Урок литературы в 6 классе Родная природа в произведениях русских поэтов
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Очень интересный материал!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse.doc | 55.5 КБ |
urok_literatury_v_6_klasse.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Тема: Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века
Цель: создать условия для формирования культурологической, коммуникативной компетенций через обучение навыкам анализа лирического произведения, развитие мышления, элементов творческой деятельности, что будет способствовать воспитанию любви к родной природе, вниманию к поэтическому слову
Задачи урока: научить определять тему и идею стихотворения, находить и интерпретировать средства художественной изобразительности, уметь выражать свои чувства устно и письменно.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь по литературе, карточки с заданиями, магниты, вырезной материал.
Методы: метод творческого чтения (беседа, творческие задания, выразительное чтение), эвристический метод (система вопросов и заданий по тексту), репродуктивный метод (самостоятельный анализ).
Формы и приемы: выполнение творческих заданий, создание ситуации сотрудничества, смена видов деятельности, использование игровых методов, Опора на имеющиеся ЗУНы, альтернативное домашнее задание.
Тип урока: УРОК ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
-Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! (повернулись, улыбнулись). Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.
Горяйнов Миша
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.
Функ С.В.
Я девиз хочу вам на урок предложить,
Чтобы интереснее было литературу учить:
(Слайд)
Думаю сам, советуюсь и работаю с классом
2.Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Слайд
-Как вы понимаете значение китайской пословицы
Скажи мне - и я забуду
Покажи мне - и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь.
-А кто вас научит?
Доверяете мне?
Тогда в путь!
Слайд
-Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Ф.И. Тютчева. Прочитаем их:
Не то, что мните вы, природа!
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
-Как вы понимаете значение этого высказывания?
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
3.Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Слайд
-Откроем тетради и запишем тему урока
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
-А что должны узнать?
Слайд.
Е А Баратынский.
-Чтение стихотворения (выходят 3 девочки)
-Понравилось вам стихотворение?
-О чем оно?
-Как вы думаете, что чувствует поэт? (радость, ликование, восторг)
-А у вас какие чувства вызвало это стихотворение (те же)
-С помощью чего же поэту удалось не только передать свое настроение, но и вызвать такой же отклик в нас? На этот вопрос мы и постараемся ответить.
- Будем читать по строфам и вглядываться в поэтический текст - что же мы увидим, услышим, почувствуем.
-А в какой строфе появляется лирический герой?
-А что видит он?
-Как можно озаглавить стихотворение? (Весна)
-А какова будет тема? Главная мысль?
Определим пространство стихотворения (высота-земля)
А где же душа поэта? (везде, она может подняться ввысь к облакам, может спуститься и журчать вместе с ручьем, она растворена в природе)
Сделаем вывод: Какая же природа в стихотворении? (живая)
4.Этап первичной проверки понимания изученного
-Самостоятельная работа – задания каждому (Продолжим анализ)
- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: с помощью чего поэту удалось не только передать свое настроение, но вызвать такой же отклик в нас? (читаем выводы)
-А сейчас вас ждет сюрприз-(вальс)
Звучит аудиозапись стихотворения с музыкой (Лимонов-Благодатских, Горяйнов-Рыболова)
Слайд.
Я.П. Полонский.
-Чтение стихотворения-Черникова Диана
-Рисунки и комментарии. Бовдуй Юля- рисунок, Ларина Аня – комментарий,
Черникова Диана – комментирует ответ по схеме 5 «П».
Физминутка-достань звезду. Ребята, встали за спинки стульев, представим, что над нами звездное небо. Посмотрите вверх, выберите себе звезду. Закройте глаза и медленно тяните ручки вверх медленно, глаза открывать нельзя, загадывайте желание и берите звездочку, бережно кладите ее па парту. Открыли глаза. (Улыбки, удивление).
-Слайд. А.К. Толстой.
-Инсценирование стихотворения- 4 девочки
-Задание классу. Устное рисование (по строфам - по рядам).
4.Этап подведение итогов
-Природа вдохновляла не только поэтов, композиторов, художников, но я думаю и нас с вами.
Для подведения итогов урока класс превращается в творческую мастерскую. Задания у вас в тетрадях.
