Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Сологуб Татьяна Валерьевна

 

 Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, поставленные Гоголем, на нашу жизнь. Расширить представление о понятии пошлости. Формировать навык наблюдения над гоголевским текстом (выявлять существенные признаки, сопоставлять, обобщать наблюдения и делать выводы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_tablitsa_gogol.docx30.73 КБ
Файл plan_uroka_gogol_9kl_mdushi.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы

Класс  9А, МКОУ СОШ №4 п. Чегдомын, 2011-12 учебный год

Тема: «Тема «живой» и «мертвой» души в поэме Н.В. Гоголя».

Цели: 1) осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); 2) проецировать проблемы, поставленные Гоголем, на нашу жизнь. 3) расширить представление о понятии пошлости; 4) формировать навык наблюдения над гоголевским текстом (выявлять существенные признаки, сопоставлять, обобщать наблюдения и делать выводы)

Задачи: выявить отрицательные характеристики действий, поступков, характеров персонажей поэмы (на разных уровнях изображения); «обратить» «минусы» в «плюсы» (идя «от противного»: назвав отрицаемое, определить, к чему надо идти).

Оборудование: мультимедийное оборудование для презентации учебного материала; раздаточный материал для учащихся (тест)

Оформление доски: 1)эпиграф «Непонятной тоской уже загорелась земля: черствее и черствее становится жизнь, всё мельчает, и  возрастает в виду всех один исполинский образ скуки, достигая с каждым днем неизмеримейшего роста. Всё глухо, могила повсюду! Боже! Страшно и пусто становится в этом мире…». Н.В. Гоголь. 2) vulgaris – обыкновенный; обыкновенный – как все, не выделяющийся, ничем не приметный, не стремящийся стать лучше, довольствующийся малым, нетребовательный = пошлый.

Ход урока:


№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемые ответы учащихся

1 - тема

Оргмомент

2 - душа

3 - эпиграф

  1. Вступительное слово учителя:

Скажите, это пошло – дергать девочек за косы? А выражаться матерщинными словами там, где собралось больше одного человека? Пошло – хвастаться новой одеждой, свысока поглядывая на одноклассников? Целоваться? А в школьном коридоре? Запрыгивать на сцену в актовом зале, торопясь выступать и спрыгивать, выступив? Всегда ли мы легко отличим пошлое от приемлемого, допустимого в обществе? Какая реакция – точно знаем – на проявления вульгарности будет верной? (нам неловко, и мы отворачиваемся. А может, стоит дать понять, что неловко – поступать так, что оскорбляешь чувства других?) Над этим и предстоит сегодня нам размышлять.

1 и 2 главы «Мертвых душ» «не дали» читателю возможности хоть чем-то полюбоваться. Пейзаж? – грустно, тоскливо.

Красивые женщины в городе? Нет ни одного портрета, только упоминание о «блеске от свечей, ламп и дамских платьев»… любоваться нечем, зато алогизмов, нелепостей, да и просто примеров, заставляющих нас улыбнуться, набралось уже достаточно.

приведите примеры – запомнившиеся детали города или окрестностей Маниловки)

(вывески на заведениях «И вот заведение», «Иностранец Василий Федоров», обилие Питейных домов; «широковетвистые дерева» не выше тростника, с подпорками в виде треугольников; нескончаемые деревянные заборы в губернском городе; «нет зелени, везде одно бревно» на подъезде к Маниловке и т.п.)

  1. Тест. 

Вспомните детали рисующие действительность губернского города (см. приложение №1)

Решение тестовых заданий – 5 минут

  1. Распределите ответы к тестовым заданиям на группы (работа ведется на тех же листах, по вариантам), выделите среди примеров

а) случаи, где человек ставится на один уровень с вещью или существом животного мира;

б) примеры несоответствий: обычные(!) алогизмы нашей жизни (так не должно быть, а есть!));  

в) примеры неоднородности перечисляемых предметов / явлений). (* - уточнить по тексту).

Сделайте вывод. 10 вопросов теста – а много ли подобных примеров можно найти еще? Есть ли среди них положительные? Почему? О чем говорят примеры, когда человек подан на одном уровне с мухами, свиньями-телятами или явился частью пейзажа? Случается ли подобное в нашей сегодняшней жизни?

