Афоризмы в поэзии В.С.Высоцкого, произведениях И.А.Ильфа и Е.П.Петрова
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Учебно-исследовательская работа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aforizmy_v_poezii_v._s._vysotskogo_.docx343.84 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

муниципального образования «Холмский городской округ»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г.Холмска

Учебно-исследовательская работа

«Афоризмы в поэзии В. С. Высоцкого,

произведениях И. А. Ильфа и Е. П. Петрова»

Выполнил:

Калужский Виктор,                                                                                                                                                                                     ученик 10 класса                                                                                                                                                                          

                                                                                           Руководитель:

                                                                      Кожухова Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

г. Холмск

2015г.

Оглавление

Введение        

Глава 1. История и происхождение афоризмов        

Глава 2. Афоризмы в поэзии В. С. Высоцкого        

Глава 3. Афоризмы в произведениях И. А. Ильфа и Е. П. Петрова        

Заключение        

Список литературы        


Введение

Афоризмы – едва ли не лучшая форма

для философских суждений.

Л.Н.Толстой

В повседневной жизни мы все желаем, чтобы нас воспринимали как умных, активных собеседников, которые смогут просто и изящно выражать свои мысли, умело поддерживать беседу.

Безусловно, речевая деятельность современного человека очень богата, и человеку постоянно приходится решать множество проблем. Быть интересным собеседником, иметь способности к грамотному речевому самовыражению порой бывает довольно сложно.

Для придания своей речи выразительности многие часто используют различные фразеологизмы и афоризмы, порой не понимая их происхождения и значения.

Поэтому актуальность данной работы основывается на необходимости выявления возможностей правильного, уместного использования афоризмов в повседневной жизни.

Целью данной работы является изучение возможностей использования афоризмов в поэзии В. Высоцкого и произведениях И. Ильфа и Е. Петрова, влияния афоризмов на выразительность, образность нашей речи.

Для осуществления главной цели прежде всего необходимо опираться на нашу устную практику, на живую человеческую речь, которая и является объектом данного исследования.

В качестве предмета исследования выступают афоризмы, которые активно используются в нашей речи.

Гипотеза: использование афоризмов в речи, в том числе и в повседневной, позволит придать ей выразительность, точность, образность, даст возможность точно донести информацию до слушателя.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Определить значение понятия «афоризм», изучить историю этого термина.
  2. Проследить развитие афоризмов в истории, понять, кто являлся автором афоризмов в разные исторические эпохи.
  3. Изучить влияние афоризмов В. Высоцкого, И. Ильфа и Е. Петрова на повседневную речь человека.

Глава 1. История и происхождение афоризмов

С давних времен в любом человеке всегда ценили яркий и живой ум. И несмотря на то, что в наше время значительно изменились многие ценности, умных и активных людей все равно продолжают ценить. Ведь с таким человеком всегда интересно находиться в любой обстановке, будь то простая и ничем не обязывающая беседа, веселый разговор в дружеской компании, занимательный спор или диспут. Часто подобные люди используют в своей лексике афоризмы – крылатые выражения.

Афоризм (греч. αφορισμός — определение) — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. Еще древние греки начали уделять огромное внимание этому виду мудрости и красноречия. Ведь самый лучший и содержательный афоризм, как ни странно, никогда не является длинным, а состоит всего из 3-5 слов. Именно такое изречение более всего впечатляет своей мудростью и воздействует на человеческое сознание оригинальной формулировкой мысли.

Афоризмы чаще всего не придумываются кем-либо специально и целенаправленно, поскольку практически невозможно придумать настолько совершенную мысль, не основываясь ни на чем. Первые афоризмы были взяты из трудов древних философов и ораторов, которые соревновались между собой в красноречии. Ораторскому искусству тогда уделяли огромное внимание, а оно просто невозможно без коротких, но очень содержательных изречений, которые восторгали умы современников и становились в дальнейшем крылатыми. Среди таких мастеров слова следует отметить Софокла, Вергилия, Горация, а также многие другие представители античной культуры древних Греции и Рима, мудрые мысли которых актуальны и сейчас.

Например, известному древнегреческому писателю Гомеру принадлежат следующие высказывания: «Прекрасное недолговечно» и «Женщину украшает молчание». А математик Пифагор сказал: «Делай великое, не обещая великого».

В средневековой Европе, как известно, развитие культуры своими темпами значительно уступало древности, поскольку большинство развитых государств развалилось, а на их землях были основаны во многом варварские и непросвещенные государственные объединения. Именно поэтому в данный период практически все дошедшие до нас изречения так или иначе относятся к церкви, поскольку это был едва ли не единственный очаг культуры и просвещения в то время. И большая часть всех известных нам афоризмов принадлежат знаменитым ученым-богословам того времени. На востоке же, несмотря на бурное развитие культуры и науки, было не слишком много таких знаменитых фраз и высказываний, а связано это с тем, что большее внимание там уделяли точным наукам.