1 группа создает обложку журнала (Горяйнов, Рыболова, Лашманова) - оформители
2 группа отвечает на вопрос ((Благодатских, Черникова, Зафронская, Поповская) - это литературоведы
3 группа сочиняет стихотворение (Ларина, Бовдуй,Соколова, Ганина)-это поэты
4 группа рисует весну (Пахомова, Борисенко, Лимонов, Селиванов)
5 группа – рисует лето ( )
4 и 5 группы художники
6 группа – рисует свое настроение (Зленко, Козлова, Тимошенко, Чеботарев)
-Проверка заданий творческой мастерской.
(Обложка, ответ на вопрос, стихотворения, картины)
-Давайте еще раз вспомним тему урока и прочитаем эпиграф.
-Какова была цель? Достигли ли мы ее? (Да. Мы поняли, что природа в стихах русских поэтов живая. Поэты по-разному видят ее, по- разному чувствуют, но помогают нам понять.)
5.Этап информации о домашнем задании
-Какое домашнее задание, связанное с темой нашего урока, вы хотели бы получить?
Слайд
-учебник стр.303-308,читать
-выучить стихотворение, написать сочинение «Мое любимое время года», рисунок к стихотворению (на выбор)
5.Рефлексия. «ДЕРЕВО»
6.Слайд. Спасибо за урок
4.Согласны ли вы, что последняя строфа – главная во всем стихотворении? Проследите по тексту чувства главного героя, который восхищен весной.
Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического героя и у читателя желание слиться с природой? Весной душа человека и журчит, как ручей, и поет, как птица?
Вывод:
1.Проверьте, каким размером написано стихотворение? Чередование четырех стопного и трехстопного ямба? Создается ли четкий ритм этим чередованием-весна пришла, ее ничто не может остановить?
Вывод:
2.Какие слова стихотворения передают ощущение всеобщего движения и жизни?
Глаголы-
Краткие прилагательные и причастия-
Употребление этих слов создает впечатление быстрого движения?
Вывод:
5.Хочется ли вам, чтобы пришла весна? А какая будет ваша весна?
4.Какие знаки препинания встречаются в стихотворении?
Восклицательные-
Вопросительные-
Многоточие-
Вставьте нужное слово:
… знаки помогают автору передать настроение радости, восторга, восхищения от прихода весны.
…знак – это обращение к себе. Попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объясняет, что происходит с душой.
…заканчивается стихотворение. Герой многое еще бы сказал, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.
Прочитайте выразительно вывод: Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать и понять автора.
3. Читая стихотворение, мы слышим:
2срофа-дуновение ветерка-
3 строфа-журчание ручья, рев реки-
4 строфа-шуршание ветхих листьев-
5 строфа-песню жаворонка-
Какие звуки используются для этого? (Л Р Х Ш Ж) Посчитайте и запишите.
Прочитайте выразительно вывод: повторяя определенные звуки, автор может передать нам, то, что слышит он, и помочь нам услышать это же.
Повтор согласных звуков называется….(смотреть словарь)
6.Поэтическая мастерская Синквейны
Весна
7.Поэтическая мастерская Синквейны
Баратынский
8.Поэтическая мастерская Синквейны
Душа
9.Игра БУРИМЕ
Сочините четверостишие с этими рифмами
Ручей-лучей,нежный-подснежник
3..Какие художественные приемы использует поэт?
Высокая поэтическая лексика: гласят, очи, лазурию
Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет. / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»
Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».
Метафоры: «С ручьем она ручей. / И с птичкой птичка!»
Вывод:
Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну.
4.Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе: Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!..
А как вы представляете приход весны и что чувствуете в этот момент?
Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)
Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)
Стихотворение Я. Полонского в моем восприятии(3-4 предложения)
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Тема: Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века
Цель: создать условия для формирования культурологической, коммуникативной компетенций через обучение навыкам анализа лирического произведения, развитие мышления, элементов творческой деятельности, что будет способствовать воспитанию любви к родной природе, вниманию к поэтическому слову
Задачи урока: научить определять тему и идею стихотворения, находить и интерпретировать средства художественной изобразительности, уметь выражать свои чувства устно и письменно.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь по литературе, карточки с заданиями, магниты, вырезной материал.
