план урока по рассказу И.Бунина "Холодная осень"
план-конспект урока по литературе на тему
план урока по рассказу И.Бунина "Холодная осень"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka-holodnaya_osen.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока литературы в 9 классе по рассказу И.А.Бунина «Холодная осень»
Тема: Анализ литературного произведения. И. А. Бунин «Холодная осень».
Эпиграфы к уроку:
1.Нет настоящей жизни там, где нет любви.
2. У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…»
Цели:
привитие умений и навыков выразительного и осмысленного чтения литературного произведения, умения анализировать произведение ; указать на связь рассказа с биографией самого писателя;
Оборудование урока:
Книга «И.А.Бунин. Жизнь и творчество»; слайды с портретами, фотографиями И.А.Бунина; текст рассказа .
Словарная работа :
Пасьянс -особая раскладка игральных карт по определенным правилам для развлечения или гадания.
Капот -женская домашняя одежда свободного покроя.
Накидка -верхняя одежда без рукавов, род плаща.
Отупение -состояние крайней усталости и безразличия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Актуализация знаний. Фронтальная беседа о тв. И.Бунина.
Д.з Чтение наизусть стих. И.Бунина(по выбору).
2.Привитие умений и навыков. Вступительное слово учителя.
-В сороковые годы И.Бунина начинает интересовать поздний Тютчев, в поэзии которого усиливается мотив воспоминания, мрачные чувства теснят светлые. Поэзия и проза 40-х годов Бунина проникнуты сходными настроениями. В прозе звучит мотив прощания с жизнью. Сердце живет воспоминаниями. Для Бунина эти воспоминания прекрасны. Память дает радость свидания с дорогим, хотя и навсегда ушедшим. Память сохраняет очарование былого:
Как, господи, благодарить
Тебя за все, что в мире этом
Ты дал мне видеть и любить
В морскую ночь, под звездным светом.
Писатель всю жизнь искал ответ на вопрос: что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл, как связана она с миром.
Перед нами один из поздних рассказов И. Бунина «Холодная осень», который был написан в мае 1944 года. Это рассказ из книги «Темные аллеи». Жена Ивана Александровича Вера Николаевна Муромцева писала: «Эти рассказы появились отчасти потому, что хотелось уйти во время войны в другой мир».
3. Один из учеников кратко излагает содержание рассказа «Холодная осень»
Анализ произведения( рассказ «Холодная осень»)
1. Определите тему рассказа (это рассказ о любви, о жизни и смерти, о сложности человеческих судеб).
2. Определите идею рассказа (Любовь - это светлая горечь о несбывшейся мечте. Это печальное, но светлое чувство не позволяет отчаяться, окончательно потерять смысл жизни, дает силы выжить, вырастить чужого ребенка. Рассказ подтверждает старую истину: нет настоящей жизни там, где нет любви.)
3. Назовите главных героев рассказа ( безымянная красавица, она рассказывает свою историю; остальные герои второстепенные)
4. Определите композицию рассказа (Рассказ построен в форме монолога лирической героини. Рассказ в рассказе. Произведение можно разделить на 2 части. В первой части, которая занимает больше места в рассказе, она рассказывает об одном вечере с женихом в саду. В другой части - о существовании в остальные 30 лет. )
5. Почему рассказ так построен? (Героиня живет одним вечером - свиданием с женихом в осеннем саду. Остальные 30 лет существования без него - ненужный сон.)
-Чтение стихотворения «Холодная осень» А.Фета (читает 1 из учащихся).
Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот;
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
7. Язык рассказа. В какой части рассказа больше художественно-изобразительных средств и почему?
8. Назвать художественно-изобразительные средства ( эпитеты: холодная осень, чернеющие сосны, северная ночь, фосфорные очи, черное небо, чистые ледяные звезды, черные сучья, минерально блестящие звезды; олицетворения: пожар восстает)
9. А какие передают состояние героев? (незначительные слова, преувеличенно спокойные, тайные мысли и чувства, притворная простота. Героям очень тяжело, тяжко на душе. Хотят это скрыть. Холод на душе.)
