будет полезно учителям литературы, и каждый найдет в нём что-то интересное для себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_pamyati_pushkina.ppt | 2.11 МБ |
metodicheskaya_razrabotka_pamyati_pushkina.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это имя – знакомое с детства – Вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь. Это имя – веселое рвенье, вдохновенье ночного труда. Нестареющее вдохновенье, Не сгорающее никогда. Памяти А.С.Пушкина (1799 -1837)
Дом, где родился Александр Сергеевич Пушкин
Род Пушкиных
Родители А.С.Пушкина
Бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна
Памятник няне Пушкина
Царскосельский Лицей Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастье куда б ни привело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам – Царское Село.
А.С.Пушкин на экзамене в Лицее
Шесть лет промчалось, как мечтанье, В объятьях сладкой тишины, И уж Отечества призванье Гремит нам, шествуйте, сыны! Простимся, братья! Руку в руку! Обнимемся в последний раз! Судьба на вечную разлуку, Быть может, здесь сроднила нас! По окончании Лицея
Пушкин в Михайловском
Наталья Николаевна Гончарова Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец .
Пушкин и Гончарова
На балу
Жорж Дантес
Дуэль Пушкина с Дантесом
После дуэли
У дома Пушкина
Святогорский монастырь
Забвенья нет, как нет Старенья, угасанья, И камня тоже нет, и бронзы тоже нет, - В невольной смене лет Есть времени дыханье, Есть жизнь, есть свет земной, И есть для нас Поэт. Памятник А.С.Пушкину
Памятник Пушкину и Гончаровой
Издали узнаю силуэт: головы наклон, осанку, плечи. Длинный плащ накинут нараспах, бусинки дождинок – вдоль опушки. Капельки в кудрявых волосах… Я люблю Вас, ……………… ... Александр Пушкин! Любовь к Пушкину
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Туманинская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе с использованием ИКТ
Тема методической разработки: «Памяти А.С. Пушкина»
Разработала учитель русского языка
и литературы Половинкина
Людмила Николаевна
Пояснительная записка
Литературно - музыкальная гостиная « Памяти А. С. Пушкина» посвящена дню смерти великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин - одна из самых значительных величин в русской литературе и культуре в целом - создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской духовной жизни. Изучение жизни и творчества великого поэта – яркая и незабываемая страница школьных лет.
Глубокое знание и понимание его произведений может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя. Работа по изучению творческого наследия А. С. Пушкина не ограничивается уроками, она продолжается на внеклассных занятиях. По-настоящему понять и почувствовать героев Пушкина, атмосферу той жизни, которую они проживают, наконец, понять и почувствовать самого поэта нельзя, не представляя тех конкретных реалий быта, которыми наполнена пушкинская эпоха. Примером внеклассного мероприятия, которое решает эту задачу, может стать литературно – музыкальная гостиная.
В ходе мероприятия предусмотрено:
- Просмотр презентации;
- Прослушивание сведений о жизни А. С. Пушкина;
- Прослушивание фонограмм;
- Чтение стихов;
- Исполнение песни;
- Инсценировка;
- Участие в играх
Литературно - музыкальная гостиная адресована учащимся 6 – 9 классам, желающим расширить представления о личности поэта, его жизни и творчестве, развить свои творческие способности, овладеть навыками общения. Материал, подобранный к мероприятию, доступен для восприятия учащихся. При отборе материала учитывались возрастные и психологические особенности учащихся, уровень их способностей и познавательная активность. Я надеюсь, что это внеклассное мероприятие будет полезно учителям литературы, и каждый найдет в нём что-то интересное для себя.
