Урок по литературному чтению в 3 классе "Мы читаем рассказ о чувствах человека"
план-конспект урока по литературе по теме
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.yu_._dragunskiy_on_zhivoy_i_svetitsya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
3 класс.
Тема: Мы читаем рассказ о чувствах человека.
Содержание урока: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Цели урока:
- Познакомить с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского.
- Познакомить с рассказом В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».
- Развивать навыки правильного и выразительного чтения по ролям; развивать логическое мышление, память и внимание.
- Прививать любовь к чтению.
- Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход урока:
- Организационный момент.
Сегодня мне хочется говорить теплые и душевные слова, хочется, чтобы вы росли добрыми, открытыми и отзывчивыми. Пусть сегодняшний урок чтения будет новым открытием для вас.
- Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение:
Трогательный маленький подснежник
Первым к солнцу тянет лепестки…
Пусть в душе не гаснет этот нежный
Огонёк любви и доброты!
- прочитайте про себя
- прочитайте шепотом
- прочитайте нежно и ласково
- прочитайте с вопросительной интонацией
- прочитайте выразительно
Кто лучше?
- Проверка домашнего задания.
- Над каким разделом мы сейчас работаем?
- С творчеством каких писателей познакомились, читая этот раздел?
- Как вы думаете, что сближает этих авторов?
- Произведение, какого автора мы читали на прошлом уроке?
- Какое было домашнее задание?
(написать письмо от имени капалухи, нарисовать иллюстрацию и по ней подготовить пересказ отрывка)
- Подготовительная работа до чтения текста.
Сегодня мы продолжаем работать над разделом «Люби живое». Откройте книги на стр. 105. Скажите, с произведением какого автора мы сегодня познакомимся?
Рассказ о жизни и творчестве писателя Ю.В. Драгунском
Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972 гг.)
Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером он все-таки стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас - Театр имени Н.В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера.
Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, благо пел хорошо - громко!, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя.
Драгунский стал писателем для детей, когда ему было 46 лет, но он очень хорошо помнил свое детство. Рассказы Виктора Юзефовича любят и дети, и взрослые. Чтобы понимать детей, надо хорошо помнить, каким был ты сам, когда счастье было во всем и везде, и родители были молодыми, и жизнь была весела и прекрасна.
Рассмотрите иллюстрацию на стр. 107. Кого вы видите на ней?
Перед чтением рассказа давайте поучимся читать некоторые слова, которые встретятся в тексте.
задержалась
моментально побежал
Гватемала
Барбадос
пристально
Как вы думаете, о чем это произведение?
- Работа с текстом во время чтения.
Самостоятельное чтение. Прочитайте текст. Стр. 105 в парах, далее до конца самостоятельно.
Подтвердилось ли ваше предположение?
Как вы понимаете название рассказа?
Отгадайте загадку:
Не солнце, не огонь, а светит.
Отгадайте ее. (Это светлячок)
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонек.
Угадай, как он зовется?
Золотистый … (светлячок).
Беседа о светлячках.
Что вы знаете о светлячках?
Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах.
Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светляк - очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек. Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки - через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями - это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
- Физкультминутка.
Почитаем вслух, подумаем и порассуждаем.
1,2,3 абзацы.
От чьего имени ведется рассказ?
Расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму.
Чтение в лицах.
Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков.
Расскажите, почему рассказчик поменял игрушечный самосвал на светлячка?
Понятен ли вам его поступок?
А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?
Разговор с мамой.
Как отнеслась мама Дениски к его поступку?
- Работа с текстом после чтения.
Теперь вспомните то, что прочитали и скажите, к какому жанру относится это произведение? Докажите.
Подходит ли название «Он живой и светится» к рассказу?
К какой части рассказа можно отнести иллюстрацию: к началу, к середине, к концу?
Точен ли художник в изображении, соответствует ли он содержанию рассказа?
Что бы вы изменили? Хотели добавить?
Вспомните весь рассказ. Какие чувства пережил Мальчик, когда сидит один во дворе и ждет маму? Когда увидел светлячка? Когда разговаривает с мамой?
Как вы думаете, каким может стать мальчик, когда вырастет?
Кто рассказал эту историю?
Какой человек по характеру написал этот рассказ? (Добрый, веселый, душевный …)
Можем ли мы понять, о чем думал В.Ю Драгунскийй, когда писал этот рассказ? (…ничего нет дороже, чем природа, которая нас окружает, очень важно к ней относиться с любовью и нежностью).
- Итог урока.
Какие открытия вы для себя сделали на этом уроке?
Пусть в вашей жизни всегда будет повод для улыбки, приятные сюрпризы ждут вас каждый день. А книга станет вашим хорошим другом.
- Домашнее задание.
Научиться читать по ролям.
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Составить загадку о светлячке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме: Урок-викторина "Сказки А.С.Пушкина" 3 класс
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина...
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе "Уважайте своих близких" (по рассказу Л.Н.Толстого "Старый дед и внучёк"
В разработку включены все основные этапы этапы урока: Цель-формирование умения работать с текстом, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, воспитыва...
Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...
Урок литературного чтения в 3 классе "Рассказ Л.Воронковой "Снег идет. Первичное восприятие текста"
Урок разработан для учащихся коррекционной школы 2 вида...
Урок литературы (внеклассное чтение) Рождественская тема в рассказе Леонида Андреева «Ангелочек»
Приводится разработка урока литературы 6 класс...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, Предмет: литературное чтение. Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». Рассказ. 5 класс (коррекционная школа)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-ПетербургаГребенькова Олега МихайловичаПредмет: литературное чтение.Тема: Г. Скребицкий «Сентябрь». ...