Рабочая программа по литературе в 10 классе
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Хандальская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по литературе
для 10 класса основного общего образования (базовый уровень)
на 2015-2016 учебный год
Автор-составитель: Швабова Е.Г.,
учитель русского языка и литературы
Хандальск, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса создана на основе авторской программы «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5–11 классы (базовый уровень). 11-е изд. М: Просвещение, 2009» под редакцией В.Я. Коровиной и федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Цели изучения русской литературы в 10 классе:
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи организации учебной деятельности:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Внесённые изменения. Годовой календарный график на 2015-2016 учебный год рассчитан на 35 учебных недель, а авторская программа на 34 учебные недели. В связи с этим в календарно-тематическое планирование добавлены 3 часа: 2 часа на проведение административных контрольных работ (полугодовую и годовую) и 1 час на вводное занятие по зарубежной литературе.
Используемый УМК:
Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. / Ю.В. Лебедев. – 11-е изд. – М: Просвещение, 2009.
Литература. Практикум. 10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.
Место предмета в базисном учебном плане: для обязательного изучения литературы в 10-м классе основной школы отводится 105 учебных часа (из расчета 3 учебных часа в неделю), из них на контрольные работы - 7 часов, на развитие речи - 7 часов.
Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.
- Традиционное обучение;
- активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);
- интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, итоговый. Основные формы контроля: различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы, устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), контрольные работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Литература первой половины ХIХ века | 29 |
3 | Литература второй половины ХIХ века | 67 + 1 ч резерв |
4 | Из литературы народов России | 1 |
5 | Из зарубежной литературы | 3 + 2 ч резерв |
ИТОГО: | 105 часов |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Входная контрольная работа | 1 | 8.09 |
2 | Контрольная работа за первое полугодие | 1 | 22.12 |
3 | Зачётная работа за первое полугодие | 1 | 14.01 |
4 | Зачётная работа за второе полугодие | 1 | 24.05 |
5 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | 2.06 |
ИТОГО: 5
ПЕРЕЧЕНЬ СОЧИНЕНИЙ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С. Пушкина | 1 | 15.09 |
2 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 24.09 |
3 | Р/р. Написание сочинения по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 29.09 |
4 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | 15.10 |
5 | Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | 20.10 |
6 | Р/р. Написание сочинения по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | 20.10 |
7 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству Н.В. Гоголя | 1 | 12.11 |
8 | Р/р. Написание сочинения по творчеству Н.В. Гоголя | 1 | 17.11 |
9 | Р/р. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза» | 1 | 10.12 |
10 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Отцы и дети» | 1 | 12.01 |
11 | Р/р. Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета | 1 | 28.01 |
12 | Р/р. Особенности языка поэмы. Фольклорное начало. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А. Некрасова | 1 | 18.02 |
13 | Р/р. Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | 12.04 |
14 | Р/р. Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению | 1 | 12.04 |
15 | Р/р. Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание» | 1 | 28.04 |
ИТОГО: 15
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ С ПРИМЕРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ
Введение (2 ч)
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Литература первой половины XIX века (29 ч)
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Литература второй половины XIX века (67 ч + 1 ч резерв)
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения.
Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин).
Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Теория литературы. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: ««Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России (1 ч)
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А. Некрасова. Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы (3 ч + 2 ч резерв)
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков литературы в 10 классе
№ п/п | № урока | Тема раздела, урока | Коли-чество часов | Дата | Приме-чание | |
По плану | По факту | |||||
Введение | 2 | |||||
1 | 1 | Введение. Русская литература ХIХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы ХIХ в. | 1 | 1.09 | ||
2 | 2 | Поэтические предшественники А.С. Пушкина: Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков. Обзор творчества с обобщением ранее изученного | 1 | 1.09 | ||
Литература первой половины ХIХ века | 29 | |||||
3 | 1 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии | 1 | 3.09 | ||
4 | 2 | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок. Трагизм мировосприятия и его преодоление | 1 | 8.09 | ||
5 | 3 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. Входная контрольная работа | 1 | 8.09 | ||
6 | 4 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина | 1 | 10.09 | ||
7 | 5 | Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти | 1 | 15.09 | ||
8 | 6 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С. Пушкина | 1 | 15.09 | ||
9 | 7 | Петербургская повесть «Медный всадник». Человек и история в поэме. | 1 | 17.09 | ||
10 | 8 | Тема «маленького человека» и его социальный протест в поэме «Медный всадник» | 1 | 22.09 | ||
11 | 9 | Образ Петра I как царя-преобразователя. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России | 1 | 22.09 | ||
12 | 10 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 24.09 | ||
13 | 11 | Р/р. Написание сочинения по творчеству А.С. Пушкина | 1 | 29.09 | ||
14 | 12 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Эволюция его отношения к поэтическому дару | 1 | 29.09 | ||
15 | 13 | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. «Молитва» | 1 | 1.10 | ||
16 | 14 | Тема жизни и смерти в стихотворениях «Валерик», «Сон» | 1 | 6.10 | ||
17 | 15 | Тема жизни и смерти в стихотворении «Завещание» | 1 | 6.10 | ||
18 | 16 | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | 1 | 8.10 | ||
19 | 17 | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений («Выхожу один я на дорогу…») | 1 | 13.10 | ||
20 | 18 | Вн. чт. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова | 1 | 13.10 | ||
21 | 19 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | 15.10 | ||
22 | 20 | Р/р. Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | 20.10 | ||
23 | 21 | Р/р. Написание сочинения по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1 | 20.10 | ||
24 | 22 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 | 22.10 | ||
25 | 23 | Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород» | 1 | 27.10 | ||
26 | 24 | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» | 1 | 27.10 | ||
27 | 25 | «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | 1 | 29.10 | ||
28 | 26 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | 1 | 10.11 | ||
29 | 27 | Вн. чт. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | 1 | 10.11 | ||
30 | 28 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения по творчеству Н.В. Гоголя | 1 | 12.11 | ||
31 | 29 | Р/р. Написание сочинения по творчеству Н.В. Гоголя | 1 | 17.11 | ||
Литература второй половины ХIХ века | 67+1 ч резерв | |||||
32 | 1 | Обзор русской литературы 1850--1880 годов XIX века. Её основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики | 1 | 17.11 | ||
33 | 2 | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Особенности композиции романа «Обломов». Его социальная и нравственная проблематика | 1 | 19.11 | ||
34 | 3 | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера. Смысл его жизни и смерти. Герои в их отношении к Обломову | 1 | 24.11 | ||
35 | 4 | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе | 1 | 24.11 | ||
36 | 5 | «Что такое обломовщина?». Роман «Обломов» в русской критике | 1 | 26.11 | ||
37 | 6 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» | 1 | 1.12 | ||
38 | 7 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев | 1 | 1.12 | ||
39 | 8 | Своеобразие конфликта в драме. Смысл названия | 1 | 3.12 | ||
40 | 9 | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства» | 1 | 8.12 | ||
41 | 10 | Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы | 1 | 8.12 | ||
42 | 11 | Р/р. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза» | 1 | 10.12 | ||
43 | 12 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе | 1 | 15.12 | ||
44 | 13 | И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | 1 | 15.12 | ||
45 | 14 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя | 1 | 17.12 | ||
46 | 15 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | 1 | 22.12 | ||
47 | 16 | Контрольная работа за первое полугодие | 22.12 | +1 | ||
48 | 17 | Любовь в романе «Отцы и дети» | 1 | 24.12 | ||
49 | 18 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова» | 1 | 12.01 | ||
50 | 19 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Отцы и дети» | 1 | 12.01 | ||
51 | 20 | Зачётная работа за первое полугодие | 1 | 14.01 | ||
52 | 21 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик | 1 | 19.01 | ||
53 | 22 | Единство мира и философия природы в лирике Тютчева | 1 | 19.01 | ||
54 | 23 | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве | 1 | 21.01 | ||
55 | 24 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» | 1 | 26.01 | ||
56 | 25 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы | 1 | 26.01 | ||
57 | 26 | Р/р. Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета | 1 | 28.01 | ||
