Учебный проект "Поэтический образ в литературе"
проект по литературе по теме

Кавардакова Светлана Александровна

 Проект дает возможность увидеть, как можно выйти за рамки учебника и через практико-ориентированные задания лучше усвоить учебный материал, как совместить работу учителя с дополнительным образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnoe_ryadom_office_word.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Проект

«Удивительное рядом»

                            Работа выполнена учителем

                              МАОУ «СОШ № 16» г. Перми

                                                 Кавардаковой Светланой Александровной

                                       

                                                  Пермь - 2013

                               Проблемно-ориентированный анализ

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя,  о том, что учитель должен быть оптимистом... А как часто учителю приходится «вариться в собственном соку», не хватает времени пообщаться с учителями другого профиля, перенять у них что-то интересное, предметные знания становятся разрозненными. В современной школе идет недооценка педагогами коллективной деятельности, партнерства, кооперации, которая поможет обогатить личный опыт учителя – в этом мы видим проблему, путь решения которой в интеграции образования, в совместной деятельности педагогов разных циклов.

Постоянный контакт с людьми требует от учителя огромных эмоциональных затрат. Стремление быть во всем лучшим, а также повышенная склонность к сопереживанию, подавление эмоциональности, отсутствие моральной поддержки со стороны коллег и семьи часто приводят к чувству опустошенности, отсутствию возможности выхода негативных эмоций на работе. Именно такое состояние эмоциональной напряженности, частые головные боли, нервные срывы, нарушение сна приводит к утрате смысла профессиональной деятельности. В этом тоже проблема современного учителя. Такое состояние испытали и мы  с моей коллегой в прошлом году. Это заставило нас  обратиться за помощью к психотерапевту, который предложил нам попробовать:

  1. Правило 3 восьмерок (8 часов сон, 8 часов работа, 8 часов личная жизнь).
  2. НОТ (научная организация труда)
  3. Освоение чего – то нового.

Последняя рекомендация мне понравилась. Я решила совместить педагогическую деятельность с дополнительным образованием. В городском центре дополнительного образования «Муравейник» мне предложили несколько направлений. Я выбрала краеведческий туризм. Второй год  осваиваю новую роль учитель + педагог дополнительного образования. Этот способ работы дает  стимул к личностному развитию. Плюсы и минусы попытаюсь проанализировать в виде таблицы.

                    плюсы

                    минусы

- Разработала и защитила программу по дополнительному образованию «Туристы-краеведы».

- Летом 2012 года организовала сплав по реке Чусовой для учащихся 5 классов.

- Освоила навыки сбора палатки, научилась разжигать костер в дождь, управлять катамараном, готовить пищу на костре.

- Получила массу положительных эмоций,

- возможность путешествовать по    городам Пермского края,

- обобщила опыт по сплаву на городском мероприятии « Из дальних странствий возвратясь»,

- общение с партнерами городской экологической организации «ЭкоПуть»,

- поддержку со стороны родителей,

- восторг и благодарность со  стороны детей, ожидание следующего сплава,

-  расширение собственного кругозора и культурного развития,

- овладение методами организации проектно – исследовательской деятельности учащихся,

- применение инновационных методов в повышении учебной мотивации учащихся,

- научилась организовывать  работу с родителями  как с полноправными участниками образовательного  и воспитательного процесса.

- Работа требует много   дополнительного личного времени.

- Ответственность за здоровье  детей в походных условиях.

- Отрыв на длительное время от семьи.

- Финансовые  расходы.

                           Концептуальное обоснование идеи

        Поход дал  возможность осознать, что я на правильном пути. Совмещение основной работы и дополнительного образования дает  возможность получать массу положительных эмоций, заряд энергии, желание творить, быть интересной, яркой. Общение  с детьми в неформальной обстановке дает возможность по-новому взглянуть на образовательный процесс, направленный на  личностное развитие.

В этом году я разработала для сплава практико-ориентированные задания  по созданию поэтического образа в литературе.

Цель проекта: Создание условий для личностного саморазвития и профессионального  роста средствами краеведческой деятельности.

Задачи проекта:

1) Составить дорожную карту маршрутов.

2) В условиях творческой пары разработать новые практико-ориентированные задания.

3) Отобрать такое предметное содержание, которое будет способствовать повышению мотивации.

