Бинарный урок литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва".
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Кузнецова Светлана Юрьевна

Конспект бинарного урока литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnyy_integrirovannyy_urok_literatury_i_geografii.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный интегрированный урок литературы и географии на тему:

«Африканские мотивы в поэзии Н.Гумилёва»

Тип урока: Формирование новых знаний.

Форма урока: мультимедиа урок-рассуждение.

Цель урока: организация работы по усвоению учащимися понятий, научных фактов, умение сопоставлять и обрабатывать знания различных предметных дисциплин, применять мультимедийные программы.

Задачи урока: 1.дать представление о личности и поэзии Н.Гумилёва;

2. учить анализировать стихотворение;

3. учитывая ранее полученные знания по географии, научиться составлять «портреты» природных объектов;

4. активизировать познавательную деятельность учащихся;

5. продолжить формировать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

6. воспитывать чувство любви к Родине;

7. развивать умения пользоваться электронной техникой; умение представлять материал в программах-презентациях.

Оборудование: карты, электронный проектор, раздаточный материал.

Ход урока

Время

 

Организационный момент

Презентация «Серебряный век»

Знакомство с биографией Н.Гумилёва

Африканские путешествия поэта.

Стихотворение «Жираф». Первые впечатления.

Презентация «Озеро Чад»

Анализ стихотворения «Жираф»

Презентация «Мадагаскар»

Обсуждение особенностей лирики Н.Гумилёва.

Вывод по уроку. Сбор путевых заметок учащихся.

Дайджест стихов Н.Гумилёва.

1 мин

3 мин

3 мин

6 мин

3 мин

4 мин

8 мин

5 мин

4 мин

2 мин


6 мин

Ход урока

  1. Организационный момент. (Учитель литературы)

Сегодня мы с вами попробуем совместить прозу и поэзию, научные факты и художественное восприятие одного и того же объекта. Научиться видеть в любом творчестве многогранное восприятие мира – это очень сложно, но и интересно.

Мы отправимся в путешествие по времени и окажемся в конце 19- начале 20 века, периоде, который получил название

Серебряный век. И поможет нам путешествовать сопроводительный лист с вопросами, ответы на которые вы записываете в течение урока. В конце урока свои  сопроводительные заметки вы сдадите.

  1. Презентация «Серебряный век».

С середины 90-х годов XIX века в России наблюдается значительное усиление политических и духовных интересов. Изменилось всё: политика, экономика, наука, культура, искусство, эстетические и нравственные ориентиры людей. Особенно динамично в этот период развивалась поэзия.

 Позднее поэзия конца XIX- начала XX веков получила название «поэтический ренессанс» или «Серебряный век».

 Имена поэтов, составивших духовное ядро Серебряного века, всем известны: В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, А.Белый, С.Чёрный, А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, А.Ахматова.

  1. Знакомство с биографией поэта. (Учитель литературы).

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Н.С.Гумилёва, поэта и путешественника, литератора и географа, основоположника течения Акмеизм.

Выступление учащихся, доклад.

Презентация «Н.С.Гумилёв»

Поэт, переводчик, критик, путешественник. Прожил очень яркую, но короткую жизнь. Он родился в дворянской семье корабельного врача и провёл детство в Кронштадте.

 Учился будущий поэт в Царском селе в гимназии, где директором был Ин. Анненский. Обучение закончил поздно (в 20 лет). Потом слушал лекции в Париже.

 Африка с детства привлекала Гумилёва, его вдохновляли подвиги офицеров-добровольцев в Абиссинии. Он совершил три экспедиции в Африку: в 1909, 1911 и 1913 годах.

 В 1910 году Н.Гумилёв женился на Анне Горенко (Ахматовой). В 1912 году у них родился сын Лев, который стал известным учёным.

 В1914 году, когда началась Первая мировая война, поэт ушёл добровольцем на фронт. А закончил войну героем, получив два Георгиевских креста.

 3 августа 1921 года Н.Гумилёв был арестован по подозрению в участии в антисоветском заговоре и расстрелян в том же году. Хотя позже было установлено, что никаких обвинительных материалов, которые изобличали бы поэта, не было. Реабилитировали его только в 1992 году.

 

 

  1. Африканские путешествия Н.Гумилёва.(Учитель географии).