Методы: метод творческого чтения (беседа, творческие задания, выразительное чтение), эвристический метод (система вопросов и заданий по тексту), репродуктивный метод (самостоятельный анализ).
Формы и приемы: выполнение творческих заданий, создание ситуации сотрудничества, смена видов деятельности, использование игровых методов, Опора на имеющиеся ЗУНы, альтернативное домашнее задание.
Тип урока: УРОК ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
-Ребята, здравствуйте! Давайте поприветствуем и наших гостей! (повернулись, улыбнулись). Они пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.
Горяйнов Миша
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.
Функ С.В.
Я девиз хочу вам на урок предложить,
Чтобы интереснее было литературу учить:
(Слайд)
Думаю сам, советуюсь и работаю с классом
2.Этап актуализации субъективного опыта учащихся
Слайд
-Как вы понимаете значение китайской пословицы
Скажи мне - и я забуду
Покажи мне - и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь.
-А кто вас научит?
Доверяете мне?
Тогда в путь!
Слайд
-Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Ф.И. Тютчева. Прочитаем их:
Не то, что мните вы, природа!
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
-Как вы понимаете значение этого высказывания?
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
3.Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Слайд
-Откроем тетради и запишем тему урока
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
-А что должны узнать?
Слайд.
Е А Баратынский.
-Чтение стихотворения (выходят 3 девочки)
-Понравилось вам стихотворение?
-О чем оно?
-Как вы думаете, что чувствует поэт? (радость, ликование, восторг)
-А у вас какие чувства вызвало это стихотворение (те же)
-С помощью чего же поэту удалось не только передать свое настроение, но и вызвать такой же отклик в нас? На этот вопрос мы и постараемся ответить.
- Будем читать по строфам и вглядываться в поэтический текст - что же мы увидим, услышим, почувствуем.
-А в какой строфе появляется лирический герой?
-А что видит он?
-Как можно озаглавить стихотворение? (Весна)
-А какова будет тема? Главная мысль?
Определим пространство стихотворения (высота-земля)
А где же душа поэта? (везде, она может подняться ввысь к облакам, может спуститься и журчать вместе с ручьем, она растворена в природе)
Сделаем вывод: Какая же природа в стихотворении? (живая)
4.Этап первичной проверки понимания изученного
-Самостоятельная работа – задания каждому (Продолжим анализ)
- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: с помощью чего поэту удалось не только передать свое настроение, но вызвать такой же отклик в нас? (читаем выводы)
-А сейчас вас ждет сюрприз-(вальс)
Звучит аудиозапись стихотворения с музыкой (Лимонов-Благодатских, Горяйнов-Рыболова)
Слайд.
Я.П. Полонский.
-Чтение стихотворения-Черникова Диана
-Рисунки и комментарии. Бовдуй Юля- рисунок, Ларина Аня – комментарий,
Черникова Диана – комментирует ответ по схеме 5 «П».
Физминутка-достань звезду. Ребята, встали за спинки стульев, представим, что над нами звездное небо. Посмотрите вверх, выберите себе звезду. Закройте глаза и медленно тяните ручки вверх медленно, глаза открывать нельзя, загадывайте желание и берите звездочку, бережно кладите ее па парту. Открыли глаза. (Улыбки, удивление).
-Слайд. А.К. Толстой.
-Инсценирование стихотворения- 4 девочки
-Задание классу. Устное рисование (по строфам - по рядам).
4.Этап подведение итогов
-Природа вдохновляла не только поэтов, композиторов, художников, но я думаю и нас с вами.
Для подведения итогов урока класс превращается в творческую мастерскую. Задания у вас в тетрадях.
1 группа создает обложку журнала (Горяйнов, Рыболова, Лашманова) - оформители
2 группа отвечает на вопрос ((Благодатских, Черникова, Зафронская, Поповская) - это литературоведы
3 группа сочиняет стихотворение (Ларина, Бовдуй,Соколова, Ганина)-это поэты
4 группа рисует весну (Пахомова, Борисенко, Лимонов, Селиванов)
5 группа – рисует лето ( )
4 и 5 группы художники
6 группа – рисует свое настроение (Зленко, Козлова, Тимошенко, Чеботарев)
-Проверка заданий творческой мастерской.
