Конспект урока литературы в 6 классе. А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Трапезникова Елена Вячеславовна

Цели урока: 1. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа

                       А.П.Чехова «Толстый и тонкий», учить видеть меткость                                   

                       чеховского слова.

                       2. Развивать умение анализировать художественное 

                       произведение, обобщать, делать выводы.

                       3. Воспитывать чувство собственного достоинства,

                       самоуважение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_a.p._chehov_tolstyy_i_tonkiy_6_klass.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трапезникова Елена Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 1

Конспект урока литературы в 6 классе

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»

Цели урока: 1. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа

                       А.П.Чехова «Толстый и тонкий», учить видеть меткость                                  

                       чеховского слова.

                       2. Развивать умение анализировать художественное  

                       произведение, обобщать, делать выводы.

                       3. Воспитывать чувство собственного достоинства,

                       самоуважение.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию нового материала. Слово учителя с элементами беседы.

     Жил на свете обыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, но самое главное – словами. Помогал и больным, и здоровым. Потому что был не просто доктор, но и замечательный писатель. Звали его Антон Павлович Чехов.

В 1884 году, окончив медицинский факультет Московского университета, Чехов еще не знал, кем он станет – доктором или писателем. На двери его квартиры висела табличка «Доктор Чехов». А в газетах и журналах один за другим появлялись его рассказы, подписанные смешными именами: «Человек без селезенки», «Брат моего брата», «Врач без пациентов», «Антоша Чехонте».

3. Работа с портретом Чехова, написанным художником В.Серовым.

    - Каким представляется А.П.Чехов по портрету В.Серова? (Серьезный, внимательный, добрый, скромный…)

     Вот вы сказали «серьезный»! А между тем природа щедро одарила Антона Павловича юмором.

     - Что значит «человек обладает чувством юмора»? О каких людях так говорят?

     - Понятие «юмор» встречается и в науке о литературе. Что означает это понятие? Беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. ( На доске карточка со словом).

     Те, кто знали Чехова, утверждают, что юмор писателя был удивительно светлым, и при всем своем лукавстве, добрым, окрашенным любовью к людям, жизни. Прочитаю отрывки из 1 главы замечательной книги К.И.Чуковского «О Чехове»… Так, с самого раннего детства и во взрослой жизни Чехов не мог жить без юмора. Так появился писатель-сатирик и юморист А.П.Чехов. Сегодня его рассказы и пьесы любят во многих странах мира и нашей стране, потому что, читая их, человек становится благороднее, красивее и добрей.

     Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов А.П.Чехова.

  1. Запись темы урока, целевая установка.

На уроке мы постараемся «проникнуться» юмором писателя, будем учиться видеть меткость чеховского слова; вчитываясь в его рассказ, будем размышлять о том, что такое самоуважение, чувство собственного достоинства; а еще попробуем стать режиссерами, исследователями и актерами.

  1. Анализ рассказа.

- Как вводит нас Чехов в мир своего рассказа? Подробно? Обстоятельно? Завязка предельно краткая, лаконичная (слово появляется на доске). Лаконизм - черта многих произведений А.П. Чехова. Очень точно писатель В.Набоков подметил: «Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает». Эти слова станут первым эпиграфом нашего урока, запишем их. (Слова эпиграфа появляются на доске)

     

     - Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите его внешность, одежду, походку.

     - Посмотрим, как описал толстого Чехов. Прочитайте текст.

     - В чем особенность этого портрета?  Портрет краткий, автор дает лишь некоторые штрихи,  значимые подробности, детали. (Слово появляется на доске).

     - Образ какого человека создают эти детали? (Перед нами образ состоятельного, богатого человека, довольного жизнью: «пахло от него хересом и флердоранжем»).

     - Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали? А как у Чехова? Какие детали в этом портрете наиболее значимы? (Тонкий «навьючен». Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не хересом, а кофейной гущей.)

     - Какой прием использует автор, рисуя героев? Противопоставление, антитезу. (Слово появляется на доске)

     - Найдем синонимы этому противопоставлению. Только ли внешний вид рисуют эти слова? (Богатый и бедный)

     Удивительно, как несколькими штрихами, деталями, не рисуя подробного портрета, Чехов позволяет нам так много узнать о героях. Запишем второй эпиграф урока: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно» (М.Горький). Слова эпиграфа – на доске.

     - Что же происходит на страницах рассказа? (Встреча двух людей, знакомых, однокашников).

     - А я утверждаю: в рассказе происходят… две встречи. Если вы согласны, то скажите, какие это встречи? (Сначала встреча двух приятелей; затем – встреча двух чинов, начальника и подчиненного).

     В роли режиссеров вы сегодня уже выступали. Попробуем стать актерами и, выразительно прочитав, сыграть эти две встречи. Актеры всегда тщательно готовят свою роль, разбирают текст, ставят исполнительские задачи, находят нужные интонации. Нам тоже необходимо тщательно подготовиться к выразительному чтению по ролям и решить, какие мысли и чувства вы должны выразить в своем чтении. Перечитаем внимательно текст.

