«Урок-исследование ( литература 11 класс) Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)
план-конспект урока (11 класс) по теме
Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем .Цель данного урока : пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее многогранности.познакомить учащихся с биографией поэта, исследовать его творчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumilev-razrabotka_uroka.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Прохоровская гимназия»
«Урок-исследование ( литература 11 класс)
Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)
Учитель
русского языка и литературы
Никульшина В.А.
2013 г.
Тема урока: «Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)
Цель: познакомить учащихся с биографией поэта, исследовать его творчество, пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее многогранности.
Оборудование:
1.Выставка книг, стихов Н.Гумилева
2 Портрет Гумилева
3 Географическая карта
4 Словарь на доске
5Музыка Бетховена, Рахманинова, Моцарта
Ход урока.
1 Организационный момент
2 Вступительное слово учителя.
- Говорят ,если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого мало-мальски замечательного человека 18 века, и можешь ничего не добавлять. Но это же можно сказать и о многих людях Серебряного века. Сегодня я предлагаю вам послушать несколько рассказов из жизни того времени. Они основаны на подлинных фактах. Но пока мы не называем имен действующих лиц. Мы скрыли их за «псевдонимами». Перед вами возникнут штрихи из жизни путешественника, авантюриста, воина. Эстета-аристократа, книжника, романтически влюбленного поэта. Ваша задача – угадать, о ком идет речь. Постараться увидеть живое лицо конкретного человека за каждым рассказом. Все наши рассказы начинаются с детства.
Итак, наш первый рассказ о путешественнике.
Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия. Всегда следил по карте за маршрутом путешественников .Он бредил «Музой Дальних странствий».
(звучит отрывок из стихотворения Н.Гумилева «Капитаны» )
В 1906 году он совершает свое первое путешествие, по тем временам довольно обыкновенное,- в Париж, где учится в Сорбонне; часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр-Дам. Затем Италия. Древние, гордые города-государства, самые названия которых звучат как музыка: Болонья, Падуя, Флоренция, родина гениев, в том числе- великого Данте; Равенна, где его могила; наконец, легендарный Рим: Капитолий. Волчица- символ Вечного города; это она, по преданию, выкормила основателей Рима- близнецов Ромула и Рема.
(звучит стихотворение «Рим» )
Потом последовали Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и ,наконец, его любимая Африка.
3 Монтаж с элементами лекции, исследование личности Гумилева через его биографию.
Из « Африканского дневника».
«Я побывал в Африке три раза, и в общей сложности провел в этой стране почти два года. Я прожил три месяца в Хараре, я бывал у раса Тафари, некогда губернатора этого города .Я жил также четыре месяца в столице Абиссинии, Аддис- Абеба, где познакомился со многими министрами и вождями и был представлен ко двору бывшего императора российским поверенным в делах в Абиссинии. Свое последнее путешествие я совершил в качестве руководителя экспедиции, посланной Российской Академией наук… У меня есть мечта , живучая при всей трудности ее выполнения: пройти с юга на север Данакильскую пустыню, лежащую между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваша…»
Учитель:
Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой. Вот лишь одно из приключений . Из воспоминаний А.С. Сверчковой( жены племянника Гумилева)
В пути караван встретился в двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гусейну, чтобы он помог отыскать пропавшего мула. Николай Степанович заинтересовался и повел караван к жилищу пророка. Гусейн принял европейцев с почетом, остался доволен поднесенными подарками, позволил им се осмотреть…Для испытания греховности человека служили два больших камня, между которыми был узкий проход. Надо было раздеться догола и пролезть между ними. Если кто застревал, он умирал в страшных мучениях, и никто не смел протянуть ему руку, никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды. В этом месте валялось немало черепов и костей .Как ни отговаривал дядю племянник, он все таки решил сделать опыт- пролезть между камнями. Все кончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал еще какой-нибудь опыт.
( звучит стихотворение « Вступление» )
Учитель:
Но не только поиском приключений занят он в своих путешествиях. Он собирает для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, произведения искусства африканских племен, записывает песни, легенды, сказания. Почему он так любил «Свою Африку»? За экзотику? За огромность неисследованного? За гостеприимство?
Из воспоминаний О.Мочаловой.
