Анализ поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник"
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
Пушкин называет свое произведение «петербургской повестью» (в черновиках — «горестным рассказом» и «грустным преданьем») и настаивает на том, что «происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пушкин называет свое произведение «петербургской повестью» (в черновиках — «горестный рассказ» и «грустное преданье») и настаивает на том, что «происшествие, описанное в сей повести, основано на истине».
А. С. Пушкин противопоставил в «Медном всаднике» взглядам польского поэта свою философию истории. Интерес к петровской эпохе был у Пушкина весьма огромен. Он ценил прогрессивную деятельность Петра, но облик царя вырисовывается в двух планах : с одной стороны, это реформатор, с другой — самовластный царь, заставляющий повиноваться себе кнутом и палкой.
Все события, описанные в поэме, разворачиваются вокруг главных героев: их двое — мелкий чиновник Евгений и царь Петр I. Вступление к поэме является развернутой экспозицией к образу Петра: это и выяснение исторической роли государя, и описание его деятельности. Тема прославления Петра во вступлении проникнута верой в будущее России, она звучит патетически (найти строки, зачитать). Так же торжественно звучит и начало первой части, где поэт прославляет юный «град Петров » (найти строки, зачитать).
Но рядом с государем оказывается бедный чиновник, мечтающий об обыденном — о семье и скромном достатке. В отличие от других «маленьких» людей (назвать их имена и произведения) драма Евгения в «Медном всаднике» заключается в том, что его личная судьба втянута в круговорот истории и связана со всем ходом исторического процесса в России . В итоге Евгений противостоит царю Петру .
Наводнение — центральный эпизод произведения. Смысл наводнения — бунт природы против творения Петра. Яростная злость взбунтовавшейся стихии бессильна разрушить город Петра, но это становится бедствием для социальных низов Петербурга. Поэтому в Евгении просыпаются мятежные чувства, и он бросает упрек небу, которое создало человека слишком бессильным. Позже, потеряв возлюбленную, Евгений сходит с ума. Через год во время такой же ненастной поры, что и перед наводнением 1824 года, Евгений вспоминает все пережитое и видит на «площади Петровой» виновника всех своих несчастий — Петра.
Тогда в душе Евгения рождается протест: он припадает к решетке и злобно шепчет свои угрозы. Молчаливый истукан превращается в грозного царя, преследующего своим «тяжело-звонким скаканьем» Евгения, в итоге заставив его смириться. Мятеж «маленького человека» против Петра побежден, а труп Евгения похоронен на пустынном острове .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ поэмы М.Карима "Үлмәҫбай" в 8 классе
Я из племени Салавата ...
Анализ поэмы святителя Иоасафа Белгородского, чудотворца
Святитель Иоасаф, Белгородский, чудотворец оставил после себя удивительно нужную сегодняшнему человеку поэму "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными". О чем эта поэма, читайте в мое...
Анализ поэмы поэта - земляка А. Рашита "Суембика"
Ә. Рәшитнең “Сөембикә” поэмасын анализлауЭшне башкарды:татар теле һәм әдәбияты укытучысыЮнысова Мәсгудә Мәсхут кызыПлан I. Кереш. Сүзләремнең очы..........
Комплексный анализ поэмы Гоголя "Мёртвые души"
Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....
Комплексный анализ поэмы Пушкина "Медный всадник"
Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....
Анализ поэмы М Ю. Лермонтова "Валерик"
Учебный комплекс под редакцией Коровиной В. Я. предполагает изучить стихотворение Лермонтова М. Ю. "Валерик" в 10 классе. Предлагаю посмотреть материал, собранный мною и просистематизированный....
Открытый урок по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".
Материал для проведения открытого урока по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой"....