Урок литературы в 7 классе "Подвиг во имя людей"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Воронина Светлана Васильевна

Урок-семинар по отрывку из произведения М.Горького "Старуха Изергиль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл danko.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока                                                        Подвиг во имя людей

(«Легенда о Данко»)

Цель урока        

•         способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, формированию гражданского сознания;

•        проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;

•        учить внимательному, выразительному чтению, элементам филологического анализа;

•        учить понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев ранее изученных произведений;

•        выявить духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность произведения.

Планируемые результаты обучения, в т.ч. формирование УУД        

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Метапредметные: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

Формирование УУД

Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов, выполнять универсальные логические действия; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до слушателей, владея приёмами монологической и диалогической речи: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.; предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Личностные УУД: оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация); искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

Основные понятия: романтизм, романтический герой, легенда

Межпредметные связи:        изобразительное искусство, ОПК

Оборудование: учебник, компьютер,  мультимедийный проектор, презентация, опросный лист обучающегося

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Активизация внимания.

Сегодня наш урок я хотела бы начать с древнего предания.

Одного философа спросили: «Диоген, что ты ищешь днем с огнем?»

- Я ищу человека.

- Кого? Днем с огнем?

- Да, я ищу человека.

 Как вы думаете, что имел в виду Диоген?  человек сложен, загадочен, часто его душа скрыта даже от него самого. Запомните наш разговор, мы к нему еще вернемся.

  1. Работа с эпиграфом к уроку. Формулирование темы урока.

В качестве эпиграфа к теме нашего урока я предлагаю вам высказывание М.Горького, с творчеством которого мы знакомились на предыдущих уроках.

 Но чтобы прочитать это высказывание, необходимо восстановить правильную последовательность букв в словах.

  «В жизни всегда есть место подвигу…»

Какое слово является ключевым?

Что такое подвиг?

Какими качествами должен обладать человек, способный на подвиг?

                            мужество                                                                самопожертвование

                                                             бесстрашие

         храбрость                                                                                   отвага

Итак, обобщив все сказанное, предположите, о чем будем говорить на уроке?

О подвиге во имя человека

Запись темы.

Верно, сегодня мы говорим о подвиге во имя людей, на основе прочитанного произведения «Данко».

  1. Презентация домашнего задания – сценка.

Это не самостоятельное произведение, а отрывок из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Сейчас ребята представят нам фрагмент из него, чтобы мы немного понимали предысторию.

Ученик читает текст.

«С моря поднималась туча – черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С ее вершины срывались клочья облаков, неслись вперед ее и гасили звезды одну за другой. Море шумело.

От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова… На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.

– Видишь ты искры? – спросила меня Изергиль.

– Вон те, голубые? – указывая ей на степь, сказал я.

– Голубые? Да, это они… Значит, ле-таки! Ну-ну… Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.

– Откуда эти искры? – спросил я старуху. Я слышал кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось послушать, как расскажет о том же старая Изергиль.

– Эти искры от горящего сердца Данко.  Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про это…»        

Спасибо, ребята.

  1. Работа с жанром произведения.

Перескажите сюжет в нескольких предложениях.

Как бы вы определили жанр произведения?

         Повествование о Данко представлено в жанре легенда.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды – личность необычная, исключительная, романтическая.

В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные. (запись в лист)

  1. Выявление ассоциативных связей.

Данный сюжет не показался вам знакомым?

Стремясь найти жизненные ориентиры, Горький использует мифологические и библейские образы.

Знакомство с таблицей прообразы Данко

герой

цель

подвиг

Исход жизни

итог

Прометей

помочь людям

принес людям огонь против воли богов

наказание – вечные страдания

благодарность людей

Моисей

помочь людям

помогал евреям на пути к священной земле.

умер, не дожив

безразличие

Подвиг какого античного героя, похожий на подвиг Данко вы можете назвать?