Работа в парах

а) 2,7,8,9

б) 1,4,5,6,10

в) 2*,3,5,10*

  1. Учитель: подобное обилие отрицательных характеристик неслучайно, их  источник – обыденность жизни, из которой рождается скука и делает существование никчемным, пошлым. Герои поэмы движимы безнравственными или преступными мотивами (еще впереди рассмотрение аферы  Чичикова!) и всегда незначительными, подчеркнуто ничтожными, призрачными интересами. В мире «мертвых душ» нет ничего, составляющего поэзию человеческого существования. Мы это выявили на примере интересов Манилова, на примере его взаимоотношений с женой.

Ответ на вопрос  в ходе подведения промежуточного итога:

Каковы интересы Манилова? В чем суть его взаимоотношений с женой?

        

Интересов у Манилова нет! Кроме выкладывания табака разнообразными кучками и

несбыточных мечтаний.

Отношения «застыли» в течение 8 лет на стадии поцелуев-подарочков.

  1. Теперь объект нашего рассмотрения – дети Манилова.

1. Какое впечатление производят на читателя Фемистоклюс и Алкид?

  1. обычные дети – мы ничего не заметили;
  2. смешно смотреть, как перед едой подбородок завязан салфеткой;
  3. грустно от пошлых вопросов их отца и его «планов» на будущее сыновей

  1. Организация анализа эпизода

4) Как еще 7-летний ребенок должен ответить на вопрос отца, начинающийся словом «Хочешь» (быть посланником)? – конечно, «Хочу» – отвечал он, «жуя хлеб и болтая головой направо и налево».

 Автор иронизирует над отцом, не только «заставляя» задать этот вопрос, но и «разрешив» сыну не быть здесь серьезным. Неумное поведение отца бросает тень и на детей. Критик и философ В. Розанов в начале 20 века увидел кощунство в сатире Гоголя, посягнувшей на святость детства.

2.        Назовите и объясните нелепости, которые вы заметили в словах и действиях героев – взрослых людей.

3. Оцените способности Фемистоклюса, его остроумие и реакцию на вопрос, хочет ли быть посланником

 

2) Пришли обедать, гостю представляют детей хозяина – вдруг(?) вопрос Манилова о главном городе Франции и России (родители любят хвастать успехами и талантами детей). Поэтому и Чичиков, выслушав ответы,  «с некоторым видом изумления» добавляет, что «в этом ребенке будут  большие способности». 3) нелогичный пример остроумия Фемистоклюса («у него чрезвычайно много остроумия») – о двигательной реакции ребенка (плюс «непорядочность» однородных сказуемых: заметит букашку, побежит и тотчас обратит внимание).

  1. Организация анализа эпизода (продолжение)

(см. приложение №3)

Чтение и комментарий эпизода с бараньей костью. (Абзац «В это время стоявший позади лакей утер посланнику нос…»). Параллельно с чтением – индивидуализированное задание: комментарий к поведению учителя в данной сцене. Вопросы классу.

  1. Подведение итогов урока 

Что же значит – пошлость?

 Если вернуться к рассмотренным сегодня примерам и обобщить их, - мы увидим: пошлость – это стремление хвастать своими детьми перед чужими людьми и «вежливое» невнимание к их проделкам; это «краснолицее», сытое существование, равняющее человека с самоваром; это безразличие к своей(!) земле, а отсюда – ее неухоженность, унылость, оживляемые бабами, что тянут-тянут бредень, а в нем всего-то два рака и блестит плотва. Пошлость – это бисерный чехольчик на зубочистку, приготовляемый ко дню рождения… Обыкновенно? Да. Vulgaris.

Вопрос классу

ответы с опорой на словарные значения: грубость, вульгарность, низость в нравственном отношении)

  1. Комментарий домашнего задания

Написать сочинение-размышление «Какое «завтра» ждет детей Манилова?» или Составить ментальную карту «Пошлость»


Приложение №3. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА с бараньей костью.

  • Заметили ли родители происшествие? А укушенное ухо заметили? За что можно лишиться блюда за столом? (За громкий плач во время обеда. А ухо пусть кусает старший брат? Родители вообще видят только гостя).
  • *Как звучит фраза «лакей утер посланнику нос»? Почему мальчик здесь не назван мальчиком? (авторская ирония – но уже в отношении ребенка, а не отца: слишком неожиданно «посторонняя капля» прервала восхищенную речь Манилова).
  • Как ведет себя учитель на протяжении сцен с участием детей?  («Хотел ему [Фемистоклюсу] вскочить в глаза»; «опять настроил внимание»; внимательно следил за разговором и как только замечал, что хотят усмехнуться, «открывал рот и смеялся с усердием».) Почему так унизительно (самоуничижительно) его поведение? («Вероятно, он был человек признательный и хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение». Необъяснимое желание заискивать там, где в этом нет нужды!)


