Урок внеклассного чтения по литературе "На фронте с Пушкиным вдвойне был крепок наш союз"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе о роли творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны. Урок можно провести в любом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения по литературе о роли творчества А.С.Пушкина в годы войны. | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: Литература
Класс: 7
Школа: филиал МБОУ «Натальинская СШ» - « Степуринская ОШ»
Учитель: Отекина Елена Михайловна
УМК: под ред. В.Я.Коровиной.
Тема урока: «…На фронте с Пушкиным вдвойне был крепок наш союз»
Тип урока. Урок внеклассного чтения.
Цели и задачи.
Раскрыть значение творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны.
Пробудить у учащихся интерес к более глубокому изучению творчества поэта.
Воспитать чувство гордости за родную страну, за людей, сохранивших национальную культуру и отстоявших независимость нашей Родины.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Средства обучения. Выставка книг о жизни и творчестве А.С.Пушкина, Репродукции с изображением пушкинских мест России, презентация.
Литература. «Светлое имя Пушкин». Составитель В.В.Кунин – «Правда», 1988, Е.И.Высочина. «Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений,- М. «Просвещение», 1989.
Методы и формы учебной деятельности. Объяснительно-иллюстративный. Доклады и сообщения учащихся. Выразительное чтение стихотворений. Работа с учебником.
Основные понятия и термины. Патриотизм, поэзия, творчество.
Основное содержание. - Пушкин – великий русский национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила. Особое значение приобрели стихи А.С.Пушкина в годы Великой отечественной войны.
Результаты урока. Знакомство с новыми стихотворениями о Пушкине, с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, актуализация более глубокого изучения творчества А.С.Пушкина.
Закрепление метапредметных умений работать с различными источниками информации.
Вопросы и задания
1. Что вам известно о жизни и творчестве А.С.Пушкина?
2. Используя различные источники информации, подготовьте сообщения о роли творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворений о Пушкине.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Проблемная ситуация и актуализация знаний. | Вступление Есть ценности, которым нет цены: рисунком, Учебник первый в первой школьной сумке И письма не вернувшихся с войны. Майя Борисова Это имя, знакомое с детства, Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь. Павел Антокольский 1. – Пушкин – спутник многих поколений уже более двух столетий. К его имени слух привыкает с детства. О нем говорят: «Мой Пушкин». В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. Еще при жизни А.С.Пушкина Н.В.Гоголь провидчески определил его будущую роль: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет». Названные Гоголем сроки уже наступили, но и поныне образ Пушкина-поэта, воедино слившийся с образом Пушкина-человека, остается для каждого из нас светлым идеалом, яркой звездой добра и истины, к которой стремятся разум и душа. - Эти строки посвятил А.С.Пушкину русский поэт Иван Бунин. И сегодня на уроке будут звучать не произведения А.С.Пушкина, а стихи других поэтов, посвященные ему. 2. – Как вы считаете, в какой период развития государства патриотизм граждан проявляется наиболее активно? - Опираясь на свои знания истории России и иллюстрации к уроку, сформулируйте тему урока. «…На фронте с Пушкиным вдвойне был крепок наш союз»– - Какие задачи урока мы будем решать сегодня? Т.е о чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Рассматривают иллюстрации, слушают учителя. Звучит стихотворение И.Бунина «26-е мая» - Во время войны. -Значение творчества А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны. Формулируют цель и задачи урока. | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (работа с иллюстрациями). 4. Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Коммуникативные УУД 1.Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. 2. Уметь перефразировать свою мысль. 3. Уметь с помощью навыка выразительного чтения воздействовать на чувства слушателей. 4. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3.Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Ι. Актуализация знаний. * Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока. ΙΙ. Открытие нового знания. * Отметить учеников, которые подготовили выразительное чтение стихотворения и провели поисковую работу (подготовили доклады). ΙΙΙ. Применение нового знания. * Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы. |
II. Работа с текстом учебника Работа в тетради. | – Ознакомьтесь с текстом учебника (стр. 45-46) и составьте краткий рассказ о жизни А.С.Пушкина Физкультминутка | Работают с учебником Физкультминутка Основные даты записывают в тетрадь. Один ученик делает устное сообщение о жизни А.С.Пушкина. | |
