Урок развития речи на тему: "Строки, опаленные войной" (проведение урока письма)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Методическая разработка проведения урока письма. Цель урока:
развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам других народов, вдумчивого и размышляющего читателя, способного любить и сострадать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
НОМИНАЦИЯ
«Лучшая методическая разработка проведения урока письма».
«Строки, опалённые войной»
Урок развития речи в 7 классе
Автор работы:
Ховалыг Алдынай Чыртак-ооловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 2» с.Мугур-Аксы
Монгун-Тайгинского кожууна,
проживающая по адресу:
668020, Монгун-Тайгинский кожуун,
с. Мугур-Аксы, ул.Казылган,4-1
Лучшая методическая разработка проведения урока письма
«Строки, опалённые войной»
Урок развития речи в 7 классе
Цель урока:
развитие интереса учащихся к эпистолярному жанру, привитие культуры письма, воспитание бережного отношения к своему языку и языкам других народов, вдумчивого и размышляющего читателя, способного любить и сострадать.
Задачи урока:
Образовательные.
Возрождать российские традиции эпистолярного жанра.
Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
Научить грамотному оформлению писем.
Развивающие:
1.Способствовать формированию информационной культуры.
2. Способствовать развитию навыка использования эпистолярного жанра.
Воспитательные.
1. Дать возможность проявить себя в написании письма.
2. Воспитывать способности поддерживать дружеские отношения с людьми разного возраста.
Ход урока.
- Запись темы и эпиграфа к уроку.
Читайте письма фронтовые
Живую память горьких лет!
Я их читаю как молитвы,
Они несут нам Веры свет.
Они – бесценное наследство,
Для нас, не знающих войны,
Как завещанье: «Смерть не властна
Над силою земной любви!»
Словарная работа:
эпистолярный – написанный в форме письма, переписки;
этикет – установленный порядок в поведении, формах обращения;
адресат – тот, кому адресовано письмо;
адресант – тот, кто отправляет письмо.
- Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и целей урока
Ребята, в рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром.
Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма). Некоторые из вас могут подумать, зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать? А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)
В жизни нам часто приходится писать письма друзьям, родным, знакомым, дорогим и близким людям. Умеем ли мы сочинять их так, чтобы принести своим посланием радость, согреть душу?
III. Актуализация знаний
Учитель: Давайте осмыслим понятие «эпистолярный жанр».
Учащиеся I группы делают сообщение «Эпистолярный жанр».
Особенности эпистолярного жанра:
обращения, лирический подтекст, разговорная лексика, вопросительные и восклицательные предложения, вводные слова, сложные предложения, повторы.
Другие школьники делают рабочие пометки в тетрадях.
Учитель: Процесс создания частного письма довольно сложен. Он требует большого практического опыта, опыта «работы души» пишущего.
Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма-обещания, письма-исповеди, письма-клятвы: «В землянке» А.Суркова, «Жди меня» К.Симонова, «Темная ночь» В. Агатова и т.д. Шестнадцать «домашних» строк из письма А.Суркова жене стали песней благодаря композитору К. Листову.
Но мы с вами будем работать с текстами писем наших земляков-героев.
Ведь до сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.
- Изучение нового материала
Учитель: О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя.
Работа с текстами фронтовых писем.
Письмо №1.
«Здравствуй, Кара-кыс! Выдалась минутка перед боем – пишу тебе. Может, больше не увидимся. Хочу наказать: береги детей. Но самое главное – береги свое здоровье. Знай, что я буду сражаться с врагом до полной победы.
Если у меня не станет рук – буду идти вперёд и грызть врага зубами, а не будет ног – поползу на руках и задушу его…
Твой Бады Соян»
(Бады Соян Соруктуевич, геройски погибший в боях за Дубно. В феврале 1944г. похоронен в г. Дубно).
Письмо №2.
«Здравствуй, дорогая мама! Освободили от фашистских орд город Будапешт. Нам дарили цветы. Запомнились радостные лица, улыбки, крепкие рукопожатия и объятия венгров.
Никогда не забуду детей в этом освобождённом городе!
Солдаты с автоматами на груди, со скатками через плечо, в выгоревших гимнастёрках и пилотках, в пыли и струйках пота на лицах. С протянутыми руками шли за колоннами дети и просили хлеба. Слова «солдат» и «хлеб» звучали на разных языках, мы молча развязывали свои вещевые мешки, доставали хлеб, сухари, сахар, консервы и отдавали детям.
Твой сын Чапсын».
(Чапсын Соян Лопсанович, погиб в Венгрии в 1945г., похоронен в Будапеште).
Задания к текстам писем:
- Определите тип и стиль речи текстов писем.