Он говорил: «Самое ужасное- мне в Африке нравится обыденность… Быть пастухом, ходить по тропинкам, вечерами сидеть у плетня. Старухи живут интересами племянников и внуков, их взаимоотношениями, имуществом, а старики ходят в поле, роются в земле, собирают травы, колдуют…»
( звучит стихотворение «Прапамять»)
Учитель:
А следующий наш рассказ о человеке- авантюристе. В детстве он организовал в гимназии тайное общество, где был известен под именем « Брамы-Тамы». В здании гимназии ,в людской, заброшенном леднике, в пустом подвале устраивались собрания членов общества при свечах, в самой конспиративной обстановке. Мальчики были помешаны на тайных ходах , подземельях, заговорах. Выстукивали в доме стены, искали клады .Предводителю общества полагалось быть « кровожадным», но это ему никак не удавалось. Наконец, в доказательство этого свойства, он откусил живому карасю голову, но от подобных «испытаний» отказался раз и навсегда. Это было в 1898 году, а в 1921 он был расстрелян за участие в заговоре. Он все время искушал судьбу.
Ирина Одоевцева вспоминает, что он, не будучи ни фанатично верующим, ни рьяным монархистом, проходя мимо церкви… всегда останавливался, снимал свою ушастую шапку и истово «осенял себя широким крестным знамением», а не просто крестился. Прохожие смотрели на него с удивлением. Чтобы в те дни решиться так резко подчеркивать свою приверженность к гонимому «культу», надо было обладать гражданским мужеством.
Учитель:
Он любил искушать судьбу. Это проявлялось во всем- от мелочей ( например, он любил ездить верхом на необъезженных лошадях), до вещей более серьезных: известно, например, история о том, как он вызвал на дуэль поэта М.Волошина. Правда, «классической», кровавой дуэли не получилось.
Из воспоминаний Николая Чуковского.
Местом дуэли была выбрана черная речка, потому что там дрался Пушкин с Дантесом. Он прибыл к Черной речке с секундантами и врачом в точно назначенное время, прямой и торжественный , как всегда.. Но ждать ему пришлось долго. С Максом Волошиным случилась беда,- пробираясь к Черной речке пешком, он потерял в глубоком снегу калошу. Без калоши Макс ни за что не соглашался двигаться дальше и упорно, но безуспешно искал ее вместе со своими секундантами. Тогда он, озябший, уставший ждать, пошел навстречу и тоже принял участие в поисках калоши. Он рассказывал о дуэли насмешливо, снисходительно, с сознанием собственного превосходства…макс же – добродушно смеясь над собой.
Учитель:
Да, он любил искушать судьбу и играть в прятки со смертью.
(звучит стихотворение « Старый конквистадор».)
А теперь послушайте рассказ о воине.
Ученик:
В детстве он устраивал баталии всех родов войск; имея изрядную коллекцию оловянных солдатиков, изредка вовлекал в эти игры старшего брата Дмитрия. Но чаще, обучая своих «солдат» храбрости и бесстрашию, придумывал сложные военные операции,. сражаясь сам за обоих противников.
В 1905 году, когда ему было 19 лет, он решил «как гражданин и патриот России», непременно ехать добровольцем на фронт. Родным и друзьям с трудом удалось его отговорить, втолковав ему всю позорную бессмысленность бойни на Дальнем Востоке. На его жизнь выпала другая война- Первая Мировая. Он начал хлопотать, чтобы его приняли на военную службу, от которой был ранее освобожден по зрению. Надо было получить разрешение стрелять с левого плеча. Это было нелегко, но он своего добился: был принят добровольцем, он выбрал кавалерию. О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было то, что он, человек, привыкший к комфорту, безропотно сносил все тяготы солдатской жизни.
( звучит стихотворение «Наступление» )
Ученик.
24 декабря 1914 года он был награжден Георгиевским крестом 4 степени, 15 января 1915 года за отличие в делах против германцев произведен в унтер-офицеры. За бой 6 июля 1915 года- представлен ко второму Георгиевскому кресту и производству в прапорщики. В чем секрет его необыкновенной отваги? Может быть, он мечтал о смерти в бою?
«Есть так немного жизней достойных, но одна лишь достойна смерть».
Или был уверен в том, что его не убьют? Пули не тронули его.
Следующий герой нашего рассказа – книжник.
Учитель:
Читать он выучился сравнительно поздно – в 6 лет, но к 12 годам он перечитал обширную библиотеку родителей, друзей, знакомых. Родителям пришлось договориться с букинистами. С тех пор его комната стала наполняться книгами, книгами, книгами.
( звучит стихотворение « У меня не живут цветы…»)
Чтение становится любимым занятием; любимым писателем – Пушкин, наукой – наука о литературе. В это время он делает своему отцу целые доклады о современной литературе. В 14 лет он увлекается философией, читает произведения основных русских и зарубежных светил; особенно привлекает его Владимир Соловьев. В 1906 году он становится студентом Сорбонны. Начитанность его и образованность были удивительны; современники отмечают, что, казалось, не было таких вещей, о которых он ничего не знал.
