Урок-исследование в 10 классе "Путь Родиона Раскольникова к мечте"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок по технологии РКМ. Урок нацелен на развитие мыслительных способностей обучающихся, с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_10_klasse_doroga_r.raskolnikova_k_mechte.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе «Дорога Р.Раскольникова к мечте»
Цель: Подвести учеников к ответу на вопрос: «Каков путь Р.Раскольникова к осуществлению мечты»?
Задача: Проанализировать структуру первой части романа, показать особенности идеи главного героя в понимании счастья.
Форма проведения: Урок – исследование на основе внимательного чтения первой части романа «Преступление и наказание».
Примечание: Это третий урок по роману, своего рода промежуточный итог разговора о произведении.
Принципиальное требование к учащимся – работа
с полным текстом романа.
Это примерный конспект урока, в канву которого
вставлены реальные ответы ребят на уроке.
Урок построен на основе технологии критического мышления и технологии системно-деятельностного подхода.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили об особенностях романа Достоевского, о Петербурге как о герое произведения. увидели, что роман проникнут глубоким смыслом о праве человека в решении своей и чужой судьбы. Увидели решающую роль образа города в развитии действия, в совершении поступков главного героя.
Мотивация.
1. Какими вы увидели улицы Петербурга по которым бродил Раскольников?
2. Расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова. Какое впечатление они на вакс произвели? ( От встреч с людьми остается что-то жалкое, грязное, безобразное).
3. Что еще происходит на улицах города?
4. Где живут герои Достоевского?
5. Какова роль пейзажа?
6. Каковы ваши ощущения от Петербурга в описании Достоевского?
7. Кто из писателей до Достоевского изображал Петербург в своих книгах?
8. Чем необычен Петербург Достоевского ( в отличие от изображения города в произведениях Пушкина, Гоголя)? (Петербург Достоевского – это город – гигант, поражающий своими контрастами ( роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины – и трущобы, глухие дворы. доходные дома с комнатами – каморками, где теснота, грязь и вонь). О контрастах Петербурга писали Пушкин, Гоголь, Некрасов, но Достоевский использует желтый, серый, черный (темный) цвета, помогающие показать нищету, безнадежность существования людей.)
В ужасающих картинах нищеты, надругательства над личностью, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, где человека подстерегают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Оскорбленным и униженным нет выхода. Они задыхаются в огромном городе. ( Мармеладов: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?») Безысходность – лейт мотив романа.)
1 Слайд (картина улиц, дворов, лестниц)
---Вот здесь, в таком городе, в такой обстановке проходит жизнь нашего героя, создавая определенное настроение, состояние души, подвигая на определенные поступки.
ПОПРОБУЕМ и мы окунуться в эту жизнь.
2. Ну а прежде… Слайд 1.
---Перед вами группы слов:
1)Тропа, путь, тракт, дорога, трасса, тропинка.
2) Главный герой, литературный персонаж, Родион Раскольников, центральный образ произведения.
3) Видение, мираж, мечта, греза, желание.
---Проанализировав слова каждой группы, сформулируйте тему урока.
(Дорога Р.Р. к мечте).
---А что такое дорога?
---Обращаю ваше внимание на этот образ, т.к. в этом учебном году 11 класс сдавал экзамен по литературе, и одним из направлений было направление «Дорога». Вдруг и в следующем году повториться…
--- А о какой мечте идет речь? О ЧЕМ мечтает Р.Р.?
(Продолжить учебу, помогать матери, сестре Дуняше, помочь обездоленным).
---А КАКИМ был этот путь к мечте? КОРОТКИЙ? ДОЛГИЙ? Легкий? Трудный?
---Внимательно посмотрите на тему и каждый для себя определит вопрос, на
который в течение урока, постарается найти ответ. Это и будет цель вашей
сегодняшней работы.
-----А каким м.б. путь к мечте? Что нужно, чтобы мечта исполнилась?
----А преступить закон?
---- Приступив к чтению романа, вы были уверены, что преступление совершит
именно Р.Р.? Почему?
- А легко убить человека? Убить нарушителя дорожного движения? Убить наемника? Убить преступника? А они все люди! Легко? Легко ли сделать счастливой жизнь одних, лишив жизни других? Вот это-то и проблема! Какой он будет этот путь к мечте!
---Обратимся к самому началу романа: часть1, глава 1 – ЗАЧИТАЕМ первый абзац.