III. Самосто-ятельное применение знаний. | - Пушкин – великий русский национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила. Особое значение приобрели стихи А.С.Пушкина в годы Великой отечественной войны. - История сохранила много подобных свидетельств. Вот какое стихотворение написала Вера Инбер в 1943 году. Называется оно «Пушкин жив». - Поэзия Пушкина помогала в тяжелейших испытаниях, вела людей на подвиги. Пушкин стал олицетворением Родины, за него шли в бой, как за всю Русскую землю. В стихотворении «Томик Пушкина» Г. Ладонщиков передает рассказ о том, как солдату его подруга при расставании подарила на счастье книгу поэта. Солдат хранил ее все годы войны. - Военные стихи хранят немало подобных рассказов. В них – страшная быль войны и признания жизненной необходимости пушкинской поэзии. В одном из стихотворений рассказывается история о том, как в тяжелой атаке погиб солдат. Погиб смертью храбрых. А перед этим последним для него боем другу своему подарил томик стихов Пушкина, самое дорогое и заветное, что носил с собой в вещмешке по дорогам войны. Бойцы на привалах, в минуты передышек открывали книгу, и… Далеко-далеко осталось Все, чем каждый из нас дорожил, И частицей земли, казалось, Этот томик Пушкина был. И мы видели – сквозь метели Пугачев по степи шагал, У Полтавы бои кипели, Властный голос Петра звучал… В летописи участия поэзии А.С.Пушкина в самой кровопролитной мировой войне много таких историй. - Пушкин сражался вместе со всем советским народом. Его свободолюбивая, гордая поэзия вселяла уверенность в победе, поднимала боевой дух, успокаивала, врачевала. Артисты фронтовых бригад читали пушкинские стихи на передовой бойцам, которые готовились к боям. Пушкинское слово звучало в госпиталях, в окопах перед наступлениями. Артистка Вера Бельцова расскажет после войны про приказ генерала Чуйкова в дни защиты Сталинграда: «Пушкина читать до последнего!» - За годы войны сложилась целая поэтическая летопись участия А.С.Пушкина в войне. Особые ее страницы – о боях за те уголки земли, которые непосредственно были связаны с именем поэта. - Пушкин был в годы войны символом Родины; защищая землю, бойцы воевали и за поэта, как за духовное богатство народа. Все, что было связано с Пушкиным, вызывало чувство гордости за свою Родину, и каждый считал своим долгом уберечь святыню от врага. О том, как был спасен от поругания памятник Пушкину, рассказывает в своем стихотворении Всеволод Рождественский. - После освобождения Пушкинских гор даже простые солдаты, до того часа никогда не писавшие стихов, обращались к поэту. Рядовой Николай Гриньков писал: Бессмертие певца не в бронзе монументов – В сердцах людей он навсегда живой. Стихи его звучат и в пулеметной ленте, Когда нам враг навязывает бой. - Немало проникновенных слов написано о том, с каким чувством советские воины освобождали Пушкиногорье. - 6 июня 1945 года необычно проходил первый Пушкинский праздник после Победы. За много километров пешком стекались тысячи людей, чтобы поклониться родным местам великого поэта. Саперы смастерили из жердей арку. Кто-то из солдат, художник, нарисовал на кумаче поэта и приписал: «Здравствуй, Пушкин!» Физкультминутка | Выступают с сообщениями, высказывают свою точку зрения. - Прощаясь со своими близкими, с родным городом, солдаты приходили к памятнику А.С.Пушкину. Об этом написал в своем стихотворении поэт-фронтовик Семен Гудзенко: Перед поэтом в серых шинелях юноши встали. Юношам слышится гневное слово, грохот призыва. Слышали этот призыв в конце 1942-го года бойцы 268-ой Краснознаменной стрелковой дивизии. Они стояли на подступах к бывшему Царскому Селу, переименованному в город Пушкин, там, где был Лицей, где провел свои юношеские годы поэт. В одном из подвалов разрушенного взрывами дома солдаты отыскали том стихов А.С.Пушкина. С каким чувством читали они тогда знакомые пушкинские строки: Страшись, о рать иноплеменных! России двинулись сыны: Восстал и стар, и млад, летят на дерзновенных. Сердца их мщеньем зажжены. Бойцы читали стихи, а потом передали книгу сотрудникам дивизионной газеты «За Родину!». Они повсюду возили ее за собой по дорогам войны. Однажды в укрытие, где была редакция, попал снаряд. Погибли люди, пробило и книгу стихов Пушкина. Секретарь дивизионной газеты лейтенант Д.Онегин, решив сохранить томик, переслал его в Москву своим дочерям с письмом (оно хранится теперь в Музее А.С.Пушкина в Москве), в котором были и такие строки: «Милые дочурки, посылаю вам томик Пушкина… Он шествовал со мною всюду. В бою снаряд попал в наше укрытие. Убило товарища… Пусть этот томик, пробитый осколком снаряда, напоминает вам о чудовищных зверствах фашистов, о великой борьбе, которую вели советские люди… Знайте, если папа погиб, он отдал свою жизнь за Пушкина, за русскую землю, за счастье Родины и ваше. Это счастье вернется». Ученик читает стихотворение В.Инбер «Пушкин жив». Ученик читает стихотворение Г.