Урок внеклассного чтения по литературе "На фронте с Пушкиным вдвойне был крепок наш союз"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе о роли творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны. Урок можно провести в любом классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Учебный предмет: Литература

Класс: 7

Школа: филиал МБОУ «Натальинская СШ» - « Степуринская ОШ»

Учитель: Отекина Елена Михайловна

УМК: под ред.  В.Я.Коровиной.

Тема урока:  «…На фронте с Пушкиным вдвойне был крепок наш союз»  

Тип урока. Урок внеклассного чтения.

Цели и задачи.

Раскрыть значение творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны.

Пробудить у учащихся интерес к более глубокому изучению творчества поэта.

Воспитать чувство гордости за родную страну, за людей, сохранивших национальную культуру и отстоявших независимость нашей Родины.

 Развивать познавательный интерес к предмету.

Средства обучения. Выставка книг о жизни и творчестве А.С.Пушкина, Репродукции с изображением пушкинских мест России, презентация.

Литература. «Светлое имя Пушкин». Составитель В.В.Кунин – «Правда», 1988, Е.И.Высочина. «Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений,- М. «Просвещение», 1989.

Методы и формы учебной деятельности. Объяснительно-иллюстративный. Доклады и сообщения учащихся. Выразительное чтение стихотворений. Работа с учебником.

Основные понятия и термины. Патриотизм, поэзия, творчество.

Основное содержание. - Пушкин – великий русский национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила. Особое значение приобрели стихи А.С.Пушкина в годы Великой отечественной войны.

Результаты урока. Знакомство с новыми  стихотворениями о Пушкине, с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, актуализация более глубокого изучения творчества А.С.Пушкина.

 Закрепление метапредметных умений работать с различными источниками информации.

Вопросы и задания

1. Что вам известно о жизни и творчестве А.С.Пушкина?

2. Используя различные источники информации, подготовьте сообщения о роли творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны.

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений о Пушкине.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Вступление

Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским

                                            рисунком,

Учебник первый в первой школьной

                                                  сумке

И письма не вернувшихся с войны.

Майя Борисова

Это имя, знакомое с детства,
Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

Павел Антокольский

1. – Пушкин – спутник многих поколений уже более двух столетий. К его имени слух привыкает с детства. О нем говорят: «Мой Пушкин». В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. Еще при жизни А.С.Пушкина Н.В.Гоголь провидчески определил его будущую роль: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет». Названные Гоголем сроки уже наступили, но и поныне образ Пушкина-поэта, воедино слившийся с образом Пушкина-человека, остается для каждого из нас светлым идеалом, яркой звездой добра и истины, к которой стремятся разум и душа.

- Эти строки посвятил А.С.Пушкину русский поэт Иван Бунин. И сегодня на уроке будут звучать не произведения А.С.Пушкина, а стихи других поэтов, посвященные ему.

2. – Как вы считаете, в какой период развития государства патриотизм граждан проявляется наиболее активно?

- Опираясь на свои знания истории России и  иллюстрации к уроку, сформулируйте тему урока.

«…На фронте с Пушкиным вдвойне был крепок наш союз»

- Какие задачи урока мы будем решать сегодня? Т.е о чем мы сегодня будем говорить на уроке? 

Рассматривают иллюстрации, слушают учителя.

Звучит стихотворение И.Бунина «26-е мая»

- Во время войны.

-Значение творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны.

Формулируют цель и задачи урока.

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (работа с иллюстрациями).

4. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

1.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

2. Уметь перефразировать свою мысль.

3. Уметь с помощью навыка выразительного чтения воздействовать на чувства слушателей.

4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные УУД:

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3.Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Ι. Актуализация знаний.

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания.

* Отметить учеников, которые подготовили выразительное чтение стихотворения и провели поисковую работу (подготовили доклады).

ΙΙΙ. Применение нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

II. Работа с текстом учебника

Работа в тетради.

– Ознакомьтесь с текстом учебника (стр. 45-46) и составьте краткий рассказ о жизни А.С.Пушкина 

Физкультминутка

Работают с учебником

Физкультминутка

Основные даты  записывают в тетрадь.

Один ученик делает устное сообщение о жизни А.С.Пушкина.

III. Самосто-ятельное применение знаний.

- Пушкин – великий русский национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила. Особое значение приобрели стихи А.С.Пушкина в годы Великой отечественной войны.

 - История сохранила много подобных свидетельств. Вот какое стихотворение написала Вера Инбер в 1943 году. Называется оно «Пушкин жив».

- Поэзия Пушкина помогала в тяжелейших испытаниях, вела людей на подвиги. Пушкин стал олицетворением Родины, за него шли в бой, как за всю Русскую землю. В стихотворении «Томик Пушкина» Г. Ладонщиков передает рассказ о том, как солдату его подруга при расставании подарила на счастье книгу поэта. Солдат хранил ее все годы войны.

