Урок литературы в 8 классе "Где люди вольны, как орлы" (Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри")
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Морозова Елена Николаевна

Методическая разработка включает подробный конспект урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon morozova_en_lermontov_mtsyri.zip1.97 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ГОРОДА  ФУРМАНОВА

155523, город Фурманов, ул. Тимирязева, д.42

ОГРН - 1023701358780, ИНН - 3705004909, КПП - 370501001

телефон (49341) 2-50-75; факс (49341) 2-50-75; E-mail:  fursosh1@mail.ru 

Конспект

урока литературы в 8 классе

«Где люди вольны, как орлы…»

(Романтизм в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).

Учитель русского языка и литературы

высшей кв. категории

МОУСОШ №1 города Фурманова

Е.Н.Морозова

2014

Урок литературы в 8 классе

«Где люди вольны, как орлы…»

(Романтизм в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»).

Учитель русского языка и литературы

МОУСОШ №1 города Фурманова

Е.Н.Морозова

Задачи урока

 Обучающие

формирование литературоведческой компетенции:

  • обобщение знаний о принципах романтизма и их художественном воплощении в поэме Лермонтова «Мцыри»,
  • формирование навыков литературоведческого анализа и нравственно-философского осмысления текста;
  • развитие навыков осмысленного чтения литературного произведения;
  • развитие навыков исследовательской деятельности.

Развивающие

формирование учебно-познавательных компетенций:

  • развитие умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;

формирование ценностно-смысловых компетенций:

  • развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, речи;
  • формирование ценностных установок, мировоззрения, жизненной позиции;

формирование коммуникативной компетенции:

  • развитие умения формулировать и аргументировать собственную позицию, участвовать в диалоге на литературную тему;
  • активизация коммуникативной деятельности учащихся,
  • повышение мотивации учащихся к изучению литературы.

Воспитательные

  • создание условий для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Оборудование: интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, презентация (Приложение ).

Ход урока

  1. Слово учителя:

Я молод, но кипят на сердце звуки,

 И Байрона достигнуть я б хотел:

 У нас одна душа, одни и те же муки;-

 О если б одинаков был удел!...

 Как он, ищу забвенья и свободы,

 Как он, в ребячестве пылал уж я душой,

 Любил закат в горах, пенящиеся воды

 И бурь земных и бурь небесных вой!

В качестве эпиграфа к уроку я выбрала строки из юношеского стихотворения М.Лермонтова “Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...”

Что открывают нам они в душевном мире поэта?

Ответы учащихся

А что помогают понять в его поэзии? На какие особенности лирики указывают? Ответы учащихся

- Перед нами вновь предстаёт образ одинокого романтика, бунтаря с пылкою душой. Поэта, воплотившего в своем творчестве  лучшие традиции русского романтизма.

А какое отношение имеет эпиграф к поэме «Мцыри»? Ответы учащихся

Своего героя Лермонтов тоже наделяет страстной, бунтарской душой романтика. И  образ Мцыри  потребовал от поэта единства содержания и формы - обращения к принципам литературного направления романтизма.

- Исходя из сделанных наблюдений, сформулируйте тему урока. Ответы учащихся

Итак, сегодня мы поговорим о мире, в котором жил Лермонтов и его герой, мире, «где люди вольны, как орлы». Мире романтической поэмы Лермонтова.

Как бы вы определили цель урока? Ответы учащихся

Как мы можем проследить принципы романтизма, доказать, что «Мцыри» - это романтическая поэма?

-Проанализируем сюжет и композицию поэмы, образ главного героя, средства выразительности.

Итак, сегодня на уроке мы повторим знания о принципах романтизма, попытаемся доказать, что «Мцыри» - это действительно романтическая поэма и принципы романтизма проявляются и в содержании, и в художественной форме произведения. Подумаем и над тем, актуальны ли сегодня проблемы, затронутые почти 2 века назад Лермонтовым.

  1. Задание на интерактивной доске  Приложение 1

- предложите задание к данной записи (выбрать принципы романтизма).

- Какие из них являются, на ваш взгляд, самыми важными?

