Урок литературы в 7 классе «Час мужества. Строки, опаленные войной»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся с поэтами военной поры и их судьбами, с лирикой военных лет, имеющей огромное значение в патриотическом воспитании молодого поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_muzhestva.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арх-Голицинская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района
Урок литературы в 7 классе
«Час мужества. Строки, опаленные войной»
Подготовила: Нуварьева О.К.,
учитель первой квалификационной категории
Рузаевка, 2016
Урок литературы в 7-м классе
«Час мужества. Строки, опаленные войной»
Цель: познакомить учащихся с поэтами военной поры и их судьбами, с лирикой военных лет, имеющей огромное значение в патриотическом воспитании молодого поколения.
Задачи:
- формировать представления о лирике военного и послевоенного периодов через сравнительный анализ стихотворений о Великой Отечественной войне;
- помочь понять значение военной лирики в воспитании чувств патриотизма и формировании такого качества личности истинного патриота, как мужество;
- развивать умения выразительно читать и анализировать лирическое произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы;
-развивать связную речь, зрительную и слуховую память учащихся;
-воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за свой народ.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, декламация стихотворений, элементы анализа текстов, инсценировка.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тексты стихотворений о войне.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Звучит первый куплет и припев песни «День Победы»
II. Вступительное слово учителя
Все дальше в прошлое уходит День Победы 1945-го года. С каждым годом все меньше остается живых свидетелей Великой Отечественной войны. Как истинные патриоты, мы должны знать героическое прошлое наших дедов и прадедов. И неоценимую помощь в этом, наряду с документальными свидетельствами, нам оказывает именно художественная литература. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с разными точками зрения, авторскими позициями в литературе о войне.
Поэты молчат, за них говорят строки,
Оборванные пулей…
За них стихи продолжают сегодня
Жить, любить и бороться.
Ребята, сегодня у нас не простой урок литературы, а Час мужества, который называется «Строки, опаленные войной». Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Сегодня мне очень хочется окунуться вместе с вами в атмосферу этих тяжких событий с помощью поэтических произведений, созданных авторами – участниками и очевидцами войны.
Эпиграфом к нашему уроку послужило небольшое стихотворение Юлии Друниной:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
III. Изучение нового материала
1) Работа с эпиграфом и словарем
-Ребята, какие ассоциации у вас связаны со словом война? (страх, боль, ужас, слезы, потери, смерть)
- А как вы понимаете значение слова война? (столкновение двух враждующих сторон)
А теперь прочитаем определение, которое дается в толковом словаре (обучающийся зачитывает значение этого слова)
-В эпиграфе нам дается слово рукопашный, а что такое рукопашный? (работа со словарем)
Ребята, в то время оружие было слишком большой роскошью, поэтому часто бои были рукопашными.
- Что мы с вами понимаем, прочитав это небольшое стихотворение, страшно ли на войне? (тот, кто не был на войне, ничего о ней не знает и не может утверждать, что там не страшно. Война – это вовсе не игра, а серьёзные боевые действия).
2) Беседа по вопросам
Великой школой мужества и героизма навсегда останется в памяти людей Великая Отечественная война, получившая многогранное отражение в литературе 50 – 70-х годов.
Сущность человека, как она утверждается советской литературой, с наибольшей убедительностью раскрывается в произведениях о Великой Отечественной войне.
В то время всё было общим – страдание и горе, надежды и радости, вера в победу. Большую роль тогда играла поэзия.
- Как вы думаете почему? (поэзия помогала людям выразить свои чувства и настроения, выделить некоторые важные для них моменты войны, сохранить их в своей памяти)
Каждый поэт – это особый мир, особый взгляд на жизнь, в том числе и на войну. Когда множество непохожих друг на друга поэтов по-разному рассказывают о войне, то получается полная и объёмная картина военных событий.
-Каких поэтов и писателей, посвятивших свои произведения теме Великой Отечественной войны, вы знаете? (Виктор Астафьев, Булат Окуджава, Борис Пастернак, Муса Джалиль, Владимир Высоцкий и др.)
Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших героические страницы жизни нации.
Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа–прямого свидетельства непосредственного участника событий.
- Из каких источников мы сейчас узнаём все ужасы кровопролитной войны? (из уст тех, кто выжил, из кинофильмов, песен и стихотворений, из дневников участников войны, многие из которых не увидели победного дня).