4) Способствовать укреплению  своего физического здоровья.

5) Содействовать гармонизации отношений с учащимися  и с природной      средой.

                               Механизм реализации проекта.

           Практико-ориентированные задания  в походе.

день сплава

математика

литература

Метапредметная связь

1 день

Сбор данных для решения задач на движение.

« Чудо жизни»

Интеллектуальная игра «Подбери эпитет»

(к словам  направление, скорость, катамаран, движение, путь).

2 день

Практическое применение задач по теме «Пропорция»

«В мире сравнений»

Применение пропорции в природе:

  1. Золотое сечение.
  2. Словесное описание листа на стебле, чешуек в шишке, семечек в корзинке цветка.

3 день

Практическое применение задач по теме «Координаты»

« Тайна метафоры»

  1. Построение созвездий по координатам.
  2. Создание поэтического образа  созвездий.

4 день

Составление задач по теме  «Случайные, достоверные, невозможные события»

Пейзажные зарисовки.

Наблюдение за погодой в течение дня:

  1. Предположение событий.
  2. Описание событий.

5 день

Решение задач по себестоимости сплава

Творческая лаборатория.

Составление четверостиший по итогам  обработки бюджета сплава.

6 день

Интеллектуальное

           шоу

«Своя игра»

   

                                Создание поэтического образа.

Для начала разберемся, что такое образное мышление. Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов.

Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.

С понятием образное мышление тесно связана способность воображать, фантазировать, мечтать. Фантазия есть качество величайшей ценности. Напрасно думают некоторые, что эта способность нужна только поэтам. Не состоялись бы открытия в математике, если бы ученые были лишены воображения.

Что же такое поэтический образ? Поэтический образ многозначен, потому что он не только характеризует предмет, но и выражает отношение к нему говорящего, он ёмок, рождает в читателе рой смыслов и значений. Поэтический образ объединяет в себе множество значений, но обладает силой «взрыва», потому что он лаконичен и неожидан, рожден жизнью, но окрашен, пропитан чувством и мыслью художника, его ассоциациями, сближающими душевную жизнь человека и явления природы. Поэтический образ обращен ко всем органам наших чувств: к зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу.

Анализируя творческие работы учащихся 6 «б» класса, пришла к выводу: 10 человек быстро создают поэтические образы на основе наглядности, долго сохраняют их в памяти, но теряются, когда требуется видоизменить образ, так как в этих условиях образ у них как бы расширяется, исчезает. А 15 человек затрудняются представить, описать тот образ, который создан писателем. Создавать собственные образы, используя художественные средства (тропы) могут только 12 человек.  

Проблему я вижу в том что, чтобы вызвать в ребенке живое представление о предмете, надо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление.  Общение с природой на сплаве поможет мне решить эту проблему.

    Задачи:

  1. обогатить свой словарный запас,
  2. развивать литературные способности,
  3. зарядиться положительной энергией,
  4. укрепить здоровье.

        Методы:

  1.  наблюдение – это метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств,
  2. словесные игры,
  3. игры на ассоциации.

Формы фиксации материала:

  1. дневник наблюдений,
  2. эссе,
  3. лимерик, синквейн,
  4. стихотворение.

1 день «Чудо жизни». Радость общения с природой, эмоции и чувства попытаться выразить подбором эпитетов (записать в дневник). Конкурс « Кто больше подберет эпитетов к предметам, которые нас окружают». Десять самых ярких эпитетов, которые будут поднимать нам настроение во время похода,  оформим в виде плаката. Интеллектуальная игра «Подбери эпитет» к словам скорость, катамаран, движение.

   2 день. «В мире сравнений». День фантазий и творческой деятельности, шаг к новизне,  необычному, непредсказуемому. Применение пропорции в природе:

  1. золотое сечение (в математике),
  2. словесное описание листа на стебле, чещуек в шишке, семечек в корзинке цветка (при помощи подбора сравнений)

Игры на развитие образных ассоциаций.

        3 день. «Тайна метафоры». Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и интеллектуальных операций. Конкурс на самую необычную метафору. Создание поэтического образа  созвездий.

      4 день. «Пейзажные зарисовки». Это день наблюдения за природой.      Создание пейзажных зарисовок в разных литературных жанрах. Игры словесные на развитие внимания и наблюдательности.

