Рабочая программа по литературе в 9 классе
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Швабова Елена Геннадьевна

По учебнику В.Я.Коровиной, 3 ч в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_l-ra.doc341.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Хандальская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по литературе

для  9 класса основного общего образования (базовый уровень)

на 2015-2016 учебный год

                                                                                    Автор-составитель: Швабова Е.Г.,

учитель русского языка и литературы

                                                                       

                                                                                                                                             

Хандальск, 2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе авторской программы «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5–11 классы (базовый уровень). 11-е изд. М: Просвещение, 2009» под редакцией В.Я. Коровиной и федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Цели изучения русской литературы  в 9  классе:

  • приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. 
  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи организации учебной деятельности:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Внесённые изменения. Годовой календарный график на 2015-2016 учебный год рассчитан на 35 учебных недель, а авторская программа на 34 учебные недели. В связи с этим в календарно-тематическое планирование  добавлены 3 часа: 2 часа на проведение административных контрольных работ (полугодовую и годовую) и 1 час на изучение творчества Н.А. Заболоцкого.

Используемый УМК:

Учебник «Литература» 9 класс, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М: Просвещение, 2010.

Место предмета в базисном учебном плане:  для обязательного изучения литературы в 9-м классе основной школы отводится 105  учебных часа (из расчета 3 учебных часа в неделю), из них на контрольные работы - 7 часов, на развитие речи - 7 часов.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.

  • Традиционное обучение;
  • активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);
  • интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);
  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, итоговый. Основные формы контроля: различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы, устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), контрольные работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов

        Кол-во часов        

1

Введение

1

2

Из древнерусской литературы

2

3

Из русской литературы ХVIII века

10

4

Из русской литературы ХIХ века  

54 + 1 ч резерв

5

Из русской литературы ХХ века  

27 + 1 ч резерв

6

Из зарубежной литературы

8 + 1 ч резерв

ИТОГО:

105 часов

        

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII в. Входная контрольная работа

1

8.09

2

Контрольная работа №1 по романтической лирике начала XIX в., комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина

1

13.11

3

Контрольная работа за первое полугодие

1

21.12

4

Контрольная работа №2 по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

18.01

5

Контрольная работа №3 по произведениям второй половины XIX и XX в.

1

1.04

6

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

1

16.05

7

Итоговая контрольная работа за год

1

31.05

ИТОГО: 7

ПЕРЕЧЕНЬ СОЧИНЕНИЙ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Р/р. Художественные особенности «Слова…». Проблема авторства. Подготовка к домашнему сочинению

1

7.09

2

Р/р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII в. восприятии современного читателя»

1

29.09

3

Р/р. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

1

26.10

4

Р/р. Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1

1.12

5

Р/р. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению

1

15.01

6

Р/р. Соединение комического лирического начал в поэме. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению

1

2.02

7

Р/р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX в.?»

1

26.02

ИТОГО: 7

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ С ПРИМЕРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ

Введение (1 ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы (2 ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литертуры XVIII   века (10 ч)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы  XIX  века (54 ч + 1 ч резерв)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из русской литературы  XX  века (27 ч + 1 ч резерв)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…»,  «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI»,  «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».  Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

А.С. Пушкин «Певец»; М.Ю. Лермонтов «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А. Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К. Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»); А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу…»; А.А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»; К.М. Симонов «Жди меня, ия вернусь…»; Н. Заболоцкий «Признание». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы (8 ч + 1 ч резерв)

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературы в 9 классе

п/п

№ урока

Тема раздела, урока

Количество часов

Дата

Приме-чание

По плану

По факту

1

1

Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

1

1.09

Из древнерусской литературы

2 ч

2

1

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ. История открытия памятника

1

4.09

3

2

Р/р. Художественные особенности «Слова…». Проблема авторства. Подготовка к домашнему сочинению

1

7.09

Из русской литературы XIII века

10

4

1

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII в. Входная контрольная работа

1

8.09

5

2

М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1

11.09

6

3

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия…»

1

14.09

7

4

Вн. чт. Г.Р. Державин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости. «Властителям и судиям»

1

15.09

8

5

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник»

1

18.09

9

6

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Изображение российской действительности. Критика крепостничества

1

21.09

10

7

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр и его содержательное наполнение

1

22.09

11

8

Н.М. Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма

1

25.09

12

9

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

1

28.09

13

10

Р/р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII в. восприятии современного читателя»

1

29.09

Из русской литературы ХIХ века

54+1 ч резерв

14

1

Общая характеристика русской и мировой литературы

XIX в. Понятие о романтизме и реализме

1

2.10

15

2

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Обучение анализу лирического стихотворения

1

5.10

16

3

«Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини. Язык баллады

1

6.10

17

4

А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга

1

9.10

18

5

«Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии

1

12.10

19

6

Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира в комедии

1

13.10

20

7

Фамусовская Москва в комедии

1

16.10

21

8

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание персонажей

1

19.10

22

9

Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма

1

20.10

23

10

Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

1

23.10

24

11

Р/р. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

1

26.10

25

12

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина

1

27.10

26

13

Лирика петербургского периода. Тема свободы и власти в лирике

1

30.10

27

14

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина

1

9.11

28

15

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Обучение анализу одного стихотворения

1

10.11

29

16

Контрольная работа №1 по романтической лирике начала XIX в., комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина

