Игра Умники и умницы
материал по литературе (10 класс) на тему
Данная игра построена по пьесам Островского "Гроза", "Бесприданница".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Подхоженская средняя общеобразовательная школа»
Викторина «Умники и умницы»
(по пьесам А.Н.Островского)
Учитель Бескровная Н.В.
Викторина «Умники и умницы»
(по пьесам А.Н.Островского)
Правила игры: 3 агона (с греч. «состязание»), из 9 агонистов в финал выходят 3.
За правильный ответ вручается медаль. Если ответа нет или он
Неверен, обращаться к теоретикам (зрителям). Для них можно
Организовать дополнительный агон.
3 дорожки. 1. Красная дорожка– отвечают на 2 вопроса, не прав на ошибку.
2. Жёлтая дорожка – 3 вопроса, 1 неточность в ответе.
3. Зелёная дорожка – 4 вопроса, 2 раза можно ошибиться.
Жюри – высокий ареопаг.
Первый агон.
Вопросы для розыгрыша дорожек: 1) Назовите 5 пьес Островского?
2) Вспомните название первой пьесы Островского?
(«Картина семейного счастья»)
3) С какой пьесой связан дебют Островского-
драматурга на театральной сцене?
(«Не в свои сани не садись»)
Зелёная дорожка. – Согласно авторской ремарке, вы – блестящий барин за 30 из
судовладельцев. Мнения о вас окружающих противоречивы.
В глазах одних вы – «идеал мужчины», других – «промотавшийся
кутила», «развратный человек». Вы себя узнали?
(С.С.Паратов из пьесы «Бесприданница»).
1. Уважаемый Сергей Сергеевич, будьте добры, представьтесь публике так, как вы представляете себя при знакомстве с Карандышевым?
(«Человек с большими усами и малыми способностями», д.2,явл.9)
2. Как называется пароход, владельцем которого вы являетесь. Кому вы его продаёте и жаль ли вам его продавать? («Ласточка». Вожеватову. «Что такое жаль, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно», д.1, явл.6).
3. Господин Паратов, вы употребляете в речи много пословиц, поговорок. Харита Игнатьевна Огудалова однажды поинтересовалась, откуда вы их столько знаете. Ответьте! («С бурлаками водился, тётенька, так русскому языку выучился», д.2, явл.9).
4. Сергей Сергеевич, всем известна ваша смелость, даже дерзость. Расскажите, как вы однажды продемонстрировали свою смелость. (Случай с кавказским офицером, когда С.С.Паратов стрелял в монету, которую держала Лариса. Д.1, явл.4).
Жёлтая дорожка. – Вы вдова средних лет, принадлежите к «порядочной
фамилии», одеваетесь «изящно, но смело и не по летам».
женщина вы «бойкая и проворная», любите своих детей,
демократичны в обращении. Дом у вас полон гостей.
Представьтесь!
(Харита Игнатьевна Огудалова, «Беприданница»).
- Харита Игнатьевна, про вас в городе говорят, что вы живёте не по средствам: всех принимаете, дочери дарите дорогие подарки. Откуда у вас деньги на это?
( Женихи платят. Кому понравилась дочка, тот и раскошеливайся.)
- Сколько у вас дочерей? Какова их судьба?
(3 дочки. Старшую горец замуж взял, но по дороге зарезал от ревности. Другая за иностранца вышла, за шулера. И Лариса.)
- Вожеватов на день рождения преподнёс Ларисе дорогое украшение, а вы заставили благодарить за него и Кнурова? Почему двоих?
(Огудалова показала подарок Кнурову, «якобы от себя», а он дал денег. Д.2, явл.3).
Красная дорожка. – Вы «очень молодой человек», один из представителей
богатой торговой фирмы. Занимаетесь перевозом грузов
по Волге, владеете пароходами. Кто же вы?
(Вожеватов Василий Данилович, «Бесприданница»).
- Василий Данилович, однажды вы посоветовали Кнурову оригинальное средство борьбы с насморком. Расскажите о нём.
(«Мне один англичанин – директор на фабрике – говорил, что от насморка
Хорошо шампанское натощак пить», д.1, явл.2).
- На столе рюмка водки и стакан вина, котлета. Это обычный завтрак Карандышева. Вы, помнится, позавидовали ему, сказав, что не можете позволить себе такой завтрак. Чего вы не можете себе позволить и почему?
(Водки и вина. «Нам нельзя-с, разум потеряешь… у нас дела великие…», д.1, явл.3).
Второй агон.
- Вспомните финальную сцену пьесы «Гроза». Какие слова срываются из уст Тихона? «Маменька, вы её погубили, вы, вы, вы…»)
- В каком городе произошёл идентичный случай? Он ли послужил основой сюжета пьесы? (В Костроме, в семье Клыковых. Случай произошёл после написания пьесы)
- Какую песню вы слышите в начале пьесы «Гроза» и из уст какого героя?
