«Осень в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов»
методическая разработка по литературе
В методической разработке я постарался донести до учеников красоту русской осени в произведениях русских писателей,художников и поэтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
литературно-музыкальной гостиной:
«Осень в произведениях русских поэтов, писателей, художников и композиторов»
Автор – составитель: воспитатель М.М. Гусейнов
Цель: Способствовать художественно-эстетическому развитию, посредством знакомства с произведениями русских поэтов, писателей, художников и композиторов.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания о характерных особенностях осенних явлений природы;
-раскрыть образ осени, красоту природы на основе произведений русских писателей, поэтов, композиторов и художников.
Коррекционно - развивающие:
-развивать эмоциональную память, внимание, активность, творческое мышление;
-развивать интерес к изучению произведений русских писателей, поэтов, композиторов и художников;
- корректировать и развивать личностные качества получателей социальных услуг.
Воспитательные:
- воспитывать эстетическое восприятие природы;
- воспитывать через музыку, литературу и живопись любовь к природе;
-способствовать воспитанию организованности, умению работать в коллективе;
-воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку и родной природе.
Место проведения: учебный кабинет
Предварительная работа:
- проведение занятий, экскурсий, бесед, викторин по данной тематике, согласно режиму дня;
-разучивание слов песни «В Петербурге осень» и стихов на тему осени: А.К. Толстого, Ф. Тютчева, А.С. Пушкина, К. Бальмонта;
-прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского и других музыкантов;
- просмотр репродукций художников на тему осеннего пейзажа;
Материалы и оборудование: жк-телевизор, репродукции картин,
клеёнки, бумага для рисования, краски, кисти, стаканчики для воды, раздаточный материал (листья деревьев), кисти рябины, зонты
Продолжительность мероприятия: 45 минут
Ход мероприятия:
Организационный момент.
( обучающиеся входят в кабинет под музыку старинного вальса «Осенний сон»)
Вводная часть:
Воспитатель:
-Вот и лето незаметно пролетело и через несколько дней наступит сентябрь, первый месяц осени и поэтому тема нашего сегодняшнего мероприятия посвящена осени, прекрасному, нежному, грустному времени года и называется «Осень в произведениях русских поэтов писателей, художников и композиторов»
Основная часть.
Эмоциональный настрой.
Прослушивание музыкальное произведение «Душа и осень»)
Осень – очень красивое время года и поэтому многие музыканты, поэты, художники в своем творчестве посвятили свои произведения осени.
Наблюдая за ней, они могли показать золото и багрянец осенних листьев, лазурь неба, шум дождя и звуки осени. Сегодня мы будем слушать, прекрасную музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и других композиторов и музыкантов, рассмотрим репродукции картин И. Левитана, В. Поленова, И. Шишкина, послушаем стихи замечательных русских поэтов А.С. Пушкина, Алексея Константиновича Толстого, Федора Тютчева, Константина Бальмонта, Сергея Есенина и других, посвященных осени.
Музыкальные произведения, картины, стихи, были написаны в разное время, но каждый из этих поэтов художников, музыкантов по- своему увидел и описал природу.
Осень рыжая… в оконце постучала…
Осень рыжая... в оконце постучала...
Так похожая на грусть мою...
Заходи... тебя я поджидала...
Заходи... я чаем напою...
Пронеслась неслышно по паркету,
Рассыпая золото листвы...
Наполняя дом багряным светом...
Запахами скошенной травы...
Распахнула настежь все окошки...
Шторы стали, словно, паруса...
И душа оттаяла... немножко...
Грусть, так надоевшая, ушла...
Осень рыжая... походкой лисьей
За порог шагнула... не спеша ...
Чай остыл... а золотые листья
Ночевать остались у меня...
Так необычно об осени писал современный поэт –Галина Валенберг
А вот как трогательно писал об осени русский поэт Алексей Константинович Толстой.
-Стихотворение нам прочитает Сергей.
Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Воспитатель:
-Как описал Толстой осень?