10. Где происходят действия? (В саду)
11. Сад- символ чего? ( родного дома, родины)
12. “Мы стояли в отупении, чувствуя удивительную несовместимость между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром».
- Для чего автор использует антитезу? ( показать, насколько сильно герои переживали разлуку)
-Выступления учащихся.
1. В апреле 1922 г. Уже эмигрантом, Бунин написал строки, обращенные будто к прошлому, но проникнутые живой скорбью прощания с Родиной:
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой наемный дом
Своей уж ветхою котомкой!
Бунину в эту пору шел пятьдесят второй год. Трагически совпали факты его биографии: вступление во вторую половину века жизни и отъезд из России. Мучительно переживал Иван Алексеевич совмещение этих поворотов судьбы: «Разве мы можем забыть родину? Может человек забыть родину? Она в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».
Решение покинуть Россию приходило нелегко. Бунин медлит с отъездом. Только в конце марта 1920 г. , проехав через Турцию, Болгарию, Сербию, прибывает во Францию.
2. В Париже, где поселились Бунины, находилось немало русских писателей, художников, меценатов, приехавших сюда после событий октября 1917г. Бунины были тепло приняты писателями- эмигрантами. Бунин давал вечера, читал лекции. Материально жизнь устраивалась. Но внутреннее бытие по-прежнему было мучительным, если не трагическим. Неоднократно жена писателя Вера Николаевна напишет в дневнике: «Ян чувствует себя слабым, больным, в большой нерешительности. Больше же всего ему хотелось бы уехать в Россию».
Учитель:
-Вернемся к рассказу. Прошло тридцать лет. Что потеряла героиня из того, что имела? (Самых близких, сад ,дом, родину)
- Как она об этом рассказывает? (Равнодушно, эти 30 лет жизни для нее - «ненужный сон»)
-Какова развязка рассказа? (Ученик читает последний абзац рассказа)
- Определение жанра произведения. Новелла:
1) остросюжетное произведение;
2) действие развивается быстро, динамично;
3) стремится к развязке, которая заключает в себя весь смысл рассказанного;
4)автор с помощью развязки выносит приговор изображаемым характерам;
5) сюжет сжат;
6) персонажей мало, эпизодические персонажи вводятся только для того, чтобы дать толчок сюжетному действию и после немедленно исчезнуть;
7) нет побочных сюжетных линий, авторских отступлений;
8) описательные элементы только в начале, ближе к концу они будут мешать, тормозя развитие действия и отвлекая внимание.
- Какое впечатление произвела на вас новелла? (ощущение осеннего холода; вера в то, что есть на свете настоящая любовь; чувство жалости к героине; появляется мысль о том, что делает История с судьбами отдельных личностей)
Подведение итогов.
Д.з. написать отзыв к рассказу «Холодная осень».
Примерный ответ учащихся:
-Я бы назвала рассказ «Холодная осень» новеллой. Прошло 30 лет, и мы переносимся в другое время. За эти годы героиня потеряла самое дорогое , что имела: самых близких людей, сад, родной дом, родину. Уже в первой части становится ясно, потеряв сад, где они с любимым человеком расстались, героиня останется и без дома, и без Родины(сад- символ родного дома, родины). Действие в рассказе развивается быстро, динамично, в первой части достигая кульминации. Пятнадцатого июня убили кронпринца, в Петров день за обедом он был объявлен женихом главной героини, а девятнадцатого июля Германия объявила войну. Перед нами развязка повествования, в котором заключен весь смысл рассказанного: «…Да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: был только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни- остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то он ждет меня- с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы пла...
План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....
«Рассказ по картинке «Осень»
Цель: Формирование связной речи.Задачи:Учить понимать и употреблять слова семантического поля «осень».Формировать представление о временах года.Закрепить навык согласования прилагательных...
Анализ рассказа Бунина "Холодная осень"
История созданияпроблемытемы...
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...