---Определим ключевые слова (молодой человек, вышел из своей каморки).
---Задайте вопрос! (Зачем Р.Р. вышел из каморки).
---А зачем он вышел из каморки?
---Вышел чтобы убить старуху? Это его дорога к мечте?
ПОШЕЛ навстречу мечте?
(Да, ведь для осуществления мечты нужны деньги!!!)
---Ну что же, пойдемте вместе с Р.Р. по его дороге к мечте.
---А начнем работу с определения главных событий каждой главы первой части.
(Предлагаю вам работать в парах).
--- Составьте цепочку событий 1 части (по главам).
Слайд 2. (Выход Р.Р. из каморки)
1 глава- «Проба». КАК относится Р.Р. к задуманному? (задуманное беспокоит).
Слайд 3. (Встреча с Мармеладовым в трактире)
2 глава – Знакомство с Мармеладовыми, Рассказ Мармеладова о судьбе Сони и Катерины Ивановны
--- Какое впечатление этот рассказ производит на Р.Р.?
(Все это производит сильное впечатление на Раскольникова ( вызывает сочувствие). Он понимает - мир устроен неправильно.
Слайд 4. (Чтение Раскольниковым письма от матери)
3 глава – Письмо матери. Знакомство с судьбой Дуни –
--Какие чувства это вызывает у главного героя? Почему?
(Раскольников переживает унижение сестры, он понимает, что та готова принести себя в жертву ради него, и не хочет принимать этой жертвы).
---Почему не хочет этой жертвы? Ведь он жестоко нуждается. (Да ведь и мать с сестрой испытывают ужасную нужду, да еще и должны терпеть унижение).
- Еще один аргумент в пользу идеи «неправильного мироустройства», и тема неприятия жертвы.
Слайд 5. (Эпизод с девушкой на улице)
4 глава - Эпизод с девушкой на бульваре. Еще один аргумент о несправедливости мира. Но и двойственное отношение к ней Раскольникова: он спасает девушку, творит добро - А потом отворачивается от содеянного добра. Почему? ЧТО удивляет?
(Два полюса характера героя - полюс добра и полюс зла).
Слайд 6. (Сон Раскольникова)
5 глава – Сон Раскольникова о лошади
---Что вы чувствовали читая этот эпизод? (Кто-то плакал).
---Какая черта характера Р.Р. здесь особенно ярко проявилась? (Сострадание, тонкость души. И …ПОЧТИ ОТКАЗ ОТ УБИЙСТВА).
--Почему автор заставляет Р. вновь пережить впечатления детства?
(Показать читателю чуткую душу Р., что Р.Р. по сути своей не жестокий убийца).
---Ребята, какая черта характера особенно ярко проявляется у Р.Р.? (Принял решение – сомневается; спасает девушку и – отворачивается; Дал денег Мармеладовым – сожалеет…)
ДВОЙСТВЕННОСТЬ!
В чем она выражается? Что противоборствует?
(Т.Е., в нем борются добро и зло).
Запись: Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый,
в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера
поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий
чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный,
непомерно гордый, надменный и … справедливый.
--И не маловажным являются сомнения в правильности выбранного пути в осуществлении мечты.
--- А как вы думаете, фамилия главного героя случайна?
(Ученица работает в Интернете: найди в интернете, что значит «расколоть»)
-А что раздвоилось в Р.Р.? (Ведь в Раскольникове как бы два человека: гуманист и убийца, отсюда и двойники, о которых мы еще будем говорить, двойное портретирование).
РЕЛАКС «КИТТИ»!
-Чем связаны выделенные нами эпизоды?
Все выделенные эпизоды связаны одной темой – страдания людей, которых видит Раскольников. Все это указывает на несовершенство в устройстве мира. Все перечисленные нами события так или иначе связаны с идеей Раскольникова: он хочет совершить преступление ( не считая сое действо таковым), - убить старуху – процентщицу, чтобы избавить мир от зла, чтобы помочь соне, Дуне, девочке с бульвара, чтобы осчастливить людей.
---Какие это причины убийства, для свершения Р.Р. вышел из каморки? Экономические? Политические? Общественные? Нравственные?
(Ученица работает в Интернете по заданию: понятие нравственности)
---Что значит «нравственные»? Нравственность – это следование определенным Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты. Нравственность – это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный человек – это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.