Экзотические впечатления, полученные от путешествий по   Африке, стали источником тем поэзии Гумилёва. Отправимся и мы вслед за поэтом.

Доклад и презентация. 

Презентация « Африканские путешествия Н.С.Гумилёва»

3(15) апреля 1886 года родился Николай Степанович Гумилёв, русский поэт, основоположник акмеизма, исследователь Африки, дважды георгиевский кавалер, первый муж Анны Ахматовой, отец историка Льва Гумилёва.

В детстве он был слабым и болезненным мальчиком, но это не мешало ему принимать участие в шумных играх с другими детьми. Однако больше игр его интересовали путешествия и экспедиции, военные походы и подвиги. Даже свой первый сборник стихов он назвал «Путь конквистадоров». Он и сам, подобно одному из лирических героев своих стихотворений, «весело преследовал звезду», и звезда эта вела будущего основоположника акмеизма в Африку.

Первая поездка на черный континент состоялась в 1907 году. Поэт с детства мечтал побывать там, но отец сказал, что не даст ему ни денег, ни благословения на опасное и безрассудное путешествие. Гумилев сумел сэкономить нужные средства из родительской «стипендии», присылаемой ему, пока он учился в Сорбонне, и отправился в дорогу. Незадолго до поездки он в очередной раз сделал предложение руки и сердца Анне Горенко, которая вскоре станет известной поэтессой Анной Ахматовой, и получил отказ. Возможно, этот отказ тоже повлиял на решение 21-летнего Николая отправиться в Африку – таким образом он хотел доказать возлюбленной, что достоин быть рядом с ней.

Информации о первой поездке Гумилёва в Абиссинию крайне мало: известно, что, вернувшись, он с восторгом рассказывал о своих впечатлениях и что от родителей путешествие тщательно скрывалось. Предусмотрительный Николай заранее написал родным несколько писем, и друзья отправляли их в Россию каждые десять дней. Небольшая поездка, спонтанная и неожиданная, стала началом большой любви поэта к Африке и его исследовательской деятельности.

«Я знаю веселые сказки таинственных стран». Рождение ученого

В 1909 году Гумилёв всё же добивается руки Ахматовой и вновь уезжает в Африку, на этот раз в составе экспедиции, организованной академиком Радловым. Исследователи проходят пустыню, неоднократно подвергаются нападению аборигенов (у многих племен существовал обычай, по которому жениться мог лишь тот, кто уже убил человека), переправляются в корзинах на веревках через реку, кишащую крокодилами, – и возвращаются в Россию только в феврале 1910 года. Гумилев весел, вдохновлен, он венчается с Анной, выпускает сборник стихов «Жемчуга», а впечатления от поездки позже послужат основой для поэмы «Мик» и «Абиссинских песен».

Пока же он счастлив, женат и едет с молодой женой в свадебное путешествие в Париж. Однако там у Анны вспыхивает роман с художником Амадео Модильяни. Гумилёв настаивает на возвращении в Россию и в сентябре снова уезжает – на этот раз совершенно один. Но именно в этой экспедиции он ведет себя как настоящий исследователь – собирает местный фольклор и предметы быта, изучает обычаи и традиции, заходит в дома, выспрашивает о назначении неизвестных ему предметов, описывает нравы местных народов, фотографирует, охотится на диких зверей...

Вернулся Гумилев в марте 1911 года, больной тропической лихорадкой. Казалось, болезнь должна прекратить поездки, врачи уверяли родных поэта, что по состоянию здоровья он больше не может ездить в Африку, но Николай Степанович считал иначе.

«Мы видели горы, лес и воды, мы спали в кибитках чужих равнин». Экспедиция Академии наук

Полтора года он боролся с болезнью, писал стихи, перерабатывал свои африканские впечатления и обдумывал план новой экспедиции. Он хотел пройти пустыню между Абиссинией и Красным морем, исследовать местные племена, которые можно попытаться объединить и цивилизовать. Он предлагает этот вариант Академии наук, но академики отвергают его как дорогостоящий.

В апреле 1913 года Гумилёв и его племянник Николай Сверчков командированы в официальную экспедицию. Гумилев пишет: «Я должен был отправиться в порт Джибути оттуда по железной дороге к Харару, потом, составив караван, на юг, в область между Сомалийским полуостровом и озёрами Рудольфа, Маргариты, Звай; захватить возможно больший район исследования».

