Урок по литературному чтению в 3 классе "Мы читаем рассказ о чувствах человека"
план-конспект урока по литературе по теме

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.yu_._dragunskiy_on_zhivoy_i_svetitsya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

3 класс.

Тема: Мы читаем рассказ о чувствах человека.

Содержание урока: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Цели урока:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского.
  2. Познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».
  3. Развивать навыки правильного и выразительного чтения по ролям; развивать логическое мышление, память и внимание.
  4. Прививать любовь к чтению.
  5. Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня мне хочется говорить теплые и душевные слова, хочется, чтобы вы росли добрыми, открытыми и отзывчивыми. Пусть сегодняшний урок чтения будет новым открытием для вас.

  1. Речевая разминка.

Прочитайте стихотворение:

Трогательный маленький подснежник

Первым к солнцу тянет лепестки…

Пусть в душе не гаснет этот нежный

Огонёк любви и доброты!

  • прочитайте про себя
  • прочитайте шепотом
  • прочитайте нежно и ласково
  • прочитайте с вопросительной интонацией
  • прочитайте выразительно

Кто лучше?

  1. Проверка домашнего задания.

- Над каким разделом мы сейчас работаем?        

- С творчеством каких писателей познакомились, читая этот раздел?

- Как вы думаете, что сближает этих авторов?

- Произведение, какого автора мы читали на прошлом уроке?

- Какое было домашнее задание?

(написать письмо от имени капалухи, нарисовать иллюстрацию и по ней подготовить пересказ отрывка)

  1. Подготовительная работа до чтения текста.

        Сегодня мы продолжаем работать над разделом «Люби живое». Откройте книги на стр. 105.  Скажите, с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?

Рассказ о жизни и творчестве писателя Ю.В. Драгунском

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972 гг.)

Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас - Театр имени Н.В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера.

Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, благо пел хорошо - громко!, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя.

Драгунский стал писателем для детей, когда ему было 46 лет, но он очень хорошо помнил свое детство. Рассказы Виктора Юзефовича любят и дети, и взрослые. Чтобы понимать детей, надо хорошо помнить, каким был ты сам, когда счастье было во всем и везде, и родители были молодыми, и жизнь была весела и прекрасна.

        Рассмотрите иллюстрацию на стр. 107. Кого вы видите на ней?

Перед чтением рассказа давайте поучимся читать некоторые слова, которые встретятся в тексте.

задержалась        

моментально побежал

Гватемала

Барбадос

пристально

Как вы думаете, о чем это произведение?

  1. Работа с текстом во время чтения.

Самостоятельное чтение. Прочитайте текст. Стр. 105 в парах, далее до конца самостоятельно.

Подтвердилось ли ваше предположение?

Как вы понимаете название рассказа?

Отгадайте загадку:

Не солнце, не огонь, а светит.        

Отгадайте ее. (Это светлячок)

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый … (светлячок).

Беседа о светлячках.

Что вы знаете о светлячках?

Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть  где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров  подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.

Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.

В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.

Жуки с крыльями - это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.

На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.

  1. Физкультминутка.

Почитаем вслух, подумаем и порассуждаем.

1,2,3 абзацы.

От чьего имени ведется рассказ?

Расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму.

Чтение в лицах.

Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков.

Расскажите, почему рассказчик поменял игрушечный самосвал на светлячка?

Понятен ли вам его поступок?

А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?

Разговор с мамой.

Как отнеслась мама Дениски к его поступку?

  1. Работа с текстом после чтения.

Теперь вспомните то, что прочитали и скажите, к какому жанру относится это произведение? Докажите.

Подходит ли название «Он живой и светится» к рассказу?

К какой части рассказа можно отнести иллюстрацию: к началу, к середине, к концу?

Точен ли художник в изображении, соответствует ли он содержанию рассказа?

Что бы вы изменили? Хотели добавить?

Вспомните весь рассказ. Какие чувства пережил Мальчик, когда сидит один во дворе и ждет маму? Когда увидел светлячка? Когда разговаривает с мамой?

Как вы думаете, каким может стать мальчик, когда вырастет?

Кто рассказал эту историю?

Какой человек по характеру написал этот рассказ? (Добрый, веселый, душевный …)

Можем ли мы понять, о чем думал В.Ю Драгунскийй, когда писал этот рассказ? (…ничего нет дороже, чем природа, которая нас окружает, очень важно к ней относиться с любовью и нежностью).

  1. Итог урока.

Какие открытия вы для себя сделали на этом уроке?

Пусть в вашей жизни всегда будет повод для улыбки, приятные сюрпризы ждут вас каждый день. А книга станет вашим хорошим другом.

  1. Домашнее задание.

Научиться читать по ролям.

Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Составить загадку о светлячке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Уважайте своих близких" (по рассказу Л.Н.Толстого "Старый дед и внучёк"

В разработку включены все основные этапы этапы урока: Цель-формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитыва...

Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, Предмет: литературное чтение. Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». Рассказ. 5 класс (коррекционная школа)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: литературное чтение.Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». ...