Тема мероприятия: «Памяти А.С. Пушкина»
Цель: создание оптимальных условий для раскрытия творческого, интеллектуального потенциала учащихся
Задачи:
Обучающие: расширить представления учащихся о жизни и творчестве А. С. Пушкина; читательский кругозор;
Развивающие: способствовать развитию эстетического вкуса, познавательного интереса, интеллектуальных способностей учащихся;
Воспитательные: способствовать воспитанию духовности, речевой культуры, любви и интереса к личности и творчеству поэта
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации с изображением А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой, музыкальные фонограммы (М. И. Глинка «Вальс - фантазия», Г. Свиридов «Вальс», В.А. Моцарт «Реквием»), конверты с заданиями, стол с белой расшитой скатертью, подсвечник со свечами, чернильница с гусиным пером, лист бумаги, выставка книг А.С.Пушкина
Тип мероприятия: литературно – музыкальная гостиная
Форма организации деятельности учащихся: коллективная
Участники и гости одеты в стиле XIX века: юноши в - белых рубашках и черных брюках, девушки – в длинных вечерних платьях.
Конспект мероприятия:
Звучит музыка (М. И. Глинка «Вальс - фантазия»)
Выступление ведущего (или 2 ведущих)
Дорогие друзья! Мы собрались сегодня в литературной гостиной. А что такое гостиная? От какого слова происходит это слово? В начале XIX века, в аристократических кругах русского общества, появилась традиция собираться вместе для общения. В XIX веке литературно – музыкальные гостиные, как тогда говорили, салоны, пользовались большой популярностью. В гостиных собравшиеся вели разговоры о литературе, об искусстве, ставили спектакли, играли в различные литературные игры, читали стихи, слушали музыку, танцевали. Быть постоянным посетителем гостиной считалось престижным и почетным. Хотелось бы возродить эту утраченную традицию хотя бы в стенах нашей школы, чтобы у любителей литературы и искусства была возможность поговорить, поспорить, почитать стихи, раскрыть свои способности.
Откроем дверь нашей гостиной,
Куда не входят без причины,
Куда ведёт души стремленье
И благородное общенье!
Итак, я приглашаю вас в литературно – музыкальную гостиную, чтобы поговорить о человеке, чьё имя знаем с детства. Этого поэта называют солнцем русской поэзии.
Просмотр презентации и выступления участников
Слайд 1 Выступление участника
Это имя – знакомое с детства –
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Это имя – веселое рвенье,
вдохновенье ночного труда.
Нестареющее вдохновенье,
Не сгорающее никогда.
Выступление ведущего
Я предлагаю вам совершить путешествие в XIX век, в эпоху великого поэта — Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин был душой таких гостиных. Еще долго после гибели поэта гости, собиравшиеся в салонах Петербурга и Москвы, делились воспоминаниями о Пушкине, восхищались его личностью и творчеством. Жизнь А. С. Пушкина, в память о котором мы сегодня собрались, трагически оборвалась 176 лет назад, но свет его ума, тепло и задушевность его поэзии согревают и освещают наши души и сегодня.
Выступление участника
Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен, правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.
И все еще горит нам светоч тот,
Всё гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
Все лучшие порывы посвятить
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.
Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
(А. Плещеев «Памяти Пушкина»)
Слайд 2 Выступление ведущего
Великий русский поэт А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве.
Слайд 3 Выступление ведущего
Интересно само его происхождение. Прадедом знаменитого русского поэта – со стороны матери - был уроженец Африки, Абрам Петрович Ганнибал. А другой предок Пушкина — со стороны отца — вёл свой род от прусского выходца. Имя его — Радша или Рача. Потомок Рачи носил прозвище Пушка. Уже в следующем поколении это прозвище дало начало фамилии Пушкин. Семья принадлежала к образованной части московского общества.
Слайд 4 Выступление ведущего
Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, был отставной майор. Он был светский человек, страстный любитель поэзии. Мать, Надежда Осиповна, обладала живым характером и большим запасом веселья и беззаботности.
Слайд 5 Выступление ведущего
Благотворное влияние на юного Пушкина оказали бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которая знала много сказок и преданий. Маленький Саша любил свою няню и называл её ласково «матушкой».
Слайд 6 Выступление участника
Он няню мамой называл,
Он называл ее голубкой…
А ветер сыпал снежной крупкой,
Пути в деревню заметал.
Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке.
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок.
Смеялся Пушкин, говоря:
«Какая прелесть эти сказки!»
А ночь текла к своей развязке,
За вьюгой брезжила заря.
