Урок-исследование в 10 классе "Путь Родиона Раскольникова к мечте"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Захаренко Валентина Васильевна

Урок по технологии РКМ. Урок нацелен на развитие мыслительных способностей обучающихся, с применением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе «Дорога Р.Раскольникова к мечте»

Цель: Подвести учеников к ответу на вопрос: «Каков путь Р.Раскольникова к осуществлению мечты»?

Задача: Проанализировать структуру первой части романа, показать особенности идеи главного героя в понимании счастья.

Форма проведения: Урок – исследование на основе внимательного чтения первой  части романа «Преступление и наказание».

Примечание: Это третий урок по роману, своего рода промежуточный итог разговора о произведении.

Принципиальное требование  к учащимся – работа

с полным текстом романа.

Это примерный конспект урока, в канву которого

вставлены реальные ответы ребят на уроке.

Урок построен на основе технологии критического мышления и технологии системно-деятельностного подхода.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили об особенностях романа Достоевского, о Петербурге как о герое произведения. увидели, что роман проникнут глубоким смыслом о праве человека в решении своей и чужой судьбы. Увидели решающую роль образа города в развитии действия, в совершении поступков главного героя.

Мотивация.

1. Какими вы увидели улицы Петербурга по которым бродил Раскольников?

2. Расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова. Какое впечатление они на вакс произвели? ( От встреч с людьми остается что-то жалкое, грязное, безобразное).

3. Что еще происходит на улицах города?

4. Где живут герои Достоевского?

5. Какова роль пейзажа?

6. Каковы ваши ощущения от Петербурга в описании Достоевского?

7. Кто из писателей до Достоевского изображал Петербург в своих книгах?

8. Чем необычен Петербург Достоевского ( в отличие от изображения города в произведениях Пушкина, Гоголя)? (Петербург Достоевского – это город – гигант, поражающий своими контрастами ( роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины – и трущобы, глухие дворы. доходные дома с комнатами – каморками, где теснота, грязь и вонь). О контрастах Петербурга писали Пушкин, Гоголь, Некрасов, но Достоевский использует желтый, серый, черный (темный) цвета, помогающие показать нищету, безнадежность существования людей.)

В ужасающих картинах нищеты, надругательства над личностью, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, где человека подстерегают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Оскорбленным и униженным нет выхода. Они задыхаются в огромном городе. ( Мармеладов: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?») Безысходность – лейт мотив романа.)

1 Слайд (картина улиц, дворов, лестниц)

---Вот здесь, в таком городе, в такой обстановке проходит жизнь нашего героя, создавая определенное настроение, состояние души, подвигая на определенные поступки.

ПОПРОБУЕМ и мы окунуться в эту жизнь.

2. Ну а прежде…   Слайд 1.

---Перед вами группы слов:  

1)Тропа, путь, тракт, дорога, трасса, тропинка.

2) Главный герой, литературный персонаж, Родион Раскольников, центральный образ произведения.

3) Видение, мираж, мечта, греза, желание.

---Проанализировав слова каждой группы, сформулируйте тему урока.

(Дорога Р.Р. к мечте).

---А что такое дорога?

---Обращаю ваше внимание на этот образ, т.к. в этом учебном году 11 класс сдавал экзамен по литературе, и одним из направлений было направление «Дорога». Вдруг и в следующем году повториться…

        --- А о какой мечте идет речь? О ЧЕМ мечтает Р.Р.?

       (Продолжить учебу, помогать матери, сестре Дуняше, помочь обездоленным).

       ---А КАКИМ был этот путь к мечте? КОРОТКИЙ? ДОЛГИЙ? Легкий? Трудный?

        ---Внимательно посмотрите на тему и каждый для себя определит вопрос, на              

         который в течение урока, постарается найти ответ. Это и будет цель вашей    

         сегодняшней работы.  

        -----А каким м.б. путь к мечте? Что нужно, чтобы мечта исполнилась?

         ----А преступить закон?

        ---- Приступив к чтению романа, вы были уверены, что преступление совершит    

       именно Р.Р.? Почему?

- А легко убить человека? Убить нарушителя дорожного движения? Убить наемника? Убить преступника? А они все люди! Легко? Легко ли сделать счастливой жизнь одних, лишив жизни других? Вот это-то и проблема! Какой он будет этот путь к мечте!

           ---Обратимся к самому началу романа: часть1, глава 1 – ЗАЧИТАЕМ первый абзац.