- Военные стихи хранят немало подобных рассказов. В них – страшная быль войны и признания жизненной необходимости пушкинской поэзии. В одном из стихотворений рассказывается история о том, как в тяжелой атаке погиб солдат. Погиб смертью храбрых. А перед этим последним для него боем другу своему подарил томик стихов Пушкина, самое дорогое и заветное, что носил с собой в вещмешке по дорогам войны. Бойцы на привалах, в минуты передышек открывали книгу, и…

  Далеко-далеко осталось

  Все, чем каждый из нас дорожил,

  И частицей земли, казалось,

  Этот томик Пушкина был.

  И мы видели – сквозь метели

  Пугачев по степи шагал,

  У Полтавы бои кипели,

  Властный голос Петра звучал…

В летописи участия поэзии А.С.Пушкина в самой кровопролитной мировой войне много таких историй.

- Пушкин сражался вместе со всем советским народом. Его свободолюбивая, гордая поэзия вселяла уверенность в победе, поднимала боевой дух, успокаивала, врачевала.

  Артисты фронтовых бригад читали пушкинские стихи на передовой бойцам, которые готовились к боям. Пушкинское слово звучало в госпиталях, в окопах перед наступлениями. Артистка Вера Бельцова расскажет после войны про приказ генерала Чуйкова в дни защиты Сталинграда: «Пушкина читать до последнего!»

- За годы войны сложилась целая поэтическая летопись участия А.С.Пушкина в войне. Особые ее страницы – о боях за те уголки земли, которые непосредственно были связаны с именем поэта.

- Пушкин был в годы войны символом Родины; защищая землю, бойцы воевали и за поэта, как за духовное богатство народа. Все, что было связано с Пушкиным, вызывало чувство гордости за свою Родину, и каждый считал своим долгом уберечь святыню от врага. О том, как был спасен от поругания памятник Пушкину, рассказывает в своем стихотворении Всеволод Рождественский.

- После освобождения Пушкинских гор даже простые солдаты, до того часа никогда не писавшие стихов, обращались к поэту. Рядовой Николай Гриньков писал:

  Бессмертие певца не в бронзе

                                     монументов –

  В сердцах людей он навсегда

                                                живой.

  Стихи его звучат и в пулеметной

                                                  ленте,

  Когда нам враг навязывает бой.

- Немало проникновенных слов написано о том, с каким чувством советские  воины освобождали Пушкиногорье.

- 6 июня 1945 года необычно проходил первый Пушкинский праздник после Победы. За много километров пешком стекались тысячи людей, чтобы поклониться родным местам великого поэта. Саперы смастерили из жердей арку. Кто-то из солдат, художник, нарисовал на кумаче поэта и приписал: «Здравствуй, Пушкин!»

Физкультминутка

Выступают с сообщениями, высказывают свою точку зрения.

- Прощаясь со своими близкими, с родным городом, солдаты приходили к памятнику А.С.Пушкину. Об этом написал в своем стихотворении поэт-фронтовик Семен Гудзенко:

Перед поэтом

в серых шинелях юноши встали.

Юношам слышится

гневное слово, грохот призыва.

 Слышали этот призыв в конце 1942-го года бойцы 268-ой Краснознаменной стрелковой дивизии. Они стояли на подступах к бывшему Царскому Селу, переименованному  в город Пушкин, там, где был Лицей, где провел свои юношеские годы поэт. В одном из подвалов разрушенного взрывами дома солдаты отыскали том стихов А.С.Пушкина. С каким чувством читали они тогда знакомые пушкинские строки:

  Страшись, о рать иноплеменных!

  России двинулись сыны:

  Восстал и стар, и млад, летят на  

                                      дерзновенных.

Сердца их мщеньем зажжены.

Бойцы читали стихи, а потом передали книгу сотрудникам дивизионной газеты «За Родину!». Они повсюду возили ее за собой по дорогам войны. Однажды в укрытие, где была редакция, попал снаряд. Погибли люди, пробило и книгу стихов Пушкина. Секретарь дивизионной газеты лейтенант Д.Онегин, решив сохранить томик, переслал его в Москву своим дочерям с письмом (оно хранится теперь в Музее А.С.Пушкина в Москве), в котором были и такие строки: «Милые дочурки, посылаю вам томик Пушкина… Он шествовал со мною всюду. В бою снаряд попал в наше укрытие. Убило товарища… Пусть этот томик, пробитый осколком снаряда, напоминает вам о чудовищных зверствах фашистов, о великой борьбе, которую вели советские люди… Знайте, если папа погиб, он отдал свою жизнь за Пушкина, за русскую землю, за счастье Родины и ваше. Это счастье вернется».

Ученик читает стихотворение В.Инбер «Пушкин жив».

Ученик читает стихотворение Г.Ладонщикова  «Томик Пушкина».

