Рабочая программа по литературе для 5 класса по ФГОС, 2016 г
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кимовская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан»

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № ________

от «____» __________2016 г

 

 

 

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________/Гисмятова А.Б./

От «___»___________2016 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Кимовская СОШ»

___________/Волева И.А./

Приказ № ____________

от «____» __________2016 г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

«Литература»

5 класс

                               

 

 

Срок реализации программы : 2016-2017 учебный год

 

 

Разработана Лукашиной Н.А., учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пос. свх.КИМ, 2016 г.

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

    Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011   и учебника  для учащихся 5 класса  общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015г..

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

      - Закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ- №273 от 29.12.2012 г.

    - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. №1089 с изменениями и дополнениями)

        - Закона «Об образовании в Республике Татарстан»  от 22.07.2013 г. №68-ЗРТ.

- письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766,

 - приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,

- приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 г №253 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Методических рекомендаций ИРО РТ (Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык», «Литература» в 2014-2015 учебном году.)

- Программы развития школы.    

  

- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района РТ»

 

      Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 

 

 

 

 

 

    1.2. Общие цели учебного предмета.

 Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

    Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

     Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кимовская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района Республики Татарстан»

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № ________

от «____» __________2016 г

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________/Гисмятова А.Б./

От «___»___________2016 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Кимовская СОШ»

___________/Волева И.А./

Приказ № ____________

от «____» __________2016 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Литература»

5 класс

                               

Срок реализации программы : 2016-2017 учебный год

Разработана Лукашиной Н.А., учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

пос. свх.КИМ, 2016 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

    Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», 2011   и учебника  для учащихся 5 класса  общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015г..

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

      - Закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ- №273 от 29.12.2012 г.

    - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. №1089 с изменениями и дополнениями)

        - Закона «Об образовании в Республике Татарстан»  от 22.07.2013 г. №68-ЗРТ.

- письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766,

 - приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,

- приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 г №253 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Методических рекомендаций ИРО РТ (Особенности преподавания учебных предметов «Русский язык», «Литература» в 2014-2015 учебном году.)

- Программы развития школы.    

   

- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кимовская средняя общеобразовательная школа Спасского муниципального района РТ»

      Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

    1.2. Общие цели учебного предмета.

 Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

    Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

     Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе. Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения. Именно эти навыки формирует преподавание литературы в 5 классе.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи (далее – Р.Р.), на уроки внеклассного чтения (далее - Вн. чт.), проектную деятельность учащихся.

1.3 Место  предмета  «ЛИТЕРАТУРА»  в базисном учебном (образовательном) плане.

Федеральный базисный учебный образовательный план для   образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного общего образования  в V классе в объеме 70 ч (2 часа в неделю).  

1.4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Для реализации программного содержания используются.

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.

2.  Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2012.

3. Репродукции картин художников

4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Для учителя:

1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

2.Программа общеобразовательных учреждений  5 - 9 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. М., «Просвещение», 2011 г.

3. И. В. Карасёва, В. Н. Пташкина «Система уроков по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина». Волгоград, Изд. «Учитель», 2013 г.

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс,  ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6.  Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

7.  Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

8. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М. Астрель, 2011.

9. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010.

10. Ляшенок Е.Л. Тесты по литературе. 5 класс. К учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 5 класс. ФГОС».- М.: Экзамен, 2015.

11. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

12. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей  

2.Раздаточный материал по темам курса

3.Репродукции картин художников

4.Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2013.

5.Экранные пособия

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

Справочно-информационные и методические материалы:

  • www.wikipedia.ruУниверсальная энциклопедия «Википедия»
  •  www. krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»
  • www/slovari.ru Электронные словари.
  • www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
  • www. feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотеке «Русская литература и фольклор».
  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
  •  http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
  •  http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература

 

         2. Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностные универсальные учебные действия

5 класс

Ученик научится:

- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

- Различать основные нравственно-эстетические понятия.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к родной литературе.

- Оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные универсальные учебные действия

5 класс

Ученик научится:

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Анализу достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

5 класс

Ученик научится:

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Познавательные универсальные учебные действия

5 класс

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных  пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных  признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

5 класс

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и  письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий  интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных  сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение

нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

5 класс

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной  литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно

(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского

характера, реферат, проект).

                                    3. Содержание учебного предмета «Литература».

             Введение (1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

            Устное народное творчество (6 ч.)

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

             Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.  Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты.  Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

             Из древнерусской литературы (2 ч.)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).  

             Из литературы XVIII века (1 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

          «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

             Из литературы XIX века (32 ч.)

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).  (4 ч)

«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок»», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Р.р. Обучение написанию сочинения ( 1 ч).

