Конспект урока по теме Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
На уроке мы разберём такое понятие как "сентиментализм". Откуда он пришел к нам?И кто его основатели в русской литературе? Прочитаем произведение Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Узнаем в чем его тема и основная мысль,выведем проблему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bednaya_liza9_klass.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс.
Литература.
МБОУ СОШ № 34
Н.М.Карамзин. Краткий очерк жизни и творчества. Повесть «Бедная Лиза».
Ермолаевой Инны Леонидовны,
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Тема: Н.М.Карамзин. Краткий очерк жизни и творчества. Повесть «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме.
Цели урока:
- Образовательные.
- Познакомить уч-ся с основными чертами литературного направления – сентиментализм и повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как примером литературного произведения, принадлежавшего этому направлению.
- Развивающие.
- Развитие умения выразительного чтения лирических произведений.
- Воспитывающие.
- Воспитание уважения к людям труда и других нравственных качеств личности.
Оборудование: 1) журнал « Уроки литературы» № 2-2007 год (иллюстрационный материал к уроку); 2) портрет Н.М.Карамзина.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения Г.Р.Державина «Памятник». Рецензирование выразительного чтения по схеме.
- Изучение нового материала «Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме».
- Рассказ учителя «Сентиментализм в России».
Само название «сентиментализм» (от анг. sentimental – чувство) указывает на то, что эстетическое чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов. Основная идея – мирная, идеалистическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни) городу (символу зла, неестественной жизни и суеты). Появляются новые герои - «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимании е уделяется пейзажу. Пейзаж тоже идеалистический, сентиментальный: речка журчит, говорливые ручейки, лужок – всё это созвучно личным передиваниям героев.
Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления у читателя.
- Работа с таблицей (уч-ся заносят её в тетради).
Произведения классицизма | Произведения сентиментализма (Н.М.Карамзин « Бедная Лиза») |
Культ разума, долга. | Культ чувства |
Сфера интереса: общественная жизнь человека. | Частная жизнь, эмоциональная сфера. |
Литературные нормы и правила | Нарушения литературных норм и правил в изображении героев, речи персонажей, Роль пейзажей. Элементы психологизма (автор исследует внутренний мир своих героев). |
Основная тематика – любовь.
- Работа с учебником. Рассказ учителя о Н.М.Карамзине (демонстрируется портрет Н.М.Карамзина).
Н.М.Карамзин родился 1 декабря ( по старому стилю) 1766 года в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем – симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое университетскому. С 1783 года – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца, отставка. Встреча с И.С.Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н.М.Новикова. Особенно подружился молодой Карамзин с с литератором А.А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый детский журнал, Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Н.М.Карамзина.
В 1803 году Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 году прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.
Произведения Н.М.Карамзина - «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия», «Бедная Лиза», « Наталья – боярская дочь». Особенно популярна стала повесть « Бедная Лиза».
- Пересказ краткого содержания повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» и выявление восприятия произведения.
- Кто главные герои повести?
- Где происходит её действие?
- Определите тему и идею повести.
- Итоги урока.
Домашнее задание: Перечитать повесть «Бедная Лиза». Характеристика главных героев: Эраста и Лизы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)
План-конспектурокапотеме: “Stories to Read, Stories to tell”. (Урок обобщающего повторения по теме “Stories”)...
Конспект урока по теме: «День Рождения», 2 класс. К методической теме: «Методы организации индивидуальной работы учащихся на уроке».
Главная дидактическая цель урока - определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «День Рождения», писать поздравительные открытки, составить календарь, воспроизводить диалог и выс...
Конспект урока по теме "Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"
Конспект урока литературы для 9 класса по программе Коровиной В.Я.....
Конспект урока на тему "Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"
Содержит методическую разработку урока по теме...
Конспект урока по повести Н.В.Карамзина "Бедная Лиза"
План урока с применеием современных приемов и технологий...
конспект урока по литературе "Печальная любовь Эраста и Лизы" (Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"
Цель: умение работать с текстом произведения, анализировать поступки героев...
Конспект урока по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"
Заключительный урок в изучении повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза". В уроке применяется методы технологии критического мышления: синквейн и шесть шляп....