Экспедицию преследовали неприятности: сначала из-за размытых путей исследователи не смогли добраться по железной дороге до Харара, на одной из переправ по пути в селение Шейх-Гуссейн Сверчкова чуть не утащил крокодил, после этого возникли проблемы с провизией, но всё же цель была достигнута. Там Гумилёв решил проверить свою греховность – по абиссинской традиции он должен был обнажённым пролезть в узкую щель между двумя камнями. Если испытуемый застревал, то умирал в страшных мучениях – никто не смел помочь ему выбраться и даже дать воды или хлеба. У камней лежало множество костей, видимо, грешников было много. Гумилёв рискнул – и благополучно вернулся. В сентябре поэт и его племянник вернулись на Родину.

Все материалы, собранные в экспедиции, были переданы в Музей антропологии и этнографии, где и хранятся до сих пор.

«И умру я не на постели, при нотариусе и враче»

Гумилёв хотел организовать ещё несколько экспедиций в Африку, чтобы исследовать хотя бы часть этого огромного неизученного материка, но грянувшая в августе 1914 года Первая мировая война нарушила его планы. Он ушёл на фронт, его порой безрассудная храбрость принесла ему два Георгиевских креста и офицерское звание. Окончательный крест на исследовании Африки поставила революция.

Гумилёв полностью отдался литературе, выпустил несколько сборников стихов, но в 1921 году всё было кончено: 3 августа его арестовали по обвинению в участии в заговоре Таганцева и Петроградской боевой организации. В конце месяца поэт и ещё 60 человек были расстреляны. Точная дата и место расстрела неизвестны до сих пор.

Но и спустя годы его вклад в изучение Африки остаётся одним из самых больших в России. Отвергнутый поэт, помчавшийся в Африку, чтобы доказать возлюбленной и себе, что он достойный и настоящий мужчина, превращался в большого исследователя, антрополога, этнографа, который мог бы изменить историю нескольких стран, если бы не роковые события российской и мировой истории...

Еще не раз вы вспомните меня

И весь мой мир, волнующий и странный.

  1. Стихотворение «Жираф». (Учитель литературы).

В своём художественном воображении Гумилёв свободно перемещался в пространстве и во времени: Китай, Индия, Африка. Уже в ранних стихах поэта проявляется романтическое и мужественное стремление к мечте. В 1907 году в сборник «Романтические цветы» вошло стихотворение «Жираф», надолго ставшее «визитной карточкой» Гумилёва в русской литературе. Послушайте стихотворение «Жираф».

 Чтение стихотворения наизусть.

Каково  ваше впечатление от этого произведения?

  1.  Сообщение и презентация «Озеро Чад». (Учитель географии).

       А теперь узнаем о географических особенностях озера Чад.

  Презентация «Озеро Чад».

1 кадр презентации

Озеро Чад в Африке можно назвать одним из самых загадочных природных водоемов мира. Оно расположено у южной границы пустыни Сахары в переходной полосе, которая получила название Сахель.

2 кадр презентации
Ученые считают, что в ледниковый период на месте озера Чад был гигантский водоем, берега которого достигали границ современного Египта

3 кадр презентации

Берега Озера Чад большей частью болотисты и заросли папирусом;  Именно этим растением питаются буйволиные стада местных жителей. Именно из него вяжут кочевники свои легкие и верткие пироги. На высушенных стеблях они коптят выловленную в озере рыбу. Мат, сплетенный из стеблей папируса, составляет основу жилища, а связанные над ним его стебли - стены и крышу.

4  кадр презентации

к северо-востоку местность имеет характер степи, и лишь южный берег отличается богатой тропической растительностью. Там растет знаменитое дерево баобаб. Плоды баобаба напоминают огурцы или дыни, покрытые толстой мохнатой кожурой. Внутри плоды заполнены кисловатой мучнистой мякотью с чёрными семенами. Они съедобны. Из-за пристрастия к ним павианов баобаб прозвали «обезьяньим хлебным деревом».

5 кадр презентации

В озере водятся ламантины, гиппопотамы, крокодилы; широко представлена фауна водных и болотных птиц.  

