Лингвокультурологический словарь к художественному тексту
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему
Опыт создания лингвокультурологического словаря к рассказу Л.Петрушевской "Шопен и Мендельсон"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на тему «Создание лингвокультурологического словаря к художественному тексту». (По рассказу Л.Петрушевской «Шопен и Мендельсон»).
Цель: составление словаря.
Задачи: совершенствование навыка составления словарной статьи;
развитие навыка работы в группе.
Методы и приемы: рецептивные ( слушание, восприятие, наблюдение над текстом языка;
репродуктивные и продуктивные ( толкование слов по словарю, составление словарной статьи по образцу, определение темы, идеи текста, составление ответа на проблемный вопрос).
1.Вступление(мотивация и целеполагание).
Исследовательская работа, составление культурологического словаря, создание словарного портрета слова:
-на уровне толкового словаря;
-на уровне контекстного значения;
-на уровне текста и диалога культур.
Работа с эпиграфом:
Заслышав зов, уйду ,пред утром непосильным
В угодия твои, четырехтомный Даль.
Отчизны языка всеведущий спаситель,
Прощенье ниспошли и утешенье дай… Б.Ахмадуллина
2.Краткая справка о Л.Петрушевской.
3. Работа в группах с ключевыми словами:
1)смех, шарманка, чинно, благородно;
2)Мендельсон, патефон, любовь, сказка;
3)Шопен, фантазия, шуметь, проклятый.
4.Алгоритм по составлению словарной статьи:
- прямое значение;
- установление понятийного значения;
- этимологический разбор;
- исторический комментарий;
- значение слов в контекстном употреблении;
- семантическая связь с другими словами (синонимия-антонимия);
- образная роль;
- повторяемость в тексте.
5.Пример: слово «шарманка».
1.Механический духовой инструмент в виде переносного ящика. Словарь Даля:«орган, с коим ходят заморские нищие».
2.Суффиксальное производное на базе начала немецкой песни «Scharmante Katherine».
3.В тексте употреблено в переносном значении : об однообразной музыке. Есть синоним к слову «шурум-бурум, татати-татата».
4.Образная роль: героиня описывает игру старушки на пианино, сравнивает с шарманкой, слово характеризует «брошку» как циничную, с пренебрежением относящуюся к музыке.
5.В тексте слово не повторяется, но есть контекстный синоним – патефон.
6.Выступления групп.
7.Анализ идейно-смыслового содержания текста.
-Какой можно сделать вывод, опираясь на созданный словарь?
-Чем являлась музыка для стариков? А для «брошки»?
-Противопоставление двух миров – выразительный прием рассказа .Докажите это.
-«Индикатором духовности» стало отношение к музыке.
-Обречен ли прекрасный и высокий мир искусства на гибель? Есть ли надежда, что он пребудет?
-Черты сказки в тексте? Смысл названия?
8.Итоги.
Целенаправленное и систематическое изучение концептов русской культуры представляется достаточно продуктивным, поскольку способствует формированию этических представлений у школьника, развивает творческие умения правильно, точно и свободно выражать имеющийся в концептосистеме индивида смысл. Благодаря использованию перечисленных приемов у школьников формируется позитивное личностное отношение к слову, обогащение словарного запаса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
Создание лингвокультурологического словаря
Инновационный проект «Простые слова таят в себе множество загадок…»Создание лингвокультурологического словаря к художественному тексту Глава 3.Концепция.............................
Создание лингвокультурологического словаря художественного текста .
При анализе текста огромную роль играет исследовательская деятельность учащихся. Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Необходимо всеми средствами ...
Создание лингвокультурологического словаря художественного текста .
При анализе текста огромную роль играет исследовательская деятельность учащихся. Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Необходимо всеми средствами ...
Статья "Лингвокультурологический подход к изучению художественного текста на уроках литературы"
Статья о лингвокультурологическом подходе к работе при изучении художественного текста на уроках литературы....