Рабочая программа по литературе 5 класс.2016 г.
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе учебной программы «Литература. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 классы М.: «Просвещение», 2014 год.
Учебник: Литература. 5 класс: учебник, в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_5_klass.docx | 112.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Калачинска Омской области «Лицей»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании кафедры на методсовете Директор БОУ «Лицей»
Протокол № Протокол № Л.Ю.Кирилихина
от от .
Рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе учебной программы «Литература. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 классы М.: «Просвещение», 2014 год.
Учебник: Литература. 5 класс: учебник, в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2014.
Класс: 5
Учитель: Михайлова Светлана Петровна, учитель первой квалификационной категории
г.Калачинск 2016г.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: планируемые результаты обучения. содержание тем учебного предмета, тематическое планирование ,приложения. Рабочая программа учебного предмета « Литература » для 5 класса БОУ «Лицей» разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2.Основная образовательная программа основного общего образования БОУ г. Калачинска «Лицей ».
3. Программа общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение», 2014 год.
В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием уроков, учебным планом по БОУ»Лицей»на 2016-2017 учебный год количество уроков по данному предмету составляет 105 часов ( 35 недель по 3 часа в неделю). Учебник: «Литература.5 класс». В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: «Просвещение», 2014 год.
Количество часов: всего 105 ч.(3часа в неделю)
Практическая часть программы:
Внеклассное чтение- 10
Контрольные работы- 7
Сочинений Р. Р. – 13
Заучивание наизусть-10
Проекты – 22
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в :
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультиплика-ция, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средст-вами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Ученик научится:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться :
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета
Введение 1 час
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество 10 часов
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки 4 чааса
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы 2 часа
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века 2 часа
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века 19 часов
грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.Нравоучительное содержание и причудливый сюжет.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века 29 часов
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Писатели улыбаются 3 часа
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы 15 часов
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическое планирование (Литература 5 класс ФГОС)
№ урока | Количество часов | Тема |
1. | 1 | ВВЕДЕНИЕ К читателям Книга в жизни человека. |
2 | 10 | Устное народное творчество Фольклор – коллективное устное народное творчество. |
3 | Малые жанры фольклора. П.Р.Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни. | |
4 | Русские народные сказки. «Царевна – лягушка» как волшебная сказка. Проект№1 Эл. альбом «Художники-иллюстраторы сказок» | |
5-6 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван –царевич. Поэтика волшебной сказки. | |
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания. ОДНКНР. Люди труда | |
8 | Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»:.система образов сказки. | |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». П.Р.Составление развёрнутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос | |
11 | РР Итоговый урок на тему «Русские народные сказки. Письменный ответ на вопрос «Почему в народных сказках всегда добро побеждает зло?» | |
12 | 2 | Из древнерусской литературы «Повесть временных лет» как литературный памятник. |
13 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. Проект№2.Эл. альбом «Сюжеты и герои русских летописей» | |
14 | 2 | Из литературы 18 века Вн.чт. В.Ломоносов- учёный, поэт, художник, гражданин. Проект №3.Эл. альбом»Ломоносов-великий россиянин» |
15 | М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…». | |
16 | 41 | Из литературы 19 века Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе. |
17 | И. А. Крылов. .«Ворона и Лисица»,«Свинья под Дубом», Краткий рассказ о баснописце. | |
18 | «Волк на псарне» Отражение исторических событий в басне. Проект №4.Эл. альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях» | |
19 | РР И.А.Крылов. Басни. Обобщение изученного. | |
20 | В.А.Жуковский. «Спящая царевна». Краткий рассказ о поэте | |
21 | В.А.Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | |
22 | А. С. П у ш к и н. Рассказ о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | |
23 | «У лукоморья дуб зелёный..." прологк поэме «Руслан и Людмила» собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | |
24 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. | |
25 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне : сравнительная характеристика героев. | |