Звучит песня «Зимний вечер» на стихи А. С. Пушкина в исполнении группы учащихся
Выступление ведущего
Интерес к литературе пробудился у Александра рано. Этому способствовала вся атмосфера родительского дома. У Сергея Львовича бывали виднейшие поэты и писатели – Карамзин, Батюшков, Жуковский. Дядя Пушкина - тоже поэт - читал свои стихи и басни. В 9 лет Пушкин уже пробовал писать басни, пьесы.
Слайд 7 Выступление ведущего
19 октября 1811 года в Царском Селе, летней резиденции императора, открылся Лицей – учебное заведение для юношей благородного происхождения. Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда своего сына. Он добился, чтобы Александр был записан среди 30 претендентов в кандидаты на обучение. Александру было в то время 12 лет.
Первый лицейский курс состоял из талантливых мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры. Ближайшими друзьями Пушкина были: справедливый, смелый Иван Пущин, восторженный, одержимый стихами Вильгельм Кюхельбекер, добродушный, медлительный Антон Дельвиг. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам. Эту дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни привело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам – Царское Село.
Слайд 8 Выступление ведущего
Поэтический дар проявился у Пушкина еще в лицейские годы. Печататься он начал в 1814 году, когда ему было 15 лет. Слава молодого Пушкина выросла после чтения на экзамене по русской словесности стихотворения «Воспоминания в Царском селе». На экзамене присутствовал известный поэт того времени Гавриил Романович Державин, который восхитился талантом юного Пушкина.
Александр Пушкин окончил Лицей в 1817 году, и в это время он уже был настоящим поэтом.
Слайд 9 Выступление участника
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам, шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Выступление ведущего
Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность поэта. Поэт получил назначение на службу при министерстве иностранных дел. Петербургская жизнь захлестнула Пушкина. Он посещает литературные вечера, принимает участие в работе обществ «Арзамас» и «Зелёная лампа», знакомится с передовыми людьми своего времени. В эти годы поэтом созданы многие вольнолюбивые стихотворения: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». К петербургскому периоду относится и первая поэма Пушкина «Руслан и Людмила».
Молодой поэт, сочиняющий и распространяющий свои свободолюбивые стихи, не мог остаться безнаказанным. Александр I хотел сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. Друзья Пушкина – Карамзин, Жуковский - добились смягчения приговора. Пушкина отправляют служить на юг России. В этот период созданы великолепные образцы романтической лирики: элегия «Погасло дневное светило», поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники». Александр Сергеевич начал писать роман “Евгений Онегин”.
Слайд 10 Выступление ведущего
Пушкин подал прошение об отставке с государственной службы, и ему объявили об увольнении и сослали в псковскую губернию, в имение его матери, Михайловское, под надзор местных властей.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
За два года были написаны: «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Я помню чудное мгновенье…», 4 главы «Евгения Онегина». Всего около ста произведений.
Последние дни в Михайловском Пушкин доживал с трудом. Ему было одиноко и душно в северном заточении. Здесь он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Всё лето 1826 года прошло в мучительных и тяжёлых раздумьях. А 3 сентября внезапно прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I.
8 сентября 1826 года Пушкин въехал в Москву – город своего детства, который он не видел 15 лет. Он вернулся на свою родину после долгих лет ссылки и скитаний. Эти годы – расцвет пушкинского творчества. Созданы многие из его лирических шедевров – философские размышления о жизни и смерти, о вдохновении, о назначении поэта, возвышенные и страстные любовные признания: «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Поэт», «Анчар» и другие.
В мае 1827 года Пушкин получил высочайшее дозволение на жительство в Петербурге. Здесь он пишет главы «Евгения Онегина» и поэму «Полтава». В эти годы ему душевно неуютно, его одолевает тоска.
Слайд 11 Выступление ведущего
Зимой 1829 года на одном из московском балу Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой, которой было в ту пору 16 лет, и влюбился. С ней теперь были связаны все его мечты о доме, о своей семье.
Звучит музыка (Г. Свиридов «Вальс»), на её фоне сценка
Сценка (Выступление участниц)
- Слышали новость: Пушкин кажется влюбился?
- Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров?
- Кто ж она?
- Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.
- Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве. Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.