-  «Мой Пушкин пал жертвой артиллерийской дуэли под городом, упомянутым им в «Истории Петра»… Я оставил однотомник, с которым не расставался с самых школьных времен, в домике на окраине,» - так начал свой рассказ в «Записках поэта» Евгений Долматовский. В Москве, куда он попал на несколько дней по служебным делам, стремился найти другую книгу стихов Пушкина. Когда это удалось, хотя и с немалым трудом, поэт, наш современник, признается, что он был счастлив, что «вновь обрел необходимого постоянного собеседника для редких и кратких часов фронтового одиночества». Этот зачитанный, с пожелтевшими страницами Пушкин дошел с ним до Берлина. «И если быть точным, - заключает Евгений Долматовский, - это я с ним дошел и с ним вернулся, чтобы всю жизнь учиться, всю жизнь открывать в известном и знаемом наизусть все новые и новые чудеса мысли и образы».

- Ленинград был сжат в кольцо блокады. И все же 6 июня 1943 года, в день рождения Пушкина, в его квартире на набережной Мойки собрались люди. Они отмечали день рождения поэта, не нарушив святую традицию. Они верили в победу… Там, в трудные для города дни Поэт Николай Тихонов говорил: «Мы отмечаем этот день в обстановке сражающегося Ленинграда, - мы не можем быть сейчас ни в Михайловском, ни в Тригорском. Эти священные для нас места теперь у фашистов. Но здесь, в Ленинграде, Пушкин – участник нашей борьбы с поработителями. В бою участвуют не только современники боев. Наши предки величием своих деяний также борются за свою родину. Всю жизнь ненавидевший тиранию и рабство, воспевавший солнце человеческого разума, Пушкин сейчас с нами…»

- Поэт сражался и в воинских частях. В 1943 году был построен боевой самолет «Александр Пушкин». Интересна его история.

(в кн. Е.Высочиной «Образ, бережно хранимый»-стр. 167)

Ученик читает стихотворение М.Дудина «Под Пушкином был выброшен десант…»

Ученик читает стихотворение Вс.Рождественского «Памятник юноше Пушкину»

- Пушкиногорье, Михайловское, Тригорское – места, святые для каждого русского человека, - отвоевывались у фашистов с особым чувством и, по воспоминаниям участников тех боев, как-то особенно бережно. Фашисты глумились над этими местами. «Михайловское являло вид печальных развалин, - вспоминал хранитель заповедника С.С.Гейченко. – Топорами были срублены и искорежены взрывами деревья. У Сороти – множество разбитых фашистских дотов. Луга и поляны были обтянуты колючей проволокой с надписью «Заминировано. Прохода нет». Колодцы отравлены фашистами, вместо деревень – остовы печных труб. Тысячи бомб, мин, фугасов саперы извлекли и обезвредили в этих местах. Мины были даже под памятником Пушкину. Даже иконы Святогорского монастыря были сплошь изрешечены пулями – фашисты во дворе упражнялись в стрельбе.

Ученик читает стихотворение С.В.Смирнова «Советский воин».

- Нес с собой по дорогам войны томик стихов Пушкина и поэт Александр Смердов. Он тоже воевал на Псковской земле, в Пушкиногорье. Историю этих боев он описал позже в поэме «Пушкинские Горы». В ней рассказывается об освобождении Тригорского, о героической гибели молодого поэта Сергея Снежкова. Личным примером поднял он солдат в рукопашный бой. Освободителям тогда казалось, что Пушкин взывает к ним: «Придет ли час моей свободы?»

  …И Пушкин с нами, среди нас идет –

  Уложен бережно любимый томик

  В походной, виды видевшей котомке,

  В сердцах солдат, суровых и простых,

  Звенит, поет поэта грозный стих…

  Взлетит над нами пушкинское слово

  И вновь на подвиг позовет…

  Вперед!

- Как раз та воинская часть, которая освобождала пушкинские места, после штурмовала рейхстаг. Солдаты, освобождавшие Михайловское, Тригорское, водрузили Знамя Победы. В те дни, по воспоминаниям поэта М.Дудина, когда отгремели последние бои, кто-то на рейхстаге написал: «От Ленинграда до Берлина» Пушкин».

Физкультминутка

ΙV. Подведение итогов.

Домашнее задание

Рефлексия

– Сформулируйте вывод по уроку.

– Какое значение имело творчество А.С.Пушкина в годы войны?

- Как вы, современное поколение, относитесь к творчеству великого поэта?

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение о Пушкине или мини-сочинение «Мой Пушкин»

Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

- И закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Алексея Плещеева «Памяти Пушкина»

Предполагаемый ответ:

- Творчество А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны прошло через все испытания, через реки крови, через жестокие битвы. Стихи Пушкина помогали понять людям, как хрупка жизнь, понять всю красоту и возможности человека.

- Современное поколение с новой силой ощущает влечение к поэту: когда остро встает вопрос чести, совести, справедливости, закономерно обращение к Пушкину, потому что не только творчеством, но и жизнью своей поэт являет нам пример редкостного трудолюбия, честности, высокой нравственности.

Записывают домашнее задание.

Подводят итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".

Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу    В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы.      Исходя из программы, это урок №3...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе «Союз двух сердец»

Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе «Союз двух сердец» поможет обучающимся углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта, показать благородство, искренность и ...

Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).

Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....