Конспект урока по теме Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Ермолаева И.Л.

На уроке мы разберём такое понятие как "сентиментализм". Откуда он пришел к нам?И  кто его основатели в русской литературе?  Прочитаем произведение Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Узнаем в чем его тема и основная мысль,выведем проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bednaya_liza9_klass.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс.

Литература.

 
МБОУ СОШ № 34

 





Н.М.Карамзин. Краткий очерк жизни и творчества. Повесть «Бедная Лиза».










Ермолаевой Инны Леонидовны,
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории


Тема: Н.М.Карамзин. Краткий очерк жизни и творчества. Повесть «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.

Цели урока:

  1. Образовательные.
  • Познакомить уч-ся с основными чертами литературного направления – сентиментализм и повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как примером литературного произведения, принадлежавшего этому направлению.
  1. Развивающие.
  • Развитие умения выразительного чтения лирических произведений.
  1. Воспитывающие.
  • Воспитание  уважения к людям труда и других нравственных качеств личности.

Оборудование: 1) журнал « Уроки литературы» №  2-2007 год (иллюстрационный материал к уроку); 2) портрет Н.М.Карамзина.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА.

  1.  Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения Г.Р.Державина «Памятник». Рецензирование выразительного чтения по схеме.
  3. Изучение нового материала  «Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме».
  1. Рассказ учителя «Сентиментализм в России».

Само название «сентиментализм» (от анг. sentimental – чувство) указывает на то, что эстетическое чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов. Основная идея – мирная, идеалистическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни) городу (символу зла, неестественной жизни и суеты). Появляются новые герои -  «поселяне» и «поселянки»  (пастухи и пастушки). Особое внимании е уделяется пейзажу. Пейзаж тоже идеалистический, сентиментальный: речка журчит, говорливые ручейки, лужок – всё это созвучно личным передиваниям героев.

  Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления у читателя.

  1. Работа с таблицей (уч-ся заносят её в тетради).

Произведения классицизма

Произведения сентиментализма (Н.М.Карамзин « Бедная Лиза»)

Культ разума, долга.

Культ чувства

Сфера интереса: общественная жизнь человека.

Частная жизнь, эмоциональная сфера.

Литературные нормы и правила

Нарушения литературных норм и правил в изображении героев, речи персонажей, Роль пейзажей. Элементы психологизма (автор исследует внутренний мир своих героев).

Основная тематика – любовь.

  1. Работа с учебником. Рассказ учителя о Н.М.Карамзине (демонстрируется портрет Н.М.Карамзина).

Н.М.Карамзин родился 1 декабря ( по старому стилю) 1766 года в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне,  на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем – симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое университетскому. С 1783 года – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца, отставка. Встреча с И.С.Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н.М.Новикова. Особенно подружился молодой Карамзин с с литератором А.А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый детский журнал, Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Н.М.Карамзина.

   В 1803 году Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 году прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.

Произведения Н.М.Карамзина  - «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия», «Бедная Лиза», « Наталья – боярская дочь». Особенно популярна стала повесть « Бедная Лиза».

  1. Пересказ краткого содержания повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и выявление восприятия произведения.
  • Кто главные герои повести?
  • Где происходит её действие?
  • Определите тему и идею повести.
  1. Итоги урока.

Домашнее задание: Перечитать повесть «Бедная Лиза». Характеристика главных героев: Эраста и Лизы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)

План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...

Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...

Конспект урока по теме "Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"

Конспект урока литературы для 9 класса  по программе Коровиной В.Я.....

Конспект урока на тему "Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"

Содержит методическую разработку урока по теме...

Конспект урока по повести Н.В.Карамзина "Бедная Лиза"

План урока с применеием современных приемов и технологий...

конспект урока по литературе "Печальная любовь Эраста и Лизы" (Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"

Цель: умение работать с текстом произведения, анализировать поступки героев...

Конспект урока по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"

Заключительный урок в изучении повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза". В уроке применяется методы технологии критического мышления: синквейн и шесть шляп....