Урок-исследование. Литература 10класс. "На пути к счастью. Наташа Ростова."
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок- исследования становления личности , характера Наташи Ростовой. 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-исследование. "На пути к счастью. Наташа Ростова". | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Средняя общеобразовательная школа №39 ОАО «РЖД»
« На пути к счастью. Наташа Ростова».
Урок литературы
1 0 класс
Выполнила
Рожина Надежда Фёдоровна
учитель русского языка и
литературы
средней общеобразовательной
школы №39 ОАО «РЖД»
2012 год
Урок литературы. 10 класс Тема : На пути к счастью. Наташа Ростова.
Цель и задачи: 1)Провести синтез и углубление знаний об образе героини
романа.
2)Проследить путь к счастью Наташи Ростовой -за динамикой
её нравственных чувств;
аргументировано формулировать своё отношение к главной
героине;
дать оценку её поведения;
отстаивать свою позицию, участвуя в диалоге;
учить отбирать материал, характеризующий Наташу Ростову, в
соответствии с планом;
воспитывать средствами художественного произведения
духовно-развитую личность, готовую к самопожертвованию и
самоусовершенствованию.
Соблюдать благоприятную обстановку в классе.
Оборудование: фрагменты видеофильма, иллюстрации, соната Бетховена
«Лунная соната». Карточки с планом урока.
Ход урока.
- Повторение материала прошлого урока.
- На прошлом уроке мы рассмотрели путь исканий князя Андрея и Пьера Безухова. Диалектику души.
- Из чего состоит жизнь человека? Жизнь героев романа? (Взлёты и падения… Поиски истины.)
- Кто из героев романа вам более интересный?
- Сообщение темы урока.
- Мы продолжаем разговор о героях романа «Война и мир». Героиня сегодняшнего урока - Наташа Ростова.
- Урок будем строить по плану, основной части сочинения « На пути к счастью», (записывайте главы романа, части, тома).
- Остановимся на сценах, ярко отражающих « диалектику души » главной героини романа Наташи Ростовой
- Работа с материалом романа по плану.
- Знакомство с Наташей Ростовой
1.
- Первая встреча Наташей. Прочитайте описание её поведения, портретную характеристику. (т.1, ч..1,гл.vII, x , xvI)
- Красива ли Наташа? Но в чём её обаяние? (красота, естественность, жажда жизни, стремительное движение). ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА.
- У Н. Заболотского есть замечательное стихотворение «Некрасивая девочка» (чтение стихотворения учителем стр.237).Послушайте его.
- Есть ли связь между героиней романа и «девочкой» из стихотворения Н. Заболотского?
- Как вы понимаете строчки стихотворения:
«Младенческая грация души
Уже скользит в любом её движенье»
- Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.
- Чем переполнена душа пятнадцатилетней Наташи? (сцена в Отрадном т.II,ч.3,гл.II) (Взлететь, объять необъятное) .Прочитать на фоне музыки Бетховена . Светлый образ Наташи помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь.
- Чем наполняется «сосуд души» Наташи, каким «огнём»? (Увлечение танцами, пением…).
Посмотрите этюд фильма « Война и мир» ( Бал Наташи Ростовой )
- Какими чувствами переполнена душа Наташи во время первого бала?
- Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?
(он увидел «грацию души»)
«Огонь, мерцающий в сосуде»
- Чем живёт Наташа Ростова, как и все Ростовы?
(«Разумом сердца»)
По мере того как Наташа развивается внешне и внутренне, меняется портрет героини, но не меняется восторженность её лица, блеск глаз и стремительное движение-всё это есть приёмы построения образа, которые использует автор.
3.Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.
- Назовите эпизоды романа, которые можно соотнести с планом, и где раскрывается русская душа, настоящий русский характер. (тII,ч.4гл.vII) ( в гостях у дядюшки, сцены охоты, пляска, ряженые, гадание)
- Посмотрите фрагмент фильма « Война и мир» (пляска)
- Как танцует Наташа?
- Что удивляет всех в пляске Наташи?
Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Назовите эпизоды, в которых проявляется это исконное чувство любви к Родине. (тI, ч.3,гл.xvI) (Чтение Соней манифеста и Наташино волнение во время отъезда из Москвы).
- Почему поступки Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает такими же важными, как и действия солдат?
- Как ведёт себя Наташа ? (Стремительно, решительно, требовательно. Прорыв души, экспрессивность.).
4.Дорога цена испытаний.
- Как перенесла Наташа разлуку с князем Андреем?
- Прав ли был Князь Андрей, отсрочив свадьбу на год? Думал ли о чувствах Наташи?
Гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их на всю жизнь.
Почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным?
Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить её?
( Желание жить полной жизнью, любить и быть любимой, незнание людей, неимение жизненного опыта сыграло с героиней романа злую шутку). 5 Наташа – воплощение любви.
- Какова цена расплаты?
- Что вывело Наташу из состояния отключенности? (Тяжелое ранение кн. Андрея, последние встречи)
- Как она изменилась после нравственного потрясения и болезни?
- Чем достигается особое настроение сцены свидания Наташи со смертельно раненным кн. Андреем?(т.vI,ч.1,гл.xIv-xvI; ч.4,гл.3 ; т.3, ч.3гл.32,)
(Лексика, интонация, детали портретной характеристики, эпитеты). Записать.
- Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: « Сущность её жизни - любовь»
- Особенно сильно сказалось это утверждение, когда было получено известие о смерти Пети, в сцене: отчаяние матери.
- В Наташе просыпается любовь, любовь к матери, к близким. « Проснулась любовь - проснулась жизнь» (т.4,ч.4,гл.2)
6. Счастье.
- Расскажите, какой была показана Наташа в эпилоге? ( «Наташе нужен был муж. Муж был ей дан. И муж дал ей семью». эпилог ч.1,гл.10-12,16).
- Какова её роль в семейной жизни?
- В чём Наташа Ростова нашла своё счастье?
- Как вы относитесь к этой роли Наташи, к её пониманию счастья? ( в семье до самоотречения , отказ от эмансипации)
Iv. Итоги работы
- Во всём Наташа Ростова отдаёт себя до самоотречения, полностью, с детской доверчивостью, не допуская мысли о том, что может обмануться в себе , в близких ей людях. Благодаря присущей ей интуиции, Наташа в полной мере понимает высокую значимость новой деятельности её мужа. Наташа - верная жена и заботливая мать.
И хотя мы не во всём согласны с Л.Н. Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира. Быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сыновей и дочерей Отчизны.
- Оценки за урок.
v. Домашнее задание: Написать сочинение по предложенному плану. Не забудьте, что мы работали над основной частью сочинения. Вступление и заключение доработайте самостоятельно.
ПЛАН ОСНОВНОЙ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ
1.Знакомство с Наташей Ростовой.
2.Полнота жизни, поэтичность натуры, обострённая чуткость, внимательность.
3.Национальные , народные черты в развитии характера Наташи.
4.Дорога цена испытаний.
5.Наташа – воплощение любви.
6.Счастье.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по литературе в 10 классе по теме: "Семантика чисел в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина
В материале показано, как можно построить урок-исследование с учащимися 10 класса при изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина....
Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...
Конспект урока-исследования по литературе в 6 классе по сказу Н.С. Лескова "Левша". Тема урока: "Загадка русской души"
кеонспект открытого урока...
Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».
К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...
Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе
Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....
Урок-диспут. В чем счастье Наташи Ростовой
Способностью проникновения в общие чувства с людьми Толстой оценивает высокие духовные и душевные качества каждого героя. Урок позволяет более глубоко понять сущность проникновения в судьбу ...
Урок литературы в 10 классе "В чем счастье Наташи Ростовой" (урок-диспут)
Урок-диспут демонстрирует ососбенности коммуникативной компетенции педагога в рамках групповой работы учащихся. В ходе урока обучающиеся имеют возможность обсудить проблемный вопрос: "В чем счаст...