Приложение №1. ТЕСТ

.

  1. Особенность «покойной комнаты» губернской гостиницы за 2 рубля в сутки (тараканы, как чернослив, из всех углов).
  2. Почему «один из самоваров на окне был с черною, как смоль, бородою»? («В окне  помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно было бы подумать…»).
  3. Среди вещей Чичикова, внесенных в номер гостиницы вслед за чемоданом, «был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу…  (жареная курица»).
  4. Чем любопытен слоеный пирожок, подаваемый в обед к щам?

(пирожок, нарочно сберегаемый для проезжающих в течение нескольких неделей).

  1. «В приемах своих господин имел что-то солидное и … что делал? (высмаркивался) чрезвычайно громко… Это, по-видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако ж, ему много уважения со стороны трактирного слуги…»
  2. Чем в русских трактирах набивают подушки вместо эластической шерсти? («чем-то чрезвычайно похожим на кирпич и булыжник).
  3. На «домашней вечеринке» у губернатора мужчины танцевали, и черные фраки носились, как … («носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета).
  4. По пути к Манилову Чичиков видит деревни, в них дома, где «бабы с толстыми лицами… смотрели их верхних окон; из нижних глядел … (теленок) или высовывала слепую морду свою … (свинья).
  5. «Нигде между ними [избами] растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело одно только бревно. Вид оживляли две … » (бабы, влачившие по пруду бредень).
  6. Дополните оценочным словом описание кабинета Манилова: «Картина была, точно, … какая? (не без приятности): стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, но больше всего было табаку».

(Тест выполняется на листах с формулировками вопросов и пробелами для ответов. На выполнение заданий 5 минут, озвучивание ответов).  

  1. Распределите ответы к тестовым заданиям на группы (работа ведется на тех же листах, по вариантам), выделите среди примеров

а) случаи, где человек ставится на один уровень с вещью или существом животного мира (2,7,8,9);

б) примеры несоответствий: обычные(!) алогизмы нашей жизни (так не должно быть, а есть!) (1,4,5,6,10);  

в) примеры неоднородности перечисляемых предметов / явлений (2*,3,5,10*). (* - уточнить по тексту).

Сделайте вывод. 10 вопросов теста – а много ли подобных примеров можно найти еще? Есть ли среди них положительные? Почему? О чем говорят примеры, когда человек подан на одном уровне с мухами, свиньями-телятами или явился частью пейзажа? Случается ли подобное в нашей сегодняшней жизни?

Приложение №2. Тест. Вспомните! 

  1. Назовите особенность «покойной комнаты» губернской гостиницы за 2 рубля в сутки: ________________________________________________________________________________________________________________
  2. Почему «один из самоваров на окне был с черною, как смоль, бородою»? ___________________________________________________
  3. Среди вещей Чичикова, внесенных в номер гостиницы вслед за чемоданом, «был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу… ________________________________
  4. Чем любопытен слоеный пирожок, подаваемый в обед к щам? _________________________________________________________
  5. «В приемах своих господин имел что-то солидное и … что делал? _________________________   чрезвычайно громко… Это, по-видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако ж, ему много уважения со стороны трактирного слуги…»
  6. Чем в русских трактирах набивают подушки вместо эластической шерсти? ____________________________________________________
  7. На «домашней вечеринке» у губернатора мужчины танцевали, и черные фраки носились, как _________________________________
  8. По пути к Манилову Чичиков видит деревни, в них дома, где «бабы с толстыми лицами… смотрели их верхних окон; из нижних глядел ___________ или высовывала слепую морду свою _________________ .
  9. «Нигде между ними [избами] растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело одно только бревно. Вид оживляли две ___________________________________________________________________________________________________________________
  10. Дополните оценочным словом описание кабинета Манилова: «Картина была, точно,   какая? _______________________________): стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, но больше всего было табаку».

(Тест выполняется на листах с формулировками вопросов и пробелами для ответов. На выполнение заданий 5 минут, озвучивание ответов).  

