Урок русской литературы "Строки,опаленные войной!"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Ацепаева Наталья Ивановна

Разработка урока в 11 классе на тему"Строки, опаленные войной"    Надеюсь, что данный материал поможет провести урок, на котором будут звучать стихотворения поэтов-фронтовиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon strokiopalennye_voynoy.zip330.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Строки, опаленные войной» (Поэзия в годы Великой Отечественной войны).

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели урока: 

  1. образовательные: проанализировать и обобщить знания учащихся по теме «Поэзия военных лет»; понимать значение материала; уметь использовать изученный материал в новых ситуациях; уметь оценивать значение материала для конкретной цели; развивать навыки анализа лирического произведения.
  2. воспитательные:  формировать и развивать патриотические чувства учащихся; воспитывать в ребятах чувство памяти и долга;
  3. развивающие: развивать навыки аргументировать выводы, навыки выразительного чтения лирических произведений; развивать умение слушать и вести дискуссию.

 Оборудование: записи песен, написанных в годы ВОВ; кадры военной хроники; выставка книг поэтов-фронтовиков; стенд о погибших поэтах «Имена на поверке», отрывок из кинофильма «Два бойца»,карточки по рефлексии и оценочные карточки

  Ход урока. 

 Чтение учителем стихотворения-эпиграфа к уроку. 

 Слайд 1

Воина – жесточе нету слова, 

Война – печальней нету слова. 

Война – святее нету слова 

В тоске и славе этих лет. 

И на устах у нас иного 

Еще не может быть и нет… 

А. Твардовский

  1. Слово учителя.

Звучит песня А. Александрова на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война». На экране телевизора кадры военной хроники. 

Этот день начался не тихой росной зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. Все, что было до этого, обрубили оружейные залпы. Многие матери отметят этот день в календаре черным числом.

На многих полянках появятся первые холмики могил. Это было 22 июня. Сорок первый год. Война. Великой Отечественной назовет ее русский народ, вставший от мала до велика на защиту Родины.

И когда вдоль всей нашей западной границы гул моторов до отказа заполнил просторный солнечный мир от неба до земли, когда дрожала от грохота каждая травинка, писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А. Фадеев, В. Лебедев-Кумач, А. Жаров. Девиз один: «Уничтожить фашизм!»

А. Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».

Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт (свыше четырехсот не вернулись назад). Перо было приравнено к штыку, поэзия надела военную шинель с первых дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача «Священная война».

Поэт Алексей Сурков писал: «Пожалуй никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов».

Почему? Ответить на этот вопрос мы попробуем в конце урока, после знакомства со стихами и песнями, написанными в годы войны.

ВОв порождала новые формы лит. жизни. Главные позиции в ней заняли не «толстые» литературные журналы(как это было раньше), а газеты, радиорепортажи, листовки, плакаты. Мобилизирующая речь писателей, проникнутая глубоким патриотическим пафосом , с первых дней войны звучала в эфире, тиражиловалась фронтовыми многотиражками. Худ.литература в те суровые времена решала злободневные практические агитационные задачи: звала на борьбу с врагом, укрепляла веру в победу.

Работа в группах:

Ахматова

Твардовский

Симонов

Джалиль

2. В эти годы на всю страну прозвучало стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество».

  1. (Чтение ученицей стихотворения)
  2. Выступление ученика по биографии поэтессы.(Слайд 2)

Великая Отечественная война застала поэтессу в Ленинграде. Она мужественно встретила всенародное горе и испытывала чувство глубокого патриотизма. Эпически-обобщенный взгляд на события сочетаются в ее поэзии тех лет с глубоко личным ощущением боли:

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Над вашей памятью не стать плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!

Стихи военной тематики, над которыми поэтесса работала с 1941 по 1945 год, были впоследствии объединены в поэтический цикл «Ветер войны».

