Конспект урока по повести Н.В.Карамзина "Бедная Лиза"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
План урока с применеием современных приемов и технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 298.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 24» г. Чебоксары
Питеркиной Татьяны Витальевны
«Бедная Лиза» - первая сентиментальная проза в русской литературе
«Бедная Лиза» - первая сентиментальная повесть в русской литературе
Цели урока:
Образовательные:
- помочь учащимся понять нравственные проблемы, поднятые писателем в произведении,
- развивать умение отбирать и систематизировать материал, давать сравнительную характеристику главным героям;
- обобщить признаки сентиментализма как литературного направления на примере повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Развивающие:
- развивать умение рассуждать на поставленную проблему, опираясь на материал повести, на личный опыт;
- развивать навык построения связных высказываний в устной и письменной форме.
Воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к чувствам людей;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, репродукция картины О.А.Кипренского «Бедная Лиза», мультимедиа – проектор, презентация к уроку, толковый словарь Ожегова.
Ход урока.
- Организационный момент. Класс распределяется на три группы.
- Инициация.
А) Игра «Кто больше».
- Ребята, сейчас мы устроим между вами небольшое соревнование: вы должны будете назвать произведения, в названии которых встречаются имена. Побеждают те, которые последними назовут такое произведение.
Б) Рубрика «Интересно знать».
- Ребята, вы интересовались когда-нибудь, откуда произошло ваше имя и что оно значит? А знаете ли вы, что имя Лиза по происхождению древнееврейское и означает «почитающая бога».
- Какие формы имени Елизавета вы знаете?
Вам, наверное, будет очень интересно узнать краткую форму имени Елизавета: Лиза, Лизочка, Лизонька, Лизуня, Лизаветка, Елизаветка, Вета, Лиля, Бетси, Элиза, Элли, Элис, Бесс, Лиззи, Лизетта, Лизела, Лизель, Лиса, Лисс, Эла, Бет.
В) Осмысление названия повести.
- Повесть названа «Бедная Лиза». Подумайте, пожалуйста, и ответьте, какое значение прилагательного БЕДНЫЙ реализуется в названии:
- Неимущий.
- Имеющий недостаток в чем-либо. Бедное воображение.
- Несчастный. Жалкий.
- Аргументируйте свой ответ.
- Погружение в тему.
А) Сравнение стихотворения «Выбор жениха» и повести «Бедная Лиза».
- Дан ли автором к повести «Бедная Лиза» эпиграф? Я предложу вам стихотворение, автором которого является тоже Н. М. Карамзин. Можно ли его взять в качестве эпиграфа к произведению «Бедная Лиза»?
"Выбор жениха"
Лиза в городе жила,
Но невинною была;
Лиза, ангел красотою,
Ангел нравом и душою.
Время ей пришло любить...
Всем любиться в свете должно,
И в семнадцать лет не можно
Сердцу без другого жить.
Что же делать? где искать?
И кому люблю сказать?
Разве в свете появиться,
Всех пленить, одним плениться?
Так и сделала она.
Лизу люди окружили,
Лизе все одно твердили:
«Ты прельщать нас рождена!»
«Будь супругою моей! -
Говорит богатый ей. -
Всякий день тебе готовы
Драгоценные обновы;
Станешь в золоте ходить;
Ожерельями, серьгами,
Разноцветными парчами
Буду милую дарить».
Что ж красавица в ответ?
Что сказала? да иль нет?
Лиза только улыбнулась;
Прочь пошла, не оглянулась.
Гордый барин ей сказал:
«Будь супругою моею;
Будешь знатной госпожою:
Знай, я полный генерал!»
Что ж красавица в ответ?
Что сказала? да иль нет?
Генералу поклонилась,
Только чином не пленилась;
Лиза... далее идёт;
Ищет, долго не находит...
«Так она и век проходит!..»
Ошибаетесь - найдёт!
Лизе суженый сказал:
«Чином я не генерал
И богатства не имею,
Но любить тебя умею.
Лиза! будь навек моя!»
Тут прекрасная вздохнула,
На любезного взглянула
И сказала: «Я твоя!»
Ученики аргументируют свой ответ, находят сходства и различия между повестью и стихотворением.
- Может, вы предложите свой вариант эпиграфа? Вспомните пословицы.
Каждая группа предлагает свой вариант.
Б) Работа над текстом по группам.
- С чего начинается повесть? С описания окрестностей Симонова монастыря.