(Жёлтые листья, ветер, идёт дождь)
-А вот великий русский поэт А.С. Пушкин любил осень в самом разгаре, когда «роняет лес багряный убор». Ему приятно и «редкий солнца луч и первые морозы». Осень - любимая пора поэта. Осень в стихах Пушкина торжественно печальна, величава и красива. Отрывок из стихотворения А.С. Пушкина нам прочитает Андрей.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель:
1) Как описывает природу Пушкин?
(редкий солнца луч, первые морозы, увядание природы, унылая пора)
2) Вы согласны с Пушкиным «Осень унылая пора?» (да)
3) Сейчас Никита прочитает нам стихотворение Ф.Тютчева, посвященное осени:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь.
Воспитатель:
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (грусть, тоска, печаль)
Да, вы правы, мир в его стихах полон загадочности, таинственности. Тютчев любит природу во всей ее прелести и чистоте. Он представляет природу живой, одушевленной. Природа у Тютчева дышит, радуется и грустит.
Воспитатель: Что описывает поэт в своем стихотворении?
(Он описывает начало осени, когда далеко ещё до зимних бурь, не началось буйство красок в лесу и в природе ощущается некая пустота: урожай собран, поля пусты. Скоро заиграет красками осень.)
Воспитатель:
-Умение видеть и чувствовать природу вызывает чувство радости и удивление. Человек получает огромное наслаждение от общения с природой. О том, как Константин Бальмонт описывает осень, расскажет нам Виталий.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Говоря об осени, нельзя не вспомнить стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща золотая». Давайте послушаем романс композитора Григория Пономаренко на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая» в исполнении замечательной певицы Надежды Кадышевой – (звучит видеозарисовка) ( слушают музыкальное произведение «Отговорила роща золотая»).
Воспитатель:
– Неправда ли, красивый и грустный романс и Надежда Кадышева исполнила его очень душевно и проникновенно.
Воспитатель:
-Что вы увидели и услышали в романсе Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»? (желтые листья, грусть)
-Правильно, С. Есенин показывает образ золотой рощи, говорящий языком берез, он в нем размышляет о смысле жизни человека, в его стихотворение сквозит грусть, он раскрывает состояние души поэта.
Воспитатель:
-Мы сегодня послушали стихи известных русских поэтов об осени, Андрей, Сергей, Никита и Виталий прочитали нам стихи К. Бальмонта, А.С. Пушкина, А.К. Толстого и Федора Тютчева.
-А кто еще знает стихотворение, посвященное осени? (расскажите)
-Игорь хочет нам рассказать стихотворение Н. Некрасова. Пожалуйста, Игорь, слушаем вас.
Воспитатель:
-Молодец, Игорь!
-А теперь давайте отдохнем немного и проведем небольшую физкультурную минутку. Давайте представим, что мы попали в осенний лес. Перед вами на столах охапка листьев, давайте подбросим их вверх, изобразим листопад.
Воспитатель:
-А теперь давайте отгадаем осенние загадки.
1) Сидит зеленеет, падает, желтеет, лежит чернеет. (Лист)
2) Без рук, без ног, в дверь стучится, в дом просится. (Ветер)
3) Стоит Антошка, на одной ножке, его ищут, а он не откликается (гриб)
4) Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (осень)
5) Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает и бормочет, и поет, и убаюкивает (дождь)
Воспитатель:
-Осенняя песня – одна из лучших пьес из цикла «Времена года» П. Чайковского. Давайте вместе послушаем произведение Чайковского «Осень».
(слушают музыкальное произведение П.И. Чайковского «Осень»).
Воспитатель:
-Какие приметы осени, вы увидели, почувствовали и услышали, в произведении П.И. Чайковского?
(Золото берез, шум дождя, звуки осени, запахи осени, багряные листья, грусть, печаль, птицы улетают в теплые края).
-Да, верно, мелодия звучит спокойно, задумчиво. В ней композитор рисует, как шелестит ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются на землю. Его песни полны грусти и нежности. Медленно падающие звуки мелодии напоминают об осенних листьях, кружащих над аллеями.