- Матушка и мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.
- Брак для поэта - это такая проза!
- Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали – первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.
- Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором еще в «Евгении Онегине» написал задолго до знакомства с Натали.
- Да, да, я учила с маменькой:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без подражательных затей
Все тихо, просто было в ней.
- И совсем еще юная. Только в свет вывела ее маменька.
- Ай да Пушкин! Ему уже 30, а ей всего лишь шестнадцать. Она выше его на целую голову. Но как божественна! Как он влюблен!
Выступление ведущего
Весной 1829 года Александр Сергеевич сделал предложение. Мать девушки, Наталья Ивановна, не считала Пушкина завидным женихом: состояния нет, не в чинах и не служит, к тому же, на плохом счету у правительства. После неудачного сватовства Пушкин уехал на Кавказ, где шла война с Турцией.
В конце сентября Пушкин вернулся в Москву и снова стал бывать у Гончаровых: его чувство к Наталье Николаевне не угасло. Весной, 6 апреля, Пушкин сделал вторичное предложение, которое на этот раз было принято. 6 мая состоялась помолвка, Пушкин стал официально женихом Натальи Николаевны Гончаровой.
Получив согласие на брак с Натальей Гончаровой, летом 1830 года Александр Сергеевич отправился в нижегородское имение своих родных - Болдино, чтобы привести в порядок хозяйственные дела.
В Болдине ему пришлось пробыть не один месяц, а целых три: в Москве началась эпидемия холеры. Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлётом пушкинского гения. Пушкин закончил роман «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказку о попе и работнике его Балде», 30 стихотворений.
Слайд 12 Выступление ведущего
В ноябре 1830 года Александр Сергеевич Пушкин покинул Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля в церкви Большого Вознесенья на Никитской улице состоялось венчание его с Натальей Николаевной Гончаровой. Пушкин был счастлив. Можно ли лучше сказать о своей любимой?
Выступление участника
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков,
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(А. С. Пушкин «Мадонна»)
Слайд 13 Выступление ведущего
Вскоре вместе с женой Пушкин переехал в Петербург. Поэт по-прежнему полон поэтических замыслов и свершений. Особое место в творчестве занимает историческая тема. Пушкиным были написаны такие произведения: «История Пугачёва», «Капитанская дочка», «Медный всадник».
Последние годы жизни Пушкина – годы напряжённой работы и высоких замыслов, отмечены враждебностью окружающего его общества, литературным одиночеством, материальными трудностями.
Слайд 14 Выступление ведущего
26 января 1834 года Пушкин записал в дневнике: «Барон де Антес и маркиз де Пина будут приняты в гвардию прямо офицерами. Гвардия ропщет». Так имя Дантеса впервые вписывается в жизнь Пушкина. Чтобы затем сыграть свою роковую роль. Жорж Дантес, сын небогатого дворянина, покинул Францию после июльской революции. Судьба свела его с голландским послом в Петербурге, бароном Геккереном, который усыновил его. Дантес сделался состоятельным человеком и богатым наследником. Его жалует царь, и приглашают в самые известные петербургские дома. Познакомившись на одном из балов с Натальей Николаевной, он начинает за ней ухаживать.
4 (16) ноября 1836 года городская почта доставила Пушкину и нескольким его друзьям анонимный пасквиль на французском языке, оскорбительный для чести его самого и его жены. Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль, но она не состоялась. В дело вмешался приёмный отец Дантеса Геккерен, который попросил отсрочки дуэли на 15 дней. Тем временем Геккерен распространил в свете версию , согласно которой Дантес ухаживал не за Натальей Николаевной, а за её сестрой, Екатериной. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой. Так как Дантес стал женихом Екатерины, Пушкин был вынужден отозвать свой вызов, но своего отношения к Дантесу и Геккерену не изменил. 10 января 1837 года состоялась свадьба Дантеса с Екатериной Гончаровой.
Вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток в адрес Пушкина и его семьи. Вокруг затравленного Пушкина все веселились, смеялись, шутили. В этом шумном круговороте как-то объединились и недруги, и те, кого он считал друзьями. Поэт остался один. Некому было даже излить душу. Выносить это дальше у Пушкина не было сил. 25 января (7 февраля) 1837 года Пушкин отправил Геккерену- отцу письмо. На другой день после получения письма Геккереном Дантес от его имени послал Пушкину вызов на дуэль.