В 1910 – 20-е годы он пишет цикл статей « Письма о русской поэзии», является членом редколлегии издательства «Всемирная литература», заведует отделом французской культуры в Институте Живого Слова, преподает историю и теорию поэзии, редактирует переводную литературу и сам переводит. И какие это были годы! Стоял вопрос о выживании русской интеллигенции в буквальном, физическом смысле. Не было продуктов. Не было дров, а морозы стояли лютые. И в эти морозы, во времена голода, грабежей на улицах, он не изменил своей ежедневной привычке, потребности, долгу – самообразованию. В те годы он был одним из немногих, если не единственным, постоянным посетителем библиотек.
( звучит стихотворение «Читатель книг»)
Дальше мы будем говорить об аристократе.
С детства он хотел быть оригинальным, ни на кого не похожим. В гимназии в альбоме одной из подруг, где писавшие отвечали на вопросы: «Какой ваш любимый цветок и дерево, любимое блюдо, любимый писатель?» Причем гимназистки обычно писали: цветок -роза или фиалка, дерево – береза или липа, блюдо – мороженое, писатель – Чарская, автор повестей о гимназической жизни и первой любви, гимназисты же предпочитали дуб или ели, из блюд – гуся или борщ, писателей – Майн Рида и Жюля Верна, цветок же игнорировали. Он писал, не задумываясь: дерево – баобаб, цветок – орхидея, блюдо – канандер, писатель – Оскар Уайльд. Ни баобабов, ни орхидей он тогда еще не видел, канандером назвал блюдо, на самом деле именующееся «камамбером»(сорт сыра). А вот Оскар Уайльд, книги которого были столь же изысканны, утонченны, был его любимым писателем.
И. Одоевцева вспоминает его рассказ о своей юности.
Я ведь всегда был снобом и эстетом. В 14 лет я прочитал «Портрет Дориана Грея» и вообразил себя лордом Генри. Я стал придавать огромное значение внешности и считал себя очень некрасивым. Я твердо верил, что могу силой воли переделать свою внешность.
Учитель:
Любимый писатель на тот период –Оскар Уайльд, а любимый литературный герой – Дон Жуан.
( звучит стихотворение «Дон Жуан»)
И подобно Дон Жуану он был галантным рыцарем.
Из воспоминаний Надежды Войтинской.
Он проповедовал кодекс средневековой рыцарственности… Он меня всегда называл дамой. Ни капли увлечения ни с моей ,ни с его стороны, но он инсценировал поклонение и уважение. Это была чистейшая игра… Как-то мы пошли на берег моря. Я бросила что-то на лед: «Вот, рыцарь, достаньте штуку». Лед подломился, и он попал в ледяную воду. Я не видела, чтобы он когда-нибудь рассердился. Он был недоступен насмешке. Приходилось переставать смеяться, так как он отвечал серьезно и спокойно.
Учитель:
И, подобно Дон Жуану, этот сухощавый, изящный и чопорный человек, которого нельзя назвать красавцем, был покорителем женских сердец. И каких сердец! В него влюблены самые утонченные, самые умные, самые прекрасные. И он постоянно в кого-то влюблен – но отгорает быстро, как порох.
( звучит стихотворение «Он поклялся в строгом храме»)
И лишь одна любовь преследует его всюжизнь – великая и безнадежная.
( звучит стихотворение «Она»)
Учитель:
Он встретил ее в 1903 году в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было 17 лет, ей – 15. Начиналось все как гимназическая полудружбу – полулюбовь: вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли балерины Айседоры Дункан, в библиотеку. Ее звали Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал бывать в ее доме, познакомился с семьей. Несколько раз делал предложение и получал отказ за отказом. После очередного отказа отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. Трагедия не произошла. В другой раз выпил яд – яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли в лесу. Казалось, сама судьба хранила его. Однажды он приехал к Анне на дачу.
Ученик. Из воспоминаний Анны Горенко.
У меня была свинка, и лицо мое было до глаз закрыто, чтобы не видно было страшной опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: «Тогда я вас разлюблю», я открывала лицо, показывала, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину Вторую.
Учитель:
Наконец, 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались. Но счастья им не было. Почему? Мы можем только предполагать, опираясь на свидетельство людей, хорошо их знавших. Например, Валерии Срезневской, подруги Анны с самого детства.