26 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета , поэтика сказки. Проект №5.Эл. презентация «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» | |
27 | РР «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки | |
28-29 | Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина | |
30 | Вн. чт. А.С.Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок | |
31 | А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | |
32 | «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение | |
33 | Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | |
34 | «Бородино»: проблематика и поэтика. | |
35 | Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. | |
36 | Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,« Заколдованное место». Краткий рассказ о писателе. | |
37 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Проект №6 Составление презентации «Фантастические картины «Вечеров на хуторе » в иллюстрациях. | |
38 | Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница». «Ночь перед Рождеством». «Страшная месть». | |
39 | Н.А.Некрасов.«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. . | |
40 | Стихотворение «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | |
41 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. | |
42 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в эпоху крепостного права. Проект №7.Эл. альбом «Словесные портреты и пейзажи «МУМУ» | |
43 | «Муму» как протест против рабства. | |
44 | «Муму»: система образов. | |
45 | РР «И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа». | |
46 | А.А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. | |
47 | Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. | |
48 | «Кавказский пленник». Жилин и Костылин Проект №8.Эл. презентация«Жилин и Костылин | |
49 | РР «Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
| |
50- 51 | Контрольная работа (сочинение) по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого | |
52 | Антон Павлович Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ Проект №9.Эл. альбом «Юмористические рассказы Чехова» | |
53 | РР А.П. Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ Проект №10. Инсценирование «Хирургия» | |
54 | Ранние юмористические рассказа А.Чехова Проект №11.Эл. альбом «Юмористические рассказы Чехова» Проект №12 Эл. альбом «Юмористические рассказы Чехова в иллюст. пятиклассников » | |
55 | Поэты XIX века о Родине и о природе Лирика Тютчева. | |
56 | А.Н.Майков. «Ласточки»; И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» И.З.Суриков. «Зима» А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок). Проект №13.Эл. альбом «Стихи о родной природе» Проект №14 «Конкурс стихов» | |
57 | РР Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе. | |
58 | 29 | Из литературы 20 века Иван Алексеевич Бунин «Косцы». Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли. |
59 | Вн.чт. И.А.Бунин «Подснежник». Тема исторического прошлого России. | |
60 |
|
Владимир Галактонович Короленко. « В дурном обществе» : судья и его дети. |
61 |
| «В дурном обществе»: семья Тыбурция. |
62 | «Дурное общество» и «дурные дела» Проект №15.Эл. альбом «Мои ровесники в повести Короленко» | |
63 |
| РР «В дурном обществе»: подготовка к письменному ответу на поставленные вопросы |
64 |
Сергей Александрович Есенин. Изображение родины и природы. «Я покинул родимый дом...» ,«Низкий дом с голубыми ставнями..» Проект №16Эл. альбом «Стихи Есенина в иллюстрациях». | |
65 |
|
Проект №17.Эл. альбом «Сказы Бажова в ил.»Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. |
66 |
| «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы. |
67 |
| Константин Георгиевич Паустовский«Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки. |
68 |
| «Теплый хлеб»: язык сказки. |
69 |
| Вн.чт. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» и другие рассказы Природа и человек в произведениях |
70 | Вн.чт. С.Я.Маршак. Сказки для детей. | |
71 |
|
«Двенадцать месяцев: проблемы и герои. Проект №18. «Спектакль 12 месяцев» |
72 |
| «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка и её народная основа. |
73 |
| Р.Р. «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемные вопросы. |
74 |
| А.П.Платонов «Никита»: человек и природа |
75 | «Никита»: быль и фантастика. | |
76 |
| Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. |
77 |
| «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. |
78-79 |
| Р.Р. Подготовка к классному письменному сочинению на один из проблемных вопросов |
80 | А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей во время Великой Отечественной войны. | |
81 | К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...». Краткий рассказ о поэте и его военной биографии | |
82 | 2 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А.Бунин. «Помню - долгий зимний вечер…Дон Аминадо «Города и годы». |
83 | Д.Кедрин» Алёнушка»; А.Прокофьев «Алёнушка»; Н.Рубцов «Родная деревня». Образ Родины в стихах о природе. Проект№ 19.Эл. альбом «Русские поэы о родине и природе»
| |
84 |
| Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник». |
85 | Саша Чёрный «Игорь – Робинзон» Юмор и его роль в рассказе. | |
86 | Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба – кит» как юмористическое произведение.