Выступление участника
Белый задумчивый снег,
Снег января, не торопясь,
Падает на Петербург.
Город красив, как во сне.
Сани летят вдоль Невы.
Мимо дворцов, вдоль площадей,
Верной крылаткой покрыт,
Пушкин спешит на дуэль…
Слайд 15 Выступление ведущего
27 января (8 февраля) 1837 года около половины пятого пополудни под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи, за Чёрной речкой, состоялась дуэль. Условия дуэли были жёсткими и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам, они становились на расстоянии двадцати шагов друг от друга, барьер составлял десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ Данзас, секундантом Дантеса — виконт д’Аршиак. Пушкин подошёл к барьеру и стал целиться. Дантес выстрелил, ещё не дойдя до барьера. Пушкин упал после выстрела Дантеса, у его пистолета дуло забилось снегом, и он попросил сменить пистолет. Д’Аршиак стал возражать, но Дантес знаком остановил его, и Пушкину дали другой пистолет. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку.
Слайд 16 Выступление ведущего
Раненый Пушкин был увезён с места дуэли на санях извозчика, а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерен. Домой, на набережную реки Мойки, Пушкина привезли около шести вечера.
Слайд 17 Выступление ведущего
Старый и верный дядька Пушкина Никита Козлов внёс его на руках по лестнице в дом. К семи часам вечера в кабинете Пушкина, где он лежал, собрался консилиум врачей. Их приговор был единодушный: никакой надежды на спасение нет.
Около двух дней и двух ночей продолжались последние мучения Александра Сергеевича Пушкина. На квартире Пушкина собрались близкие и друзья. Жуковский вывешивал бюллетени о состоянии его здоровья. Несмотря на усилия врачей под руководством Н. Ф. Арендта, поэт скончался 29 января (10 февраля) 1837 года в 14:45. В момент его кончины были остановлены часы, которые хранятся до сих пор, став одним из значимых экспонатов музея, организованного в этом доме впоследствии.
Смерть Александра Сергеевича Пушкина вызвала волну возмущения среди различных слоёв русского общества. Власти испугались народных манифестаций и отдали распоряжение перенести тело для отпевания из Исаакиевского собора в Конюшенную церковь, а ночью отвезти гроб в Святогорский монастырь для погребения. Царь приказал не устраивать никакой церемонии. В последний путь Пушкина проводили дядька Никита Козлов и близкий друг поэта Александр Иванович Тургенев. Их сопровождал жандармский капитан.
Слайд 18 Выступление ведущего
В Святогорском монастыре Пушкина похоронили рядом с могилами деда, бабушки и матери.
Звучит музыка (В. А. Моцарт «Реквием»)
Слайд 19 Выступление участника
Забвенья нет,
как нет
Старенья,
угасанья,
И камня тоже нет,
и бронзы тоже нет, -
В невольной смене лет
Есть времени дыханье,
Есть жизнь,
есть свет земной,
И есть
для нас
Поэт.
(А. Краснов)
Современники Пушкина были просто потрясены его гибелью. Одним из первых откликнулся на это страшное событие молодой поэт Михаил Юрьевич Лермонтов стихотворением «Смерть поэта».
Выступление участника
Погиб поэт!- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?... издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он - с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Слайд 20 Выступление ведущего
Известный русский поэт Фёдор Тютчев писал о Пушкине:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..
И это, действительно, так. Поколение XIX века завещает своим потомкам любовь к Пушкину. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание с самого раннего детства. О Пушкине можно говорить очень долго. Восхищаться его произведениями, переживать вместе с его героями. Он всегда в нашей душе и сердце. У каждого из нас свой Пушкин.
Выступление участника
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал, – без перевода.
(Алифиренко)
Слайд 21 Выступление участника
День февральский плачет по теплу,
с улицы в уют жилья стучится,
размалёвывая по стеклу
панораму утренней столицы.
