Философские мотивы в поэзии В. С. Высоцкого
учебно-методический материал по литературе (10, 11 класс) на тему
Во вступлении автор раскрывает свое представление о творчестве В.С. Высоцкого в целом. В основной части Мария Михайловна предпринимает попытку анализа любовной лирики Маяковского с точки зрения ее трансформации из древности в современность.
Данная работа может использоваться при изучении творчества Высоцкого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vysotskiy.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Думина Мария Михайловна,
студентка 1 курса,
Пойманова Марина Александровна,
магистр педагогики,
преподаватель литературы
Санкт-Петербург, ГБПОУ Некрасовский педколледж №1
Исследовательская работа:
«Философские мотивы в поэзии В. С. Высоцкого»
Тема любви всегда и во все времена волновала как писателей, так и поэтов. Если открыть толковый словарь, то мы узнаем, что любовь – это «чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу, также основано на взаимной симпатии и близости». Изучая любовную тему в творчестве В.Высоцкого и делясь своими новыми впечатлениями, возникающими при ближайшем рассмотрении лирического наследия, я обратила внимание, что мои собеседники и оппоненты, казалось бы, знают всё об этом уникальном актёре, поэте и певце. Они цитируют огромное количество текстов песен, некоторые читают наизусть фрагменты из его прозаических произведений. Владимир Семёнович Высоцкий вошёл в историю как артист и поэт, «голосом и словом, которого кличет время».[1].
«Высоцкий и в стихах и песнях бесконечно органичен и темпераментен. Поэт был правдив и смел, он интуитивно перевоплощался в людей разных поколений и общественных ролей, был ироничен по отношению к ложным ценностям, высмеивал социальную демагогию; он был искренен во всем, что касалось внутренней жизни его лирического героя» [2]
Н. Крымова в своей книге «О поэзии В. Высоцкого», говорил, что «каждую «роль», сочиненную в песне, этот автор проживал, то есть попускал через себя. «Втискивался» в нее, как он сам говорил. Есть обиходное выражение: побыть в чужой шкуре. Высоцкий часто им пользовался. Побыть в чужой шкуре – для него не значило набросить ее себе на плечи и покрасоваться. «Чужая шкура» для него – опыт другой жизни, который он принимает на себя, заново, зрением уже другого человека пересматривая все окружающие обстоятельства»[8] Это четко продемонстрировано в строках:
Во сне я лгал и предавал,
И льстил легко я...
А я и не подозревал
В себе такое!
Изучая стихи Высоцкого о любви, мне захотелось проследить трансформацию понятия «любовь» от древности до современных дней.
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, что на самом деле происходило в Каменном веке, Средневековье и в эпоху Возрождения, но никто не может запретить человеку думать, фантазировать, философствовать. Владимир Семёнович написал стихотворения «про любовь» в разные эпохи, отображая проблемы людей, как прошлого, так и современности:
А ну, отдай мой каменный топор!
И шкур моих набедренных не тронь!
Молчи, не вижу я тебя в упор.
Сиди, вон - и поддерживай огонь!
Выгадывать не смей на мелочах,
Не опошляй семейный наш уклад!
Не убрана пещера и очаг —
Разбаловалась ты в матриархат!
Придержи свое мнение:
Я — глава, и мужчина — я!
Соблюдай отношения
Первобытнообщинные.
Там мамонта убьют — поднимут вой,
Начнут добычу поровну делить...
Я не могу весь век сидеть с тобой —
Мне надо хоть кого-нибудь убить!
Старейшины сейчас придут ко мне,
Смотри ещё — не выйди голой к ним!
В век каменный — и не достать камней!
Мне стыдно перед племенем моим!
Пять бы жён мне — наверное,
Разобрался бы с вами я!
Но дела мои — скверные,
Потому — моногамия.
А всё твоя проклятая родня!
Мой дядя, что достался кабану,
Когда был жив, предупреждал меня:
Нельзя из людоедок брать жену!
Не ссорь меня с общиной — это ложь,
Что будто к тебе кто-то пристаёт,
Не клевещи на нашу молодёжь,
Она надежда наша и оплот!
Ну что глядишь? Тебя пока не бьют.
Отдай топор - добром тебя прошу!
И шкуры - где? Ведь люди засмеют...