Нравственные – это значит те, что связаны с понятием Добра, Любви, Совести, Справедливости…
---Есть это в Р.Р.?
Так м.б. он откажется от задуманного?
НО!!!
Слайд 7. (Разговор офицера и студента)
6 глава – Разговор офицера и студента в трактире про убийство .
-Почему именно здесь композиционно должен располагаться этот разговор7 (Может быть потому, что он вдруг из уст других услышал свои мысли.
-Не случайно наверное, что один из беседующих – тоже студент. Это как бы второе «я» героя.
Действительно, речь студента – предельна ясна, в отличие от сумбурных мыслей самого Раскольникова. Это обобщение всех частных случаев. Вразговоре студента и офицера дается логическое, четкое и ясное обоснование права на рпеступление. НО! Важно то, что здесь два человека: один из них говорит о теоретическом убийстве – он ИДЕОЛОГ, когда же его спрашивает собеседник о том, мог бы он сам убить, тот категорически отвергает такую возможность для себя – ИСПОЛНИТЕЛЕМ студент быть не хочет.
«-Конечно, она не достойна жить, заметил офицер, - но ведь тут природа./…/ Вот ты теперь тут говоришь и ораторствуешь, а скажи мне: убьешь ты сам старуху или нет?
-Разумеется, нет! Я для справедливости…Не во мне тут дело…
-А по – моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой справедливости!»
Раскольников же соединяет в себе невозможное: идеолога, который мыслит абстрактно, почти никогда не берет на себя выполнение «черной» работы убийства, и исполнителя, который не мучится угрызениями совести, поскольку у него есть оправдание: «Ему приказали», он не по своей воле убил». (Как часто эти оправдания будут слышны в страшном ХХI веке!).
*Что значит тут в высказывании офицера:»Тут природа»?
Ответы:
-Природа – то, что есть в человеке, заложено с рождения – нравственный закон. Достоевский считал, наверное, что человек по природе своей все-таки добр. А Р.Р.?
Слайд 7. (Убийство старухи-процентщицы)
7 глава – Убийство старухи и Лизаветы
---Ожидали? (Да он и сам не совсем был уверен, что сможет это сделать, хотя и постоянно к мысли об убийстве возвращался. Шел делать «пробу», да еще и за мечтой о счастье).
--У нас получилась своебразная цепочка событий, своего рода дорога, по которой Раскольников шел к мечте, а пришел….?
-КАКОЙ же он этот путь, которым идет Р.Р. к своей мечте о всеобщем счпастье? (Очень не простой!)
Ответы обучающихся!
Зачитайте:
1) Какие вопросы вы для себя определили в начале урока?
2) Нашли ответ?
---Мечта осталась? Рухнула?
---Но! Кроме нравственных причин убийства, были и другие причины!
-В то время на слуху у молодежи были рассуждения о великих мира сего, н-р, о Наполеоне. ПРИ ЧЕМ здесь Наполеон?
-А рассуждения о праве личности на убийство – это уже причины философские…
-Что за теория Р.Р. о праве личности? О каких людях говорит Р.? Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
Д.З. 1) Теория Р.Р. о праве на убийство.
2) Ваше отношение к ней?
3) Что значит «раскол» и «раскольничество» (индивидуально).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- исследование в 11 классе " Слово Солженицына"
Урок был проведен в форме исследования, посвящен А.И.Солженицыну.Цели урока были определены так: - обучающая - представить А.И.Солженицына как знатока русского языка и блестящего метра слова; - ...
Урок – исследование в 7 классе «Для чего нам нужны наречия?»
Обобщающий урок, который расширяет знания учащихся о наречии как части речи, обогащает их слварный запас, развивает кругозор. Задания способствуют выработке навыков правильного...
Урок - исследование в 8 классе по теме"Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление"
Приводится план-конспект урока в 8 классепо теме "Исследовыание зависимости силы тока от напряжения. Сопротивление"...
«Урок-исследование ( литература 11 класс) Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)
Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем .Цель данного урока : пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее м...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Урок-исследование. Литература 10класс. "На пути к счастью. Наташа Ростова."
Урок- исследования становления личности , характера Наташи Ростовой. 10 класс....
Урок- исследование в 7 классе по теме: "Класс насекомые.Отряды: Чешуекрылые.Равнокрылые.Двукрылые. Блохи"
изучение особенностей отрядов.Урок- исследование направлен на достижение личностных,метапредметных, предметных результатов....