И в багете тусклого окна,
растекаясь акварельной дымкой,
утопают в пасмурных тонах
полусонные дома Ходынки.
Отложу свиданье на потом,
наугад открою томик старый…
Ну, а он, озябший, под дождём
одиноко мокнет в зимней хмари.
Нет, поеду!
У метро букет
самый лучший выберу для встречи.
Издали узнаю силуэт:
головы наклон, осанку, плечи.
Длинный плащ накинут нараспах,
бусинки дождинок – вдоль опушки.
Капельки в кудрявых волосах…
Я люблю Вас,
………………... Александр Пушкин!
(Галина Беспалова «Свидание с Пушкиным»)
Выступление ведущего
А теперь - игры! Пушкин любил буриме. Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Буриме появились в XVII веке, но особое распространение приобрели в XIХ — ХХ веке — сначала только в салонах, а затем и в самых широких кругах. Часто так случалось, что Пушкин четверостишие по заданным рифмам сочинял моментально.
Приглашаются 2 или 3 команды игроков
- Я предлагаю вам сейчас по рифмам восстановить четверостишия из произведений А.С. Пушкина.
- Рифма: … туманы
… луна
… поляны
… она
Ответ: Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
(«Зимняя дорога»)
- Рифма: … зелёный
… том
… учёный
… кругом
Ответ: У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
(«Руслан и Людмила»)
- Рифма: … гуляет
… подгоняет
… в волнах
…парусах
Ответ: Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(«Сказка о царе Салтане»)
- Рифма: … кроет
… крутя
… завоет
… дитя
Ответ: Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(«Зимний вечер»)
- Рифма: … паркета
… одета.
… народ
... лёд
Ответ: Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
(«Евгений Онегин»)
- Рифма: … погода
... на дворе
… природа.
… в январе.
Ответ: В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
(«Евгений Онегин»)
- В гостиных играли в лото. И мы сейчас поиграем в лото, но не простое, а литературное. Я предлагаю вам вопросы по сказкам Пушкина.
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы,
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(Игроки выбирают конверты с заданиями)
Вопросы первого конверта «Сказка о золотом петушке»
1.К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?
(«Обратился к мудрецу, звездочёту и скопцу»)
- Что обещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?
(«Волю первую твою я исполню, как свою»)
- Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?
(«Год, другой проходит мирно, Петушок сидит всё смирно». 2 года.)
4. Откуда пришла беда в царство Дадона?
(«Видит, бьется петушок, обратившись на восток»)
5. «Царь скликает третью рать... » Что такое рать?
(«Царь к востоку войско шлет...»)
6. Сколько сыновей было у царя Дадона?
(«Что за страшная картина! Перед ним его два сына»)
7. Сколько времени пировал царь Дадон в шатре царицы?
(«И потом, неделю ровно, покорясь ей безусловно, Околдован, восхищен, пировал у ней Дадон»)
8. Кто встретил царя Дадона на пути к дому?
(«В сарачинской шапке белой, весь как лебедь поседелый, Старый друг его, скопец». Мудрый звездочет.)
9. Что попросил мудрец у Дадона?
(«Подари ж ты мне девицу, шамаханскую царицу»)
10. Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь?
(«Царь хватил его жезлом по лбу: тот упал ничком, да и дух вон»)
11. Что сделал петушок, когда спорхнул со спицы?
(«К колеснице полетел и царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя и взвился…»)
12. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
(«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».)
Вопросы второго конверта «Сказка о попе и работнике его Балде»
1.Где встретился поп с Балдой?
(«Пошёл поп по базару посмотреть кой – какого товару, навстречу ему Балда»)
2.За какую плату согласился работать Балда у попа?
(«В год за три щелка по лбу»)
3. Балда говорит попу о питании: «Есть же мне давай вареную полбу». Что такое полба?
(Каша из пшеницы. Полба – особый вид пшеницы)
4. Как живёт Балда в поповом доме?
(«Спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых»)
5.Как попадья учила попа отправить Балду без расплаты?
( «Закажи Балде службу, чтобы было ему невмочь;
А требуй, чтоб он исполнил её точь - в - точь.»)
6.За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?