  • Романтический герой – бунтарь, враждующий с  миром или обществом, часто непонятый им.
  • Двоемирие (мир реальный и идеальный).
  • Антитезы, гиперболы, образы - символы.
  • Лирическое преобладает над эпическим, показ не событий, а переживаний
  •  Сочувствие и близость автора романтическому герою.
  • Экзотические пейзажи .
  1.       В. Г. Белинский написал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».

Согласны ли вы с этим высказыванием критика о характере Мцыри?

Докажите или опровергните высказывание, аргументируя ответ примерами из текста.

- ответы учеников.

- Соответствует ли образ, созданный Лермонтовым, традициям романтизма?

Вывод (отражается в опорной схеме): свободный, обуреваемый жаждой жизни, сильный духом и готовый на борьбу ради достижения свободы  - таким предстает лермонтовский Мцыри — романтический герой, в котором автор воплотил свои мечты о свободе, насыщенной деятельной жизни, борьбе за достижение своих идеалов. Герой, не умеющий чувствовать мелко, стремящийся ввысь, прочь от житейских будней.

Я знал одной лишь думы власть….

Да, это«исключительный» герой, который  потребовал и особой художественной формы, особого сюжета и композиции.

  1. Чем необычны сюжет и композиция поэмы?

- нарушена хронологическая последовательность;

- о годах жизни героя рассказано в 2 коротких главах, о трех днях – все остальное содержание поэмы;

- в этой основной части право голоса получает герой.

Какие принципы романтизмы нашли здесь свое отражение?

Вывод. Лирическое начало преобладает над эпическим. Цель автора – описать не события, а переживания, душу героя («А душу можно ль рассказать?»). А для души героя три дня свободы были больше, чем вся жизнь. (Отражение вывода в опорной схеме)

Просмотр видеофрагмента «Бибигион – урок». Приложение 2

« Он мало что видит: грузинку, наполняющую кувшин, пейзажи Кавказских гор, сражается с барсом. Эти события лишь крохотные эпизоды, однако….»

- продолжите мысль исследователя.  

Однако эти крохотные эпизоды жизни на свободе показали Мцыри, что есть настоящая жизнь, за эти три дня он проживает ту жизнь, которой был лишен.

  1. Физкультминутка

Гимнастика для глаз в форме повторения понятий теории литературы.

На стенах термины антитеза, гипербола, сравнение, метафора, олицетворение, инверсия, оксюморон, кульминация.

Учащиеся находят глазами, дают определение.

Какой термин лишний? (кульминация).

  1. Какой эпизод является кульминационным? Какое событие в эти три дня буквально перевернуло душу Мцыри?

Прослушивание аудиофрагмента «Бой Мцыри с барсом». Приложение 3

Какие новые черты мы открываем в Мцыри?

Какие средства выразительности помогают автору?

Исследовательская работа в группах «Роль художественных средств в описании боя Мцыри с барсом». Приложение 4

Ответы детей.

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим. Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, ему удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Эти качества Мцыри подчеркиваются через

  • ЯРКИЕ МЕТАФОРЫ
  • ДЕРЗКИЕ СРАВНЕНИЯ
  • ГИПЕРБОЛЫ
  • АНТИТЕЗЫ

Мцыри открывает много нового в себе  в себе и понимает, «что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».

Огонь борьбы, изначально пылающий в душе Мцыри, приводит его к победе. Огонь – это многозначный образ, который лейтмотивом пронизывает все произведение и вырастает в символ. Над значением этого символа  в поэме работала одна из учениц.

Выступление ученика с презентацией «Символический образ огня в поэме «Мцыри». Приложение 5

  1. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри. Одинокий в мире людей, он ищет гармонию в природе, как искал её сам Лермонтов. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться природой он мог только на свободе.


О роли пейзажа в поэме размышлял один из учеников при работе над новым видом проекта – эйдос-конспектом по теме. «Эйдос» - это образ. Цель проекта - передать свое видение темы через художественные образы.