     - Какое чувство владеет героями вначале? (Радость, искреннее удивление, восторг).

     - Как передано это чувство? (разговорная лексика, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения).

     - Кто первый бросается к другу? (Толстый)

     - Как меняется интонация тонкого, когда он рассказывает другу о своей жизни? Для чего Чехов вводит паузу? (Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое… ну да бог с ним!» - не о том хочется говорить в столь радостный момент).

     - Что отвечает толстый?

     - Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.

     Читаем у Чехова: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чем эти слова говорят нам? Подберите синонимы к слову «окаменел». (Окаменел – как громом поражен, замер, не мог двигаться. За этим словом – состояние: страх, испуг, ужас, шок).  Теперь понятно, что это глагол – метафора, единственно возможное здесь слово художника – мастера.

     Читаем дальше: «Сам съежился, сгорбился, сузился…» Что передает каждый глагол? Не много ли их? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съежились и поморщились»? Автор преувеличивает, гиперболизирует. (Слово гипербола появляется на доске).

     - Какие еще изменения происходят в тонком? (Он подобострастно хихикает, в речи появляется частица «-с», пытается выражаться красиво, торжественно, от искренности не осталось и следа).

     5. Самостоятельное исследование языка рассказа по вариантам, составление таблицы.

Задание:

1 вариант – выписать глаголы, характеризующие поведение героев,

2 вариант – выписать обращения героев друг к другу.

     В результате исследования составляем таблицу.

Встреча друзей

Встреча чинов

Толстый «воскликнул, восторженно глядя»; тонкий «изумился», «облобызались», «устремили друг другу глаза, полные слез».

Тонкий «побледнел, окаменел», лицо «искривилось, посыпались искры», «съежился, сгорбился, сузился», «поморщились», «вытянулся во фрунт», «застегнул все пуговицы», «захихикал», «пожал три пальца», «поклонился», «шаркнул ногой».

Толстого «стошнило, поморщился», «отвернулся».

 

 - Почему изменилось поведение толстого? (Он разочарован поведением друга).

Встреча друзей

Встреча чинов

Тонкий: «Миша! Друг детства», «милый мой», «красавец, душонок», ты.

Толстый: «милый мой», «друг», «голубчик мой».

Тонкий: «ваше превосходительство», «друг, можно сказать, детства», «вельможи-с», «вы-с».

 

  - Почему в конце встречи в речи толстого нет обращений?

    - Какое чувство вызывает у вас поведение тонкого? (Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным).

    - Как автор относится к герою? Какое он находит слово: что заставляет героя так унижаться? («чинопочитание»).

    - А какое слово найдете вы? (Лакейство, потеря чувства собственного достоинства, приспособленчество, добровольное рабство).

А.П.Чехов утверждал: «Среди людей нужно сознавать свое достоинство». Эти слова станут третьим и самым важным эпиграфом нашего урока.

     - Что значит выражение «иметь чувство собственного достоинства»?

    6.Выразительное чтение учащимися: два диалога героев – две встречи.

    7.Обобщающее слово учителя.

Больше всего Чехов ненавидел ложь, рабство. Реальная жизнь не раз убеждала писателя в том, что рабская психология настолько сильна в человеке, что заставляет его унижаться даже тогда, когда никто его к этому не принуждает, как происходит с героем рассказа «Толстый и тонкий». Мысль о том, что люди добровольно заменяют человеческие связи отношениями между чинами угнетала Чехова и заставляла протестовать, высмеивать таких людей.

     - Только ли смеется над своими героями молодой Антоша Чехонте? Можем ли мы сказать, что перед нами юмористический рассказ? (Автор осуждает, обличает, поэтому «Толстый и тонкий» - рассказ сатирический). Новое слово сатира появляется на доске. Ребята делают запись в тетради. (Сатира – обличение людских пороков и недостатков жизни).

     8. Подведение итогов урока.

     - Что вы взяли с сегодняшнего занятия?

     - Назовите понятия сегодняшнего урока:

 1. Краткость (Лаконизм)

 2. Противопоставление (Антитеза)

 3. Преувеличение (Гипербола)

 4. Значимая подробность (Деталь)

 5. В чем отличие юмора от сатиры?

     9. Домашнее задание по выбору:

 1. Письменный ответ на вопрос «О чем заставил задуматься рассказ А.П.Чехова?»

 2.  Представьте, что А.П.Чехов пришел в ваш класс, увидел, как вы общаетесь друг с другом, как вы дружите. Напишите небольшой «чеховский» рассказ об интересном случае из вашей школьной жизни.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Урок литературы. 6 класс. А.П. Чехов. "Толстый и тонкий"

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей....

Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".

Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....

Презентация к уроку литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий" (6 класс).

Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 6 классе. Она содержит следующие материалы по рассказу Чехова: история создания, жанр, тема и идея, система персонажей, композиционные ...

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"

Конспект урока литературы для 6 класса "А.П. Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий"....

Методическая разработка урока литературы "Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе "Толстый и тонкий"

Данный урок является частью серии уроков, посвящённых изучению творчества А.П. Чехова в средних классах....