(« Лучше не надобно дохода, да есть у них недоимки за 3 года»)
7.Что стал делать Балда у берега моря?
(«Пошёл, сел у берега моря; Там он стал верёвку крутить да конец её в море мутить»)
8.Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?
(«Погоди, вышлю к тебе внука».)
9.Как Балда перехитрил бесенка в первый раз?
(«Пошел Балда в ближайший лесок, поймал двух зайков, да в мешок»)
10.Как Балда перехитрил бесенка во второй раз?
(«Да жду вон этой тучки; Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку».)
11. Как Балда перехитрил бесёнка в третий раз?
(«Кобылу подыми – тка ты, да неси её полверсты…
Сел Балда на кобылу верхом, да версту проскакал»)
12.Что произошло с попом после щелчков Балды?
(«С первого щелка прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка лишился поп языка;
А с третьего щелка вышибло ум у старика»)
Вопросы третьего конверта «Сказка о рыбаке и рыбке»
1.Где жил старик со своею старухой?(«У самого синего моря»)
2.Сколько лет рыбачил старик?(«Ровно тридцать лет и три года»)
3.Сколько раз закинул старик невод, прежде чем поймать золотую рыбку?(2)
4.Что поймал старик в первый и во второй раз?
(«Пришёл невод с одною тиной… Пришёл невод с травой морскою»)
5.Что поймал старик в третий раз?
(«Пришёл невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой, - золотою»)
6.Что сделал старик с рыбкой? («Отпустил он рыбку золотую»)
7. Что попросил старик у рыбки в первый раз? («…новое корыто»)
8.Что попросил старик у рыбки во второй раз? (..избу»)
9.Кем предстала перед стариком старуха в первый раз? («Столбовою дворянкой»)
10. Кем предстала перед стариком старуха во второй раз?(«Вольною царицей»)
11.Сколько времени была царицей старуха? («Вот неделя, другая проходит». Две недели.)
12.Кем ещё хотела стать старуха? ( «Владычицей морскою»)
Вопросы четвертого конверта «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1.«Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Чей это портрет? (вторая жена царя)
2.Какой предмет в сказке говорил всю правду о внешности? (Зеркальце)
3. «Белолица, черноброва, нраву кроткого такого»
Чей это портрет? («Царевна молодая»)
4.Как звали жениха царевны? («И жених сыскался ей королевич Елисей»)
5.Какое приданое приготовил царь своей дочери?
(«Семь торговых городов да сто сорок теремов»)
6 Кому отдала царица приказ: «Весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую, под сосной оставить там на съедение волкам»? (Чернавке)
7.Куда набрела царевна, блуждая по лесу? («…и на терем набрела»)
8.Кто жил в тереме? (семь богатырей)
9. Какая кличка была у собаки богатырей? (Соколко)
10.Чем была отравлена царевна? (яблоком)
11.К кому обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту?
(К солнцу, месяцу, ветру)
12.Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?
(«И пошел к пустому месту, на прекрасную невесту посмотреть еще хоть раз».)
Вопросы пятого конверта «Сказка о царе Салтане, ...»
1.Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком»)
2.Кем стали девицы по приказу Салтана? (Ткачихой, поварихой, царицей)
3.Куда посадили бояре молодую царицу с сыном? (В бочку)
4.Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон).
5.От кого князь Гвидон спас царевну-Лебедь? («Ты не коршуна убил, Чародея погубил»)
6.Как изображает А.С.Пушкин царевну-лебедь? (Месяц под косой горит)
7.Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон? ( Буян)
8.Перечислить по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна-лебедь)
9.Какую песню пела белка под ёлкой? («Во саду ли, в огороде…» )
10.Какими словами встречала царевна Лебедь Гвидона у моря?
(«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?»)
11.В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)
12.Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?