58 | 27 | Вн. чт. А.К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики | 1 | 2.02 | ||
59 | 28 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта | 1 | 2.02 | ||
60 | 29 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца | 1 | 4.02 | ||
61 | 30 | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу | 1 | 9.02 | ||
62 | 31 | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация | 1 | 9.02 | ||
63 | 32 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | 1 | 11.02 | ||
64 | 33 | Образы крестьян и помещиков в поэме. Дореформенная и послереформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | 1 | 16.02 | ||
65 | 34 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | 16.02 | ||
66 | 35 | Р/р. Особенности языка поэмы. Фольклорное начало. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А. Некрасова | 1 | 18.02 | ||
67 | 36 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок | 1 | 25.02 | ||
68 | 37 | Вн. чт. Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания | 1 | 1.03 | ||
69 | 38 | Вн. чт. Жанр и композиция романа «История одного города». Образы градоначальников | 1 | 1.03 | ||
70 | 39 | Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | 1 | 3.03 | ||
71 | 40 | Вн. чт. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого | 1 | 10.03 | ||
72 | 41 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе | 1 | 15.03 | ||
73 | 42 | Духовные искания Андрея Болконского | 1 | 15.03 | ||
74 | 43 | Духовные искания Пьера Безухова | 1 | 17.03 | ||
75 | 44 | Женские образы в романе «Война и мир» | 1 | 29.03 | ||
76 | 45 | Семья Ростовых | 1 | 29.03 | ||
77 | 46 | Семья Болконских | 1 | 31.03 | ||
78 | 47 | Тема народа в романе «Война и мир» | 1 | 5.04 | ||
79 | 48 | Кутузов и Наполеон | 1 | 5.04 | ||
80 | 49 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир» | 1 | 7.04 | ||
81 | 50 | Р/р. Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | 12.04 | ||
82 | 51 | Р/р. Анализ эпизода из романа «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению | 1 | 12.04 | ||
83 | 52 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Идейные и эстетические взгляды | 1 | 14.04 | ||
84 | 53 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского | 1 | 19.04 | ||
85 | 54 | История создания романа «Преступление и наказание» | 1 | 19.04 | ||
86 | 55 | «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | 1 | 21.04 | ||
87 | 56 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта | 1 | 26.04 | ||
88 | 57 | «Двойники» Раскольникова | 1 | 26.04 | ||
89 | 58 | Р/р. Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание» | 1 | 28.04 | ||
90 | 59 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин | 1 | 3.05 | ||
91 | 60 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | 1 | 3.05 | ||
92 | 61 | Вн. чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») | 1 | 5.05 | ||
93 | 62 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80 – 90-х годов. «Человек в футляре» | 1 | 10.05 | ||
94 | 63 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов («Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах») | 1 | 10.05 | ||
95 | 64 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | 1 | 12.05 | ||
96 | 65 | Особенности драматургии А.П. Чехова | 1 | 17.05 | ||
97 | 66 | «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | 1 | 17.05 | ||
98 | 67 | Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля | 1 | 19.05 | ||
99 | 68 | Зачётная работа за второе полугодие | 24.05 | |||
Из литературы народов России | 1 | |||||
100 | 1 | Вн. чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа | 1 | 24.05 | ||
Из зарубежной литературы | 3+2 ч резерв | |||||
101 | 1 | «Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы | 1 | 26.05 | +2 | |
102 | 2 | Вн. чт. Ги де Мопасан «Ожерелье». Особенности жанра. Психологические проблемы и мастерство композиции новеллы | 1 | 31.05 | ||
103 | 3 | Вн. чт. Генрик Ибсен. «Кукольный дом». Социально-нравственные проблемы пьесы. Истинное и ложное в драме. Особенности конфликта | 1 | 31.05 | ||
104 | 4 | Итоговая контрольная работа за год | 1 | 2.06 | +3 | |
105 | 5 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы ХIХ века | 1 | 7.06 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен знать /понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
- Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. / Ю.В. Лебедев. – 11-е изд. – М: Просвещение, 2009.
- Литература. Практикум. 10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.
- Альбом по литературе 10 класса. Поэты и писатели.
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Егорова Н.В., Золотарёва И.В., Мизайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе ХIХ в.: 10 класс, в 2 ч. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2011.
- Ерохина Е.Л. Литература. ЕГЭ 2015. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
- Кадашников Н.Ю., Савина Л.М. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5–11 классы. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Косивцова Л.И. Литература. 10 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В. Лебедева «Русская литература. ХIХ век. 10 класс». – В 2 ч. / авт.-сост. Л.И. Косивцова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5–11 классы (базовый уровень). / Под ред. В.Я. Коровиной. – 11-е изд. М: Просвещение, 2009.
- Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. / Ю.В. Лебедев. – 11-е изд. – М: Просвещение, 2009.
- Литература. Практикум. 10 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. – М.: Просвещение, 2010.
- Слободская Н.И. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 10 классе. – Волгоград: Учитель, 2003.
Оборудование и приборы:
- Портреты писателей и поэтов;
- Репродукции картин-иллюстраций к произведениям художественной литературы;
- Интерактивная доска;
- Ноутбук;
- Принтер;
- Ксерокс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...