план-конспект урока по русскому языку в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Мартынова Людмила Владимировна

Вашему вниманию представлен материал по русскому языку в 11 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым". Думаю, что данный материал будет интересен!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр»

города Нефтегорска  муниципального района Нефтегорский

Самарской области

446600: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Нефтяников, д. 35

Тел. (факс): 8 (846 70) 2-22-38; E-mail: school3.09@mail.ru

_________________________________________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
«Тире между подлежащим и сказуемым»

                                                                                                             Урок дан для учителей русского языка

                                                                                                  литературы ГБОУ СОШ № 3 Мартыновой Л.В.      

                                                                                                             с целью демонстрации   использования

                                                                                          современных технологий  на уроках русского языка                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                         14.11.2014                                                                                                    

.

1. ФИО (полностью) Мартынова Людмила Владимировна

2. Место работы: ГБОУ СОШ №3 г.Нефтегорска
3. Должность: Учитель русского языка и литературы
4. Предмет: Русский язык
5. Класс: 11Б
6. Тема и номер урока:  «Тире между подлежащим и сказуемым», урок № 34
7. Базовый учебник:Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы:.Учебник для общеобразовательных школ.-2-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005
Цель урока: повторить и обобщить  тему «Тире между подлежащим и сказуемым»

Задачи:

1.Образовательные: закрепить навыки выявления структуры грамматиеской основы предложений, анализа изобразительно-выразительных средств языка, расширить известное  учащимся правило  о постановке тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении

2.Развивающие :

в процессе работы по изучению новой темы через различные формы организации учебно-

познавательной деятельности способствовать развитию мышления обучающихся, речи, внимания,

памяти; формированию умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые

факты;

              - развивать навык работы на компьютере, в сети Интернет; навыки работы в группах; умение работать

с тестом

3.Воспитательные: - создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка

 путём вовлечения каждого в активную деятельность, способствовать развитию навыков сотрудничества

 в ходе группового и коллективного поиска;

-воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, потребность оценивать свою деятельность

и работу товарищей.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Формы и методы  работы  с учащимися: фронтальная, групповая и самостоятельная работа;

постановка и решение проблемных задач, частично-поисковая деятельность с применением интернет-

ресурсов, электронного учебника «1С: Репетитор. Русский язык», компьютерной презентации

на основе программы PowerPoint.

Необходимое техническое оборудование: Средства обучения: мультимедийный проектор,

компьютер с программой воспроизведения звуковых файлов.
Используемые ЭОР:
Мультимедиа-комплект «1С: Репетитор.   Русский язык»;

               (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61323/

                    http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172,

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организа-

ционный момент.

Организация работы на уроке

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

 Вступительное слово учителя о задачах урока: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. И для того, чтобы ваши фразы имели легкость, текст ваш не рассыпался, и наконец, чтобы вы хорошо написали сочинения- рассуждения на экзамене, сегодня мы будем работать над темой урока «Постановка тире между подлежащим и сказуемым».

Организация готовности учащегося к работе

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

1мин

2.

Актуализация знаний предыдущих уроков

ЗОЖ

Физкульт-минутка

Изображена на экране

Схема –опора  «Грамматическая основа»

(Приложение №1,2                                                                                                                       к конспекту урока по русскому языку)

Задание 2.

Интерактивные  таблицы «Способы выражения подлежащего»,«Подлежащее и способы его выражения», «Способы выражения сказуемого», «Виды сказуемых»

(http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61323/

№ 18, 19 , 35, табл. 2)

Задание 3.

Изображение на экране

Схема –опора «Способы выражения подлежащего и сказуемого»(Приложение № 3 к конспекту урока по русскому языку)

Задание 4.

Изображение на экране

1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.

2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём - нибудь.

3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего - нибудь.

4. Шли два приятеля вечернею порою.

5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.

6. Никто не отвечал мне.

7. Далече грянуло ура.

8. Бывалые и старыепоучали молодых.

9. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

10. Октябрь уж наступил.

11. Я помню чудное мгновенье.

12. Приезд отца явился полной неожиданностью.

13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград.(№2 табл2)

Задание 1.

Фронтальный опрос

Предлагает обучающимся, назвать главные признаки подлежащего исказуемого, пользуясь схемой-опорой

Задание 2.Проверка индивидуального домашнего задания  по теме «Способы выражения подлежащего и сказуемого»

 Задание 3.

Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте, чем они выражены:

.

Задание 4.

Фронтальная проверка правильности выполнения задания.

Предлагает ответить на вопросы задания,

 затем провести сверку с правильным вариантом на экране.

Какие выводы вы можете сделать по результатам повторения темы «Грамматическая основа предложения»?

Задание 1.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы И. п. кто? что?

 

 Сказуемое - главный член предложения, который обозначает то, что именно говорится о предмете речи, выраженном подлежащим, и отвечает на вопросы:

·  что говорится о предмете речи?

·  что делает предмет?

·  каков он?

·  какой он?

·  кто он такой?

·  что такое предмет?

Задание 2.Рассказы2-х обучающихся о способах выражения подлежащего и сказуемого с использованием интерактивных таблиц

Задание 3.

Обучающиеся самостоятельно выпоняют задание в контрольных  листах с подготовленным учителем материалом:

1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.

2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём –нибудь.

3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего - нибудь.

4. Шли два приятеля вечернею порою.

5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.

6. Никто не отвечал мне.

7. Далече грянуло ура.

8. Бывалые и старые поучали молодых.

9. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

10. Октябрь уж наступил.

11. Я помню чудное мгновенье.

12. Приезд отца явился полной неожиданностью.

13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград

Задание 4.