Воспитатель:
-В историю русской живописи И.И. Левитан вошел прежде всего, как пейзажист. У Левитана около 100 картин, где он изображает осень. Никто до Левитана не передавал столь выразительно красоту русской природы. Левитан создатель «Пейзажа настроения».
(просматривают репродукции картин русских художников).
-А теперь давайте рассмотрим картину И.И.Левитана «Золотая осень». Что вы видите на этой картине? (золотые листья, березы, желтую траву, реку)
-Да, верно! На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу. В глубине леса теряется река, на левом берегу стоят березки и осинки с опавшими листьями. Земля покрыта, желтеющей увядшей травой. Пейзаж золотая осень, изображает самое лирическое из времен года.
- А почему он картину назвал золотая осень? (Все на этой картине будто золотое, пышное убранство берез, яркий солнечный свет осеннего дня).
-Тема осени есть и произведении другого русского художника –Ивана Шишкина. (Показ картины) В его картине «Осенний лес», показан русский лес, бескрайние русские нивы, полноводные реки.
-Василий Поленов в картине «Золотая осень» (Показ картины)
изображает солнечный осенний день, реку, текущую вдали, золотом покрытые березы, на небе легкие облака.
-Тема осени изображена также в картинах Алексея Саврасова, Игоря Грабаря, И. Остроухова. Мы просмотрели картины замечательных русских художников, каждый из них изобразил осень по- разному.
Воспитатель:
- Вам понравились картины? (Да, очень)
-Что вы увидели на этих картинах, какие приметы осени? (Берёзы, золотые листья, река, голубое небо, облака).
Воспитатель:
- А вы заметили какие цвета использовали художники в своих картинах? Назовите (желтый, зеленый, золотистый, коричневый, голубой, оранжевый, багряный) Они называют цвет, а я держу листок и после того как они говорят, я делаю мазок кистью.
А теперь представим, что вы художники и рисуете картины осеннего пейзажа. Перед каждым из вас, на столе лежит лист бумаги, стакан с водой и кисточка. Макаем кисточку в воду, потом в краску и выбираем цвет осени.
Воспитатель:
- Покажите какие цвета вы выбрали?
А теперь все поднимаем руки вверх со своими картинами и показываем всем. Молодцы, спасибо! Вы как настоящие художники!
-Итак, мы поговорили о живописи, посмотрели картины великих художников и сами на минутку побывали в роли художника.
-А теперь снова вернемся в мир музыки и вместе послушаем великолепный романс «Осень», замечательного русского певца – петербуржца, который был очень популярен в 40-50 гг. прошлого века, Вадима Козина. (слушают музыкальное произведение «Осень» в исполнении Вадима Козина).
Воспитатель:
-Итак, мы прослушали романс, не правда ли, он очень красивый? Вам понравилось? (Да)
1) Кто исполнил романс? (В. Козин)
2) Какие музыкальные инструменты вы заметили или услышали в этом романсе? (патефон, гитара, скрипка)
3) О чем поется в песне? (об осени, о любви, о встрече с любимой)
-Молодцы! Вижу вы внимательно прослушали романс, и он вам понравился.
-Мы живем в замечательном, прекрасном и красивом городе Санкт-Петербурге.
-Осенью Петербург необычайно красив и, наверное, было бы неправильно, рассказывая об осени, не упомянуть о том, как он проходит в нашем городе. Давайте послушаем музыкально –поэтическую композицию на тему осеннего Петербурга. (слушают видеозарисовку «Осень в Петербурге»).
Заключительная часть.
Воспитатель:
-Вот и закончилось наше мероприятие, посвященное осени. Прозвучали произведение русских поэтов, композиторов, мы посмотрели картины русских художников, посмотрели зарисовки с осенним пейзажем. Мы попытались представить осень с помощью произведений живописи, поэзии, музыки и сделали вывод, что осень бывает разной. Каждый ее видит по- своему, например, ранняя, какой вы ее видите? (появляются желтые листья, прохладная погода)
-А поздняя осень? (на деревьях почти нет листьев, дожди, ранние заморозки).