| |
15 | Из зарубежной литературы | |
87 |
| Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд»: верность традиции предков. |
88 |
|
Д.Дефо «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. |
89 | Д.Дефо «Робинзон Крузо»: характер героя. | |
90 | Д.Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. | |
91 |
| Х. – К. Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастик |
92 |
| Х. – К. Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Проект №20 «Наши иллюстрации с сказке Андерсена» |
93 |
| Х. – К.Андерсен «Снежная королева» : что есть красота? |
94 | Вн.чт. Х. – К. Андерсен. Волшебные сказки. Проект №21«Памятники лит. Героям» | |
95-96 |
| РР Сочинение по сказкам Х. – К. Андерсена |
97 |
| Промежуточная аттестация. |
98 | Проект №22 Литературный праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | |
99 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера» : дружба героев | |
100 | РР «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей | |
101 |
| Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» : что значит быть взрослым?. Проект №22 герои Д.Лондона-альбом |
102 | Дж. .Лондон «Сказание о Кише» : мастерство писателя. | |
103-105 | Резервные уроки |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:
Личностные результаты:Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации(словари, энциклопедии, интернет -ресурсы )
- Формирование чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- Устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- Ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
- Потребность в самовыражении через слово;
- Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:обучение целеполаганию;
- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;
- анализировать условия достижения цели;
- устанавливать целевые приоритеты;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- принимать решения в проблемной ситуации;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации;
- создавать тексты определённого жанра;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Познавательные УУД:
давать определения понятиям;
- обобщать понятия;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
- пользоваться изучающим видом чтения;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- строить рассуждения;
- осуществлять сравнение;
- излагать содержание прочитанного текста выборочно;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять анализ;
- учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять классификацию
- Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов
Предметные результаты
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
• выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
• пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства;
• определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах
Разделы, темы (содержание по темам) | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Раздел I. Введение. | Предметные результаты. Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека. Познавательные УУД. Уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. Регулятивные УУД. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, осмысленно пересказывать и объяснять значение прочитанного. Коммуникативные УУД. Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. Воспитание любви к книге как духовной ценности нации. Личностные УУД. Формирование «стартовой» мотивации к обучению. |
Раздел II. Устное народное творчество. | Предметные результаты. Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной ре навыкам пересказа. Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сказывании характерные речевые обороты. Научиться выявлять художественные сказочные приёмы, определять и понимать мораль сказки, композиционные части, Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов сказок. Выделять и формулировать познавательную цель. Применять метод информационного поиска. Познавательные УУД. Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного. Уметь собирать, систематизировать материал, делать выводы. Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме, пользоваться справочной литературой, отвечать на проблемные вопросы. Регулятивные УУД. Формулировать и удерживать учебную задачу. Уметь работать в группе, устанавливать отношения сотрудничества. Коммуникативные УУД. Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. Личностные УУД. Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности. Воспитание чувства доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости. Формировать внутреннюю позицию на основе поступков положительного героя. Формировать навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. Формирование навыков исследовательской деятельности. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Формирование уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков). |
Раздел III. Из древнерусской литературы. | Предметные результаты.Научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи. Уметь выразительно читать древнерусские тексты в современном переводе, составлять характеристику героев древнерусской литературы, давать им нравственную оценку. Познавательные УУД.Уметь искать и извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные УУД.Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные УУД. Уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Уметь определять общую цель и пути её достижения. Личностные УУД.Формировать навыки исследовательской деятельности, уважительное отношение к истории и культуре наших предков. Усваивать гуманистические ценности нашего общества, воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну. |
Раздел IV. Из русской литературы XVIII века | Предметные результаты.Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор). Познавательные УУД.Уметь извлекать необходимую информацию из текста. Регулятивные УУД. Уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные УУД. Уметь читать вслух и понимать прочитанное. Личностные УУД.Формировать навыки самоконтроля и самоанализа. |