           ---Определим ключевые слова (молодой человек, вышел из своей каморки).

            ---Задайте вопрос!                          (Зачем Р.Р. вышел из каморки).

           ---А зачем он вышел из каморки?

           ---Вышел чтобы убить старуху?              Это его дорога к мечте?

                          ПОШЕЛ навстречу мечте?

               (Да, ведь для осуществления мечты нужны деньги!!!)

---Ну что же, пойдемте вместе с Р.Р. по его дороге к мечте.

   ---А начнем работу с определения главных событий каждой главы первой части.

   (Предлагаю вам работать в парах).

  --- Составьте цепочку событий 1 части (по главам).

Слайд 2. (Выход Р.Р. из каморки)

1 глава- «Проба». КАК относится Р.Р. к задуманному? (задуманное беспокоит).

Слайд 3. (Встреча с Мармеладовым в трактире)

2 глава – Знакомство с Мармеладовыми, Рассказ Мармеладова о судьбе Сони и Катерины Ивановны

--- Какое впечатление этот рассказ производит на Р.Р.?

(Все это производит сильное впечатление на Раскольникова ( вызывает сочувствие).  Он понимает - мир устроен неправильно.

Слайд 4. (Чтение Раскольниковым письма от матери)

3 глава – Письмо матери. Знакомство с судьбой Дуни

--Какие чувства это вызывает у главного героя? Почему?

(Раскольников переживает унижение сестры, он понимает, что та готова принести себя в жертву ради него, и не хочет принимать этой жертвы).

---Почему не хочет этой жертвы? Ведь он жестоко нуждается. (Да ведь и мать с сестрой испытывают ужасную нужду, да еще и должны терпеть унижение).

- Еще один аргумент в пользу идеи «неправильного мироустройства», и тема неприятия жертвы.

Слайд 5. (Эпизод с девушкой на улице)

4 глава - Эпизод с девушкой на бульваре. Еще один аргумент о несправедливости мира. Но и двойственное отношение к ней Раскольникова: он спасает девушку, творит добро - А потом отворачивается от содеянного добра. Почему? ЧТО удивляет?

(Два полюса характера героя -  полюс добра и полюс зла).

Слайд 6. (Сон Раскольникова)

5 глава – Сон Раскольникова о лошади

---Что вы чувствовали читая этот эпизод? (Кто-то плакал).

---Какая черта характера Р.Р. здесь особенно ярко проявилась? (Сострадание, тонкость души.   И …ПОЧТИ ОТКАЗ ОТ УБИЙСТВА).

--Почему автор заставляет Р. вновь пережить впечатления детства?

(Показать читателю чуткую душу Р., что Р.Р. по сути своей не жестокий убийца).

---Ребята, какая черта характера особенно ярко проявляется у Р.Р.? (Принял решение – сомневается; спасает девушку и – отворачивается; Дал денег Мармеладовым – сожалеет…)

ДВОЙСТВЕННОСТЬ!

В чем она выражается? Что противоборствует?

(Т.Е., в нем борются добро и зло).

                 Запись: Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый,      

                 в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера

                 поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий                      

                 чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный,

                 непомерно гордый, надменный и … справедливый.

--И не маловажным являются сомнения в правильности выбранного пути в осуществлении мечты.

--- А как вы думаете, фамилия главного героя случайна?

(Ученица работает в Интернете: найди в интернете, что значит «расколоть»)

-А что раздвоилось в Р.Р.? (Ведь в Раскольникове как бы два человека: гуманист и убийца, отсюда и двойники, о которых мы еще будем говорить, двойное портретирование).

РЕЛАКС «КИТТИ»!

-Чем связаны выделенные нами эпизоды?

Все выделенные эпизоды связаны одной темой – страдания людей, которых видит Раскольников. Все это указывает на несовершенство в устройстве мира. Все перечисленные нами события так или иначе связаны с идеей Раскольникова: он хочет совершить преступление ( не считая сое действо таковым), - убить старуху – процентщицу, чтобы избавить мир от зла, чтобы помочь соне, Дуне, девочке с бульвара, чтобы осчастливить людей.

---Какие это причины убийства, для свершения Р.Р. вышел из каморки? Экономические? Политические? Общественные? Нравственные?

(Ученица работает в Интернете по заданию: понятие нравственности)

---Что значит «нравственные»? Нравственность – это следование определенным Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты. Нравственность – это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный человек – это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.