- Какие кинофильмы, посвящённые Великой Отечественной войне, вы смотрели? («Звезда», «Семнадцать мгновений весны», «Битва за Севастополь», «В июне 1941 года», «В бой идут одни старики», «Горячий снег»)
С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов войны.
- Поднимите руку те, у кого есть знакомые-ветераны войны? Может быть, кто-то из ваших родственников является ветераном? Расспрашивали ли вы их когда-нибудь о военных подвигах? (ответы обучающихся)
3) Сообщения учащихся о писателях и поэтах, писавших в годы войны. Декламация стихотворений. Элементы анализа каждого стихотворения.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми известными стихотворениями, написанными в годы войны, и их авторами, очевидцами и участниками военных событий.
Первый поэт, на которого мы обратим внимание - Александр Трифонович Твардовский – создатель известной «Книги про бойца» «Василий Тёркин». Находясь в должности спецкорреспондента военной газеты, участвовал в Великой Отечественной войне.
Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» с газетного листа шагнула в ряд бессмертных произведений русской литературы. Как и всякое великое произведение, эта поэма дает правдивую картину эпохи, картину жизни своего народа.
В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты. «Книга про бойца» - это произведение «без особого сюжета», «без начала, без конца», так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, «кто доскажет, кто дослышит - угадать вперед нельзя...»
События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. Сюжет «Теркина» дает ответ на всенародный вопрос: «Как победить, что для этого нужно?» Есть в поэме и героизм, и человечность, и скрытая теплота патриотизма.
На войне, в быту суровом,
В трудной жизни боевой,
На снегу, под хвойным кровом,
На стоянке полевой, -
Лучше нет простой, здоровой,
Доброй пищи фронтовой.
Важно только, чтобы повар
Был бы повар - парень свой;
Чтобы числился недаром,
Чтоб подчас не спал ночей, -
Лишь была б она с наваром
Да была бы с пылу, с жару -
Подобрей, погорячей;
Чтоб идти в любую драку,
Силу чувствуя в плечах,
Бодрость чувствуя.
Однако
Дело тут не только в щах.
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Не прожить, как без махорки,
От бомбежки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки какой -
Без тебя, Василий Теркин,
Вася Теркин - мой герой,
А всего иного пуще
Не прожить наверняка -
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Что ж еще?.. И все, пожалуй.
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Почему так - без начала?
Потому, что сроку мало
Начинать ее сначала.
Почему же без конца?
Просто жалко молодца.
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой,
Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Дорог Теркин на войне.
Как же вдруг тебя покину?
Старой дружбы верен счет.
Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет.
- Почему Александр Трифонович Твардовский решил сделать героем своей поэмы рядового бойца и прославить его подвиги? (это подбадривало дух воевавшим солдатам, вселяло в них мужество, они хотели ему подражать)
- Что означает фамилия героя? Какой фразеологизм мы можем использовать для описания героя? (тёртый калач, бывалый воин)
Константин Михайлович Симонов
С началом войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов: «С тобой и без тебя», «Война».
Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Мы заслушали с вами стихотворение Константина Михайловича Симонова, посвященное любимой женщине Валентине Серовой. Нас с вами интересует необычное написание стихотворения. К какому жанру лирики его можно отнести? (к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу - В.С.).
А с какой целью автор пишет это послание? (ответы обучающихся)
Действительно, уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. В стихотворении он просит любимую, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых. Поэтому оно звучит как заклинание, как молитва.
В стихотворении есть ключевое слово. Какое? (жди)
Для чего его использует автор? (наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа).
Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами – выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Юлия Друнина, Вероника Тушнова… В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.
Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В июле 1941 года она написала стихотворение, облетевшее всю страну:
И та, что сегодня прощается с милым,
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит.
В конце сентября, уже во время блокады, она вылетела на самолете в Москву. До мая 1944 года Ахматова прожила в Ташкенте, она не была участницей войны, но жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. Одним из ярких стихотворений того времени является стихотворение «Мужество», написанное 23 февраля 1942 года в Ташкенте.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
- К чему призывает это стихотворение, какова его основная мысль? (призывает объединить все свои силы против захватчиков, призывает быть мужественными, откинуть всякий страх и двигаться вперёд к победе)
-Ахматовой удаётся показать любовь к родной стране и всему, что с ней связано, а помогают ей в этом изобразительно-выразительные средства. Какие? Вам в помощь тексты, которые лежат перед вами.
1. Метафоры: «час мужества пробил», спасем от плена.
2. Олицетворение: обращается к русскому слову на «ты».