Раздел V. Из литературы XIX века. | Предметные результаты.Научиться понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, выразительно читать басни по ролям, выявлять способы самообразования, навыкам проектной деятельности. Научиться определять черты сказки находить основную мысль, оценивать поступки и поведение героев. Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы. Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, чувствовать настроение автора через его речь. Научиться составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию, выполнять проектную деятельность по алгоритму. Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, определять его тему, анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания. Научиться понимать и воспроизводить сюжет произведения, выявлять его основную нравственную проблематику, обсуждать поступки литературных героев и аргументированно выражать свое мнение о них. Научиться выявлять основную идею эпического произведения, выделять в нем главные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи между ними, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев, анализировать произведение эпоса, использовать литературные термины в устной речи, понимать гуманистическую направленность произведения. Познавательные УУД.Уметь читать вслух и понимать прочитанное, извлекать информацию из прочитанного или прослушанного текста, анализировать стихотворный или прозаический текст; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. операционный опыт. Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные УУД.Формировать навыки выразительного чтения, самоконтроля, коллективного взаимодействия. Уметь составлять план учебных действий для раскрытия цели урока (уметь рассказывать, о чем произведение и какова его тема), проводить исследование прочитанного текста, формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершенных действий в форме речевых значений. Уметь сотрудничать в коллективе, формулировать возможный вариант решения проблемы, определять последовательность решения задач для достижения цели, обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение, обосновывая и доказывая свое. Формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности, умение работать по самостоятельному маршруту восполнения проблемных зон в обучении. Личностные УУД.Формирование навыков анализа текста, исследовательской деятельности, навыков самоанализа и самоконтроля, мотивации к самосовершенствованию, к обучению. Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления и саморегуляции, расширение кругозора. Овладение техникой пересказа, выразительного чтения. Формирование познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений, т.е. оценки поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей. Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества. Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. |
Раздел VI.Из литературы XX века. | Предметные результаты.Научиться анализировать текст, давать характеристики героям повести, выделять существенное и главное по теме в тексте, выделять нравственную проблему, определять композиционно-языковые особенности повествования, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. Научиться выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, использовать навыки проектной деятельности. Научиться объяснять жанровые особенности произведения, сопоставлять их одно с другим, находить в тексте изобразительно-выразительные средства, объяснять их роль, выяснять значения незнакомых слов, выразительно пересказывать, обобщать и систематизировать полученные знания, закреплять умения и навыки, развивать творческие способности, патриотические чувства. Познавательные УУД. Применять методы информационного поиска, осознанно и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме, овладеть навыками монологической речи, смыслового чтения, уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, анализировать предмет с целью выделения существенных признаков. Регулятивные УУД. Уметь пользоваться приемом продуктивного чтения выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа в соответствии с поставленной целью, развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач. Коммуникативные УУД. Формировать умение работать в группах и самостоятельно. Уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее; уметь определять общую цель и пути ее достижения, ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор, научиться планировать ответ, комментировать полученную информацию. Уметь анализировать эпизод, определять авторское отношение к описываемым событиям, сравнивать данное произведение со стихотворениями русских поэтов о родной природе и о Родине; сопоставлять художественное произведение с живописным полотном, понимать чувства героев. Выразительно читать текст, уметь отвечать на проблемные вопросы. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, воспитание патриотических чувств учащихся. Формировать мотивацию к обучению, самосовершенствованию, навыки самоанализа и самоконтроля. Личностные УУД. Формировать оценку содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей, на основе сформированных личностных ценностей. Формировать способности к решению моральных дилемм, на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения. Формировать эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности. Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. |
Раздел VII.Из зарубежной литературы. | Предметные результаты. Научиться выразительно читать и пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героя, понимать значение произведения в истории литературы, обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. Познавательные УУД. Овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. Научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию, а также синтезировать полученную информацию для составления ответа. Регулятивные УУД. Выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Развивать способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), научиться комментировать полученную информацию. Уметь выполнять учебные действия постановки задачи на основе узнанного, подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели. Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные УУД.Формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. Уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать оценивать действия партнера. Уметь применять полученные знания при ответе, адекватно использовать речевые средства и грамотно конструировать ответ. Личностные УУД.Формировать познавательный интерес к творчеству зарубежных писателей воспитывать личностные ценности на основе образов героев произведения. Формирование навыков самоанализа и контроля ответственного отношения к учёбе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. |
Календарно-тематическое планирование. « Литература 5 класс»
№ урока | дата | Тема урока |
1. | К читателям Книга в жизни человека. | |
2 | Фольклор – коллективное устное народное творчество. | |
3 | Малые жанры фольклора. П.Р.Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни. | |
4 |
Русские народные сказки. «Царевна – лягушка» как волшебная сказка. Проект№1 Эл. альбом «Художники-иллюстраторы сказок» | |
5-6 | «Царевна-лягушка». Василиса Премудрая и Иван –царевич. Поэтика волшебной сказки. | |
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная богатырская сказка героического содержания. ОДНКНР. Люди труда | |
8 | Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»:.система образов сказки.