1

13.11

30

17

Вн. чт. А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного

1

16.11

31

18

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания жанр романа в стихах. Сюжет. Жанр романа в стихах. Онегинская строфа

1

17.11

32

19

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

20.11

33

20

Татьяна Ларина – нравственных идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

23.11

34

21

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

24.11

35

22

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

1

27.11

36

23

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

30.11

37

24

Р/р. Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1

1.12

38

25

Вн. чт. А.С. Пушкин «Моцарт и Салъери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей

1

4.12

39

26

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике

1

7.12

40

27

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

1

8.12

41

28

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним

1

11.12

42

29

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема России и её своеобразие

1

14.12

43

30

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности

1

15.12

44

31

Обзор содержания романа. Сложность композиции. Век М.Ю. Лермонтова в романе

1

18.12

45

32

Контрольная работа за первое полугодие

1

21.12

+

46

33

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

22.12

47

34

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

1

25.12

48

35

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

11.01

49

36

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

12.01

50

37

Р/р. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению

1

15.01

51

38

Контрольная работа №2 по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» 

1

18.01

52

39

Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников

1

19.01

53

40

«Мёртвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

1

22.01

54

41

Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода

1

25.01

55

42

Образ города в поэме «Мёртвые души»

1

26.01

56

43

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1

29.01

57

44

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора

1

1.02

58

45

Р/р. Соединение комического лирического начал в поэме. Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению

1

2.02

59

46

А.Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

1

5.02

60

47

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы. Комедия как жанр драматургии

1

8.02

61

48

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

1

9.02

62

49

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»

1

12.02

63

50

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1

15.02

64

51

Вн. чт. Л.Н. Толстой «Юность». Формирование личности героя, его духовный конфликт с окруж.средой и собственными недостатками и его преодоление

1

16.02

65

52

А.П. Чехов «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX в. и чеховское отношение к нему

1

19.02

66

53

А. П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире

1

22.02

67

54

Р/р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX в.?»

1

26.02

68

55

Вн. чт. Стихотворения разных жанров

Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

1

29.02

Из русской литературы ХХ века

27+1 ч резерв

69

1

Русская литература ХХ в.: многообразие жанров и направлений

1

1.03

70

2

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1

4.03

71

3

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования

1

7.03

72

4

М.А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания. Система образов

1

11.03

73

5

Поэтика повести «Собачье сердце»

Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

1

14.03

74

6

М.А. Шолохов «Судьба человека». Смысл названия. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

1

15.03

75

7

Особенности авторского повествования в рассказе. Композиция, автор и рассказчик, сказовая манера повествования

1

18.03

76

8

А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества  в рассказе

1

28.03

77

9

Образ праведницы в рассказе. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

1

29.03

78

10

Контрольная работа №3 по произведениям второй половины XIX и XX в.

1

1.04

79

11

Русская поэзия Серебряного века

1

4.04

80

12

А.А. Блок. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

1

5.04

81

13

С.А. Есенин. Тема Родины в лирике

1

8.04

82

14

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. Народно-песенная основа лирика

1

11.04

83

15

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии

1

12.04

84

16

Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта

1

15.04

85

17

М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой

1

18.04

86

18

Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта

1

19.04

87

19

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

1

22.04

88

20

Философский характер лирики Заболоцкого

1

25.04

+

89

21

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

1

26.04

90

22

Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

1

29.04

91

23

Б.Л. Пастернак. Вечность и своевременность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики

1

2.05

92

24

А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике

1

3.05

93

25

А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

1

6.05

94

26

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ и ХХ веков (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В. Соллогуб, Н. Некрасов, Е.А. Баратынский)

1

10.05

95

27

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов (Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой, А.А. Фет, А.А. Сурков, К.М. Симонов, Н. Заболоцкий)

1

13.05

96

28

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

1

16.05

Из зарубежной литературы

8+1 ч резерв

97

1

Вн. чт. Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». 

Гораций. «Я воздвиг памятник…»

1

17.05

98

2

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

1

20.05

99

3

У. Шекспир «Гамлет». Гуманизм

Эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев

1

23.05

100

4

Вн. чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1

24.05

101

5

И.-В. Гёте «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия

1

27.05

102

6

Вн. чт. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Фауст как вечный образ мировой литературы

1

30.05

103

7

Итоговая контрольная работа за год

1

31.05

+

104

8

Выявление уровня литературного развития учащихся

1

3.06

105

9

Итоги года и задания для летнего чтения

1

6.06

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать :

  •   природу словесного искусства;
  • содержание литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • теоретические литературные понятия;

уметь :

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

   Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

  1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Контрольно-измерительные материалы. Литература 9 класс. Е.С.Ершова.М.: «Вако», 2011 г.

Для учителя:

  1.  Программа  по  литературе  для  9   класса  общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель  В. Я.  Коровина  – М.: Просвещение, 2009.
  2. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 9 класса. М.: «Вако», 2011 год.
  4. Кадашников Н.Ю., Савина Л.М. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5–11 классы. – Волгоград: Учитель, 2009.

Интернет-ресурсы:

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная  литература:

  • http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
  • http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская  литература 
  • http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской  литературы 
  • http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Оборудование и приборы:

- Портреты писателей и поэтов;

- Репродукции картин-иллюстраций к произведениям художественной литературы;

- Интерактивная доска;

- Ноутбук;

- Принтер;

- Ксерокс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...