Перу Данте Алигьери (1265-1321) принадлежит следующая фраза: «Корыстолюбие – искусственная нищета». А Франческо Петрарка (на потрете) говорил: «Лучше не иметь славы, чем иметь ложную славу».

В эпоху Возрождения и дальше начался огромный взлет уровня культуры, который выражается в огромном количестве написанных книг и картин, феноменальном техническом прогрессе. Рассказывать о достижениях того времени можно довольно долго, но результаты говорят сами за себя. К этому периоду истории относятся большая часть известных нам афоризмов. Ими становились фразы из научных работ многих ученых, отрывки произведений гениальных поэтов и писателей, а также слова талантливых полководцев и военачальников. Ведь в эти несколько слов зачастую вкладывалась не только мысль или идея, а и душа человека, произносящего порой судьбоносную фразу. Также в эту романтическую эпоху было немало знаменитых афоризмов о любви. Хватало и каламбурных ситуаций, даже на самом высоком уровне, в которых рождались смешные афоризмы и остроумные изречения.

Именно известный философ Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527) произнес знаменитую фразу «Цель оправдывает средство». Не менее знаменитый афоризм «Знание – сила» принадлежит англичанину Френсису Бэкону (1561-1626), который изображен на потрете.

Однако не только зарубежные писатели и философы способны кратко и изящно выражать свои мысли. Среди русских писателей также есть немало тех, чьи слова мы постоянно произносим или слышим от собеседников.

«В большом свете водятся премелкие души», - любил поговаривать Денис Иванович Фонвизин (1744-1792), создатель русской бытовой комедии.

Например, знаменитому выражению «Счастливые часов не наблюдают» мы обязаны Александру Сергеевичу Грибоедову (1795-1829) и его комедии «Горе от ума».

«Красота спасет мир», - часто говорим мы, даже не подозревая, что впервые эта фраза появилась в романе «Идиот» Федора Михайловича Достоевского (1821-1881).

А перу Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883) принадлежит следующая красивая фраза: «Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей».

Сейчас же при бешеном ритме жизни люди стали меньше обращать внимания на мудрые фразы современников, а большая часть запоминающихся изречений принадлежит известным политикам. Но это не значит, что сегодня афоризмы не рождаются в контексте научных, философских, художественных произведений.

Например, современный российский писатель Виктор Олегович Пелевин (1962) в своей книге «Любовь к трём цукербринам» пишет: «Все сделано из счастья. Даже наша боль».

А Валентина Николаевна Беднова (1947), известный общественный деятель, юморист и публицист, однажды сказала: «Ищи в других достоинства, недостатки отыщутся сами».

Из этого можно сделать вывод, что многие современные афоризмы пока еще просто «отсеиваются» и лишь потом они станут украшать речь многих последующих поколений, а наши внуки и правнуки воспользуются плодами мудрости своих предков.


Глава 2. Афоризмы в поэзии В. С. Высоцкого

Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938 — 25 июля 1980) — советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен, автор прозаических произведений. Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре, в том числе Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек». Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару. По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века. Высоцкий написал больше 200 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 850 поэтических произведений. Перу этого знаменитого поэта принадлежит огромное количество крылатых фраз и выражений, однако самые известные афоризмы связаны с любовью.C:\Users\Виктор\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\74910_big.jpg

Но для того, чтобы говорить об этом, необходимо понять, какую лексику использовал автор в своих произведениях. На первый взгляд, стихи Высоцкого весьма просты для понимания. Но это именно лишь на первый взгляд. На самом же деле, тексты Высоцкого содержат массу информации, ускользающей от читателя, – всё-таки с момента написания даже последних его стихов прошло уже более четверти века, многие имена и события стёрлись из памяти людей старшего поколения, а молодые и вовсе о них не слыхали.

Одной из особенностей поэтики В. Высоцкого является использование им в своих произведениях афоризмов.

В своем стихотворении «День на редкость - тепло и не тает…» В. Высоцкий пишет:

Нет, жить можно, жить нужно и — много:

Пить, страдать, ревновать и любить, —

Не тащиться по жизни убого —

А дышать ею, петь её, пить!

В данных строках автор призывает людей жить, а не «тащиться по жизни», говорит о том, что лучше жить в тяготах и невзгодах, нежели не жить вообще.

А в стихотворении «Надо с кем-то рассорить кого-то» (1970 г.) В. Высоцкий заявляет:

Надо сделать хорошее что-то —

Для кого, для чего?