| |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» | |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». П.Р.Составление развёрнутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос | |
11 | РР Итоговый урок на тему «Русские народные сказки. Письменный ответ на вопрос «Почему в народных сказках всегда добро побеждает зло?»
| |
12 | «Повесть временных лет» как литературный памятник.
| |
13 | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. Проект№2.Эл. альбом «Сюжеты и герои русских летописей» | |
14 | Вн.чт. В.Ломоносов- учёный, поэт, художник, гражданин. Проект №3.Эл. альбом»Ломоносов-великий россиянин» | |
15 |
М.В.Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…». | |
16 |
Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе. | |
17 |
И. А. Крылов. .«Ворона и Лисица»,«Свинья под Дубом», Краткий рассказ о баснописце. | |
18 | «Волк на псарне» Отражение исторических событий в басне. Проект №4.Эл. альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях» | |
19 | РР И.А.Крылов. Басни. Обобщение изученного.
| |
20 | В.А.Жуковский. «Спящая царевна». Краткий рассказ о поэте | |
21 |
В.А.Жуковский «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | |
22 | А. С. П у ш к и н. Рассказ о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны | |
23 | «У лукоморья дуб зелёный..." прологк поэме «Руслан и Людмила» собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | |
24 |
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. | |
25 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне : сравнительная характеристика героев. | |
26 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета , поэтика сказки. Проект №5.Эл. презентация «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» | |
27 | РР «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки | |
28-29 | Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина | |
30 | Вн. чт. А.С.Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок
|
31 | А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. | |
32 | «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение | |
33 | Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.
| |
34 | «Бородино»: проблематика и поэтика. | |
35 | Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. | |
36 | Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,« Заколдованное место». Краткий рассказ о писателе. | |
37 | «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Проект №6 Составление презентации «Фантастические картины «Вечеров на хуторе » в иллюстрациях. | |
38 | Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница». «Ночь перед Рождеством». «Страшная месть». | |
39 | Н.А.Некрасов.«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. . | |
40 | Стихотворение «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | |
41 | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. | |
42 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в эпоху крепостного права. Проект №7.Эл. альбом «Словесные портреты и пейзажи «МУМУ» | |
43 | «Муму» как протест против рабства. | |
44 | «Муму»: система образов. | |
45 | РР «И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа». | |
46 | А.А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. | |
47 | Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. . | |
48 | «Кавказский пленник». Жилин и Костылин Проект №8.Эл. презентация«Жилин и Костылин » | |
49 | РР «Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.