Нравственные – это значит те, что связаны с понятием Добра, Любви, Совести, Справедливости…

---Есть это в Р.Р.?

Так м.б. он откажется от задуманного?

НО!!!

Слайд 7. (Разговор офицера и студента)

6 глава – Разговор офицера и студента в трактире про убийство .

-Почему именно здесь композиционно должен располагаться этот разговор7 (Может быть потому, что он вдруг из уст других услышал свои мысли.

-Не случайно наверное, что один из беседующих – тоже студент. Это как бы второе «я» героя.

Действительно, речь студента – предельна ясна, в отличие от сумбурных мыслей самого Раскольникова. Это обобщение всех частных случаев. Вразговоре студента и офицера дается логическое, четкое и ясное обоснование права на рпеступление. НО! Важно то, что здесь два человека: один из них говорит о теоретическом убийстве – он ИДЕОЛОГ, когда же его спрашивает собеседник о том, мог бы он сам убить, тот категорически отвергает такую возможность для себя – ИСПОЛНИТЕЛЕМ студент быть не хочет.

«-Конечно, она не достойна жить, заметил офицер, - но ведь тут природа./…/ Вот ты теперь тут говоришь и  ораторствуешь, а скажи мне: убьешь ты сам старуху или нет?

-Разумеется, нет! Я для справедливости…Не во мне тут дело…

-А по – моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой справедливости!»

Раскольников же соединяет в себе невозможное: идеолога, который мыслит абстрактно, почти никогда не берет на себя выполнение «черной» работы убийства, и исполнителя, который не мучится угрызениями совести, поскольку у него есть оправдание: «Ему приказали», он не по своей воле убил». (Как часто эти оправдания будут слышны в страшном ХХI веке!).

*Что значит тут в высказывании офицера:»Тут природа»?

Ответы:

-Природа – то, что есть в человеке, заложено с рождения – нравственный закон. Достоевский считал, наверное, что человек по природе своей все-таки добр. А Р.Р.?

Слайд 7. (Убийство старухи-процентщицы)

7 глава – Убийство старухи и Лизаветы

---Ожидали? (Да он и сам не совсем был уверен, что сможет это сделать, хотя и постоянно к мысли об убийстве возвращался. Шел делать «пробу», да еще и за мечтой о счастье).

--У нас получилась своебразная цепочка событий, своего рода дорога, по которой Раскольников шел к мечте, а пришел….?

-КАКОЙ же он этот путь, которым идет Р.Р. к своей мечте о всеобщем счпастье? (Очень не простой!)

Ответы обучающихся!

Зачитайте:

1) Какие вопросы вы для себя определили в начале урока?

2) Нашли ответ?

---Мечта осталась? Рухнула?

---Но! Кроме нравственных причин убийства, были и другие причины!

-В то время на слуху у молодежи были рассуждения о великих мира сего, н-р, о Наполеоне. ПРИ ЧЕМ здесь Наполеон?

-А рассуждения о праве личности на убийство – это уже причины философские…

-Что за теория Р.Р. о праве личности? О каких людях говорит Р.? Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

               Д.З. 1) Теория Р.Р. о праве на убийство.

                       2) Ваше отношение к ней?

                       3) Что значит «раскол» и «раскольничество» (индивидуально).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына"

Урок был проведен в форме исследования, посвящен А.И.Солженицыну.Цели урока были определены так:    - обучающая - представить А.И.Солженицына как знатока русского языка и блестящего метра слова;  - ...

Урок – исследование в 7 классе «Для чего нам нужны наречия?»

Обобщающий урок, который  расширяет  знания учащихся о наречии как части речи, обогащает их слварный запас,  развивает кругозор. Задания способствуют выработке навыков  правильного...

Урок - исследование в 8 классе по теме"Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление"

Приводится план-конспект урока в 8 классепо теме "Исследовыание зависимости силы тока от напряжения. Сопротивление"...

«Урок-исследование ( литература 11 класс) Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)

Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем .Цель данного урока :  пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее м...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Урок-исследование. Литература 10класс. "На пути к счастью. Наташа Ростова."

Урок- исследования становления личности , характера Наташи Ростовой. 10 класс....

Урок- исследование в 7 классе по теме: "Класс насекомые.Отряды: Чешуекрылые.Равнокрылые.Двукрылые. Блохи"

изучение особенностей отрядов.Урок- исследование направлен на достижение личностных,метапредметных, предметных результатов....