Презентация проекта. Выступление ученика с  эйдос-конспектом «Пейзаж в поэме «Мцыри». Приложение 6

Вывод. Пейзажи в поэме возвышенно-экзотичны и предельно романтичны. Природа существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу. (отражение в опорном конспекте)

  1. Анализ опорного конспекта урока.

Что нам удалось доказать на уроке?

Какой основной принцип романтизма прослеживается в содержании и художественной форме произведения?

«Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах».

Итак, оказавшись в исключительных, романтических  обстоятельствах, герой испытал все счастье и полноту жизни за «три блаженных дня». Испытал и  …. умер. Умер, так и не добившись своей цели.

Почему Лермонтов приводит своего героя к трагическому финалу?

Он стремится к идеалу, а он недостижим. Такого края, такого мира, который создал Мцыри в своих мечтах, просто не существует. Реальность же тускла и обыкновенна.  И Мцыри гибнет. Гибнет, ни о чем не жалея, ни в чем не раскаиваясь. Ведь он жил.

Как эта развязка перекликается с эпиграфом к поэме?

Мцыри вкусил сладость жизни, как Ионафан вкусил меда. И за это должен погибнуть. В отличие от Ионафана, спасти его некому.

        … пускай в раю,

     В святом, заоблачном краю

     Мой дух найдет себе приют...

     Увы! - за несколько минут

     Между крутых и темных скал,

     Где я в ребячестве играл,

     Я б рай и вечность променял...

  1. Сегодня мы завершаем разговор о произведении, написанном немногим менее двух веков назад. А сегодня,  в нашем прагматичном 21 веке новых технологий, есть ли сегодня место романтике, романтизму, проблемам и чувствам, о которых размышлял Лермонтов?

Работа в группах над решением ситуативных заданий. Приложение 7

Познакомьтесь с высказываниями, которые пишут наши современники в реальных блогах сети Интернет?

Как они перекликаются с содержанием поэмы и образом Мцыри?

Ответы учеников.

Вывод. Оказывается, свобода, одиночество, протест и бунт  вечны                    как мир. Как непреходяще и значение творчества великого романтика Лермонтова,  «мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

  1. Подводя итоги нашей работы, продолжите любое высказывание.

Сегодня я неожиданно понял…

Мне показалось интересным…

К сожалению, я так и не услышал о….

Осталось непонятным…

Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра «Что близко мне в характере Мцыри?»


Использованная литература

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб: Искусство – СПб, 1996

Буслакова Т.П. Как анализировать лиро -эпическое произведение. – М.: Высшая школа, 2006

Литература. 8 класс. Из литературы  XIX века. – М, 1999

Егорова Н.В. . Поурочные разработки по литературе. 8 класс  М.: «ВАКО», 2013

Сечина Н.В. М.Ю.Лермонтов . Лирика. Анализ текста.-М.: Дрофа, 2000.- 112с.

Опорная схема урока

Художественный мир поэмы «Мцыри»

        

Образ героя                                                                                              Пейзаж

                               Сюжет и композиция         Художественные

Одиночество                                                                  средства              Символ 

Бунтарство                стихии,

Стремление к свободе           Цель автора -         свободы

Стремление к миру             рассказать о жизни души        Метафоры

 идеальному,                                      Сравнения        Экзотика

прочь от земной «неволи»        лирика преобладает        Гиперболы        

                                                        над эпосом        Антитезы

        Символы

        

        передают романтику борьбы,

        свободы

Исключительная личность в исключительных обстоятельствах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....

Урок литературы "Да, были люди в наше время..."

Обобщающий урок-телемост по творчеству М.Ю.Лермонтова....

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

Методическая разработка уроков литературы в 11 классе "Раздумья о пути России в поэме А.Блока "Двенадцать".

Эта методичесая разработка - попытка современного прочтения поэмы А.Блока, уже так далеко отстоящей от нас во времени и в то же время такой актуальной....

Урок литературы в 8 классе "Образ Емельяна Пугачева в исторической поэме С.Есенина "Пугачёв"

Конспект урока литературы в 8 классе . Анализ средств выразительности как способ интерпретации   исторической поэмы   С. А. Есенина «Пугачёв»...