Ладонщикова «Томик Пушкина». - «Мой Пушкин пал жертвой артиллерийской дуэли под городом, упомянутым им в «Истории Петра»… Я оставил однотомник, с которым не расставался с самых школьных времен, в домике на окраине,» - так начал свой рассказ в «Записках поэта» Евгений Долматовский. В Москве, куда он попал на несколько дней по служебным делам, стремился найти другую книгу стихов Пушкина. Когда это удалось, хотя и с немалым трудом, поэт, наш современник, признается, что он был счастлив, что «вновь обрел необходимого постоянного собеседника для редких и кратких часов фронтового одиночества». Этот зачитанный, с пожелтевшими страницами Пушкин дошел с ним до Берлина. «И если быть точным, - заключает Евгений Долматовский, - это я с ним дошел и с ним вернулся, чтобы всю жизнь учиться, всю жизнь открывать в известном и знаемом наизусть все новые и новые чудеса мысли и образы». - Ленинград был сжат в кольцо блокады. И все же 6 июня 1943 года, в день рождения Пушкина, в его квартире на набережной Мойки собрались люди. Они отмечали день рождения поэта, не нарушив святую традицию. Они верили в победу… Там, в трудные для города дни Поэт Николай Тихонов говорил: «Мы отмечаем этот день в обстановке сражающегося Ленинграда, - мы не можем быть сейчас ни в Михайловском, ни в Тригорском. Эти священные для нас места теперь у фашистов. Но здесь, в Ленинграде, Пушкин – участник нашей борьбы с поработителями. В бою участвуют не только современники боев. Наши предки величием своих деяний также борются за свою родину. Всю жизнь ненавидевший тиранию и рабство, воспевавший солнце человеческого разума, Пушкин сейчас с нами…» - Поэт сражался и в воинских частях. В 1943 году был построен боевой самолет «Александр Пушкин». Интересна его история. (в кн. Е.Высочиной «Образ, бережно хранимый»-стр. 167) Ученик читает стихотворение М.Дудина «Под Пушкином был выброшен десант…» Ученик читает стихотворение Вс.Рождественского «Памятник юноше Пушкину» - Пушкиногорье, Михайловское, Тригорское – места, святые для каждого русского человека, - отвоевывались у фашистов с особым чувством и, по воспоминаниям участников тех боев, как-то особенно бережно. Фашисты глумились над этими местами. «Михайловское являло вид печальных развалин, - вспоминал хранитель заповедника С.С.Гейченко. – Топорами были срублены и искорежены взрывами деревья. У Сороти – множество разбитых фашистских дотов. Луга и поляны были обтянуты колючей проволокой с надписью «Заминировано. Прохода нет». Колодцы отравлены фашистами, вместо деревень – остовы печных труб. Тысячи бомб, мин, фугасов саперы извлекли и обезвредили в этих местах. Мины были даже под памятником Пушкину. Даже иконы Святогорского монастыря были сплошь изрешечены пулями – фашисты во дворе упражнялись в стрельбе. Ученик читает стихотворение С.В.Смирнова «Советский воин». - Нес с собой по дорогам войны томик стихов Пушкина и поэт Александр Смердов. Он тоже воевал на Псковской земле, в Пушкиногорье. Историю этих боев он описал позже в поэме «Пушкинские Горы». В ней рассказывается об освобождении Тригорского, о героической гибели молодого поэта Сергея Снежкова. Личным примером поднял он солдат в рукопашный бой. Освободителям тогда казалось, что Пушкин взывает к ним: «Придет ли час моей свободы?» …И Пушкин с нами, среди нас идет – Уложен бережно любимый томик В походной, виды видевшей котомке, В сердцах солдат, суровых и простых, Звенит, поет поэта грозный стих… Взлетит над нами пушкинское слово И вновь на подвиг позовет… Вперед! - Как раз та воинская часть, которая освобождала пушкинские места, после штурмовала рейхстаг. Солдаты, освобождавшие Михайловское, Тригорское, водрузили Знамя Победы. В те дни, по воспоминаниям поэта М.Дудина, когда отгремели последние бои, кто-то на рейхстаге написал: «От Ленинграда до Берлина» Пушкин». Физкультминутка | |
ΙV. Подведение итогов. Домашнее задание Рефлексия | – Сформулируйте вывод по уроку. – Какое значение имело творчество А.С.Пушкина в годы войны? - Как вы, современное поколение, относитесь к творчеству великого поэта? Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение о Пушкине или мини-сочинение «Мой Пушкин» – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? - И закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Алексея Плещеева «Памяти Пушкина» | Предполагаемый ответ: - Творчество А.С.Пушкина в годы Великой Отечественной войны прошло через все испытания, через реки крови, через жестокие битвы. Стихи Пушкина помогали понять людям, как хрупка жизнь, понять всю красоту и возможности человека. - Современное поколение с новой силой ощущает влечение к поэту: когда остро встает вопрос чести, совести, справедливости, закономерно обращение к Пушкину, потому что не только творчеством, но и жизнью своей поэт являет нам пример редкостного трудолюбия, честности, высокой нравственности. Записывают домашнее задание. Подводят итоги урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба "Метель".
Урок внеклассного чтения по повести А.С. Пушкина «Метель» и рассказу В.А. Соллогуба « Метель». Для учащихся 9 класса средней школы. Исходя из программы, это урок №3...
Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе «Союз двух сердец»
Фрагмент урока внеклассного чтения по литературе «Союз двух сердец» поможет обучающимся углубить представления учащихся о личности и творчестве поэта, показать благородство, искренность и ...
Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).
Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....