Рабочая программ по литературе в 7 классе
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Швабова Елена Геннадьевна

2 ч в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Хандальская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании МО гуманитарного цикла

Руководитель МО

__________ М.И. Василькова

           (подпись)

Протокол №1

от «26» августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

 __________ О.В. Половко

               (подпись)

 

«27» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ

Хандальской СОШ

__________ С.В. Леванович

            (подпись)

Приказ №71

от «28» августа 2015 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературе

для 7 класса основного общего образования

(базовый уровень)

на 2015-2016 учебный год

Автор-составитель: Швабова Е.Г.,

учитель русского языка и литературы

Хандальск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе авторской программы «Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5–11 классы (базовый уровень). 11-е изд. М: Просвещение, 2009» под редакцией В.Я. Коровиной и федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели изучения русской литературы  в 7  классе:

  • Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи организации учебной деятельности:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Внесённые изменения. Годовой календарный график на 2014-2015 учебный год рассчитан на 35 учебных недель, а авторская программа на 34 учебные недели. В связи с этим в календарно-тематическое планирование  добавлены 2 часа на проведение административных контрольных работ: полугодовую и годовую. 

Используемый УМК:

Учебник «Литература» 7 класс, Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М: Просвещение, 2014.

Место предмета в базисном учебном плане:  для обязательного изучения литературы в 5-м классе основной школы   отводится 70  учебных часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), из них на контрольные работы  6 часов, на развитие речи 8 часов.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.

  • Традиционное обучение;
  • активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);
  • интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах);
  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, итоговый. Основные формы контроля: различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы, устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), контрольные работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

4

3

Из древнерусской литературы

3

4

Из русской литературы ХVIII века

2

5

Из русской литературы XIX века

30+1 час резерв

6

Из русской литературы XX века

21

7

Из литературы народов России

1

8

Из зарубежной литературы

6+1 час резерв

Итого:

70

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и соловей разбойник». Входная контрольная работа 

1

10.09

2

Контрольная работа № 1 по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

1

12.11

3

Контрольная работа за первое полугодие

1

22.12

4

Контрольная работа № 2 по творчеству Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

24.12

5

Контрольная работа № 3. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

31.03

6

Итоговая контрольная работа

1

26.05

ИТОГО: 6

ПЕРЕЧЕНЬ СОЧИНЕНИЙ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведения

1

Р/р. Написание письменной работы на одну из тем по пройденному материалу

1

24.09

2

Р/р. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А. С. Пушкина»

1

15.10

3

Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

24.11

4

Р/р. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

1

1.12

5

Р/р. «Дикий помещик». Подготовка к домашнему сочинению

1

17.12

6

Р/р. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Подготовка к сочинению «”Золотая пора детства” в произведениях Л. Н. Толстого»

1

21.01

7

Р/р. Стихи русских поэтов ХIХ в. о родной природе. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии ХIХ в.

1

9.02

8

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям писателей ХХ в.

1

17.03

ИТОГО: 8

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ С ПРИМЕРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ

Введение (1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 часа)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,   щедрость,   физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос  (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему  (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о  Петре  и   Февронии  Муромских».   Нравственные  заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА (2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо  Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория   литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ   РУССКОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ  XIX   ВЕКА (30 часов + 1 час резерв)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»    («Полтавский    бой»),    «Медный    всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Основная  мысль стихотворения. Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край  ты   мой,   родимый  край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,   миросозерцания.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX   ВЕКА (21 час)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха  Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество  Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой (начальные

представления).   Обогащение   знаний   о  ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или  Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни  на слова  русских поэтов XX века

А. Вертинский «Доченьки»; И. Гофф «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы  народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов + 1 час резерв)

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ДЛЯ   ЗАУЧИВАНИЯ   НАИЗУСТЬ

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отрывок по выбору учащихся).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны   1747 года (отрывок).

A.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И.С. Тургенев. Русский язык.

Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

B.А. Жуковский. Приход весны. А.К. Толстой.

«Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И.А. Бунин. Родина (на выбор).

B.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е.М. Винокуров. Москвичи).

C.А. Есенин. «Топи да болота...». Н.А. Заболоцкий.«Я воспитан природой суровой...». Н.М. Рубцов. «Тихаямоя родина...» (на выбор).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся). Пословицы и поговорки народов мира.

Из  древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A.П. Сумароков. Эпиграмма.

B.В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И.А. Крылов. Басни (на выбор).

A.Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

B.А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф.Н. Глинка. К почтовому колокольчику. К.Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске. А.С.   Пушкин.  Товарищам.   К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь. Н.М. Языков. Пловец.

М.Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А.И. Одоевского.

Н.А. Некрасов. Саша.

И.С. Тургенев. Бурмистр.

Ф.И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А.А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А.Н. Майков. Гроза.

Я.П. Полонский. Дорога.

Л.Н. Толстой. Детство.

А.П. Чехов. Размазня.

A.И. Куприн. Изумруд.

Из русской литературы XX века

И.А. Бунин. Лапти.

B.Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C.А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А.А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О.Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A.Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат. Дон Аминадо. Четыре времени года. Н.С. Гумилев. Леопард. М.А. Осоргин. Земля. М.И. Цветаева. Стихи о Москве. Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Я.В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

B.П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
В.М. Шукшин. Критики.

А.В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е.А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».

Р.И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

В.С. Высоцкий. Песня о друге.

A.Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B.С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы Японские трехстишия (хокку,  или хайку). Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Э. По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год. Дж. Лондон. На берегах Сакраменто. Р. Брэдбери.  Все лето в один день.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературы в 7 классе 

№ п/п

№ урока

Тема раздела, урока

(цель раздела)

Общ. кол-во часов по разд.