| |
50- 51 | Контрольная работа (сочинение) по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого | |
52 | Антон Павлович Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ Проект №9.Эл. альбом «Юмористические рассказы Чехова» | |
53 | РР А.П. Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ Проект №10. Инсценирование «Хирургия» | |
54 | Ранние юмористические рассказа А.Чехова Проект №11.Эл. альбом «Юмористические рассказы Чехова» Проект №12 Эл. альбом «Юмористические рассказы Чехова в иллюст. пятиклассников » |
55 | Поэты XIX века о Родине и о природе Лирика Тютчева. | |
56 | А.Н.Майков. «Ласточки»; И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» И.З.Суриков. «Зима» А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок). Проект №13.Эл. альбом «Стихи о родной природе» Проект №14 «Конкурс стихов» | |
57 | РР Русские поэты 19 века о родине, родной природе и о себе. | |
58 |
| Иван Алексеевич Бунин «Косцы». Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли. |
59 | Вн.чт. И.А.Бунин «Подснежник». Тема исторического прошлого России. | |
60 |
|
Владимир Галактонович Короленко. « В дурном обществе» : судья и его дети. |
61 |
| «В дурном обществе»: семья Тыбурция. |
62 | «Дурное общество» и «дурные дела» Проект №15.Эл. альбом «Мои ровесники в повести Короленко» | |
63 |
| РР «В дурном обществе»: подготовка к письменному ответу на поставленные вопросы |
64 |
Сергей Александрович Есенин. Изображение родины и природы. «Я покинул родимый дом...» ,«Низкий дом с голубыми ставнями..» Проект №16Эл. альбом «Стихи Есенина в иллюстрациях». | |
65 |
|
Проект №17.Эл. альбом «Сказы Бажова в ил.»Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. |
66 |
| «Медной горы хозяйка»: сказ как жанр литературы. |
67 |
| Константин Георгиевич Паустовский«Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки. |
68 |
| «Теплый хлеб»: язык сказки. |
69 |
| Вн.чт. К.Г. Паустовский «Заячьи лапы» и другие рассказы Природа и человек в произведениях |
70 | Вн.чт. С.Я.Маршак. Сказки для детей. | |
71 |
|
«Двенадцать месяцев: проблемы и герои. Проект №18. «Спектакль 12 месяцев» |
72 |
| «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка и её народная основа. |
73 |
| Р.Р. «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемные вопросы. |
74 |
|
А.П.Платонов «Никита»: человек и природа |
75 | «Никита»: быль и фантастика. | |
76 |
|
Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. |
77 |
| «Васюткино озеро»: становление характера главного героя. |
78-79 |
| Р.Р. Подготовка к классному письменному сочинению на один из проблемных вопросов |
80 | А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей во время Великой Отечественной войны. | |
81 | К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...». Краткий рассказ о поэте и его военной биографии | |
82 |
Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А.Бунин. «Помню - долгий зимний вечер…Дон Аминадо «Города и годы». | |
83 | Д.Кедрин» Алёнушка»; А.Прокофьев «Алёнушка»; Н.Рубцов «Родная деревня». Образ Родины в стихах о природе. Проект№ 19.Эл. альбом «Русские поэы о родине и природе»
| |
84 |
|
Писатели улыбаются. Саша Чёрный. «Кавказский пленник». |
85 | Саша Чёрный «Игорь – Робинзон» Юмор и его роль в рассказе. | |
86 | Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба – кит» как юмористическое произведение.
|
87 |
| Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд»: верность традиции предков. |
88 |
|
Д.Дефо «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. |
89 | Д.Дефо «Робинзон Крузо»: характер героя. | |
90 | Д.Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. | |
91 |
|
Х. – К. Андерсен «Снежная королева»: реальность и фантастик |
92 |
|
Х. – К. Андерсен «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. Проект №20 «Наши иллюстрации с сказке Андерсена» |
93 |
| Х. – К.Андерсен «Снежная королева» : что есть красота? |
94 | Вн.чт. Х. – К. Андерсен. Волшебные сказки. Проект №21«Памятники лит. Героям» | |
95-96 |
| РР Сочинение по сказкам Х. – К. Андерсена |
97 |
| Промежуточная аттестация. |
98 | Проект №22 Литературный праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | |
99 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера» : дружба героев | |
