В.А.Жуковский «Светлана». Нравственный мир героини баллады.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
В. А. Жуковский познакомил русского читателя с одним из наиболее любимых жанров западноевропейских романтиков — балладой. И хотя жанр баллады появился в русской литературе задолго до Жуковского, но именно он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Болеее того, он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма, и в результате жанр баллады превратился в характернейший знак романтизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.a.zhukovskiy_svetlana_nravstvennyy_mir_geroini_ballady.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.А.Жуковский «Светлана» Нравственный мир героини баллады
Цели:образовательные: познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, неудовлетворённость действительностью, элегическая грусть, мечтательность, устремлённость к идеальному;
-развивающие: развивать умение учащихся проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета;
-воспитательные: воспитывать любовь к произведениям русских классиков.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта.
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Фамилию и отчество получил от крестного отца, бедного дворянина А. Г. Жуковского. Учился в Благородном пансионе при Московском университете. В 1802 году напечатал элегию «Сельское кладбище», которая принесла ему широкую известность. Современник Жуковского Ф.Ф. Вигель откликнулся на элегию словами: «Как можно так трогательно, всею душою грустить и потом от всего сердца смеяться?». В качестве ополченца участвовал в Отечественной войне 1812 года, которая повлияла на мировоззрение поэта. В этом же году Жуковский становится знаменит благодаря стихотворению «Певец во стане русских воинов». Жуковский является одним из основателей и активным участником литературного общества «Арзамас». В 1841 году уехал в Германию. Умер 12 апреля 1852 года в Баден-Бадене.
Личность В.А. Жуковского служила для современников своего рода нравственным эталоном; гуманность и бескорыстие поэта проявилось в выкупе из крепостной неволи украинского поэта Тараса Шевченко, в освобождении собственных крестьян, в учреждении стипендий и пособий для начинающих художников. Жуковский заступался за сосланных на каторгу декабристов, просил о помиловании А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Жуковский осуждал произвол и насилие, считал, что крепостное право несовместимо с элементарными нравственными принципами. Он стремился облегчить участь осужденных декабристов, неоднократно выступал в защиту А.С. Пушкина, содействовал освобождению от крепостной зависимости Т.Г.Шевченко, принимал живое участие в судьбах Е.А.Баратынского, А.В.Кольцова, А.И.Герцена.
Жуковский отдавал предпочтение двум литературным жанрам: баллада и элегия. Элегическая лирика Жуковского сосредоточивается вокруг двух основных тем-погибшей дружбы и разрушенной любви. В основе интимной лирики поэта лежит его чувство к горячо любимой племяннице Маше Протасовой, которой посвящены элегии «Песня», «Воспоминание», «К ней». Основной жанровый признак баллады - сюжетное повествование. Но сюжет баллады существенно отличается от сюжета в произведениях других жанров: напряжённость повествования, его недосказанность, фрагментарность, драматическая насыщенность, условность временных и пространственных координат происходящего, решающее значение подтекста: лирического, философского или социально психологического.
Литературная баллада восходит к народным истокам, но отличается авторскими особенностями: ярким необычным сюжетом, в основной части содержит диалог, соединяются повествовательное начало и эмоциональность.
Разочарованный балладой «Людмила», опираясь на сюжет бюргеровской «Леноры», Жуковский задумал в 1808 году (закончил в 1812 году), опубликовал в 1813 году самую радостную балладу, которую назвал «Светлана».
3.Чтение и анализ баллады
-Скажите, пожалуйста, с чем связал автор свою балладу?
(баллада связана с русскими обычаями, с фольклорной традицией. Поэт изображает нам гадание девушек в крещенский вечерок. Перед нами открывается зимняя Русь со своими обычаями и традициями.)
-Какой вам представляется главная героиня – Светлана?
Это облик милой русской девушки, которая грустна, ведь ее жених где-то далеко. Она немного пуглива, когда гадает. Но она какая-то светлая и чистая.)
-Современники называли Жуковского «певцом Светланы». Считается, что это первый в отечественной поэзии художественно убедительный образ русской девушки. Каковы черты русской женщины в образе Светланы? (верность , покорность, поэтичность, кротость)
Какие средства создания образа главной героини использует Жуковский? (имя, сон, бытовые детали).