  1. Анализ стихотворения ( индивидуальное задание подготовленного ученика)
  1. А.Т.Твардовский
  1. Биография А.Т.Твардовского

А.Т.Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Ряд стихотворений посвящен теме неистребимой «жестокой» памяти о войне, о принесенных ей жертвах

  1. Чтение отрывка из стихотворения «Я убит подо Ржевом…» (выразительное чтение )
  2. Беседа по вопросам .
  1. Какой завет дает павший воин – герой стихотворения «Я убит подо Ржевом…» тем, кто будет жить после победы?
  2. Как вы понимаете последние четыре строчки?
  1. Чтение стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…»
  1. Что мучает лирического героя этого стихотворения?
  2. В  чем он обвиняет себя?
  3. Почему трижды повторяются слова в последней строчке?(Речь не о том,но все же, все же, все же…)
  4. Тест в форме ЕГЭ

  3.Чтение и анализ стихотворений К. Симонова. 

Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.» (1941 г.). По признаниям участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, которое затронуло души воинов. Это стихотворение поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову.

Стихотворение подготовлено дома, беседа по содержанию. 

  1. Почему это стихотворение так волновало читателей?
  2. Какие чувства солдат передал автор?

Это стихотворение никого не может оставить равнодушным: в нем с огромной поэтической силой поэт передал горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать.

  1. Как выразил поэт свое отношении к Родине?  

Любовь и гордость автора за свою страну. И «усталые женщины», и «деревни с погостами», и «изба под Борисовом» - все это для Симонова его Родина, его земля, пусть «горькая», но самая «милая», за которую и жизнь в бою отдать не жалко.

Стихи Симонова военных лет «Смерть друга», Если дорог тебе свой дом…», «Словно смотрит в бинокль перевернутый…» и другие давали великий урок братства, человечности, мужества, любви, верности, человеческого достоинства.

Особой популярностью пользовалось у солдат стихотворение К. Симонова «Жди меня». Стихи, в которых нет ни слова о войне, переписывались и заучивались наизусть.

Послушайте песню, написанную на стихи Симонова М. Блантером. 

  1. Как вы думаете, почему такой известностью и любовью пользовались именно эти стихи Симонова?

(Это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно.

Такая любимая, которая умеет ждать, «как никто другой», нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.)

4. Беседа о роли массовой песни в годы ВОВ.

Изрытая снарядами, развороченная бомбами степь. Ее накрывала вечерняя мгла. Вместе с темнотой пришла тишина. Светят звезды. В окопах распрямляют затекшие спины солдаты, и начинаются негромкие беседы. А потом – тихо, в полголоса поют…

Звучит песня «Темная ночь» (сл. Б. Агатова, муз. Н. Богословского, исп. М. Бернес) из кинофильма « Два бойца».

  1. Почему песня, которая не заставляет нас маршировать, не призывает бросаться под танк, не зовет на подвиг (или зовет?),была так популярна?

Песня приобрела огромную популярность и стала в СССР одной из наиболее любимых и известных песен, созданных во время Великой Отечественной войны.

Для фильма "Два бойца" срочно понадобилась песня, которую герой Марка Бернеса боец-одессит Аркадий Дзюбин должен был петь товарищам в землянке. Музыка была написана экспромтом Никитой Богословским.

Приехавший по телефонному звонку поэт Владимир Агатов тоже экспромтом создал текст. Той же ночью Бернес записал фонограмму, а на следующий день эпизод был снят. Главный герой фильма Аркадий Дзюбин в исполнении Марка Бернеса поёт эту песню под гитару ночью, во время дождя, во фронтовой землянке с протекающей кровлей.

  1. Какие песни военной поры вы знаете?

Массовой песне в поэзии 40-х годов принадлежит особое место. Песни маршевые и песни-призывы, песни о Родине, о Москве, песни партизанские и бытовые – о солдатском житье на фронте, песни интимно-лирические – только один перечень наиболее популярных из них занял бы многие страницы.

О роли песни в годы войны говорит такой факт. В штаб Брянского фронта пришла радиограмма осенью 1942 года: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов.

Почему так необходима песня на войне?

Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте попурри из песен, написанных в годы войны (запись песен военных лет)

Без этих песен невозможно представить себе поэзию тех лет, без них невозможно представить и песенный репертуар наших лет.