6 кадр презентации

В саванне пасутся стада зебр и антилоп, страусов, буйволов и диких свиней-бородавочников.

7 кадр презентации

Здесь не редкость слоны и носороги.

8 кадр презентации

За стадами копытных следуют львы и гиены.

9 кадр презентации

Также здесь пасутся жирафы. Жирафы обитают в открытых степях - саваннах с редко расположенными деревьями и кустарниками. Живут небольшими стадами по 12—15 особей. Питаются преимущественно листьями и ветками различных акаций.

10 кадр презентации

В стране проживают более 200 этнических групп, на севере и в центральных районах: арабы, тубу, загава, канембу, вадаи, фульбе, хауса, маба и другие — главным образом мусульмане.

  1. Обсуждение особенности лирики Н.Гумилёва. (Учитель литературы).

Обратимся к поэтическому тексту и посмотрим, как автор смог преобразить и без того прекрасную реальность.

   Анализ стихотворения «Жираф».

  1. Кто является лирическим героем стихотворени?
  2. Назовите средства выразительности, показывающие реальный мир героев?
  3. Герой предлагает взглянуть на мир по-иному, предлагает очиститься от «тяжёлого тумана», который они так долго вдыхали, и осознать, что на земле ещё остались райские уголки, и перенестись на самый экзотический континент – Африку.
  4. Какие средства выразительности помогают  в этом?
  5. Каким образом описание оживает, почему оно становится зримым? Поэты-акмеисты используют в своих произведениях не конкретные цвета, а предметы, давая читателю возможность представить в своём воображении тот или иной оттенок. Каким вы представили жирафа?
  6. А как вы думаете, случайно ли Гумилёв остановил свой выбор именно на жирафе?
  7. Композиция этого стихотворения характерна для любой сказки. Что вы заметили? С помощью кольцевой композиции создаётся впечатление, что герой может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё.
  8. А какова мелодия стихотворения?
  9. С помощью чего автор разделяет два мира? Как возвращает читателя в реальность?
  10. Есть ли безнадёжность в последних строчках?
  11. Стихотворение «Жираф» было написано в 1907 году, ещё до первого путешествия в Африку.

         

  1. Сообщение и презентация «Мадагаскар» (Учитель географии).

Сейчас мы перенесёмся в другую часть африканского континента, на остров Мадагаскар.

Сообщение и презентация «Мадагаскар».

Мадагаскар

2 слайд.

Место расположения

Мадагаскар-  четвёртый по величине остров мира, расположен в Индийском океане, у восточного берега Африки, отделённый от неё Мозамбикским проливом. Климат тропический. Крайний юг острова часто относят к субтропикам.

Длина острова — около 1600 км, ширина — свыше 600 км, площадь — 587 040 км². На острове находится государство Мадагаскар (столица Антананариву).

Наивысшей точкой острова является потухший вулкан Марумукутру(2876 м)

3 слайд.

Почва

  • Мадагаскар иногда называют «Великий Красный Остров» из-за его латеритных  формаций. Красные почвы доминируют на всём центральном нагорье, однако в местах бывшей вулканической активности наблюдаются ещё более богатые минералами почвы. На всём протяжении восточного побережья, наблюдается тонкий «пояс» наносных почв, также как и в устьях западных рек. На западном побережье встречается глина, песок и известняк.

4 - 5 слайд.

Климат

  • Климат острова формируется юго-восточным пассатом и Южно-Индийским антициклоном. На острове представлены три климатических пояса: тропический муссонный климат на восточном побережье, умеренный морской климат в центральном нагорье и засушливый климат в пустыне на южной оконечности острова.
  • Мадагаскарская флора

На Мадагаскаре встречается 12 000 разновидностей растений - 70-80 % которых являются эндемиками для этого острова. Флора Мадагаскара - одна из самых разнообразных на планете (для сравнения, в тропической Африке встречается 30 000-35 000 разновидностей растений, но она покрывает площадь почти в 35 раз большую за территорию Мадагаскара). 

6 - 8 слайд.