(«Я там был, мёд, пиво пил – и усы лишь обмочил)
Выступление ведущего
- А теперь мы открываем литературный аукцион "Заглавие". Необходимо назвать заглавия пушкинских произведений, в которых есть имя, фамилия или топонимическое название. («Борис Годунов», «Дубровский», «Повести Белкина», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане..», «Евгений Онегин», «К Чаадаеву», «Арион», «Пущину», «Кавказ», «Полтава», «Моцарт и Сальери», «Арап Петра великого»)
Жюри подводит итоги, проводится игра со зрителями
Игра со зрителями
Литературная игра под названием "Центон". Она также была популярна во времена Пушкина. Центон — это стихотворение, составленное из различных отрывков произведений какого-либо поэта. Задача игроков — отгадать, из каких произведений А. С. Пушкина составлен центон.
Жил-был славный царь Дадон.
С петушком стал княжить он.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
У ворот блистают латы —
То хранят его палаты
Тридцать три богатыря.
У него невеста есть.
Что не можно глаз отвесть.
Но как-то в грозной тишине
Раздался дважды голос странный.
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной,
С тех пор и нет Людмилы милой –
Похищена безвестной силой.
Ответ: Центон составлен из «Сказки о золотом петушке», «Сказки о царе Салтане…» и поэмы «Руслан и Людмила».
Подведение итогов, награждение победителей.
Выступление ведущего
Любите Пушкина! Его творчество поможет вам ответить на многие вопросы. Гордитесь тем, что Пушкин — русский национальный поэт, наше достояние. Проходят столетия, поколения сменяют поколения, но имя Пушкина яркой звездой будет вечно гореть на небосклоне России и всего мира!
Методические рекомендации
Имя Александра Сергеевича Пушкина широко известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Творческое наследие великого поэта и писателя является достоянием и гордостью российской и мировой литературы. Стихи и прозу Пушкина знают и любят огромное количество людей разных возрастных групп. Ежегодно встречаясь на уроках литературы с творчеством великого русского гения художественного слова, учащиеся совершают для себя небольшие, а часто и довольно значительные открытия. Душевные струны учащихся может затронуть волшебство сказок, рассказанных поэту Ариной Родионовной, факты пушкинской биографии могут навеять мысль о силе духа и яркости, неординарности личности поэта, стихотворения и поэмы – оставить след в душе своим лиризмом и гуманностью. Таким образом, учащиеся имеют своё собственное представление о поэте и по-своему связаны с ним тёплыми, живыми нитями.
Приобщить учащихся к творчеству А. С. Пушкина и наглядно показать им атмосферу эпохи, в которой жил и работал великий поэт, можно с помощью проведения литературно – музыкальной гостиной. Организация этого мероприятия требует достаточно серьезной предварительной подготовки. Весь материал должен быть достаточно содержательным и интересным, заставляющим ребят сопереживать. Данный тип мероприятия - это способ реализации творческого потенциала, стимул для более глубокого постижения предмета. Занятия литературно – музыкальной гостиной служат переосмыслению известного, развивают мышление, творческое воображение, способствуют эстетическому воспитанию, духовному преображению современного молодого человека. Встреча при свечах, прослушивание музыкальных композиций, чтение стихов, исполнение песен, инсценировки способствует формированию потребности видеть, чувствовать и самим творить прекрасное. Для наглядного оформления внеклассного мероприятия используется слайдовая презентация, поскольку применение компьютера по-новому организует и активизирует деятельность учащихся, делает мероприятие ярким, необычным, более наглядным и интересным. Слайды демонстрируют наглядно-иллюстративный материал, связанный с содержанием выступлений учащихся. В качестве музыкального фона необходимо использовать музыку. Стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...
Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской... Личность и судьба А.С. Грибоедова"
Изучение биографии Грибоедова, осознание масштаба личности и трагизма судьбы писателя...
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».
Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...
Методическая разработка урока русской литературы «А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин «Творческая история»
Название предмета: литератураКласс: 9УМК: «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014Уровень обучения: базов...
Методическая разработка урока русской литературы "Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка."
Методическая разработка урока русской литературы "Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка."...
Урок по Литературе «Памяти А.С.Пушкина»
Цели урока: донести до учащихся события последних дней жизни великого поэта; учить сопереживанию....
Методическая разработка к уроку литературы "Викторина по сказкам А.С.Пушкина"
В помощь учителю при подготовке к теме "А.С.Пушкин . Творчество поэта"....