До трёх считаю, после - задушу! [3]
В жизни каждой семьи есть не только любовь, но и споры и разногласия. Многие мужчины считают, что «Я — глава, и мужчина — я!», то есть поддерживают патриархат. «А всё твоя проклятая родня!» - часто супруги считают, что все проблемы происходят из-за родственников второй половины, ведь легче обвинить кого-то в своих проблемах, чем попытаться разобраться в ситуации. В стихотворении «Про любовь в каменном веке» Высоцкий изображает мужчин нерушимой стеной, которым полностью подчинены женщины и дети. Если обратиться к истории, то мы узнаем, что патриархат – «это форма первобытно-общинного родового строя», [4] которая появилась около 6000 лет назад, то есть в эпоху Каменного века. Автор показывает, что патриархат – это грубая и, по отношению к женщинам, несправедливая форма правления. Женщина – человек, и глупо ущемлять ее права, ведь именно она приносит в мир новую жизнь. Конечно, может быть, женщина должна сидеть дома, хранить домашний очаг и воспитывать детей, но у нее должен быть выбор. Женщина вправе выбирать то занятие, которое ей по душе.
В стихотворении «Про любовь в средние века» Высоцкий описывает совершенно другую картину. Мы видим, как изменились отношения между мужчиной и женщиной:
Сто сарацинов я убил во славу ей -
Прекрасной даме посвятил я сто смертей, -
Но наш король - лукавый сир -
Затеял рыцарский турнир, -
Я ненавижу всех известных королей!
Вот мой соперник - рыцарь Круглого стола, -
Чужую грудь мне под копье король послал.
Но - в сердце нежное ее
Мое направлено копье, -
Мне наплевать на королевские дела!
Герб на груди его - там плаха и петля,
Но будет дырка там, как в днище корабля.
Он - самый первый фаворит,
К нему король благоволит, -
Но мне сегодня наплевать на короля!
Король сказал: "Он с вами справится шаля! -
И пошутил: - Пусть будет пухом вам земля!"
Я буду пищей для червей -
Тогда он женится на ней, -
Простит мне бог, я презираю короля!
Вот подан знак - друг друга взглядом пепеля,
Коней мы гоним, задыхаясь и пыля.
Забрало поднято - изволь!
Ах, как волнуется король!..
Но мне, ей-богу, наплевать на короля!
Ну вот все кончено - пусть отдохнут поля, -
Вот льется кровь его на стебли ковыля.
Король от бешенства дрожит,
Но мне она принадлежит -
Мне так сегодня наплевать на короля!
...Но в замке счастливо мы не пожили с ней:
Король в поход послал на сотни долгих дней, -
Не ждет меня мой идеал,
Ведь он - король, а я - вассал, -
И рано, видимо, плевать на королей! [5]
В этом стихотворении говорится о мужчине, который хотел завоевать прекрасную девушку. В это время король затеял рыцарский турнир, победитель которого получит руку и сердце его дочери. Но опять же – у девушки кто-нибудь спросил, хочет ли она замуж за незнакомца? Нет, ведь с женщинами до сих пор никто не считается. Молодой человек выиграл турнир, и «король от бешенства дрожит». Естественно, что король не доволен таким исходом событий, поэтому посылает своего «зятя» в поход.
В данном стихотворении автор рассуждает о чести, о жестоких «играх» богатых людей, о данном слове, и немного говорит об ущемлении прав женщин. По-настоящему влюбленные люди готовы ради своей второй половины пойти на все – даже на смерть. Мужчина рисковал своей жизнью и ради чего? Ради потехи короля. В современном мире, люди, которые наделены деньгами и властью, тоже поступают не всегда благоразумно. Одни люди тратят «ненужные» деньги на благотворительность и меценатство, а другие – покупают людей и устраивают «жестокие игры», чтобы просто посмотреть, как «низшие мира сего» спасают за свою жизнь. Достойные люди всегда держат слово, а подлые попытаются вывернуться так, чтобы это обернулось им выгодой:
Король в поход послал на сотни долгих дней,
Не ждет меня мой идеал,
Ведь он – король, а я – вассал.
«Про любовь в эпоху Возрождения» – это стихотворение было написано третьим после «Каменного века» и «Средневековья». Эпоха Возрождения или ренессанса характеризуется светским характером культуры, интересом к человеку и его деятельности.
Может быть выпив поллитру,
Некий художник от бед
Встретил чужую палитру
И посторонний мольберт.
Дело теперь за немногим,
Нужно натуры живой,
Глядь, симпатичные ноги
Гордо идут с головой.
Он подбегает к Венере:
«Знаешь ли ты, говорят,
Данте к своей Алигьери
Запросто шастает в ад.
Ада с тобой нам не надо
Холодно в царстве теней.
Кличут меня Леонардо,
Так раздевайся скорей.