100 | РР «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. | |
101 |
| Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» : что значит быть взрослым?. Проект №22 герои Д.Лондона-альбом |
102 | Дж. .Лондон «Сказание о Кише» : мастерство писателя. | |
103-105 | Резервные уроки |
График контрольных работ
по литературе 5 класс А
№ | Номер урока | Дата | Вид работы |
1. | 11 | Р.р. Домашняя контрольная работа ,сочинение «Русские народные сказки» | |
2. | 27 | Р.р. . Домашняя контрольная работа ,сочинение «Сказка Пушкина» | |
3. | 28-29 | Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина | |
4. | 45 | Р.р. Контрольная работа .Домашнее сочинение «Тургенев- мастер пейзажа» | |
5. | 49 | Р.р. Контрольная работа «Кавказский пленник »Пушкин. | |
6. | 50-51 | Контрольная работа (сочинение) по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н.Толстого | |
7. | 57 | Р.р. Анализ стиха о природе | |
8. | 73 | Домашняя контрольная работа «Сказка 12 месяцев» | |
9. | 78-79 | Сочинениепо творчеству Есенина,Бажова,Паустовского | |
10. | 95-96 | Сочинение по творчеству .Х. Х. Андерсена | |
11 | 97 | Промежуточная аттестация |
График выполнения проектов по литературе 5 класс А
№ | № урока | Дата | Название проекта |
1 | 4 | Эл. альбом «Художники-иллюстраторы сказок» | |
2 | 13 | Эл. альбом «Сюжеты и герои русских летописей» | |
3 | 14 | Эл. альбом»Ломоносов-великий россиянин» | |
4 | 18 | .Эл. альбом «Герои басен Крылова в иллюстрациях» | |
5 | 26 | Эл. презентация «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» | |
6 | 37 | Составление презентации «Фантастические картины «Вечеров на хуторе » в иллюстрациях | |
7 | 42 | Эл. альбом «Словесные портреты и пейзажи «МУМУ» | |
8 | 48 | Эл. презентация«Жилин и Костылин » | |
9 | 52 | Эл. альбом «Юмористические рассказы Чехова» | |
10 | 53 | Инсценирование «Хирургия» | |
11 | 54 | Эл. альбом «Юмористические рассказы Чехова в иллюстрациях » | |
12 | 55 | Эл. альбом «Юмористические рассказы Чехова в иллюст. пятиклассников » | |
13 | 56 | «Конкурс стихов» | |
14 | 56 | Эл. альбом «Стихи о родной природе» | |
15 | 62 | Эл. альбом «Мои ровесники в повести Короленко» | |
16 | 64 | Эл. альбом «Стихи Есенина в иллюстрациях». | |
17 | 65 | Эл. альбом «Сказы Бажова в ил.» | |
18 | 71 | «Спектакль 12 месяцев» | |
19 | 83 | .Эл. альбом «Русские поэты о родине и природе» | |
20 | 92 | Эл. альбом «Снежная королева,наши иллюстрации» | |
21 | 99 | Эл. альбом «Памятники лит. героям» | |
22 | 100 | Эл. альбом «Герои Д. Лондона в экстремальных ситуациях» | |
23 | 102 | «Литературный праздник» |
Материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса
- Амбушева Т.М. литература. 5-6 классы. Конспекты уроков для работы по всем образовательным программам./ Волгоград, «Учитель». 2009.
- Антонова Л.В. Литература. Контрольно-измерительные материалы. Издание 2-е, переработанное./ М.. «Вако», 2013.
- Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе, поурочные разработки .М. «Просвещение»2012
- Духно В.В. Литература.5-7 классы. Викторины, занимательный материал./ Волгоград, «Учитель», 2009.
- Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Издание 5-е, переработанное./ М.. «Вако», 2013.
- Еременко М.В. Готовые сочинения по литературе. 5 класс. /М.. «Вако». 2013.
- Карасева И.В. Литература. 5 класс. Поурочные планы. Издание 3-е, переработанное и дополненное. /Волгоград, «Учитель». 2012.
Материально – техническое обеспечение
Портреты писателей 18-20 века |
Карточки – задания по темам |
Тестовые задания по теме «Средства художественной выразительности» |
Альбом «Русские писатели 19 -20 века» |
Мультимедийные пособия: Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011. Уроки литературы в 5 классе. Издательство Кирилла и Мефодия |
Персональный компьютер, оснащённый акустическими колонками. |
Информационные Интернет – ресурсы:
- www.wikipedia.ru - Универсальная энциклопедия «Википедия»
- www.krugosvet.ru - Универсальная энциклопедия «Кругосвет»
- www.rubricon – Энциклопедия «Рубикон»,
- www/slovari – Электронные словари
- www.feb-web/ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы. 6-9 класс 2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ" 6-9 КЛАССЫ . МОСКВА ПРОСВЕЩЕНИЕ 2016...
Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....