план-конспект урока по русскому языку в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Вашему вниманию представлен материал по русскому языку в 11 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым". Думаю, что данный материал будет интересен!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в 11 классе | 38.74 КБ |
урок литературы в 11 классе по повести А. Куприна "Гранатовый браслет" | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр»
города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский
Самарской области
446600: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Нефтяников, д. 35
Тел. (факс): 8 (846 70) 2-22-38; E-mail: school3.09@mail.ru
_________________________________________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
«Тире между подлежащим и сказуемым»
Урок дан для учителей русского языка
литературы ГБОУ СОШ № 3 Мартыновой Л.В.
с целью демонстрации использования
современных технологий на уроках русского языка
14.11.2014
.
1. ФИО (полностью) Мартынова Людмила Владимировна
2. Место работы: ГБОУ СОШ №3 г.Нефтегорска
3. Должность: Учитель русского языка и литературы
4. Предмет: Русский язык
5. Класс: 11Б
6. Тема и номер урока: «Тире между подлежащим и сказуемым», урок № 34
7. Базовый учебник:Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы:.Учебник для общеобразовательных школ.-2-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005
Цель урока: повторить и обобщить тему «Тире между подлежащим и сказуемым»
Задачи:
1.Образовательные: закрепить навыки выявления структуры грамматиеской основы предложений, анализа изобразительно-выразительных средств языка, расширить известное учащимся правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении
2.Развивающие :
- в процессе работы по изучению новой темы через различные формы организации учебно-
познавательной деятельности способствовать развитию мышления обучающихся, речи, внимания,
памяти; формированию умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые
факты;
- развивать навык работы на компьютере, в сети Интернет; навыки работы в группах; умение работать
с тестом
3.Воспитательные: - создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка
путём вовлечения каждого в активную деятельность, способствовать развитию навыков сотрудничества
в ходе группового и коллективного поиска;
-воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, потребность оценивать свою деятельность
и работу товарищей.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Формы и методы работы с учащимися: фронтальная, групповая и самостоятельная работа;
постановка и решение проблемных задач, частично-поисковая деятельность с применением интернет-
ресурсов, электронного учебника «1С: Репетитор. Русский язык», компьютерной презентации
на основе программы PowerPoint.
Необходимое техническое оборудование: Средства обучения: мультимедийный проектор,
компьютер с программой воспроизведения звуковых файлов.
Используемые ЭОР: Мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык»;
(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61323/
http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172,
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) | |
1 | Организа- ционный момент. | Организация работы на уроке Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Вступительное слово учителя о задачах урока: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. И для того, чтобы ваши фразы имели легкость, текст ваш не рассыпался, и наконец, чтобы вы хорошо написали сочинения- рассуждения на экзамене, сегодня мы будем работать над темой урока «Постановка тире между подлежащим и сказуемым». | Организация готовности учащегося к работе Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | 1мин | |
2. | Актуализация знаний предыдущих уроков ЗОЖ Физкульт-минутка | Изображена на экране Схема –опора «Грамматическая основа» (Приложение №1,2 к конспекту урока по русскому языку) Задание 2. Интерактивные таблицы «Способы выражения подлежащего»,«Подлежащее и способы его выражения», «Способы выражения сказуемого», «Виды сказуемых» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61323/ № 18, 19 , 35, табл. 2) Задание 3. Изображение на экране Схема –опора «Способы выражения подлежащего и сказуемого»(Приложение № 3 к конспекту урока по русскому языку) Задание 4. Изображение на экране 1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости. 2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём - нибудь. 3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего - нибудь. 4. Шли два приятеля вечернею порою. 5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии. 6. Никто не отвечал мне. 7. Далече грянуло ура. 8. Бывалые и старыепоучали молодых. 9. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. 10. Октябрь уж наступил. 11. Я помню чудное мгновенье. 12. Приезд отца явился полной неожиданностью. 13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград.(№2 табл2) | Задание 1. Фронтальный опрос Предлагает обучающимся, назвать главные признаки подлежащего исказуемого, пользуясь схемой-опорой Задание 2.Проверка индивидуального домашнего задания по теме «Способы выражения подлежащего и сказуемого» Задание 3. Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте, чем они выражены: . Задание 4. Фронтальная проверка правильности выполнения задания. Предлагает ответить на вопросы задания, затем провести сверку с правильным вариантом на экране. Какие выводы вы можете сделать по результатам повторения темы «Грамматическая основа предложения»? | Задание 1. Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы И. п. кто? что?