Прометей  сообщение

Но помимо греческого мифа Горький обращается и к библейскому сюжету.

Обратимся к тексту библейского сказания об исходе.

сообщение

Что общего с легендой о Данко?

   В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение.при этом от Прометея символ света, огня.

  1. Работа с текстом художественного произведения. Обсуждение по проблемным вопросам.
  1. Племя

Чтение цитат

Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?

Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?

Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?

Можем ли осуждать людей за трусость?

  1. Природа

Чтение цитат

В чем особенность пейзажа?

 Зловещий образ дремучего леса. Пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает неукротимую сущность стихии, ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется  и как бы выражает неординарность характера героя.

8. Минутка релаксации

Мы проанализировали 2 образа, сейчас давай попробуем представить себе эту картинку темного, мрачного леса и беззащитных людей.

Закройте глаза и пофантазируйте.

Представление картины под музыку.

  1. Данко

Центральным образом легенды является образ Данко

Имя  Данко связано с однокоренными словами дань, дам, дающий.

Данко

1. форма имен Даниил (др- еврейское имя ( дани- эль ) "Бог мой судья ") или краткая форма славянского имени Данслав (данный славным).

2. немецкое (dank) "благодарность".

Цитаты

Каковы отношения Данко и остальных людей?

 Данко вступает в противостояние с миром людей, этот герой жертвует собой из любви к другим, попадает в положение отверженного.

Какой подвиг совершает Данко во имя людей? С чем сравнивается сердце Данко?

9.  Работа с изобразительно-выразительными средствами

Анализ описания грозы. Выразительное чтение фрагмента

Как оно помогает отразить состояние людей и происходящее между ними?

Употребляются активные глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая, освещали, исчезали – они передают динамику действия.

- Контраст:

Антитеза, эпитеты…………………..

Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

Использованные средства художественной выразительности:

Эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь.

Метафоры: лучи падали, ужас родили женщины в брильянтах дождя

Олицетворение: великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

Сравнение: деревья заступали дорогу могучей стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец.

 Средства выразительности придают повествованию особую музыкальность, ритмичность. Эпитеты и сравнения создают особую торжественность. Олицетворения оживляют картины природы, "одушевляют" природу. Метафоры придают повествованию загадочность, таинственность.

Итог

Напрасна ли смерть Данко? Чаши весов

В чем смысл легенды о Данко – в прославлении героизма  или в стремлении людей  научить уважать героизм? Или в чем-то другом?

Обобщение по уроку, выставление оценок.

Д.з. Проведём параллель с сегодняшним днём. Возможны ли героические поступки в наши дни? Ваше домашнее задание написать сочинение-рассуждение «Данко нашего времени. Кто он?»

        Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

         Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Ужаснулись евреи: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И воды морские расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

         Далее путь евреев пролегал через пустыню, и Господь постоянно заботился о них, оказывал им много милостей, но они были неблагодарны. Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне в поисках пути в землю, обещанную Богом. И возопили сыны Израилевы: «Разве нет гробов в Египте, что ты привёл нас умирать в пустыне? Лучше быть нам в рабстве у египтян, нежели умереть в пустыне»

          Наконец, Господь сжалился над ними и привёл их к этой земле. Но в это время их вождь Моисей умер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто учит людей умирать, то учит их жить. урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)

Анализ эпизода "Смерть Базарова" в 10 классе. Урок с использованием технологии интеллект-карт....

Урок литературы "Да, были люди в наше время..."

Обобщающий урок-телемост по творчеству М.Ю.Лермонтова....

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Урок литературы в 8 классе "Где люди вольны, как орлы" (Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри")

Методическая разработка включает подробный конспект урока и презентацию....

Урок литературы в 11 классе. М.А. Булгаков "Люди как люди" в романе "Мастер и Маргарита".

Работа напечатана в сборнике Московского городского педагогического университета. Инновационное движение "Наша новая школа". 2013г....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.

Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...