Конспект урока на тему "Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Содержит методическую разработку урока по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_v_8_klasse_na_temu_bednaya_liza.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма
(по авторской программе и технологии Б.С. Дыхановой)
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний
Цели урока
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.
Развивающие:
- Способствовать развитию словесно-логического мышления, навыка выразительного чтения, интереса к литературе сентиментализма.
Образовательные:
- представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма;
- ознакомить с сентиментализмом как литературным направлением;
- закрепить знания биографии Н.М.Карамзина;
- расширять словарный запас;
- ознакомить с определениями теории литературы «сентиментализм», «идиллия», «психологизм»
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал – таблица «Классицизм и сентиментализм», «корзинка и цветы» для проведения рефлексии
Эпиграф к уроку:
Жить не есть писать историю, трагедию или комедию, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро, возвышаться душой к его источнику.
Н.М.Карамзин
Ход урока:
- Организационный момент.
Слово учителя: Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Н.М.Карамзина, блестящего литератора, историка, публициста конца XVIII – начала XIX веков, его повестью «Бедная Лиза», которая является образцом русского сентиментализма, особенности этого литературного направления нам предстоит изучить.
- Проверка домашнего задания:
- сообщение дежурного о выполнении домашнего задания в тетради (записать в тетрадь новые слова и их значение в тексте);
- устное тестирование по биографии Н.М.Карамзина (использование презентации) // подготовка к разминке: по словам текста повести «Бедная Лиза», по логико-структурной схеме «Классицизм» (на доске).
Вопросы устного тестирования (ответы высвечиваются на слайде):
-Когда и где родился Н.М.Карамзин? (Симбирская губерния 1766 г.)
-Из какой семьи вышел писатель? (небогатая, но родовитая)
-Какое получил образование? (светское, Московский пансион, знание иностранных языков)
-Какой службе посвятил себя вначале Н.М.Карамзин? (военная служба, Преображенский полк)
-Кому обязан Карамзин приходом в литературные круги? (И.П.Тургеневу – московскому писателю и переводчику)
-Когда Карамзин отправился в путешествие по Европе, и сколько оно длилось? (в 1789 году, длилось полтора года)
-Какой журнал издавал Карамзин? ( «Московский журнал»)
-Над каким произведением, начиная с 1804 года и до конца жизни, работает Н.М.Карамзин? («история Государства Российского»)
-Какие ещё произведения написал Н.М.Карамзин? (Письма русского путешественника», «Наталья, дочь боярская», «Бедная Лиза»)
III. Разминка:
- Словарная работа (3 ученика): дать толкование словам:1.готика (?)- художественный стиль в западно-европейском искусстве XII-XV века, характерные признаки – остроконечные башни и стрельчатые окна; амфитеатр(?) – в виде чаши;3.струги – речные суда, гребные и парусные.2. сажень (?) - древнерусская мера длины, равная 2,13 м (или трём аршинам), без окончин (?) – без оконных рам; кринка (?) – высокий молочный горшок с широким горлышком; 3. горлицы(?) – лесные голубки; натура(?) – у Карамзина соответствует понятию «природа»; розовая вода(?) – вода, настоянная на лепестках роз.(Слова заранее написаны на доске)
- Работа с «Мифологическим словарём» (реализация индивидуального домашнего задания): Эраст (?) – греч. «прелестный», «милый» , Лиза (?) –простое имя от Елизавета – древнеевр. «почитающая Бога»; зефир – в древнегреч. мифологии тёплый западный ветер; Цинтия - в древнегреч. Мифологии богиня луны; платоническая любовь (?) – по имени древнегреческого философа Платона, так называют возвышенную духовную любовь, бескорыстную, не переходящую в семейные или иные отношения; агнец (?) связан с ведическим богом Агни. Так называли ягнят для жертвоприношений; Геба – в древнегреч. Мифологии богиня вечной юности подносила богам на пирах напиток бессмертия - нектар. (Слова на слайде)
- Работа по тексту повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
- Эвристическая беседа:
- Где происходит действие повести? Какую роль играет топография старой Москвы? // чтение описания Симонова монастыря – с.160 абзац 1 (слайд с изображением Симонова монастыря)
-В чём специфика карамзинского повествования? Какого оно типа (личное или безличное?) Что меняет его открытая субъективность? (Ощущение достоверности происходящего, выразительность, эмоциональность)
- С каким изученным литературным текстом перекликается сюжет «Бедной Лизы»? («Едрово» из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева…. « и крестьянки любить умеют!») Есть ли и в чём разница между повествовательной манерой Радищева и Карамзина? (более «лёгкий» слог, проникновенность Карамзина)
-Есть в карамзинской повести сходство с идиллическим жанром? (определение слова «идиллия» на слайде, ученики записывают его в тетрадь) (В определённой степени есть, особенно, когда описывается жизнь Лизы до знакомства с Эрастом.)
-Какими средствами автор характеризует своих героев? (Описывает их чувства, эмоции, использует диалог.) Есть ли у Лизы и Эраста индивидуальные черты? (Конечно) Есть ли портретные характеристики? (Очень общие, подробных портретов нет.) Что на первом плане - описание поступков или чувств персонажей? (Описание чувств.)