Сказуемое - главный член предложения, который обозначает то, что именно говорится о предмете речи, выраженном подлежащим, и отвечает на вопросы: · что говорится о предмете речи? · что делает предмет? · каков он? · какой он? · кто он такой? · что такое предмет? Задание 2.Рассказы2-х обучающихся о способах выражения подлежащего и сказуемого с использованием интерактивных таблиц Задание 3. Обучающиеся самостоятельно выпоняют задание в контрольных листах с подготовленным учителем материалом: 1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости. 2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём –нибудь. 3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего - нибудь. 4. Шли два приятеля вечернею порою. 5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии. 6. Никто не отвечал мне. 7. Далече грянуло ура. 8. Бывалые и старые поучали молодых. 9. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. 10. Октябрь уж наступил. 11. Я помню чудное мгновенье. 12. Приезд отца явился полной неожиданностью. 13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград Задание 4. Обучающиеся зачитывают вслух предложения, определяют грамматические основы и способы выражения главных членов Общая сверка с изображением на экране. Выводы:Подлежащее может быть выражено: -сущ. в И. п. -мест.вИ. п. -инфинитивом -цельным словосочетанием -любой частью речи, которая занимает место подлежащего (прилагательным, причастием, наречием, числительным, междометием). Сказуемое может быть простым глагольным, составным глагольным и составным именным. | 3 мин 4мин 3мин 5мин |
3. | 3. Введение новых знаний ЗОЖ Упражне- ния для глаз | Работа с презентацией.(№2 табл. 2) Слайд 1. 1.Мое единое отечество – моя пустынная душа (К. Бальмонт). 2.Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение (В. Брюсов). 3.Быть с людьми – какое бремя! (Ф. Сологуб). 4.Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда – то вверх, в небо, и сознание своего бессилия – вот основные ноты и темы нашей новой поэзии (М. Горький). 5.Самая дурная сторона декадентов – это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды жизни по произволу (И. Бунин). Задание 2б. Электронный учебник «1С: Репетитор. Русский язык ( №36, табл. 2) Задание 2.в. Слайд 2. 1.Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества. (А. Волынский) 2.Деянья всех людей как тень в безумном сне. (В. Брюсов). 3.Песня с бурей вечно сестры (В. Брюсов). 4.Валерий Брюсов, несомненно, символист. 5.Я вольный ветер (К. Бальмонт). Я – изысканность русской медлительной речи (К. Бальмонт). 6.Константин Бальмонт тоже символист. 7.Демьян Бедный не символист. (№2, табл.2) | Задание 1. Анализ предложений. Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о причинах постановки тире между подлежащим и сказуемым. Вопросы учителя: 1.На что нужно при этом обращать внимание? 2.Какие комбинации грамматичой основы вы наблюдаете? Задание 2.а. Познакомьтесь с правилом постановки тире, изложенном в учебнике на странице 252 -253, п.1-7.(Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ.-2-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-464с), сделайте вывод о том, в каких еще случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире Аргументируйте свои ответы, используя примеры упражнений 375-377 учебника. Задание 2б. Индивидуальная работа Самостоятельно найти в электронном учебнике «1С: Репетитор. Русский язык» случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, которые не были рассмотрены в ходе объяснения нового материала. Задание 2.в. На основе материала Интернет подготовить сообщение о том, в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится. Привести соответствующие примеры из карточки. | Задание 1 Обучающиеся работают с учителем по Слайду1. Ответобучающихся: 1.«На то, чем выражены подлежащее и сказуемое в этих предложениях.» Задание 2.а. Группа 1 обучающихся читают материал учебника (п 1-7), делают вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым: «Если оба члена выражены существительным в именительном падеже, если один из них выражен существительным, а другой – глаголом в начальной форме, если оба главных члена выражены глаголом в начальной форме, если оба выражены числительными, если один из них выражен числительным, а другой существительным, если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит. Подтверждают примерами упражнений 375-377учебника Задание 2б. 2 ученика работают с электронным учебником «1С: Репетитор. Русский язык» Делают выводы: - Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если: Записывают примеры на доске: Задание 2 .в. Группа 2 обучающихся осуществляют поиск материала в сети Интернет и работают с карточкой ( копия Слайда2) Делают вывод об отсутствии тире между подлежащим и сказуемым: - если между ними присутствует связка есть, -если подлежащее выражено личным местоимением, кроме тех случаев, когда на местоимение падает логическое ударение, -если перед сказуемым стоит отрицательная частица не, один из сравнительных союзов, наречие, союзы также и тоже, вводные слова. Озвучивают найденный материал и подтверждают примерами упражнений из карточки, которые появляются для всеобщего обозрения на экране. | 14 мин |
4. | Первичное закрепле- ние материала. | Слайд 3. Таблица « Правописание тире между подлежащим и сказуемым» (Приложение к уроку№3) | Организует работу с таблицей. Дает задание: Записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире: 1. Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.) 2. Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.) 3. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.) 4. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.) | Опираясь на таблицу, записывают предложения под диктовку, объясняют выбор написания, который зависит от: -отсутствия связки; - от способа выражения главных членов, -от порядка расположения главных членов по отношению друг к другу -от наличия или отсутствия паузы, - от логического выделения и их соотнесенности с темой | 6 мин |
5 | Диагности- ка усвоения знаний | http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172 (№16,табл.2) | Критерий оценивания: 33 – 37 – «5»; 26 – 32 – «4»; 15 – 25 – «3» | 6 мин | |
6 | Рефлексия | « Слово учителя»: Мы обобщили материал по теме «Постановка тире между подлежащим и сказуемым».Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Возвращаемся к высказыванию Конфуция: «Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете, что…» главным для меня на уроке было то, … Меня порадовало на уроке то, …Теперь я запомнил(а), что …Я понял (а), что … | 2мин | ||
7 | Сообще- ние домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания. Выставить оценки | 1 мин |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".
Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....