Урок литературы в 8 классе "Где люди вольны, как орлы" (Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри")
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Методическая разработка включает подробный конспект урока и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morozova_en_lermontov_mtsyri.zip | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДА ФУРМАНОВА |
155523, город Фурманов, ул. Тимирязева, д.42 ОГРН - 1023701358780, ИНН - 3705004909, КПП - 370501001 телефон (49341) 2-50-75; факс (49341) 2-50-75; E-mail: fursosh1@mail.ru |
Конспект
урока литературы в 8 классе
«Где люди вольны, как орлы…»
(Романтизм в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
Учитель русского языка и литературы
высшей кв. категории
МОУСОШ №1 города Фурманова
Е.Н.Морозова
2014
Урок литературы в 8 классе
«Где люди вольны, как орлы…»
(Романтизм в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).
Учитель русского языка и литературы
МОУСОШ №1 города Фурманова
Е.Н.Морозова
Задачи урока
Обучающие
формирование литературоведческой компетенции:
- обобщение знаний о принципах романтизма и их художественном воплощении в поэме Лермонтова «Мцыри»,
- формирование навыков литературоведческого анализа и нравственно-философского осмысления текста;
- развитие навыков осмысленного чтения литературного произведения;
- развитие навыков исследовательской деятельности.
Развивающие
формирование учебно-познавательных компетенций:
- развитие умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
формирование ценностно-смысловых компетенций:
- развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи;
- формирование ценностных установок, мировоззрения, жизненной позиции;
формирование коммуникативной компетенции:
- развитие умения формулировать и аргументировать собственную позицию, участвовать в диалоге на литературную тему;
- активизация коммуникативной деятельности учащихся,
- повышение мотивации учащихся к изучению литературы.
Воспитательные
- создание условий для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других.
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Оборудование: интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, презентация (Приложение ).
Ход урока
- Слово учителя:
Я молод, но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки;-
О если б одинаков был удел!...
Как он, ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды
И бурь земных и бурь небесных вой!
В качестве эпиграфа к уроку я выбрала строки из юношеского стихотворения М.Лермонтова “Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...”
Что открывают нам они в душевном мире поэта?
Ответы учащихся
А что помогают понять в его поэзии? На какие особенности лирики указывают? Ответы учащихся
- Перед нами вновь предстаёт образ одинокого романтика, бунтаря с пылкою душой. Поэта, воплотившего в своем творчестве лучшие традиции русского романтизма.
А какое отношение имеет эпиграф к поэме «Мцыри»? Ответы учащихся
Своего героя Лермонтов тоже наделяет страстной, бунтарской душой романтика. И образ Мцыри потребовал от поэта единства содержания и формы - обращения к принципам литературного направления романтизма.
- Исходя из сделанных наблюдений, сформулируйте тему урока. Ответы учащихся
Итак, сегодня мы поговорим о мире, в котором жил Лермонтов и его герой, мире, «где люди вольны, как орлы». Мире романтической поэмы Лермонтова.
Как бы вы определили цель урока? Ответы учащихся
Как мы можем проследить принципы романтизма, доказать, что «Мцыри» - это романтическая поэма?
-Проанализируем сюжет и композицию поэмы, образ главного героя, средства выразительности.
Итак, сегодня на уроке мы повторим знания о принципах романтизма, попытаемся доказать, что «Мцыри» - это действительно романтическая поэма и принципы романтизма проявляются и в содержании, и в художественной форме произведения. Подумаем и над тем, актуальны ли сегодня проблемы, затронутые почти 2 века назад Лермонтовым.
- Задание на интерактивной доске Приложение 1
- предложите задание к данной записи (выбрать принципы романтизма).
- Какие из них являются, на ваш взгляд, самыми важными?
- Романтический герой – бунтарь, враждующий с миром или обществом, часто непонятый им.
- Двоемирие (мир реальный и идеальный).
- Антитезы, гиперболы, образы - символы.