Распределите ответы к тестовым заданиям на группы (работа ведется на тех же листах, по вариантам), выделите среди примеров 

а) случаи, где человек ставится на один уровень с вещью или существом животного мира __________________________________

б) примеры несоответствий: обычные(!) алогизмы нашей жизни (так не должно быть, а есть!)  __________________________

в) примеры неоднородности перечисляемых предметов / явлений                 ____________________________________________ Сделайте вывод. 10 вопросов теста – а много ли подобных примеров можно найти еще? Есть ли среди них положительные? Почему? О чем говорят примеры, когда человек подан на одном уровне с мухами, свиньями-телятами или явился частью пейзажа? Случается ли подобное в нашей сегодняшней жизни?



Предварительный просмотр:

План урока литературы в 9А классе МКОУ СОШ №4

Тема: Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души».

Цели: 1) осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); 2) проецировать проблемы, поставленные Гоголем, на нашу жизнь. 3) расширить представление о понятии пошлости; 4) формировать навык наблюдения над гоголевским текстом (выявлять существенные признаки, сопоставлять, обобщать наблюдения и делать выводы)

Задачи: выявить отрицательные характеристики действий, поступков, характеров персонажей поэмы (на разных уровнях изображения); «обратить» «минусы» в «плюсы» (идя «от противного»: назвав отрицаемое, определить, к чему надо идти).

Оборудование:

 Оформление доски: 1)эпиграф «Непонятной тоской уже загорелась земля: черствее и черствее становится жизнь, всё мельчает, и  возрастает в виду всех один исполинский образ скуки, достигая с каждым днем неизмеримейшего роста. Всё глухо, могила повсюду! Боже! Страшно и пусто становится в этом мире…». Н.В. Гоголь. 2) vulgaris – обыкновенный; обыкновенный – как все, не выделяющийся, ничем не приметный, не стремящийся стать лучше, довольствующийся малым, нетребовательный = пошлый.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Скажите, это пошло – дергать девочек за косы? А выражаться матерщинными словами там, где собралось больше одного человека? Пошло – хвастаться новой одеждой, свысока поглядывая на одноклассников? Целоваться? А в школьном коридоре? Запрыгивать на сцену в актовом зале, торопясь выступать и спрыгивать, выступив? Всегда ли мы легко отличим пошлое от приемлемого, допустимого в обществе? Какая реакция – точно знаем – на проявления вульгарности будет верной? (нам неловко, и мы отворачиваемся. А может, стоит дать понять, что неловко – поступать так, что оскорбляешь чувства других?) Над этим и предстоит сегодня нам размышлять.

 1 и 2 главы «Мертвых душ» «не дали» читателю возможности хоть чем-то полюбоваться. Пейзаж? – грустно, тоскливо (приведите примеры – запомнившиеся детали города или окрестностей Маниловки)

(вывески на заведениях «И вот заведение», «Иностранец Василий Федоров», обилие Питейных домов; «широковетвистые дерева» не выше тростника, с подпорками в виде треугольников; нескончаемые деревянные заборы в губернском городе; «нет зелени, везде одно бревно» на подъезде к Маниловке и т.п.). Красивые женщины в городе? Нет ни одного портрета, только упоминание о «блеске от свечей, ламп и дамских платьев»… любоваться нечем, зато алогизмов, нелепостей, да и просто примеров, заставляющих нас улыбнуться, набралось уже достаточно.

  1. Тест. 

Вспомните

  1. Особенность «покойной комнаты» губернской гостиницы за 2 рубля в сутки (тараканы, как чернослив, из всех углов).
  2. Почему «один из самоваров на окне был с черною, как смоль, бородою»? («В окне  помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно было бы подумать…»).
  3. Среди вещей Чичикова, внесенных в номер гостиницы вслед за чемоданом, «был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу…  (жареная курица»).
  4. Чем любопытен слоеный пирожок, подаваемый в обед к щам?

(пирожок, нарочно сберегаемый для проезжающих в течение нескольких неделей).