-Какое место отведено описаниям природы? (События разворачиваются на лоне природы, природа созвучна мыслям и настроениям героев.) Важно ли, что сюжет разворачивается на лоне природы? (Важно.) Разграничено ли здесь «природное», «натуралистическое» и «цивилизованное», «искусственное»? (Да, несомненно. Противопоставлены город и деревня как олицетворения «цивилизации» и «природы».)
-Можно ли назвать описание чувств героев психологическими? //Определение слова «психологизм» на слайде, ученики записывают его в тетрадь. (Да, можно. Это было новым в литературе.)
2) Анализ содержания повести. Лизы и Эраста. Составление графика эволюции любовных чувств Лизы и Эраста. Выразительное чтение текста по ролям.
- Как автором изображается эволюция любовных чувств? Какие стадии она проходит? Есть ли некая закономерность в течении и смене одних состояний другими?
График чертится на доске , учащиеся рисуют его у себя в тетради.
Основные точки графика: знакомство – ожидание – радость встречи – любовь, встречи (чтение диалога Лизы и Эраста по ролям – с.166 .5 -6 абзац) – заблуждение Лизы – Искушение любви – сообщение Эраста о предстоящей разлуке – последнее свидание– разлука – раскрытие обмана Эраста – самоубийство Лизы.
- Уроки нравственности Н.М.Карамзина. Эвристическая беседа:
-В чём особая сложность человеческих отношений? (Они меняются) Всегда ли согласуются чувства и рассудок? (Не всегда.) К чему приводит удовлетворение всех желаний? ( Пресыщение, охлаждение чувств.) Как природа реагирует на падение Лизы? (Начинается буря, «натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».)
- Закономерно ли охлаждение Эраста? Можно ли назвать героя пошлым и бессердечным соблазнителем, чуждым чести и долгу? (Образ героя неоднозначен. Он не бесчувственный, он славный «малый», но, получив светское воспитание, книжное, искусственное, его мечты оказались безжизненны, а характер испорчен, нетвёрд.)
-Есть ли нечто такое в душевном облике Эраста, что позволяет ему сочувствовать? (Проведём диалог с текстом – с.168)
- В чём смысл названия повести? Почему не названа «Эраст и Лиза» или «Лиза», а именно «Бедная Лиза»? Что выражает слово «бедная»? Какое это выразительное средство? (эпитет) (На слайде –определение)
IV. Электронная физкультминутка для глаз «Миллион алых роз»(в презентации)
V.Работа с логико-структурной схемой «Сентиментализм»:
1) озвучивание логико-структурной схемы «Классицизм» (собрана на доске);
2) рассказ о сентиментализме по логико-структурной схеме подготовленным учеником (ЛСС в презентации на слайде, учащиеся используют альбом логико-структурных схем Б.С.Дыхановой);
3) запись определения понятия «Сентиментализм» в тетради. (Определение на слайде)
VI. Работа со сравнительной таблицей: заполнение таблицы( на слайде и в качестве раздаточного материала), 1 вариант заполняет «Классицизм», 2 вариант – «Сентиментализм». Ответы высвечиваются на слайде поэтапно..
Классицизм | Линия сравнения | Сентиментализм |
Воспитание чувств в духе верности государству, культ разума | Основные идеи | Стремление представить человеческую личность в движении души |
Гражданская, общественная | Основная тематика | любовная |
Строгое деление на положительных и отрицательных героев | Герои и характеры | Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям |
Вспомогательная, условная | Роль пейзажа | Средство психологической характеристики |
Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира | Основные жанры | Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия |
Вывод: повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом русского сентиментализма.
VII. Заключительное слово учителя: Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм. Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”. Это произведения, “красиво написанные”; лёгкие, “спокойные, в них рассказывается о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызывала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение обществом – со всем этим можно встретиться, если перечитать страницы произведений русской литературы, и не только XIX века, но и века XX. Эти повести своего рода «воспитатели чувств». А тема «маленького человека» в дальнейшем будет разрабатываться А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем, Ф.М. Достоевским.
VIII. Домашнее задание:1) выучить ЛСС «Сентиментализм»; 2) дописать сравнительную таблицу; 3) повторить лексику повести «Бедная Лиза»; 4) письменно ответить на вопрос: «Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?»
IX. Подведение итогов:
-Над чем работали на уроке?
-Что нового узнали сегодня на уроке?
X. Рефлексия:
- Соберём же букет в память о Лизе! Кому понравился сегодняшний урок, прикрепите цветок в корзинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"
Конспект урока литературы для 9 класса по программе Коровиной В.Я.....
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...
Конспект урока по теме Сентиментализм. Н.М.Карамзин "Бедная Лиза"
На уроке мы разберём такое понятие как "сентиментализм". Откуда он пришел к нам?И кто его основатели в русской литературе? Прочитаем произведение Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Узнаем в чем...
Конспект урока по повести Н.В.Карамзина "Бедная Лиза"
План урока с применеием современных приемов и технологий...
Конспект открытого урока на тему: "Повесть "Бедная Лиза" Карамзина как произведение сентиментализма"
Конспект открытого урока на тему: "Повесть "Бедная Лиза" Карамзина как произведение сентиментализма"...
конспект урока по литературе "Печальная любовь Эраста и Лизы" (Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"
Цель: умение работать с текстом произведения, анализировать поступки героев...
Конспект урока по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"
Заключительный урок в изучении повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза". В уроке применяется методы технологии критического мышления: синквейн и шесть шляп....