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). (2 ч)

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). (4 ч)

            Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль,  нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).  Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

            Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. (1 ч)

Петр Павлович Ершов. «Конёк-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка. (1 ч)

           Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). (2 ч)

           «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). (2 ч)

          «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

           «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). (3 ч)

 «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«На Волге». (Для внеклассного чтения) Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А.Некрасова ( 1 ч).

Иван Сергеевич Тургенев. (4 часа)Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

          «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

           Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

Р.р. Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму» ( 1 ч)

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.(1 ч)

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

         Стихотворение «Задрожали листы, облетая…»

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). (3 ч)

          «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Р.р. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник» (1 ч)

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).(1 ч)

 «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

            Русские поэты XIX века о Родин,  родной природе и о себе (2 ч)

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок). Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

             Из русской литературы XX века (19 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). (1 ч)

           «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). ( 4 ч)

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. ( 1 ч)

Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). ( 2 ч)

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

             Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. (2 ч)

            «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.( 2 ч)

          «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).(1 ч)

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). ( 2 ч)

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуации.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) ( 1 ч)

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

           Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

             Писатели и поэты XX века  о Родине,  родной природе и о себе ( 1 ч)

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются ( 1 ч)

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч.Ким «Рыба – кит»

Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

            Из зарубежной литературы (7 ч.)

Роберт Льюис Стивенсон(1ч.) Краткий рассказ о писателе.

          «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

           Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. (1ч.) Краткий рассказ о писателе.

         «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. (2 ч.)Краткий рассказ о писателе

             Сказка «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки).

Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

 Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена.  Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная Королева и Герда- противостояние красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления)

Марк Твен.  (1ч.) Краткий рассказ о писателе.

           «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. (1ч. )Краткий рассказ о писателе.

          «Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Жорж Санд (внеклассное чтение) (1 ч)

 «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Итоговые уроки ( 2 ч).

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

Н.А. Некрасов «Есть женщины

в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

С.А.Есенин. Одно стихотворение – на выбор.

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Список литературы для самостоятельного чтения

Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Из древнерусской литературы

А. Никитин. Из «Хождений за три моря».

Из русской литературы 18 века

А.Д. Кантемир. Верблюд и лисица.                                                                                                                 М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…»                                                                                                 Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор)

И.А. Крылов (3 - 4 басни на выбор)                                                                                                        К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин.            

  Из русской литературы 19 века.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А.А. Дельвиг. Русская песня.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Основные теоретико-литературные  понятия

-   Художественная литература как искусство слова.

-   Художественный образ.

-   Фольклор. Жанры фольклора.

-   Литературные роды и жанры.

-   Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

-   Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

-   Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

-   Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Всего за год

I

II

III

IV

Контрольная работа

3

1

-

2

Сочинение

5

1

-

3

1

Внеклассное чтение

7

2

4

-

1

Календарно-тематическое планирование

уро

ка

Тема урока

Дата проведения

Корректировка

план

факт

Ведение (1 час)

1.

Роль книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Учебник литературы и работа с ним.

01.09

Устное народное творчество (6 ч.) 

2.

Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора.

03.09

3.

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка.

08.09

4.

Художественный мир народной сказки «Царевна-лягушка».

10.09

5.

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли.

15.09

6.

Сказки о животных и бытовые сказки. «Журавль и цапля». «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости в сказках о животных. Сказка в актёрском исполнении.

17.09

7.

Вн. чт. Мои любимые русские народные сказки.

22.09

Древнерусская литература (2 ч.) 

8.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет»  как литературный памятник.

24.09

9.

«Подвиг отрока  -киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле. Черты русских летописей. Отзвуки фольклора в летописи.

29.09

Из литературы XVIII века (1 ч.)

10.

М.В. Ломоносов.  Краткий рассказ о жизни писателя. «Случились вместе два астронома в пиру» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Ломоносов – учёный и поэт, художник, гражданин.

01.10

Из литературы XIX века ( 30 ч.)

11.

Вн. чт.  Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра И.А. Крылов. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок»

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка.

06.10

12.

«Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

08.10

13.

«Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. Своеобразие языка басен Крылова

13.10

14.

Р.р. Обучение написанию сочинения.

3 темы на выбор:

- Какая басня И.А.Крылова твоя любимая и почему?

- Как ты считаешь, устарели ли сегодня басни И.А.Крылова?

- Что ты узнал о басне и какие её строки остались в памяти?

15.10

15.

В.А. Жуковский. Рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна» как литературная сказка. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Сказка в актёрском исполнении.

20.10

16.

В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе. 

22.10

17.

А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

27.10

18.

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению.

29.10

19.

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки.          

