Лингвокультурологический словарь к художественному тексту
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Сыскова Татьяна Ивановна

Опыт создания лингвокультурологического словаря к рассказу Л.Петрушевской "Шопен и Мендельсон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему «Создание лингвокультурологического словаря к художественному тексту». (По рассказу Л.Петрушевской «Шопен и Мендельсон»).

Цель: составление словаря.

Задачи: совершенствование навыка составления словарной статьи;

              развитие навыка работы в группе.

Методы и приемы: рецептивные ( слушание, восприятие, наблюдение над текстом языка;

                                 репродуктивные и продуктивные ( толкование слов по словарю,     составление словарной статьи по образцу, определение темы, идеи текста, составление ответа на проблемный вопрос).

1.Вступление(мотивация и целеполагание).

 Исследовательская работа, составление культурологического словаря, создание словарного портрета слова:

-на уровне толкового словаря;

-на уровне контекстного значения;

-на уровне текста и диалога культур.

Работа с эпиграфом:

Заслышав зов, уйду ,пред утром непосильным

В угодия твои, четырехтомный Даль.

Отчизны языка всеведущий спаситель,

Прощенье ниспошли и утешенье дай… Б.Ахмадуллина

2.Краткая справка о Л.Петрушевской.

3. Работа в группах с ключевыми словами:

1)смех, шарманка, чинно, благородно;

2)Мендельсон, патефон, любовь, сказка;

3)Шопен, фантазия, шуметь, проклятый.

4.Алгоритм по составлению словарной статьи:

  • прямое значение;
  • установление понятийного значения;
  • этимологический разбор;
  • исторический комментарий;
  • значение слов в контекстном употреблении;
  • семантическая связь с другими словами (синонимия-антонимия);
  • образная роль;
  • повторяемость в тексте.

5.Пример: слово «шарманка».

1.Механический духовой инструмент в виде переносного ящика. Словарь Даля:«орган, с коим ходят заморские нищие».

2.Суффиксальное производное на базе начала немецкой песни «Scharmante Katherine».

3.В тексте употреблено в переносном значении : об однообразной музыке. Есть синоним к слову «шурум-бурум, татати-татата».

4.Образная роль: героиня описывает игру старушки на пианино, сравнивает с шарманкой, слово характеризует  «брошку» как циничную, с пренебрежением относящуюся к музыке.

5.В тексте слово не повторяется, но есть контекстный синоним – патефон.

6.Выступления групп.

7.Анализ идейно-смыслового содержания текста.

-Какой можно сделать вывод, опираясь на созданный словарь?

-Чем являлась музыка для стариков? А для «брошки»?

-Противопоставление двух миров – выразительный прием рассказа .Докажите это.

-«Индикатором духовности»  стало отношение к музыке.

-Обречен ли прекрасный и высокий мир искусства на гибель? Есть ли надежда, что он пребудет?

-Черты сказки в тексте? Смысл названия?

 

8.Итоги.

     Целенаправленное и систематическое изучение концептов русской культуры представляется достаточно продуктивным, поскольку способствует формированию этических представлений у школьника, развивает творческие умения правильно, точно и свободно выражать имеющийся в концептосистеме индивида смысл. Благодаря использованию перечисленных приемов у школьников формируется позитивное личностное отношение к слову, обогащение словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Создание лингвокультурологического словаря

Инновационный проект «Простые слова таят в себе множество загадок…»Создание лингвокультурологического словаря  к художественному тексту Глава 3.Концепция.............................

Создание лингвокультурологического словаря художественного текста .

При анализе текста огромную роль играет исследовательская деятельность учащихся. Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Необходимо всеми средствами ...

Создание лингвокультурологического словаря художественного текста .

При анализе текста огромную роль играет исследовательская деятельность учащихся. Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Необходимо всеми средствами ...

Статья "Лингвокультурологический подход к изучению художественного текста на уроках литературы"

Статья о лингвокультурологическом подходе к работе при изучении художественного текста на уроках литературы....