Не секрет, что на фронтах Великой Отечественной войны сражались бок о бок с русскими многие тысячи, если не сотни тысяч представителей разных национальностей и конфессий Советского Союза. В окопах и блиндажах, в землянках, когда каждый думал, что он прожил свой последний день, фронтовики были предельно откровенны, вынося на суд сослуживцев сокровенные мысли. Каждый вспоминал свой дом, родных, годы семейной жизни, домашний быт.

Муса Джалиль. 

Муса Джалиль ушел на фронт уже профессиональным поэтом, автором многих поэтических сборников. С июня 1942 г. от Мусы перестали приходить письма.

Весть о судьбе поэта принесла Победа. Советские солдаты, штурмовавшие Берлин, на тюремном дворе Моабита нашли вырванную из книги страницу, на которой было написано: «Я, татарский поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму за политическую работу против фашистов и приговорен к смертной казне».

Чтение учителем стихотворения «Варварство» ( перед прочтением прочитать словарную статью к слову «варварство»)

  1. Испытала ли страна, земля такой позор и варварство?

12. Подведение итогов работы.

  1. Вспомните вопрос, который прозвучал в начале урока: «Почему в годы войны было написано так много лирических произведений?»

Поэзия сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение, боль, горе, тревогу, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, вдохновляла. И именно поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

  1. А нужны ли нам, людям 21 века, стихи о Великой Отечественной войне? Не пора ли забыть о ней? Что заставляет наших современников, не переживших ужасы войны, писать о ней ?
  2. Чтение стихотворения Галины Сергеевны.

13. Д/з:  на выбор задания 1-2,дополнительное задание 3, сдающим ЕГЭ по литературе в подобной форме.

  1. Написать сочинение на темы:
  1. Своеобразие поэзии военного времени.
  2. Тема Великой Отечественной Войны в поэзии А. Ахматовой(А.Твардовского, К.Симонова, М. Джалиля).
  1. Дать письменный ответ на вопрос: «Что заставляет наших современников говорить о войне ,помнить о ней ? Может быть уже пора ли забыть?»
  2. Выучить  наизусть понравившееся стихотворение

  1. Домашнее задание на выбор:
  2. Написать сочинение на темы:
  3. Своеобразие поэзии военного времени.
  4. Тема Великой Отечественной Войны в поэзии А. Ахматовой(А.Твардовского, К.Симонова, М. Джалиля).
  5. Дать письменный ответ на вопрос: «Что заставляет наших современников говорить о войне ,помнить о ней ? Может быть уже пора ли забыть?»
  6. Выучить  наизусть понравившееся стихотворение



Оценка результатов работы.

Сегодня на уроке:

  1. Мне было интересно
  2. Неинтересно

  1. Я узнал(а)___________
  2. Я не узнал(а) ничего нового

  1. Я работал(а) активно
  2. Неактивно
  3. Не работал(а)

  1. Я работал(а) как обычно на уроке литературы
  2. Лучше, чем обычно
  3. Хуже, чем обычно

  1. Я ставлю себе за урок оценку______
  2. Я ставлю учителю за урок оценку_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русской литературы "Война глазами поэтов" в 7 классе

Тема урока: «Война глазами поэтов» Тип урока: урок-композиция с элементами исследования. Цели урока: знакомство с лирическими произведениями, исследование по теме, совершенствование навыков работы н...

Тест к теме урока "Русско-японская война"

Тест  ""Русско-японская война"...

Урок русского языка в 7 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению "Дети и война"

Урок развития речи в 7 классе по совершенствованию навыков написания сочинения-рассуждения...

Интегрированный урок "Русский человек на войне"

Данное занятие рассчитано на 2 урока. Это интегрированный урок, основная задача которого - подготовка к итоговому сочинению за курс средней школы....

Задания к уроку русского языка "Отечественной войне 1812 года посвящается"

Задания к уроку русского языка "Отечественной войне 1812 года посвящается" включают в себя текст, словарь, вопросы  и задания, кроссворд....

Технологическая карта урока «Русско-японская война - война слабости и силы»

Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:·        актуализацию полученных знаний по курсу &laq...

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг" (повторительно-обобщающий урок) НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг."

Раздаточный материал для урока "Русско-турецкая война 1877-1878 гг"ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА НАЗВАНИЕ:" Историческое сочинение на тему "Русско-турецкая война 1877 &ndash...