Я тебя даже нагую
Действием не оскорблю.
Ну дай я тебя нарисую
Или из глины слеплю».
Но отвечала сестричка:
«Как же вам не ай-яй-яй,
Честная я католичка
И не согласная я.
Вот испохабились нынче,
Так и таскают в постель.
Ишь, Леонардо да Винчи,
Тоже какой Рафаэль.
С детства я против распутства,
Не соглашуся ни в жизнь.
Да мало, что ты для искусства
Сперва давай-ка женись.
Там и разденемся в спальной,
Как у людей повелось.
Да мало, что ты гениальный,
Мы не глупее небось».
«Что ж, у меня вдохновенье,
Можно сказать, что экстаз», -
Крикнул художник в волненьи,
Свадьбу сыграли нараз.
Женщину с самого низа
Встретил я раз в темноте.
Это была Монна Лиза,
В точности как на холсте.
Бывшим подругам в Сорренто
Хвасталась эта змея:
«Ловко я интеллигента
Заполучила в мужья».
Вкалывал он больше года.
Весь этот длительный срок
Все ухмылялась Джоконда,
Мол, дурачок, дурачок.
В песне разгадка дается
Тайны улыбки, а в ней
Женское племя смеется
Над простодушьем мужей. [6]
Автор описывает коварство женщин, которые считают удачным то замужество, которое позволит не работать, а только наслаждаться жизнью. Как же так получается? В стихотворениях «Про любовь в каменном веке» и «Про любовь в средние века» Высоцкий говорил о несправедливости по отношению к прекрасному полу, а теперь он как бы высмеивает их. Конечно, за много веков женщины научились манипулировать мужчинами:
…Женское племя смеется
Над простодушьем мужей…
Но, богатства и статус не должны быть целью создания семьи. Семья – это любовь, дети, понимание, компромиссы и уступки. Без любви, даже если иметь все-все богатства, никогда счастлив не будешь.
Для Владимира Высоцкого любовь была и счастьем, и трагедией одновременно. Когда он встретил свою единственную, французскую актрису российского происхождения Марину Влади, он уже был женат и воспитывал сына. Чтобы быть с любимой, он был вынужден оставить свою семью, но счастливой жизни у них с Мариной так и не получилось. Долгие годы они жили в разлуке и редко встречались. И лишь телефонные разговоры давали им возможность ощущать духовную близость:
В моей душе все цели без дороги,
Поройтесь в ней – и вы найдете лишь
Две полуфразы, полудиалоги,
А остальное – Франция, Париж… [7]
Владимир Семенович в своих стихотворениях поднимает вечные общечеловеческие проблемы, именно за это его и любил народ. Взяв сборник стихотворений или послушав песни Высоцкого, человек может найти ответ на свой вопрос и принять какое-то верное решение. Поэтому, на мой взгляд, произведения Владимира Семеновича будут также актуальны и в будущем. Проанализировав критическую литературу, посвященную данной проблеме, я пришла к выводу, что у женщины ХХI века прав больше, чем у их прародительниц, но и требования стали выше. Современная женщина должна не только иметь высшее образование, высокооплачиваемую работу, справляться с домашним хозяйством и детьми, но еще и хорошо выглядеть, заниматься спортом и прекрасно водить автомобиль.
Список литературы:
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.», 2009. – 427 стр.
- Новиков В.И. Серия «Жизнь замечательных людей». М, 2000.
- Владимир Высоцкий / Малое собрание сочинений – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 96 стр.
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 – 257 стр.
- Владимир Высоцкий / Малое собрание сочинений – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 97 стр.
- Владимир Высоцкий / Малое собрание сочинений – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 98 стр.
- Влади М. «Владимир, или Прерванный полет»: Пер. с фр. – М.; Прогресс, 1989. – 21 стр.
8. Крымова Н. «О поэзии В.С. Высоцкого»// Высоцкий В.С. М. 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва".
Конспект бинарного урока литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва"....
"Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого"
Выпускная квалификационная работа по литературе....
Основные мотивы в творчестве В.С.Высоцкого.
Курсовая работа....
Афоризмы в поэзии В.С.Высоцкого, произведениях И.А.Ильфа и Е.П.Петрова
Учебно-исследовательская работа по литературе...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема любви в поэзии В.С. Высоцкого
Исследование, как тема любви раскрывается в поэзии В.С. Высоцкого...
"Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого"
Выпускная квалификационная работа по теме "Народно- поэтические мотивы и образы в лирике Высоцкого"....
Философские мотивы в лирике С.А. Есенина
философские мотивы в лирике...