Из воспоминаний Срезневской.
Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков. Их отношения скорее были тайным единотворством – с ее стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием остаться самим собой . независимым и властным.
( звучит стихотворение «Отравленный»)
Из воспоминаний Анны Горенко.
Когда в 1918 году он вернулся из заграничной командировки, я сказала ему: «Дай мне развод». Он спросил: «Ты выйдешь замуж? Ты любишь?» Я ответила: «Да». Все время развода он очень выдержан был. Никогда ничего не показывал, не сердился, хотя расстроен был очень.
( звучит стихотворение «Соединение»).
4. Беседа по вопросам.
- Кто из представленных вам героев ближе всего?
- Кто особенно поражает?
- Что общего у них?
Учитель:
Дело в том, что судьбы людей, о которых мы вам рассказывали, на самом деле судьба одного человека. Мы показали вам, какого масштаба был этот человек. Современники, говоря о нем. Часто противоречат друг другу, многого не могут объяснить. Но стихи, звучавшие сегодня, все объясняют, так как они написаны тем человеком, о судьбе которого мы говорили.
Анна Горенко, более известная своим псевдонимом А.Ахматова, подчеркивала, что судьба истинного поэта всегда трагична. О Гумилеве она говорила: «Глубоко трагическая личность. Выдумывают о нем много. А в чем состоит правда о нем? Писал прекрасные стихи, храбро воевал и погиб бесстрашно».
Он сам сделал свою жизнь такой – меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило бы на несколько жизней. Он пытался «сделать» и смерть.
Из рассказа Владимира Шилейко.
Николай Степанович почему-то думал, что умрет 53-х лет. Я возражал, говоря, что поэты или рано умирают, или глубокими стариками. И тогда он стал развивать мысль, что «смерть нужно заработать, природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит».
Учитель:
Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним шутку, поменяв местами цифры. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему лет, в 35. В остальном же умер, как и предсказывал:
И умру я не на постели, при нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели, потонувшей в густом плюще.
Из воспоминаний И.Одоевцевой.
О том, как Гумилев вел себя в тюрьме и как погиб, мне доподлинно не известно. Письмо, присланное им из тюрьмы жене с просьбой прислать табаку и Платона, с уверениями, что беспокоиться нечего, « я играю в шахматы». Были неудачные попытки его спасти. Даже заступничество Горького ни к чему не привело.
Учитель:
Гумилев был расстрелян в августе 1921 года, как утверждалось долгие годы – за участие в контрреволюционном, так называемым Таганцевском , заговоре. Но вот в журнале «Новый мир» за 1987 год появилось сообщение юриста Г.Терехова, который изучал материалы по делу Гумилева, находящиеся в архиве. По делу установлено, что преступление Гумилева заключалось в том, что он «не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он отказался. Никаких обвинительных материалов в том деле больше нет. Мотивы поведения Гумилева зафиксированы в протоколе допроса: пытался его вовлечь в организацию его друг, с которым он учился и воевал на фронте. «Предрассудки, как вы называете это, дворянской офицерской чести не позволили мне пойти с доносом»,- заявил он.
( звучит стихотворение «Вечное»)
Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем. Но..
( на доске запись)
« Гумилев был нашим поэтом. Нам казалось, что в своих стихах он понимал нас. Он был поэтом нашего солдатского братства».- М.Дудин, поэт.
Его лучшие стихи будут повторять мальчишки новых поколений России и, став седыми, не забудут их, как не забывают детства.
У Гумилева, несмотря ни на что, всегда были, есть и будут читатели.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Гумилева (на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Урок литературы в 9 классе на тему: "Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества "
Урок позволяет изучить материал о жизни и творчестве писателя с использованием ИКТ.Расширяет кругозор учащихся в области литературы и искусства, воспитывает уважительное отношение к классической литер...
Урок литературы в 10 классе. М.Е.Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.
Урок литературы в 10 классе.Учитель:Халфина Ребия Аджиметовна Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Очерк жизни и творчества писателя.Цель:· Рассказать об обществе...
Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).
Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Любовь длиною в жизнь: Тургенев и Виардо" (Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева).
Данный урок адресован учителям русского языка и литературы....
Конспект урока по литературе в 10 классе Очерк жизни и творчества А.А. Фета
Конспект урока по литературе в 10 классе Очерк жизни и творчества А.А. Фета Цели урока: 1. Активизировать познавательную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них; продолжить знакомст...
Конспект урока литературы "И. Бродский. Очерк жизни и творчества"
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "И.Бродский. Очерк жизни и творчества"....