-Да, верно, завершается листопад и жизнь замирает.
Воспитатель:
-Какая осень вам нравится больше всего? (золотая).
- Да, больше всего мы любим золотую осень. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.
-Я хочу, поблагодарить всех вас, за активное участие в нашей литературно- музыкальной гостиной, посвященной осени, и закончить наше сегодняшнее мероприятие песней «В Петербурге осень».
(У каждого в руке желтый лист, нарисованная им картина и зонты.Поют и машут ими в такт музыки).
Материалы и интернет ресурсы:
- Сборник стихов русских поэтов, изд., «Художественная литература». 1998г.
- Репродукции:
И.И Левитан «Золотая осень» [Электронный ресурс]/режим доступа https://poembook.ru/poem/2015974-%22zolotaya-osen%22%28po-kartine-levitana%29 – свободный
В. Поленов «Золотая осень» [Электронный ресурс]/режим доступа https://postila.ru/post/62016321 - свободный
И. Шишкин «Осенний лес» [Электронный ресурс]/режим доступа https://www.firestock.ru/osenniy-les-autumn-forest-2/- свободный
- Г. Валенберг стихотворение «Осень рыжая» [Электронный ресурс]/режим доступа https://stihi.ru – свободный
- Видеозарисовки:
П. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года» [Электронный ресурс] /режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=aBel4OxwP3M – свободный
В. Козин романс «Осень» [Электронный ресурс]/режим доступа
https://www.youtube.com/watch?v=GS6kKEfsh_I - свободный
Н. Кадышева романс «Отговорила роща золотая» [Электронный ресурс]/режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=ejgf64RGcCg – свободный
Старинный вальс «Осенний сон» [Электронный ресурс]/режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=0D0gNvmbg-4 – свободный
«Душа и осень» [Электронный ресурс]/режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=Nqukuga33eo – свободный
«Осенний Петербург» [Электронный ресурс]/режим доступа https://www.youtube.com/watch?v=fzUM8nQNtXE – свободный
«В Петербурге осень» [Электронный ресурс]/режим доступа
https://www.youtube.com/watch?v=JyjZEBAXLCg - свободный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-108150-1473158621.jpg)
Интегрированный урок по теме:"Листопад. Осенняя окраска листьев. Образ осени в произведениях русских писателей, художников, поэтов и композиторов."
Цель данного урока - познакомить учащихся с причинами осенней раскраски листьев и листопада; показать явление листопада как приспособление к сезонным изменениям, увидеть красоту осени и показать...
Межрегиональный конкурс «Сибирь, земля моя бескрайняя..» Природа моей малой родины «Образ берёзы в произведениях русских поэтов и писателей»
"Образ берёзы в произведениях русских писателей и поэтов"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/27/picture-76040-1730022234.jpg)
«Зима в произведениях русских поэтов, композиторов, художников»
Урок литературы в 5 классе по теме "Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/15/picture-255301-1368645331.jpg)
Социальный проект в рамках предмета литературы "Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей"
Проект «Образ осени в произведениях русских поэтов и писателей» ориентирован на школьную программу и имеет место в 6-9 классах при изучении темы «Поэзия 19 века». Цель - вызвать у уч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/29/picture-369266-1388305202.jpg)
Урок русского языка в 5 классе на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"
Интегрированный урок по русскому языку в 5 класссе в конце учебного года на тему "Весна в произведениях русских поэтов, композиторов, художников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/03/picture-800795-1467527285.jpg)
интегрированный урок по литературе в 6 классе «Родная природа в произведениях русских поэтов, писателей, художников».
Интегрированный урок даёт понять ученикам, что всё в мире едино....
Материалы конкурса стихотворений «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора» по произведениям русских поэтов для учащихся средней школы
Осень в стихах задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов тихо передают настроение уставшей природы....