Это может быть только работа

Для себя самого!

В этих строчках он говорит о том, что только работа над собой и для себя может принести человеку что-то хорошее, никогда не следует останавливаться на достигнутой цели.

«Весна необходима, как обновление», - говорит поэт в своем произведении «Проделав брешь в затишье...»:

И дальше на север идёт наступленье,

Запела вода, пробуждаясь от сна.

Весна неизбежна, ну, как обновленье,

И необходима, как просто весна.

О необходимости бороться за свою жизнь до конца В. Высоцкий написал в одном из последних стихотворений "Общаюсь с тишиной я...":

Жизнь — алфавит: я где-то

Уже в «це-че-ше-ще», —

Уйду я в это лето

В малиновом плаще.

Но придержусь рукою я

В конце за букву «я» —

Ещё побеспокою я! —

Сжимаю руку я.

        О радости новых открытий поэт рассказывает в «Прощании с горами»:

Лучше гор могут быть только горы,

         На которых еще не бывал.

В стихотворении «Маски» В. Высоцкий говорит о необходимости использовать этот аксессуар для сохранения себя и своего достоинства:         Маски равнодушья у иных - защита от плевков и пощечин.

В песне «Кони привередливые» автор говорит о том, что никуда не следует торопиться, всему свое время:

Мы успели: В гости к богу - не бывает опозданий. Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!

О тяжелой судьбе поэтов В. Высоцкий рассказывает в стихотворении «К поэтам»:

Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души.

«Нужно уметь смотреть между строк», - заявляет поэт в песне «Мы все живём как будто, но…»

        Но даже светлые умы все размещают между строк: у них расчет на долгий срок.

        О необходимости помнить о прошлом автор пишет в песне «Был побег на "рывок"...»:

        Надо, надо сыпать соль на раны, чтоб лучше помнить, пусть они болят.

        «Любовь – это жизнь» - главная идея «Баллады о любви», и это выражение стало еще одним известным афоризмом, сравнимым с мудростью древнегреческих философов:

Я дышу, и значит - я люблю!

         Я люблю, и значит - я живу!

Не только поэтические произведения Владимира Высоцкого насыщены мудростью, переданной через афоризмы. Так, в произведении «Дельфины и психи. Записки сумасшедшего, или Жизнь без сна», автор предлагает читателям замечать красивое в самом обычном, не идти по общему пути:

        Утро вечера мудренее, но и в вечере что-то есть.

Таким образом, можно сделать вывод, что поэзия Владимира Семеновича Высоцкого обладает огромным количеством выразительных и четких афоризмов, порой часто встречающихся в нашей жизни. И наша задача, как активных пользователей этой мудрости, не забывать, кто является автором этих строк, при каких обстоятельствах они появились.


Глава 3. Афоризмы в произведениях И. А. Ильфа и Е. П. Петрова

Илья Ильф (настоящее имя — Илья Арнольдович Файнзильберг; 1897—1937) и Евгений Петров (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев; 1902—1942) – известные советские писатели-соавторы, уроженцы города Одесса. Совместно написали знаменитые романы «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931).         Эта дилогия примечательна огромным количеством колоритных персонажей. Одним из них является авантюрист, «идейный борец за денежные знаки», «великий комбинатор» Остап Бендер. Для создания такого колоритного образа авторы используют огромное количество средств, среди которых есть и афоризмы, которые давно уже стали частью нашей повседневной жизни.

Например, знаменитые фразы «Дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих», «А может, вам еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» и «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели, лёд тронулся!» дают понять, каков из себя Остап Бендер.

Реплики «Сомневаться в наших деньгах?!», «Вы не в церкви, вас не обманут!», «Отдай колбасу, дурак! Я всё прощу!» показывают мелочность данного героя.

        Тягу к тотальному контролю и лидерству показывается фразой «Командовать парадом буду я!».

        Примечательно и восклицание «Конгениально!», которое произносит Остап. Приставка «кон» означает «созвучно». То есть «конгениально» можно расшифровать как «да вы почти так же гениальны, как и я».

        Несмотря на свою огромную страсть к деньгам, получение заветного миллиона не делает главного героя романа «Золотой теленок» счастливым: «Вот я и миллионер! - воскликнул Остап с веселым удивлением. - Сбылись мечты идиота! Остап вдруг опечалился. Его поразила обыденность обстановки, ему показалось странным, что мир не переменился сию же секунду и что ничего, решительно ничего не произошло вокруг».