Обучающиеся зачитывают вслух

предложения, определяют грамматические основы и способы выражения главных членов

Общая сверка с изображением на экране.

Выводы:Подлежащее может быть выражено:

-сущ. в И. п.

-мест.вИ. п.

-инфинитивом

-цельным словосочетанием

-любой частью речи, которая занимает место подлежащего (прилагательным, причастием, наречием, числительным, междометием).

Сказуемое может быть простым глагольным, составным глагольным и составным именным.

3 мин

4мин

3мин

5мин

3.

3. Введение новых знаний

ЗОЖ

Упражне-

ния для глаз

Работа с презентацией.(№2 табл. 2)

 Слайд 1.

1.Мое единое отечество – моя пустынная душа (К. Бальмонт).

2.Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение (В. Брюсов).

3.Быть с людьми – какое бремя! (Ф. Сологуб).

4.Пессимизм и полное безучастие к действительности, страстный порыв куда – то вверх, в небо, и сознание своего бессилия – вот основные ноты и темы нашей новой поэзии (М. Горький).

5.Самая дурная сторона декадентов – это совершенная разрозненность с действительной жизнью, искажение правды

жизни по произволу (И. Бунин).

Задание 2б.  Электронный учебник «1С: Репетитор. Русский язык

( №36, табл. 2)

Задание 2.в.

Слайд 2.

1.Символизм есть сочетание в художественном изображении мира явлений с миром божества.                  

(А. Волынский)

2.Деянья всех людей как тень в безумном сне.

 (В. Брюсов).

3.Песня с бурей вечно сестры  

(В. Брюсов).

4.Валерий Брюсов, несомненно, символист.

5.Я вольный ветер

(К. Бальмонт).

 Я – изысканность русской медлительной речи

(К. Бальмонт).

6.Константин Бальмонт тоже символист.

7.Демьян Бедный не символист.

(№2, табл.2)

Задание 1.

Анализ предложений. Прочитайте данные предложения и сделайте вывод о причинах постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Вопросы учителя:

1.На что нужно при этом обращать внимание?

2.Какие комбинации грамматичой основы вы наблюдаете?

Задание 2.а.

Познакомьтесь с правилом постановки тире, изложенном в учебнике на странице 252 -253, п.1-7.(Гольцова Н.Г. и Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ.-2-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-464с), сделайте вывод о том, в каких еще случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире

Аргументируйте свои ответы, используя примеры упражнений  375-377 учебника.

Задание 2б.  Индивидуальная работа

Самостоятельно найти в электронном учебнике «1С: Репетитор. Русский язык» случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, которые не были рассмотрены в ходе объяснения нового материала.
(Открывать  в следующей последовательности: Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении. Тире  между подлежащим и сказуемым.)

Задание 2.в.

На основе материала Интернет подготовить сообщение о том,

в каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится. Привести соответствующие примеры из карточки.

Задание 1 Обучающиеся работают с учителем по Слайду1.

Ответобучающихся:

1.«На то, чем выражены подлежащее и сказуемое в этих предложениях.»

Задание 2.а.

Группа 1 обучающихся читают материал учебника (п 1-7), делают вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым:

 «Если оба члена выражены существительным в именительном падеже, если один из них выражен существительным, а другой – глаголом в начальной форме, если оба главных члена выражены глаголом в начальной форме, если оба выражены числительными, если один из них выражен числительным, а другой существительным, если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит.

Подтверждают  примерами упражнений

375-377учебника

Задание 2б.  

2 ученика  работают с электронным учебником «1С: Репетитор. Русский язык» Делают выводы:

- Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:
1)
главный член выражен инфинитивом, а другой - наречием на -о, если между ними предполагается пауза.

Записывают примеры на доске:
Это весело- кататься налодке.
2)
сказуемое выражено фразеологическим оборотом
Зарплата у него- будь здоров.

Задание 2 .в.

Группа 2 обучающихся осуществляют поиск материала в сети Интернет и работают с карточкой ( копия Слайда2)

Делают вывод об отсутствии тире между подлежащим и сказуемым:

- если между ними присутствует связка есть,

-если подлежащее выражено личным местоимением, кроме тех случаев, когда на местоимение падает логическое ударение,

-если перед сказуемым стоит отрицательная частица не, один из сравнительных союзов, наречие, союзы также и тоже, вводные слова. Озвучивают найденный материал и подтверждают  примерами упражнений

из карточки, которые появляются для всеобщего обозрения на экране.

14

мин

4.

 Первичное закрепле-

ние материала.

Слайд 3.  

Таблица « Правописание тире между подлежащим и сказуемым» (Приложение к уроку№3)

Организует работу с таблицей.

Дает задание:

 Записать   предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире:

1.        Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)

2.        Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)

3.        Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)

4.        Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)

Опираясь на таблицу, записывают предложения под диктовку, объясняют выбор написания, который зависит от:

-отсутствия связки;

- от способа выражения главных членов,

 -от порядка расположения главных членов по отношению друг к другу

-от наличия или отсутствия паузы,

- от логического выделения и их соотнесенности с темой

6 мин

5

Диагности- ка усвоения знаний

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_172

(№16,табл.2)

Критерий оценивания:

33 – 37 – «5»;

26 – 32 – «4»;

15 – 25 – «3»

6 мин

6

Рефлексия

« Слово учителя»:

Мы обобщили материал по теме «Постановка тире между подлежащим и сказуемым».Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Возвращаемся к высказыванию Конфуция: «Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете, что…»

главным для меня на уроке было то, …

Меня порадовало на уроке то,

 …Теперь я запомнил(а), что

…Я понял (а), что …

2мин

7

Сообще-

ние домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания. Выставить оценки

1 мин


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".

Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....