      5 день. «Творческая лаборатория». Фантазируют и взрослые, и дети.

    Сочинение песен, частушек, небылиц, стихотворений.

      6 день.  Интеллектуально ШОУ «Своя игра».

Планирование работы по реализации проекта.

1.Разработка практико-ориентированных заданий.

2.Разработка маршрута похода - сплава  с городской экологической организацией «ЭкоПуть».

План похода

25.07 выезд группы по маршруту: Пермь – Горнозаводск - берег реки Койва (на заказном автобусе).

26.07 сплав по реке Койва (10км)

27.06 сплав по реке Койва  (16км)

28.06  сплав по реке Чусовой (8км) посещение памятников природы камень Дыроватый, Глухие камни, Голубое озеро.

29.06 сплав по реке Чусовой (5км), посещение пещеры Чудесница.

30.06 сплав по реке Чусовой (3км) до города Чусовой. Отбытие в город Пермь на заказном автобусе.

                      Ресурсы и условия реализации проекта

1.Техническое оборудование (на группу из 20 человек)

А) Катамаран - 3шт.

Б)  Палатка -  5 шт.

В) Спальник – 20 шт.

Г) Рюкзаки – 20 шт.

Д) Туристический коврик – 20 шт.

Е) Костровое оборудование – 1 набор

2. Разработка меню и согласование его с Роспотребнадзором

3. Медицинские справки о прививках.

4. На группу из 20  человек 2 инструктора, 2 руководителя.

5. Инструктаж по технике безопасности.

                                   Образ конечного результата

Что мы ждем от нашей совместной работы? Конечно же, стимула к личному развитию, позитива, желания творить и не останавливаться на достигнутом.

                                               Новая «Я»

 Интересная, позитивная, творческая личность. Которая всегда

  1. идет в ногу со временем,
  2. не теряет чувство юмора,
  3. остается интеллигентным  человеком в любых условиях,
  4. не боится экспериментировать,
  5. как можно дольше сохраняет в себе детство,
  6. всегда находить  прекрасное в природе и поступках людей,
  7. видит  в работе перспективы личностного роста,
  8.  счастливая.

Возможные риски:

  1. недостаточная активность родителей в помощи по реализации проекта,
  2. не все ребята захотят участвовать в походе, в том числе те, у кого есть проблемы с учебной мотивацией,
  3. не все родители смогут профинансировать участие ребенка в походе.

                    Перспективы развития проекта.

  1. Подготовить материал к публикации «Из опыта работы».
  2. Написать статью в школьную газету «Интересное рядом».
  3. Впечатления о походе изложить в эссе « Путевые заметки».

4) Оформить  сборник детского творчества.

5)Разработать карту новых  туристических маршрутов.

6)Создать каталог для педагогов «Изюминки Пермского края».

7)Разработать рекомендации  для коллег «Советы бывалых туристов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки для 5 класса по теме "Слово и звук как средство создания образа в литературе и музыке"

  Урок,в котором рассказывается о "Струнном квартете" Бородина и басне Крылова, я перерабатывала много раз. Я меняла музыкальный материал. Сначала слушали дуэт, например, "Пастораль" из "С...

Конкурсный урок регионального этапа конкурса «Мой лучший урок» Тема: «Женские образы в литературе и в живописи»

Урок прекрасного. (Урок развития речи) «Женская красота в русской литературе и живописи»...

Рабочая программа по учебному предмету «Русская родная литература» для 9 класса на 2019– 2020 учебный год

Аннотация  к рабочей программе по  «Русской родной  литературе» для 9 классаРабочая программа учебного курса «Русская родная литература» для 9 класса разраб...

методическая разработка урока на тему" Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве"

Урок по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством" с использованием цифровых образовательных ресурсов. На уроке ведется работа по развитию речи учащихся, художественного вкуса, воображения....

Рабочие программы по учебным дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Родная литература" для обучающихся I курса по специальностям 13.02.01"Тепловые электрические станции",13.02.03 "Электрические станции, сети и системы"

Рабочая программа для обучающихся I курса по специальностей "ТЭС", "ЭССиС",  предназначена для изучения русского языка,  литературы, родной литературы в профессиональных ...