  1. «В приемах своих господин имел что-то солидное и … что делал? (высмаркивался) чрезвычайно громко… Это, по-видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако ж, ему много уважения со стороны трактирного слуги…»
  2. Чем в русских трактирах набивают подушки вместо эластической шерсти? («чем-то чрезвычайно похожим на кирпич и булыжник).
  3. На «домашней вечеринке» у губернатора мужчины танцевали, и черные фраки носились, как … («носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета).
  4. По пути к Манилову Чичиков видит деревни, в них дома, где «бабы с толстыми лицами… смотрели их верхних окон; из нижних глядел … (теленок) или высовывала слепую морду свою … (свинья).
  5. «Нигде между ними [избами] растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело одно только бревно. Вид оживляли две … » (бабы, влачившие по пруду бредень).
  6. Дополните оценочным словом описание кабинета Манилова: «Картина была, точно, … какая? (не без приятности): стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, но больше всего было табаку».

(Тест выполняется на листах с формулировками вопросов и пробелами для ответов. На выполнение заданий 5 минут, озвучивание ответов).  

  1. Распределите ответы к тестовым заданиям на группы (работа ведется на тех же листах, по вариантам), выделите среди примеров

а) случаи, где человек ставится на один уровень с вещью или существом животного мира (2,7,8,9);

б) примеры несоответствий: обычные(!) алогизмы нашей жизни (так не должно быть, а есть!) (1,4,5,6,10);  

в) примеры неоднородности перечисляемых предметов / явлений (2*,3,5,10*). (* - уточнить по тексту).

Сделайте вывод. 10 вопросов теста – а много ли подобных примеров можно найти еще? Есть ли среди них положительные? Почему? О чем говорят примеры, когда человек подан на одном уровне с мухами, свиньями-телятами или явился частью пейзажа? Случается ли подобное в нашей сегодняшней жизни?

  1. Промежуточные выводы

Учитель:  Вопросы классу.1) Почему текст столь  обилен  отрицательными характеристиками? Что их рождает?

(Подобное обилие отрицательных характеристик неслучайно, их  источник – обыденность жизни, из которой рождается скука и делает существование никчемным, пошлым.) 2) Каким интересами, мотивами движимы (руководствуются герои? Подтвердите это примером Манилова. (Герои поэмы движимы безнравственными или преступными мотивами (еще впереди рассмотрение аферы  Чичикова!) и всегда незначительными, подчеркнуто ничтожными, призрачными интересами. В мире «мертвых душ» нет ничего, составляющего поэзию человеческого существования. Мы это выявили на примере интересов Манилова (которых нет! Кроме выкладывания табака разнообразными кучками), на примере его взаимоотношений с женой («застывших» в течение 8 лет на стадии поцелуев-подарочков).

  1. Наблюдение над текстом. Анализ эпизода («Дети Манилова»).

Теперь объект нашего рассмотрения – дети Манилова. 1) Какое впечатление они производят на читателя? (варианты ответов учащихся: обычные дети – мы ничего не заметили; смешно смотреть, как перед едой подбородок завязан салфеткой; грустно от пошлых вопросов их отца и его «планов» на будущее сыновей). 2) По итогам домашнего задания (рассмотрение эпизода с детьми Манилова). Перечислите и объясните несуразности, которые вы отметили в поведении, словах Манилова. (а) Пришли обедать, гостю представляют детей хозяина – вдруг(?) вопрос Манилова о главном городе Франции и России (родители любят хвастать успехами и талантами детей). Поэтому и Чичиков, выслушав ответы,  «с некоторым видом изумления» добавляет, что «в этом ребенке будут  большие способности». б) нелогичный пример остроумия Фемистоклюса («у него чрезвычайно много остроумия») – о двигательной реакции ребенка (плюс «непорядочность» однородных сказуемых: заметит букашку, побежит и тотчас обратит внимание). в) Как еще 7-летний ребенок должен ответить на вопрос отца, начинающийся словом «Хочешь» (быть посланником)? – конечно, «Хочу» – отвечал он, «жуя хлеб и болтая головой направо и налево».) Автор иронизирует над отцом, не только «заставляя» задать этот вопрос, но и «разрешив» сыну не быть здесь серьезным. Неумное поведение отца бросает тень и на детей. Критик и философ В. Розанов в начале 20 века увидел кощунство в сатире Гоголя, посягнувшей на святость детства.

  1. Комментированное чтение эпизода с бараньей костью.

(Абзац «В это время стоявший позади лакей утер посланнику нос…»). Параллельно с чтением – индивидуальное задание: комментарий к поведению учителя в данной сцене. Вопросы классу.