(«Среди долины ровныя…» Поёт её Кулигин.)
Зелёная дорожка. – Вы провинциальный актёр. Ваш сценический псевдоним
Аркадий Счастливцев. Судьба к вам неблагосклонна.
Ваша карьера не удалась. Как вас именуют в пьесе?
(Робинзон, «Бесприданница»).
- Почему вас прозвали Робинзоном? (Плыл с купеческим сыном на пароходе, пили, безобразничали. Затем разделись, вывалялись в пуху. Высадили на пустой остров, где его и подобрал Паратов. Д.1, явл.6).
- Хороший ли вы актёр? Ответьте словами Паратова. («Ну нет, какой хороший! Он все амплуа прошёл и в суфлёрах был, а теперь в оперетках играет. Ничего, так себе, смешит», д.1, явл.6).
- Вожеватов обещал взять вас в Париж. Как вы думаете, возникнут ли у вас трудности в языковом отношении, ведь вы не говорите по-французски? (Он обещал взять его в трактир «Париж»).
- Позвольте узнать, сударь, вы человек семейный или холостой? («Нет, я человек семейный», д.4, явл.2).
Жёлтая дорожка – Вы являетесь предметом поклонения и восхищения
в своём кругу. Ваше имя в переводе с греческого
означает «чайка». Кто же вы?
(Лариса Дмитриевна Огудалова, «Бесприданница»).
- Вы приводите в восторг своим пением. На каком инструменте вы играете? Какой романс вы исполняете в пьесе? (На гитаре. Романс на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды…»).
- Вы помните имя жениха? Паратов удивлён вашим выбором и спрашивает, какие вы усмотрели в нём достоинства. Итак, какими достоинствами обладает Карандышев? Что вы ответили Паратову? (Одно достоинство: он любит свою будущую жену. Д.2, явл. 8).
- Лариса Дмитриевна, жених возмущён, что вы Вожеватова называете Васей. В чём же состоит эта особенная близость? И чем её объяснить? (Вожеватов: «лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери налью, песенку выучу, романсы вожу…» Лариса: «маленькие играли вместе…» , д.2, явл4).
Красная дорожка – Молодой человек, вы сирота. Ваша семья состоит,
кроме вас, из одного человека – вашей сестры. Живёте
вы из милости у дяди, богатого купца, терпите
унижения от него. Ваше имя?
(Борис Григорьевич из пьесы «Гроза»).
- Вы, молодой человек, «порядочно образованный». Какое образование вы получили? (Коммерческую академию закончил, д.1, явл.3).
- Вспомните прощальное свидание с Катериной. Ваша душа разрывалась от жалости. «Только одного и надо просить у Бога…», - срываются с ваших уст горькие слова. Что вы попросили у Бога для своей возлюбленной? («…чтоб она умерла поскорей, чтоб ей не мучиться долго!» - д5, явл3).
Третий агон.
- В каких журналах сотрудничал А.Н.Островский?
«Москвитянин», «Современник», «Отечественные записки»).
- Назовите фамилии знаменитых русских актёрис, исполняющих заглавные роли в пьесах Островского?
(Стрепетова, Савина, Никулина-Косицкая, Федотова, Комиссаржевская).
- Назовите города, где происходило действие пьес «Гроза» и «Бесприданница»?
(Горд Калинов – «Гроза», город Бряхимов – «Бесприданница»).
Зелёная дорожка – Вы небогатый чиновник, жених самой красивой
девушки города Бряхимова. Ваше Имя?
(Карандышев Юлий Капитонович, «Бесприданница»).
- Самая очаровательная девушка выбрала вас. Говорят, вы вознаграждены за постоянство. Долго ли вы добивались руки Ларисы? (3 года. Д.1, явл.2).
- Как сообщает ваша невеста, вы решили баллотироваться в мировые судьи в дальний уезд. Куда именно? Почему в такую даль? (В Заболотье. Там кандидатов меньше. Д.2, явл.3).
- Господин Карандышев, как вы отомстили своей невесте за измену, всем известно. А вот откуда у вас оружие? (В кабинете ковёр грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал. Д.1, явл2).
- Будут ли вас судить за убийство невесты? (Скорее всего нет. Лариса в финале говорит: «Это я сама…никто не виноват…» А свидетелей не было, автор о них не сообщает).
Жёлтая дорожка – Вы странница, сами кормитесь подаянием, зато других
любите угощать небылицами. Вы, конечно же…
(Феклуша из пьесы «Гроза»).
- Если верить вашим словам, жизнь вы ведёте праведную. За собой признаёте один грех. Какой именно? («Сладко поесть люблю…», д.2., явл.1).
- Много ли вы повидали в жизни? Далеко ли приходилось ходить? («Я по своей немощи далеко не ходила, а слыхать – много слыхала», д.2, явл1).