- Я предлагаю вам посмотреть несколько вариантов изображения Симонова монастыря и его окрестностей. Ваша задача – выбрать тот вариант, который бы подошел в качестве иллюстрации к повести. Аргументируйте свой выбор. Можно работать с текстом.
- Как вы думаете, почему люди после прочтения повести «Бедная Лиза» ходили в окрестности Симонова монастыря?
В) Проверка знания текста.
- Давайте вспомним историю Лизы. Командам я сейчас раздам по одному листочку с пропусками отдельных слов. Вам нужно восстановить важные элементы сюжета:
Карточка № 1.
Лиза жила возле -----------в семье----------------. Матери было ….. лет. Когда Лизе было ……..лет, умер их отец, и семья обеднела. Мать Лизы ослабла от горя, совсем не могла работать. Поэтому дочка трудилась день и ночь:-----------------,-----------------,-----------------, ----------------- и ------------ в Москве.
- Сделайте вывод, какой предстает здесь Лиза.
(Возможно, дети будут говорить о ее трудолюбии, любви к матери).
Карточка № 2.
Прошло ------ года со смерти отца. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в ------------с -------------. К ней подошел молодой человек и спросил, за сколько Лиза продает цветы. Лиза ответила: «--------------.»
Молодой человек предложил-----------. Лиза отдала цветы и взяла--------------.
- Сделайте вывод, какой предстает здесь Лиза.
(Возможно, дети будут говорить о порядочности Лизы, ее скромности).
Карточка № 3.
Старуха выглянула в окно. Молодой человек поклонился ей и учтиво спросил: «-------------------.» Услужливая Лиза, не дождавшись ответа от матери, побежала-------------- и принесла-------------. Добродушная старушка успела рассказать ему о --------------,------------.
- Сделайте вывод, какой здесь предстают Лиза, ее мама. Случайно ли Эраст попал в их дом?
Г) Сравнение образов главных героев.
- Итак, Эраст стал приезжать к Лизе каждый день. Давайте , ребята, проследим, как развиваются чувства между Лизой и Эрастом.
Эраст:
- Что мы знаем про Эраста: как он жил до встречи с Лизой?
- Что было для него вспыхнувшее чувство?
- Когда отношение к Лизе переменилось, почему?
- Каково авторское отношение к нему, найдите в тексте. А вы согласны с ним?
Лиза:
- Охарактеризуйте Лизу. Какими эпитетами автор наделяет свою героиню? Что для нее чувство к Эрасту?
- Только ли социальное положение разделяет героев?
-Как, по- вашему, автор относится к самоубийству Лизы? А вы?
- Какова главная мысль произведения?
Д) Работа над осмыслением понятия сентиментализм, его основных черт.
- На прошлом уроке мы с вами говорили сентиментализме, его особенностях и о том, что родоначальником этого направления в России стал Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза», вышедшая в свет в 1792 году, принесла настоящую славу 25 –летнему писателю. Чем же она была необычна для читателей? Попробуем найти ответ на этот вопрос. Для начала вспомним отличие сентиментализма от классицизма?
( по группам):1 группа выбирает термины, понятия, относящиеся к классицизму, 2 группа – к сентиментализму, 3 группа проверяет ответы первых двух групп и комментирует.
Классицизм | Сентиментализм |
Долг, повесть, Д. В. Фонвизин, ода, комедия, трагедия, город, деревня, чувство, письмо, строгое соблюдение литературных норм, М. В. Ломоносов, пейзаж, культ природы, прямолинейность в обрисовке характеров и их оценке, психологизм, полководец, разум, сельский поселянин, Н. Радищев, Н. М.Карамзин.
- Составьте рассказ об этих литературных направлениях, используя данные термины. Может, в таблицу можно добавить и другие слова?
- Докажите, что «Бедная Лиза» - сентиментальное произведение.
- Проведем эксперимент: представьте себя редактором журнала, в котором печатаются произведения классицизма. Как бы вы отредактировали повесть «Бедная Лиза»?
(Заслушиваются ответы каждой группы).
- Рефлексия.
- Оцените, пожалуйста, в группе работу на уроке своих одноклассников. Аргументируйте ваши оценки.
5. Домашнее задание. Заполнить таблицу « Роль пейзажа в повести»
Пример из текста | Какую роль играет в тексте |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" в 8 классе.
В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-99940-1353236783.jpg)
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-33125-1353080858.jpg)
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-204065-1518113408.jpg)
Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"
Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245593-1366396005.jpg)
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245593-1366396005.jpg)
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...
Конспект урока по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"
Заключительный урок в изучении повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза". В уроке применяется методы технологии критического мышления: синквейн и шесть шляп....