Я считаю, что авторы сделали это не напрасно, а для того, чтобы показать, что не в деньгах счастье. Кроме того, этот отрывок стал образцом известной фразы «Сбылась мечта идиота».C:\Users\Виктор\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Ostap_Bender.jpg

        Кроме того, этому персонажу принадлежит и следующее интересное высказывание: «Если бы устроили конкурс лжецов, то победить бы смог только тот, кто говорил бы правду», что позволяет понять, что от лжецов никто никогда не ожидает правды.

        А вот что говорит Остап насчет воровства: «Не говоря уже о том, что воровать грешно, - мама, наверно, познакомила вас в детстве с такой доктриной, - это к тому же бесцельная трата сил и энергии».

        Огромное количество афоризмов связано со стульями, за которыми гонялся Остап Бендер. Например, знаменитая фраза «Утром деньги, вечером стулья», которую произнес монтер Мечников во время «торга» с Остапом Бендером, активно применяется в СМИ и повседневной жизни.

«Ну ты, жертва аборта, а ну быстро говори, кому продал стул?!», - именно так он «вежливо» просит вернуть стул, а мы получили афоризм «Жертва аборта».

Однако, когда ситуация приобрела серьезный оборот (началось землетрясение), Остап понимает, что все-таки жизнь дороже любых ценностей: «Ну вас к черту! Пропадайте здесь с вашим стулом! А мне моя жизнь дорога как память!»

Заключение

Таким образом, мы можем сделать вывод, что афоризмы – одна из важнейших составляющих нашей речи, которая придает ей выразительность, изящность и лаконичность. Однако для правильного использования данных фраз крайне необходимо  изучение возможностей употребления афоризмов в речи великих поэтов, прозаиков, ораторов древности и современности,  влияния афоризмов на выразительность, образность нашей речи.

Я считаю, что данная работа поможет разобраться в правильности и корректности употребления афоризмов, ведь каждый из них несет в себе огромную силу и мудрость, передаваемую из поколения в поколение, а использование афоризмов в речи, в том числе и в повседневной, позволит придать ей выразительность, точность, образность, даст возможность точно донести информацию до слушателя.

И поэтому задача каждого человека – тщательно оберегать афоризмы как наследие нашей литературы, стараться использовать их только по назначению и не изменять их сути, что очень актуально в современном мире, где историю можно переписать всего лишь одним росчерком пера.


  1. Список литературы
  1. Кожевников, А.Ю. «Лучшие афоризмы всех времен и народов», - М.: Олма Медиа Групп, 2012.
  2. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. - М: Правда, 1970.
  3. Ильф И., Петров Е. Золотой телёнок. - М: Правда, 1972.
  4. Песни и стихи Владимира Высоцкого: Каталог / Сост. А. Петраков // Вагант: Прилож. - М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1995.
  5. Серов, В. «Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений» [Электронный ресурс]. - http://www.bibliotekar.ru/encSlov/17/160.htm
  6. Владимир Семенович Высоцкий: афоризмы, цитаты и высказвания [Электронный ресурс]. - http://citaty.info/man/vladimir-semenovich-vysockii
  7. Ильф и Петров, цитаты, афоризмы, крылатые выражения [Электронный ресурс]. - http://ilfipetrov.ru/3h.htm
  8. Цыбульский, М. «Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты...» [Электронный ресурс]. - http://v-vysotsky.com/statji/2005/Morskije_pesni_Vysockogo/text.html
  9. Высоцкий, Владимир Семенович [Электронный ресурс]. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Высоцкий,_Владимир_Семёнович
  10.  Ильф и Петров [Электронный ресурс]. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Ильф_и_Петров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Встреча с поэзией Владимира Высоцкого" Урок внеклассного чтения (10-11класс)

   Цели: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностьюВладимира Высоцкого;      - развивать интерес к поэзии;      - ...

Устойчивые выражения в поэзии В.Высоцкого

Владимир Высоцкий, несомненно относится к числу лидеров, отмеченных «языковым признанием». Это объясняется и масштабом его таланта, и разносторонностью творческой деятельности (кинематографической, те...

Тема Великой Отечественной войны в поэзии Владимира Высоцкого.

Значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чем заключался особый подход поэта в изображении данной темы....

Философские мотивы в поэзии В. С. Высоцкого

Во вступлении автор раскрывает свое представление о творчестве В.С. Высоцкого в целом.  В основной части Мария Михайловна предпринимает попытку анализа любовной лирики Маяковского с точки зрения...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема любви в поэзии В.С. Высоцкого

Исследование, как тема любви раскрывается в поэзии В.С. Высоцкого...

Описание конструкций экспрессивного синтаксиса (на материале романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»)

Описание конструкций экспрессивного синтаксиса (на материале романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»)Описание конструкций экспрессивного синтаксиса (на материале романа И. Ильфа и Е...