Флора и фауна

  • Фосса, пример конвергентной эволюции на острове.
    Мадагаскар отделился от Африки примерно 160—165 миллионов лет назад, а около 65—70 миллионов лет назад — и от Индии. Остров чрезвычайно известен среди биологов как место огромного скопления эндемичных видов. Благодаря уникальным условиям на Мадагаскаре жили и развивались виды, вымершие во всех остальных частях света.
  • Это привело к появлению весьма необычных видов, занимавших разнообразные экологические ниши. Одним из ярких примеров является фосса (лат. Cryptoprocta ferox), крупнейший среди млекопитающих хищник Мадагаскара. Внешне фосса чрезвычайно похожа на представителя семейства кошачьих, к нему её и причислили изначально, однако её ближайшими собратьями являются мангусты. Вследствие конвергентной эволюции фосса приобрела внешний вид, напоминающий кошку, а её вымершие родственники достигали размеров льва.

9 - 10 слайд.

Экономика

  • Экономика Мадагаскара в целом рассматривается как развивающаяся, по данным МВФ ВВП страны в 2007 году составило 18 120 миллионов долларов, а по версии Всемирного банка 16 821 миллионов долларов, таким образом ставя республику в мировом рейтинге на 116-ое и 115-ое места соответственно по данным МВФ, и 124 место по данным книги фактов ЦРУ.

  • Доход на душу населения в 2007 году составил, по данным тех же финансовых институтов, 1 068 долларов (157 место в мире) и 878 долларов (161 место). Основными отраслями экономики Мадагаскара являются сельское хозяйство, рыболовство и выращивание пряностей и специй на экспорт.

11 слайд.

Экспорт

  • Основными продуктами экспорта являются кофе, ваниль (Мадагаскар является крупнейшим производителем в мире), порошок какао, сахарный тростник, рис, тапиока, бобовые, бананы и арахис. Известен казус: когда компания Кока-Кола перешла с натуральной ванили на синтетическую, это ощутимо ударило по экономике республики.

  1. Обсуждение особенности лирики Н.Гумилёва. (Учитель литературы).

Однажды этот остров приснился Гумилёву и был им запечатлён в стихотворении «Мадагаскар». Стихотворение Гумилёва – мечта о поездке на Мадагаскар и грусть о том, что эта мечта не сбылась.

 Послушайте стихотворение. Во время чтения отметьте средства выразительности, присущие раннему творчеству Гумилёва.

 Чтение наизусть стихотворения «Мадагаскар».  

 Мать Гумилёва до конца своих дней так и не поверила в смерть сына. Она утверждала, что Коле удалось тогда сбежать из-под конвоя и уехать далеко… В Африку, говорила она. На остров Мадагаскар.

 

  1. Вывод по уроку. Сбор путевых заметок учащихся.

Мы с вами побывали на одном из красивейших континентов, познакомились с замечательными поэтическими произведениями.  Ответьте на вопрос: чем отличается взгляд поэта от взгляда учёного?

  1. Дайджест стихов Н.Гумилёва.

(Учитель географии)

Послушайте стихотворение «Носорог» и попробуйте заметить, в чём автор отступил от реальности?

Чтение наизусть стихотворения «Носорог».

(Учитель литературы).

 С какой целью автор отступает от реальности?

(Учитель географии).

 Послушайте стихотворение «Африканская ночь» и постарайтесь догадаться, о какой стране Сидамо в нём идёт речь?

 Чтение наизусть стихотворения «Африканская ночь».

  1. Впечатления об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок литературы и музыки "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере высочайших образцов поэзии И.А.Бунина и музыки С.Рахманинова показана связь двух видов искусства....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Бинарный урок (литература и музыка) "Образы природы в поэзии и музыке"

На примере поэтических и музыкальных шедевров показана неразрывная связь литературы и музыки....

Бинарный урок (литература - английский язык). "Мятежный дух в поэзии Байрона и Гумилева"

Урок подготовлен совместно учителем литературы и английского языка, в котором рассматривается творчество русского и английского поэтов, дается анализ стихотворений, выявляется мятежный дух их поэзии. ...

Бинарный урок (литература - английский язык). "Мятежный дух в поэзии Байрона и Гумилева"

Урок подготовлен совместно учителем литературы и английского языка, в котором рассматривается творчество русского и английского поэтов, дается анализ стихотворений, выявляется мятежный дух их поэзии. ...

Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Межпредметная  интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...


 

Комментарии

Урок замечательный. Очень понравилось, украла и надеюсь на появление презентации.