- Лирическое преобладает над эпическим, показ не событий, а переживаний
- Сочувствие и близость автора романтическому герою.
- Экзотические пейзажи .
- В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».
Согласны ли вы с этим высказыванием критика о характере Мцыри?
Докажите или опровергните высказывание, аргументируя ответ примерами из текста.
- ответы учеников.
- Соответствует ли образ, созданный Лермонтовым, традициям романтизма?
Вывод (отражается в опорной схеме): свободный, обуреваемый жаждой жизни, сильный духом и готовый на борьбу ради достижения свободы - таким предстает лермонтовский Мцыри — романтический герой, в котором автор воплотил свои мечты о свободе, насыщенной деятельной жизни, борьбе за достижение своих идеалов. Герой, не умеющий чувствовать мелко, стремящийся ввысь, прочь от житейских будней.
Я знал одной лишь думы власть….
Да, это«исключительный» герой, который потребовал и особой художественной формы, особого сюжета и композиции.
- Чем необычны сюжет и композиция поэмы?
- нарушена хронологическая последовательность;
- о годах жизни героя рассказано в 2 коротких главах, о трех днях – все остальное содержание поэмы;
- в этой основной части право голоса получает герой.
Какие принципы романтизмы нашли здесь свое отражение?
Вывод. Лирическое начало преобладает над эпическим. Цель автора – описать не события, а переживания, душу героя («А душу можно ль рассказать?»). А для души героя три дня свободы были больше, чем вся жизнь. (Отражение вывода в опорной схеме)
Просмотр видеофрагмента «Бибигион – урок». Приложение 2
« Он мало что видит: грузинку, наполняющую кувшин, пейзажи Кавказских гор, сражается с барсом. Эти события лишь крохотные эпизоды, однако….»
- продолжите мысль исследователя.
Однако эти крохотные эпизоды жизни на свободе показали Мцыри, что есть настоящая жизнь, за эти три дня он проживает ту жизнь, которой был лишен.
- Физкультминутка
Гимнастика для глаз в форме повторения понятий теории литературы.
На стенах термины антитеза, гипербола, сравнение, метафора, олицетворение, инверсия, оксюморон, кульминация.
Учащиеся находят глазами, дают определение.
Какой термин лишний? (кульминация).
- Какой эпизод является кульминационным? Какое событие в эти три дня буквально перевернуло душу Мцыри?
Прослушивание аудиофрагмента «Бой Мцыри с барсом». Приложение 3
Какие новые черты мы открываем в Мцыри?
Какие средства выразительности помогают автору?
Исследовательская работа в группах «Роль художественных средств в описании боя Мцыри с барсом». Приложение 4
Ответы детей.
Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, ему удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Эти качества Мцыри подчеркиваются через
- ЯРКИЕ МЕТАФОРЫ
- ДЕРЗКИЕ СРАВНЕНИЯ
- ГИПЕРБОЛЫ
- АНТИТЕЗЫ
Мцыри открывает много нового в себе в себе и понимает, «что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».
Огонь борьбы, изначально пылающий в душе Мцыри, приводит его к победе. Огонь – это многозначный образ, который лейтмотивом пронизывает все произведение и вырастает в символ. Над значением этого символа в поэме работала одна из учениц.
Выступление ученика с презентацией «Символический образ огня в поэме «Мцыри». Приложение 5
- Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри. Одинокий в мире людей, он ищет гармонию в природе, как искал её сам Лермонтов. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться природой он мог только на свободе.
О роли пейзажа в поэме размышлял один из учеников при работе над новым видом проекта – эйдос-конспектом по теме. «Эйдос» - это образ. Цель проекта - передать свое видение темы через художественные образы.
Презентация проекта. Выступление ученика с эйдос-конспектом «Пейзаж в поэме «Мцыри». Приложение 6
Вывод. Пейзажи в поэме возвышенно-экзотичны и предельно романтичны. Природа существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу. (отражение в опорном конспекте)
- Анализ опорного конспекта урока.