Кол-во часов по теме

Дата

Приме-чание

План

Факт

1

1

Введение. Литература как искусство слова

1

1

1.09

Устное народное творчество

4

2

1

Предания как поэтическая автобиография народа

1

3.09

3

2

Былины как героические песни эпического характера. «Вольга и Микула Селянинович»

1

8.09

4

3

Вн. чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и соловей разбойник». Входная контрольная работа

1

10.09

5

4

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира

1

15.09

Из древнерусской литературы

3

6

1

Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха. Отрывок «О пользе книг» из «Повести временных лет»

1

17.09

7

2

«Повесть о Петре и Февронии». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

1

22.09

8

3

Р/р. Написание письменной работы на одну из тем по пройденному материалу

1

24.09

Из русской литературы ХVIII века

2

9

1

М. В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

1

29.09

10

2

Г. Р. Державин. Размышления о смысле жизни, о судьбе в лирике

1

1.10

Из русской литературы ХIХ века

30+1

11

1

А. С. Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок)

1

6.10

12

2

«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине

1

8.10

13

3

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник

1

13.10

14

4

 Р/р. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина»

1

15.10

15

5

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина»

1

20.10

16

6

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

1

22.10

17

7

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

27.10

18

8

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорное начало в «Песне…»

1

29.10

19

9

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов

1

10.11

20

10

Контрольная работа № 1 по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

1

12.11

21

11

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей

1

17.11

22

12

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести

1

19.11

23

13

Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

24.11

24

14

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос

1

26.11

25

15

Р/р. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

1

1.12

26

16

Н. А. Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»)

1

3.12

27

17

Вн. чт. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа

1

8.12

28

18

Вн. чт. А. К. Толстой. Исторические баллады. Правда и вымысел

1

10.12

29

19

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

15.12

30

20

Р/р. «Дикий помещик».

Подготовка к домашнему сочинению

1

17.12

31

21

Контрольная работа за первое полугодие

1

22.12

32

22

Контрольная работа № 2 по творчеству Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина

1

24.12

33

23

Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Взаимоотношения детей и взрослых

1

12.01

34

24

Главный герой повести «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

1

14.01

35

25

И. А. Бунин «Цифры». Воспитание детей в семье

1

19.01

36

26

Р/р. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Подготовка к сочинению «”Золотая пора детства” в произведениях Л. Н. Толстого»

1

21.01

37

27

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа

1

26.01

38

28

Средства создания комического в рассказе «Хамелеон»

1

28.01

39

29

Два лица России в рассказе «Злоумышленник»

1

2.02

40

30

Вн. чт. Смех и слёзы в рассказах «Тоска», «Размазня»

1

4.02

41

31

Р/р. Стихи русских поэтов ХIХ в. о родной природе. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии ХIХ в.

1

9.02

Из русской литературы ХХ века

21

42

1

М. Горький «Детство». Автобиографический характер повести

1

11.02

43

2

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (изображение быта и характеров)

1

16.02

44

3

Портрет как средство характеристики героя. Обучение анализу эпизода из повести «Детство».

1

18.02

45

4

Вн. чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

1

25.02

46

5

В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

1.03

47

6

Вн. чт. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

1

3.03

48

7

Л. Н. Андреев «Кусака». Гуманистический пафос произведения

1

8.03

49

8

А. П. Платонов «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению человека

1

10.03

50

9

Вн. чт. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

1

15.03

51

10

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям писателей ХХ в.

1

17.03

52

11

Б. Л. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике

1

29.03

53

12

Контрольная работа № 3. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

31.03

54

13

Вн. чт. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова

1

5.04

55

14

Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади».Эстетические и нравственно-экологические проблемы

1

7.04

56

15

Е. И. Носов «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Подготовка к домашнему сочинению

1

12.04

57

16

Вн. чт. Ю. П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

1

14.04

58

17

Вн. чт. Стихи поэтов ХХ в. о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира

1

19.04

59

18

А. Т. Твардовский. Философские проблемы в лирике

1

21.04

60

19

Вн. чт. Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи

1

26.04

61

20

М. М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

1

28.04

62

21

Вн. чт. Песни на слова русских поэтов (А. Вертинский, И. Гофф, Б. Окуджава)

1

3.05

Из литературы народов России

1

63

1

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни

1

5.05

Из зарубежной литературы

6+1

64

1

Р. Бёрнс. «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

1

10.05

65

2

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины

1

12.05

66

3

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

1

17.05

67

4

О. Генри «Дары волхвов. Жертвенность и преданность во имя любви

1

19.05

68

5

Вн. чт. Р. Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы»

1

24.05

69

6

Итоговая контрольная работа за год

1

26.05

70

7

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 кл. Итоги года и задание на лето

1

31.05

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений; 
  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных  направлений;
  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;
  • определять род и жанр произведения;
  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  • писать развернутый ответ на вопрос;
  • письменно составлять план сочинения;
  • писать рассказ-характеристику;
  • свободно владеть письменной речью.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Печатные издания

Для учащихся:

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2014.
  3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
  3. Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям. 5–8 классы. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
  5. Кадашников Н.Ю., Савина Л.М. Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5–11 классы. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
  7. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  8. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7-й класс: к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс» / Н.А. Миронова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  9. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
  10. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
  11. http://www.proshkolu.ru
  12. http://school-collection.edu.ru
  13. http://royallib.ru
  14. http://www.prosv.ru
  15. http://www.uroki.net/docrus.htm
  16. http://www.gramma.ru

Оборудование и приборы:

- Фонохрестоматия;

- Портреты писателей и поэтов;

- Репродукции картин-иллюстраций к произведениям художественной литературы;

- Интерактивная доска;

- Ноутбук;

- Принтер;

- Ксерокс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...