- Но что же происходит в балладе дальше? (Светлана засыпает, и ей снится сон. Милый сердцу везет её венчаться в церковь.)
-Писатели часто прибегают к описанию сна героя как к приёму художественного предварения. Каковы признаки сна Светланы? (не является вещим, занимает большую часть пространства произведения, сон является кульминацией произведения, несчастье страшного сна противопоставлено счастью пробужденья).
- Какие образы олицетворяют зло во сне Светланы? (чёрный гроб, «чёрный вран», метель и вьюга, мертвец в хижине).
-Какой цвет преобладает в балладе? (белый).
- С помощью чего создаётся эффект белизны? (имени героини, искрящегося под луной снега, огонька свечи, зажженной Светланой, света из распахнутых дверей церкви).
-Какой пейзаж выбрал автор, чтобы показать нам необычность происходящего! (Пейзаж усугубляет фантастичояность действия. «Тускло светится луна», «сумрак тумана», «пусто все вокруг», «черный вран», «гроб».)
- Пейзажные зарисовки баллады тесно связанны с психологическим состоянием героини. Какие душевные переживания девушки-невесты раскрывают картины природы, изображённые в произведении? (глухую тревогу, напряжённое ожидание опасности, обострённость чувств Светланы).
-Зачем такой страшный сон показывает нам автор? Ведь мы говорили о том, что это самая радостная баллада. (Жуковский формулирует главную идею баллады словами: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…».Что вы можете на это сказать? Может быть, автор хотел нам сказать, что жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное – в загробном мире.)
-Важную роль играет в балладе диалог. Кому жалуется Светлана на свою горькую участь? (подружкам).
- В кульминационный момент сюжета автор создаёт ситуацию спасения героини волшебным помощником. Кто избавляет Светлану от жениха мертвеца? (белоснежный голубок).
-Какие приёмы народного сказочного повествования использует поэт в балладе? (фольклорный зачин, изображение черт русского национального быта, описание обычаев и обрядов, включение
полного текста обработанной гадальной песни, постоянные эпитеты).
- Для чего вводит Жуковский фрагмент песенки «Идёт кузнец из кузницы…»? (намёк на счастливую развязку).
- Какие реалии природного мира представлены в балладе? (поле, дорога, небо, луна).
- Каким размером написана баллада? (чередованием четырёхстопного и трёхстопного хорея).
4. Подведение итогов.
Сегодня мы окунулись в Россию девятнадцатого века. Благодаря произведениям Василия Андреевича Жуковского, мы ощущаем душевное благородство, патриотизм, торжество справедливости и любви. Имя его живет и будет жить долго благодаря произведениям словесной живописи, природе и культуре, красоте и музыке его слова. Не зря А.С. Пушкин сказал пророческие слова: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль».
5.Домашнее задание: выучить наизусть начало баллады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение баллады В.А.Жуковского "Светлана"
Для изучения в 9 классе...
Исследовательская работа "Самая русская баллада В.А.Жуковского "Светлана"
В работе проведено расследование того, что сделало балладу "Светлана" первой русской и самой популярной балладой...
Методическая разработка урока литературы на тему «Баллада В. А. Жуковского «Светлана».
Цели урока: изучение баллады Жуковского «Светлана» как произведения лиро-эпического жанра, выявление особенностей романтической баллады, формирование любви к чтению....
Презентация по литературе " Анализ баллады Жуковского " Светлана"
Презентация к уроку по литературе в 9 классе по теме " Анализ баллады Жуковского " Светлана". В первой части презентации подобран материал, позволяющий учащимся вспомнить такие понятия как " ром...
Конспект урока литературы в 9 классе на тему "В.А.Жуковский ”Светлана”. Романтические особенности баллады".
Данная разработка поможет учителю дать интересный урок, посвящённый балладе "Светлана". Большое внимание в ходе урока уделяется личности В.А.Жуковского, понятию о романтизме, а также фольклорным мотив...
"Быт и характер русского народа в балладе В. А. Жуковского "Светлана"".
Василий Андреевич Жуковский. Баллада "Светлана". Урок № 2....
Презентация к уроку по балладе В. А. Жуковского "Светлана".
Иллюстративный материал для проведения урока по балладе В. А. Жуковского "Светлана" в 6 классе....