Что нам удалось доказать на уроке?
Какой основной принцип романтизма прослеживается в содержании и художественной форме произведения?
«Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах».
Итак, оказавшись в исключительных, романтических обстоятельствах, герой испытал все счастье и полноту жизни за «три блаженных дня». Испытал и …. умер. Умер, так и не добившись своей цели.
Почему Лермонтов приводит своего героя к трагическому финалу?
Он стремится к идеалу, а он недостижим. Такого края, такого мира, который создал Мцыри в своих мечтах, просто не существует. Реальность же тускла и обыкновенна. И Мцыри гибнет. Гибнет, ни о чем не жалея, ни в чем не раскаиваясь. Ведь он жил.
Как эта развязка перекликается с эпиграфом к поэме?
Мцыри вкусил сладость жизни, как Ионафан вкусил меда. И за это должен погибнуть. В отличие от Ионафана, спасти его некому.
… пускай в раю,
В святом, заоблачном краю
Мой дух найдет себе приют...
Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...
- Сегодня мы завершаем разговор о произведении, написанном немногим менее двух веков назад. А сегодня, в нашем прагматичном 21 веке новых технологий, есть ли сегодня место романтике, романтизму, проблемам и чувствам, о которых размышлял Лермонтов?
Работа в группах над решением ситуативных заданий. Приложение 7
Познакомьтесь с высказываниями, которые пишут наши современники в реальных блогах сети Интернет?
Как они перекликаются с содержанием поэмы и образом Мцыри?
Ответы учеников.
Вывод. Оказывается, свобода, одиночество, протест и бунт вечны как мир. Как непреходяще и значение творчества великого романтика Лермонтова, «мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
- Подводя итоги нашей работы, продолжите любое высказывание.
Сегодня я неожиданно понял…
Мне показалось интересным…
К сожалению, я так и не услышал о….
Осталось непонятным…
Домашнее задание.
Сочинение – миниатюра «Что близко мне в характере Мцыри?»
Использованная литература
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб: Искусство – СПб, 1996
Буслакова Т.П. Как анализировать лиро -эпическое произведение. – М.: Высшая школа, 2006
Литература. 8 класс. Из литературы XIX века. – М, 1999
Егорова Н.В. . Поурочные разработки по литературе. 8 класс М.: «ВАКО», 2013
Сечина Н.В. М.Ю.Лермонтов . Лирика. Анализ текста.-М.: Дрофа, 2000.- 112с.
Опорная схема урока
Художественный мир поэмы «Мцыри»
Образ героя Пейзаж
Сюжет и композиция Художественные
Одиночество средства Символ
Бунтарство стихии,
Стремление к свободе Цель автора - свободы
Стремление к миру рассказать о жизни души Метафоры
идеальному, Сравнения Экзотика
прочь от земной «неволи» лирика преобладает Гиперболы
над эпосом Антитезы
Символы
передают романтику борьбы,
свободы
Исключительная личность в исключительных обстоятельствах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"
Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....
Урок литературы "Да, были люди в наше время..."
Обобщающий урок-телемост по творчеству М.Ю.Лермонтова....
Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...
Интегрированный урок (литература – история – музыка – русский язык )Семинар « Ученый совет» По поэме А. Ахматовой "Реквием"
Урок литературы в 11 классе по поэме А. Ахматовой " Реквием"...
План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."
План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...
Методическая разработка уроков литературы в 11 классе "Раздумья о пути России в поэме А.Блока "Двенадцать".
Эта методичесая разработка - попытка современного прочтения поэмы А.Блока, уже так далеко отстоящей от нас во времени и в то же время такой актуальной....
Урок литературы в 8 классе "Образ Емельяна Пугачева в исторической поэме С.Есенина "Пугачёв"
Конспект урока литературы в 8 классе . Анализ средств выразительности как способ интерпретации исторической поэмы С. А. Есенина «Пугачёв»...