3.Лексический повтор: час-часах, мужество-мужество (в первой строфе).
4. Эпитеты: «великое русское слово», «свободным и чистым…»
5.Глаголы «сохраним», «пронесём», «дадим», «спасём».
Стихотворение звучит как клятва, даже заканчивается оно словом «навеки», которое по смыслу можно было бы заменить глаголом «клянёмся».
6. Инверсия («что ныне лежит на весах», «мужество нас не покинет»).
10. Последнее предложение является восклицательным, что как бы призывает, побуждает к действиям.
11. Посмотрим на звуковой состав стихотворения. Какие звуки повторяются чаще всего и почему? [м], [н], [р] делает стихотворение, можно сказать, громким, с помощью этого оно звучит торжественно, отрывисто, создаётся явное ощущение того, что эти воодушевляющие слова адресованы всей стране, каждому её жителю.
17-летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина, как и многие ее сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Эти строки Юлия Друнина написала в 1942 году. И на протяжении всего ее творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. Этот жизненный опыт и сильные впечатления легли в основу ее творчества.
Конец жизни Юлии Владимировны полон трагизма. Она могла тысячу раз погибнуть на войне, а ушла из жизни по своей воле. Произошло это 20 ноября 1991 года. Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Зинка».
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: "Выступать вперед!"
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав...
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
- Ради чего Зинка сражалась на войне? Что нам известно из строк стихотворения о её характере? (она хотела вернуться обратно к матери, т.к. была единственной дочерью, Зинка не любила грустить)
Познакомимся с творчеством ещё одной, очень известной в годы войны, поэтессой Ольгой Берггольц. Несмотря на свою личную трагедию (в связи с арестом мужа ее, беременную, вызывали на допросы, жестоко били, и она потеряла ребёнка), Берггольц нашла в себе мужество стать радиоглашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. «Здесь оставлено сердце мое», – писала Берггольц о своем городе. Ее голос был голосом Ленинграда. Он дарил людям надежду, помогая им жить и бороться. Как и все в блокаде, жила лишь на одном хлебе – 200 граммов в день.
Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество – друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.
Бессмертные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто» были сказаны именно ей. А сегодня мы познакомимся с отрывком стихотворения «Из блокнота сорок первого года».
В бомбоубежище, в подвале,
Нагие лампочки горят...
Быть может, нас сейчас завалит,
Кругом о бомбах говорят...
...Я никогда с такою силой,
Как в эту осень, не жила.
Я никогда такой красивой,
Такой влюбленной не была.
- Как и где жили люди в то время? Во что они верили? О чём мечтали? (жили в грязных теплушках, бомбоубежищах, но верили в победу, наслаждались каждой минутой жизни, не страшились смерти)
Звучит песня «Никто не забыт, ничто не забыто»
IV. Рефлексия
Ребята, не за горами великий праздник – День Победы. А что бы вы могли пожелать или сказать ветеранам Великой Отечественной войны, которых с каждым годом становится все меньше и меньше? Может быть, вы что-то хотели бы сказать поэтам-участникам Великой Отечественной войны? Или нынешнему поколению, то есть своим сверстникам? Подумайте, и запишите несколько предложений в тетрадь.
Учащиеся зачитывают тексты, которые у них получились.
V. Заключительное слово учителя
Неугасима память поколений,
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания (звучит метроном)
- Спасибо всем за сегодняшний урок. Выступавшим я ставлю отметки «отлично»
VI. Домашнее задание:
Написать сочинение – рассуждение на тему: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русской литературы "Строки,опаленные войной!"
Разработка урока в 11 классе на тему"Строки, опаленные войной" Надеюсь, что данный материал поможет провести урок, на котором будут звучать стихотворения поэтов-фронтовиков....
Открытый урок по литературе "Строки, опаленные войной!"
Открытый урок ,посвящен писателям и поэтам, героям Великой Отечественной войны. В разработке урока показаны авторы и произведения во время ВОВ....
Методическая разработка урока "Строки, опаленные войной"
Урок составлен в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл. под редакцией М.Ф. Курдюмовой и календарно-тематическим планом.Тема для урока взята из раздела ...
Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)
Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам друг...
Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"
1. Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...
Урок в форме литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"
Методическая разработка урока в форме литературно-музыкальной композиции для обучающихся 5-9 классов...
Сценарий урока "Строки, опаленные войной"
Поэты, чьи стихи сегодня будут звучать на нашем мероприятии, сами воевали или пережили события Великой Отечественной войны....