- Выпишите из текстов писем обращения и расскажите о правописании обращений.
- Прочитайте выразительно письма.
Группа II. Учащиеся этой группы пишут письмо тувинским танкистам-добровольцам
20 апреля 2016г.
Здравствуйте, глубокоуважаемые тувинские танкисты-добровольцы!
Никогда не думал о том, что придётся обратиться в прошлое, поговорить с теми, кого я никогда не видел, но о ком так много читал. Пусть на бумаге, но с любовью и благодарностью я обращаюсь Вам, сыны-герои Тувы.
Пишет Вам ученик 11 «а» класса Олчей Сайын. Мы с вами никогда не виделись. Мне уже 16 лет. У нас хороший и дружный класс.
Меня и моих сверстников всегда поражал Ваш пример мужества, стойкости и отваги в боях за освобождение Украины.
Вы, герои родной Тувы, оправдали с честью данную своему народу клятву.
Я и мои одноклассники гордимся героическим подвигом, совершенным Х.Н.Чургуй-оолом. Его танк уничтожил 3 орудия, 3 миномёта, 7 пулемётов и 75 гитлеровцев. Три экипажа танков, в числе которых была машина Х.Н.Чургуй-оола, при операции под Уманью захватили 24 самолёта, 80 автомашин, до 800 пленных гитлеровцев и открыли путь для дальнейшего наступления.
За героический подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий, Х.Н.Чургуй-оолу присвоено звание Героя Советского Союза.
Уважаемый Чургуй-оол Намгаевич, я очень рад, что Вы живым вернулись в родную Туву. Я твёрдо знаю, что мысль о том, что в далёкой родной Туве Вас любили и ждали, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.
Именно вы в 1943 году, отважные сыны Тувы, оказались в горячих боях за освобождение братской Украины.
Я никогда не был на Украине, но из прочитанных книг рисую себе картину, в которой, как кадры кинохроники, мелькают Ваши бессмертные танки Т-34, в упор расстреливающие врага, устремленные вперёд под свинцовым огнём.
Также мысленно рисую себе в памяти Вашу горящую машину, врезавшуюся в бронепоезд, уважаемый наш земляк, Герой Советского Союза, Михаил Артемьевич. Мужество и отвага не покидали Вас.
От всего сердца благодарю Вас, наши герои, земляки за отвоеванное Вами голубое мирное небо над нашей Родиной! Вы всегда в наших сердцах!
С гордостью к Вашим подвигам: Сайын.
Группа III. Учащиеся этой группы составляют « Правила оформления письма»
В культурно оформленном письме выделяют составные части:
дата – пишется в правом верхнем углу первой страницы;
обращение – располагается посередине листа, диктуется этическими нормами;
вступление – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения;
основной текст - изложение о предметах, интересующих адресата;
заключение – изъявление чувств преданности, почтения, формула вежливости и собственноручная подпись;
хорошее знание стилей речи русского языка и особенностей каждого стиля речи.
- Итоги занятия.
Выскажите свои мысли и чувства о том, что услышали, узнали сегодня.
Учащимся выставляется поурочный балл за работу на уроке, оценки комментируются.
Домашнее задание: написать письмо своему сверстнику или сверстнице в 1941 год. Каждому учащемуся раздаются памятки
Литература:
Важный вклад тувинского народа в победу в Великой Отечественной войне. Тувинская правда/ 1985.
К вашим услугам почта./ В. Г. Скоропышева, Е. Л. Карлова.М. “Радио и связь”. 1990.
Краткая литературная энциклопедия, том 8. Издательство “Советская энциклопедия”, М., 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/09/picture-33297-1473448206.jpg)
Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"
Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-177503-1357999283.jpg)
«Фронтовые письма как отражение эпохи». (Урок развития речи. Написание письма ветерану ВОВ)
Представлена методическая разработка по написанию письма ветерану ВОВ. Урок развития речи....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-388985-1390886086.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Методическая разработка урока. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ Я _ ТЮТЧЕВ И ФЕТ (Мастерская творческого письма) Литература. Урок развития речи (1-ый курс)
Этапы урока в технологии мастерской помогают понять развитие образов поэзии Тютчева и Фета на одну тему - фонтан....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/22/picture-728825-1450805135.jpg)
Урок развития речи в 5 классе "Урок-мастерская творческого письма"
Учащиеся убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.Урок поможет формировать ценностное отношениек процес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/11/picture-848750-1478889465.jpg)
Урок развития речи по теме " Природа родного края". Конспект урока.
Данный материал может быть использован при подготовкек к написанию сочинения о природе родного края....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/03/picture-1095594-1549218769.jpg)
Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".
Цель урока: Развивать у учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...