  • Заметили ли родители происшествие? А укушенное ухо заметили? За что можно лишиться блюда за столом? (За громкий плач во время обеда. А ухо пусть кусает старший брат? Родители вообще видят только гостя).
  • *Как звучит фраза «лакей утер посланнику нос»? Почему мальчик здесь не назван мальчиком? (авторская ирония – но уже в отношении ребенка, а не отца: слишком неожиданно «посторонняя капля» прервала восхищенную речь Манилова).
  • Как ведет себя учитель на протяжении сцен с участием детей?  («Хотел ему [Фемистоклюсу] вскочить в глаза»; «опять настроил внимание»; внимательно следил за разговором и как только замечал, что хотят усмехнуться, «открывал рот и смеялся с усердием».) Почему так унизительно (самоуничижительно) его поведение? («Вероятно, он был человек признательный и хотел заплатить этим хозяину за хорошее обращение». Необъяснимое желание заискивать там, где в этом нет нужды!)
  1. Выводы

Что же значит – пошлость? (ответы с опорой на словарные значения: грубость, вульгарность, низость в нравственном отношении). Если вернуться к рассмотренным сегодня примерам и обобщить их, - мы увидим: пошлость – это стремление хвастать своими детьми перед чужими людьми и «вежливое» невнимание к их проделкам; это «краснолицее», сытое существование, равняющее человека с самоваром; это безразличие к своей(!) земле, а отсюда – ее неухоженность, унылость, оживляемые бабами, что тянут-тянут бредень, а в нем всего-то два рака и блестит плотва. Пошлость – это бисерный чехольчик на зубочистку, приготовляемый ко дню рождения… Обыкновенно? Да. Vulgaris.

  1. Домашнее задание:

 Составить ментальную карту «Проявления пошлости в поэме «Мертвые души» (дополнив своими примерами).


Приложение

  1. Тест. Вспомните
  1. Особенность «покойной комнаты» губернской гостиницы за 2 рубля в сутки ___________________________________________________________________
  2. Почему «один из самоваров на окне был с черною, как смоль, бородою»? ___________________________________________________________________
  3. Среди вещей Чичикова, внесенных в номер гостиницы вслед за чемоданом, «был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу…  ___________________________________________________________________
  4. Чем любопытен слоеный пирожок, подаваемый в обед к щам?

___________________________________________________________________

  1. «В приемах своих господин имел что-то солидное и … что делал? _________________________   чрезвычайно громко… Это, по-видимому, совершенно невинное достоинство приобрело, однако ж, ему много уважения со стороны трактирного слуги…»
  2. Чем в русских трактирах набивают подушки вместо эластической шерсти? ___________________________________________________________________
  3. На «домашней вечеринке» у губернатора мужчины танцевали, и черные фраки носились, как _________________________________________________
  4. По пути к Манилову Чичиков видит деревни, в них дома, где «бабы с толстыми лицами… смотрели их верхних окон; из нижних глядел ___________ или высовывала слепую морду свою _________________ .
  5. «Нигде между ними [избами] растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело одно только бревно. Вид оживляли две ___________________________________________________________________
  6. Дополните оценочным словом описание кабинета Манилова: «Картина была, точно,   какая? _______________________________): стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, но больше всего было табаку».

(Тест выполняется на листах с формулировками вопросов и пробелами для ответов. На выполнение заданий 5 минут, озвучивание ответов).  

  1. Распределите ответы к тестовым заданиям на группы (работа ведется на тех же листах, по вариантам), выделите среди примеров

а) случаи, где человек ставится на один уровень с вещью или существом животного мира ____________________________________________________________________

б) примеры несоответствий: обычные(!) алогизмы нашей жизни (так не должно быть, а есть!)  ____________________________________________________________

в) примеры неоднородности перечисляемых предметов / явлений _________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс

Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...

Урок "Связь поэмы "Мёртвые души" Н.В.Гоголя с мифом, славянским фольклором" (по 5 главе)

Урок  проводится  в форме исследования.   Ребята  определяют, как поэма связана с мифом, славянским фольклором,   находят пословицы,  сказочно-былинные мотивы....

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Образы помещиков.

Литература 19 века. 9 класс. Три урока по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник....

Литература. 9 класс. Серия уроков по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам: 1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2. Образы ...

Маршрутный лист ученика 9 класса к уроку по поэме "Мертвые души" Н.В.Гоголя

Данная разработка нацлена на организацию самостоятельной деятельности учащихся....

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков. 9 класс

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.+тест по произведению...