- Вы пророчите близкий конец света в разговоре с Кабановой: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам последние». В чём вы усматриваете причины конца света? («В суете», д3, явл.1).
Красная дорожка – Вы мещанин, часовщик – самоучка, изобретаете
перпетуум-мобиле. Представьтесь!
(Кулигин из пьесы «Гроза»).
- Вы, уважаемый, мечтаете изобрести вечный двигатель и получить за него 1000000 рублей. Но кто вам даст его? Зачем вам такая сумма? Разве вы корыстный человек? (Англичане. Деньги для общества, для поддержки. Д.1, явл.3).
- Как известно, земля слухом полнится. Господин Кулигин, в городе поговаривают, что вы ещё и сочинительством занимаетесь. Правда это или нет? Если да, то что вы предпочитаете, стихи или прозу? (Стихи. «Поначитался-таки Ломоносова и Державина…» Д.1, явл.3).
Финал.
- С какими персонажами славянской мифологии мы встречаемся в пьесе Островского «Весенняя сказка»? (Ярило – бог солнца).
- Какие русские народные обряды нашли отражение в пьесе «Весенняя сказка»?
(святки, встреча весны…)
- В чём сходство и различие сюжетов русской народной сказки про Снегурочку и «Весенней сказки» Островского?
Зелёная дорожка – Из-за вас передрались все парни в слободке, вы отбили
жениха у лучшей подруги. Кто вы?
(Снегурочка).
- Ваше детство прошло в глухой чаще леса, в тереме отца Мороза. Вашими друзьями были лес, зверюшки. Вас потянуло к людям. Что вас у них привлекло? («Людские песни», пролог, явл.3).
- В пьесе-сказке автор вложил в ваши уста замечательные слова: «…всё, что есть на свете дорого, живёт в одном лишь слове». Это слово… («Это слово – любовь». Д.4, явл.4).
- Итак, самое дорогое для человека – любовь. А как дорого оценил Мизгирь вашу любовь? Сколько он готов за неё заплатить? («…возьми бесценный жемчуг, а мне любовь отдай». Д.3, явл.3). Согласились ли вы принять такую плату? («Сменяюсь я любовью на любовь, но не с тобой, Мизгирь», д.3, явл.3).
- Любовь – прекрасное чувство, но она сделала вас уязвимой для Солнца. Бог Ярило вас погубил, растопил своими лучами, и вы покинули сей мир совсем юной. Сколько же вам было лет от роду? (15 лет. «До 15 лет она жила меж нами, 15 лет на нас сердилось солнце». Д4, явл.4).
Жёлтая дорожка – «Пригоженьким-хорошеньким» пастушком называют
вас девушки-берендейки. Они не жалеют для вас ни
ласк, ни поцелуев. Ваши песни их приводят в восторг.
Кто вы? (Лель).
- В пьесе вы говорите о себе в 3-ем лице: «не пашет он, не сеет;…на солнышке валяется…в уме одно…Что же у вас на уме? («…девичья ласка, только и думаешь о ней…», д.3, явл.2).
- «Певцом любви» именует вас царь Берендей. А кто был вашим учителем в любви? Кто обучил вас песням? (Солнце. «…лелеяло измлада оно меня – учило песни петь…», д.2, явл5).
- Много претенденток было на вашу любовь? (Три: Снегурочка, Прекрасная Елена и Купава).
Красная дорожка – Вам досталась самая значительная роль. Вы и глава
государства, и художник, и мастеровой. Конечно, вы…
(Царь Берендей).
- Ваше величество, вы сами расписали дворец. Что вы изобразили в нижней части колонны: коровью ногу или пёсью? Или же другую? («Ни пёсья, ни коровья, а крепкая нога гнедого тура…»)
- В одной из сцен вы прочли скоморохам интересную лекцию о том, как надо расписывать царские палаты. Итак, какой орнамент должен украшать потолок, стены и столбы в царском дворце? (На потолке – небесные круги, на стенах цветы, на столбах – ноги туров.
Палатное письмо имеет смысл.
Небесными кругами украшают
Подписчики в палатах потолки
Высокие; в простенках узких пишут
Утеху глаз – лазоревы цветы меж
Травами зелёными; а туры могучие
И жилистые ноги на притолках
Дверных, припечных трубах, подножиях
Прямых столбов, на коих покоится
Тяжёлых матиц груз. Д.2, явл1.).
Подводятся итоги викторины, награждаются победители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"
ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...
Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова
Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....
Игра "Умники и умницы"
Игра по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...
Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"
Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...
Игра "Умники и умницы"
Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...
Игра "Умники и умницы"
Игра "Умники и умницы"...
Литературная игра "Умники и умницы"
Литературная игра "Умники и умницы" предназначена для обучающихся 9 класса. Цель игры: обобщение материала по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....