10.11

20.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство и различие литературной и народной сказки.  «Бродячие сюжеты» народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. «Фольклорные традиции в сказке А.С.Пушкина. Авторская позиция в сказке. Сказка А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

12.11

21.

А.А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» . Сказочно- условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке А. Погорельского, «Черная курица».

17.11

22.

Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк горбунок». Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

19.11

23.

Вн. чт. В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Краткий рассказ о писателе и прототипе главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

24.11

24.

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Патриотический пафос стихотворения. Историческая основа стихотворения. Стихотворение в актёрском исполнении.

26.11

25.

«Бородино»: воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Художественные особенности стихотворения.

01.12

26.

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).  «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического.

03.12

27.

Вн. чт.  Повести из сборника Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

«Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Проект Электронная презентация «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».

08. 12

28.

Н.А. Некрасов. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

10.12

29.

«Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевые характеристики персонажей.

15.12

30.

Вн. чт. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

17.12

31.

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А.Некрасова.

22.12

32.

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

24.12

33.

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие. Трудолюбие. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства.

34.

Р.Р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя.

35.

Р.р. Сочинение-отзыв о прочитанной повести И.С. Тургенева «Муму»

36.

А.А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенний природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

37.

Л.Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Историческая основа и сюжет рассказа.

38.

Жилин и Костылин. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Обучение сравнительной характеристике героев. Смысл названия рассказа.

39.

Р.р. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».

40.

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической ситуации.

Поэты XIX века о Родине и родной природе ( 2 ч.)

41.

Ф.И. Тютчев. Лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…». 

42.

Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор) (А.Н. Майков «Ласточки»,  И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др). Анализ лирического произведения. исполнении.

Из литературы XX века (19 ч.) 

43.

И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое  в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами.

44.

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец, развитие их отношений

45.

Жизнь детей из богатой и бедной семей в произведении «В дурном обществе».       Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Взаимопонимание – основа отношений в семье. 

46.

«В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».  Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам.

47.

Р.р. «В дурном обществе». Сочинение «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Маруся и Соня: два детства».

48.

С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтизация картин малой родины как источник художественного образа России. Особенности поэтического языка Есенина.

49.

П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

50.

«Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова . Сказ и сказка.

51.

К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе.  «Тёплый хлеб» - доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке .

52.

«Заячьи лапы». Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского.

53.

С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» -пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои.

54.

Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

55.

А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении -  жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

56.

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера.

57.

«Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного  героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

58.

Р.р. Классное  контрольное сочинение. «Поэтизация русской природы в литературе 20 века»: С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г.Паустовский, В.П.Астафьев ( по одному произведению) «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?» «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв».  (По произведениям  Платонова, Паустовского, Астафьева)

«Ради жизни на Земле…» ( 1 ч.)

59.

Стихотворные произведения о войне.  К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине, родной природе (1 ч.)

60.

И.А. Бунин «Помню – долги вечер…»; Д.Кедрин «Аленушка». А.Прокофьев «Аленушка», Н.Рубцов «Родная деревня», Дон –Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России

Писатели улыбаются (1 ч.) 

61.

Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». Образы и сюжеты литературной классики в рассказе.

Из зарубежной литературы ( 7 ч.)

62.

Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед»- подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Развитие понятия о балладе.

63.

Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: жизнь и необычайные приключения героя Робинзона Крузо, характер героя.  Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

64.

Г.Х. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева» Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда.

65.

Поиски Кая. Мужественное сердце Герды. Помощники Герды. Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

66.

М. Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев, черты их характера.

67.

Д. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише». – сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Характер мальчика. 

68.

Вн. чт.Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

69.

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация). Выявление  уровня литературного развития учащихся.

70.

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Повторительно-обобщающий урок-праздник. Итоги учебного года. Задания для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС.   Программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем ра...

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС по программе Ашуровой(для национальных школ)

Данная рабочая программа отражает особенности составления рабочей программы по ФГОС с применением УУД...

Рабочая программа по литературе. 6 класс . Коровина. ФГОС. 102 сч.

Рабчая программа по литературе построена с учетом требований ФГОС. Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое кое планирование уроков с указанием УУД...

Рабочая программа по литературе 8 класс Меркин ФГОС

Рабочая программа по литературе 8 класс Меркин ФГОС...

Рабочая программа по литературе 6 класс по ФГОС с УУД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА2015 -2016 учебный годКласс 6 «А»Учитель Григорьева Оксана ЮрьевнаНазвание предмета литератураУчебник (под редакцией)  «Литература.  6 класс» ( в 2-х частях) Г.С.Меркин. М.,...

рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс по ФГОС...

рабочая программа по литературе 6 класс по фгос 2015-2016

авторская программа по литературе 6 класс под редакцией ладыженская фгос...