(Обложка, ответ на вопрос, стихотворения, картины)
-Давайте еще раз вспомним тему урока и прочитаем эпиграф.
-Какова была цель? Достигли ли мы ее? (Да. Мы поняли, что природа в стихах русских поэтов живая. Поэты по-разному видят ее, по- разному чувствуют, но помогают нам понять.)
5.Этап информации о домашнем задании
-Какое домашнее задание, связанное с темой нашего урока, вы хотели бы получить?
Слайд
-учебник стр.303-308,читать
-выучить стихотворение, написать сочинение «Мое любимое время года», рисунок к стихотворению (на выбор)
5.Рефлексия. «ДЕРЕВО»
6.Слайд. Спасибо за урок
4.Согласны ли вы, что последняя строфа – главная во всем стихотворении? Проследите по тексту чувства главного героя, который восхищен весной.
Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического героя и у читателя желание слиться с природой? Весной душа человека и журчит, как ручей, и поет, как птица?
Вывод:
1.Проверьте, каким размером написано стихотворение? Чередование четырех стопного и трехстопного ямба? Создается ли четкий ритм этим чередованием-весна пришла, ее ничто не может остановить?
Вывод:
2.Какие слова стихотворения передают ощущение всеобщего движения и жизни?
Глаголы-
Краткие прилагательные и причастия-
Употребление этих слов создает впечатление быстрого движения?
Вывод:
5.Хочется ли вам, чтобы пришла весна? А какая будет ваша весна?
4.Какие знаки препинания встречаются в стихотворении?
Восклицательные-
Вопросительные-
Многоточие-
Вставьте нужное слово:
… знаки помогают автору передать настроение радости, восторга, восхищения от прихода весны.
…знак – это обращение к себе. Попытка понять ту бурю чувств, которая охватывает, объясняет, что происходит с душой.
…заканчивается стихотворение. Герой многое еще бы сказал, но все слова не могут передать то, что происходит в душе.
Прочитайте выразительно вывод: Система знаков препинания помогает автору передать настроение, а нам почувствовать и понять автора.
3. Читая стихотворение, мы слышим:
2срофа-дуновение ветерка-
3 строфа-журчание ручья, рев реки-
4 строфа-шуршание ветхих листьев-
5 строфа-песню жаворонка-
Какие звуки используются для этого? (Л Р Х Ш Ж) Посчитайте и запишите.
Прочитайте выразительно вывод: повторяя определенные звуки, автор может передать нам, то, что слышит он, и помочь нам услышать это же.
Повтор согласных звуков называется….(смотреть словарь)
6.Поэтическая мастерская Синквейны
Весна
7.Поэтическая мастерская Синквейны
Баратынский
8.Поэтическая мастерская Синквейны
Душа
9.Игра БУРИМЕ
Сочините четверостишие с этими рифмами
Ручей-лучей,нежный-подснежник
3..Какие художественные приемы использует поэт?
Высокая поэтическая лексика: гласят, очи, лазурию
Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет. / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»
Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».
Метафоры: «С ручьем она ручей. / И с птичкой птичка!»
Вывод:
Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну.
4.Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе: Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!..
А как вы представляете приход весны и что чувствуете в этот момент?
Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)
Стихотворение Е. Баратынского в моем восприятии(3-4 предложения)
Стихотворение Я. Полонского в моем восприятии(3-4 предложения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное чтение. Картины родной природы в произведениях русских поэтов
Конспект, презентация урока внеклассного чтения 5 класс коррекционной школы VIII вида...
Дистанционное обучение. литература 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века"
Материал, содержащийся в презентации, предназначен для самостоятельной работы учащихся 6 класса Г в условиях карантина...
Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс
Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...
интегрированный урок по литературе в 6 классе «Родная природа в произведениях русских поэтов, писателей, художников».
Интегрированный урок даёт понять ученикам, что всё в мире едино....
Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"
Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...
Открытый урок по литературе в 5 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века"
Урок дан в рамках обучающего семинара "Духовно- нравственное воспитание школьников в урочной деятельности" для студентов 3 курса направления подготовки "Педагогическое образование"...
презентация к уроку литературы 8 кл "Родная природа в произведениях русских поэтов"
ЭОР к уроку литературы в 8 классе "Родная природа в произведениях русских поэтов"...