Рабочая программа по литературе для 8 класса
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Данная Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе авторской программы по литературе 5-9 класс (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева).
Рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
2. Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева – М.: Просвещение, 2011).
3. Учебник: «Литература. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [авт.-сост. В. Я. Коровина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011
Программа составлена для учащихся 8 классов и рассчитана на 68 часов.
- Общая характеристика предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
• познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
• практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
• эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
• развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.
Основная задача обучения в 8 классе – показать учащимся взаимосвязь литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
- Основное содержание программы
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Фольклор Курской области.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Курский край в древнерусской литературе.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий
рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри»: Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления)
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении Посещение Гоголем Курска. Его впечатления о городе.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы/Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. Лесков неоднократно бывал в Курске. В своих произведениях: «Очарованный странник», «Овцебык», «Печорские антики» и других – довольно часто описывал наши места, курян, их нравы и обычаи.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Граф Лев ТОЛСТОЙ и Курская губерния. Пьеса «Плоды просвещения» о судьбах курских безземельных крестьян. Соловьиный край и куряне неоднократно упоминаются во многих произведениях Толстого.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Имена А. Фета и Ф Тютчева на карте Курской области.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. Антон Павлович Чехов и Курский край. Курский край в рассказах писателя.
Шутливый рассказа «Самый большой город России». Город Тим, который англичанин на карете пересекал целые сутки из-за непролазной грязи на центральной улице.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Евгений Кириллович Маслов «Земля моя», «Доля солдатская», «Старые солдаты». Любовь к родной земле, защита своей страны.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Н. Асеев «Осень», Музыка из окон», Е. К. Маслов «Исповедь». «Град Олегов»,
Л. Н. Маслова «Мой город»
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»;
И. Бунин. «У птицы есть гнездо» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. и' «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Произведения для заучивания наизусть.
1. Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);
2. А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);
3. М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);
4. Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);
5. Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);
6. А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);
7. О Родине и родной природе (2 – 3 стихотворения на выбор).
8. Е.К. Маслов 2 -3 стихотворения на выбор
Для самостоятельного чтения
Фольклор.
Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная...». «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буйные...». «Авдотья Рязаночка».
Из русской литературы XVIII века
Н. М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь».
Из русской литературы XIX века
И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор.
К. Ф. Р ы л е е в. «Я ль буду в роковое время...». «Иван Сусанин2.
П. А. Вяземский. «Тройка».
Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор.
А. В. Кольцов. «Русская песня». «Разлука».
А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». «Повести Белкина».
М.Ю.Лермонтов. «Маскарад».
Н. А. Н е к рас о в. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».
Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».
А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».
И. С. Тургенев. «Певцы».
А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». «Самый большой город земли» и другие рассказы на выбор
Из русской литературы XX века
И. Ф. Анненский. «Снег».
Н. Асеев «Осень»
Д.С.Мережковский.«Кроткий вечер тихо угасает...».
К. Д. Бальмонт. «Безглагольность». «Меж подводных стеблей...».
А. А. А. Блок. Стихотворения (на выбор).
М. А. Волошин. «Коктебель».
А. А. Ахматова. «Вечером». «Проводила друга до передней...».
С. А. Есенин. «Письмо матери».
Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...».
А.. Т. Аверченко. О шпаргалке.
А. Т. Твардовский. Теркин на том свете.
В. П. Астафьев. Ангел-хранитель.
А. С. Грин. Бегущая по волнам.
Н. Н. Дубов. Горе одному.
Ч. . Айтматов. Ранние журавли.
Л.. С. Соболев. Морская душа».
В.. Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».
М.Еськов «Зёрнышки»
М. Лагутич «После пожара»
Е. К. Маслов Стихотворения
Из зарубежной литературы
Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Двенадцатая ночь». Ж. Свифт. «Путешествия Гулливера».
В. Скотт. «Айвенго».
П. М е р и м е. «Таманго».
Г. Уэллс. Война миров.
Э. По. Золотой жук.
IV. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Литература для учащихся
1. Коровина В.Я. Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013.
3. Мещеряков М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.
4. Словарь литературоведческих терминов. И.А. Книгин. - Саратов, «Лицей»,2006
5. Современный словарь – справочник по литературе. -М., 2001
6. Горшков А.И. Русская словесность. Словарь юного литературоведа - М., 1997.
Словари и справочники:
1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.
2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А. Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. – М.: Рус. яз., 1994.
3. М.А. Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий): Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995.
4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995.
5. Учебный словарь синонимов русского языка / Авт. В.И. Зимин, Л.П. Александрова и др. – М.: Школа-пресс, 1994.
6. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова
Литература для учителя
1. Н.В. Беляева, О.А. Ерёмина. Уроки литературы в 9 классе: кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2009.
2. О.А. Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 класс. / Авт. – сост. В.Я. Коровина и др. М.: Издательство «Экзамен», 2003.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. М.: ВАКО, 2010.
4. Рабочие программы по литературе: 5 – 9 классы / Сост. Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
3. Современный словарь – справочник по литературе. - М., 2001
4. Словарь литературоведческих терминов. И.А. Книгин.- Саратов, «Лицей»,2006
Специальные сайты для учителей русского языка и литературы
Ресурсы по русскому языку, литературе .
Материалы к уроку русского языка
http://rus.1september.ru/urok/
http://www.nios.ru/subjects.php?id=12
Справочные материалы по русскому языку, полезная информация
http://www.traktat.com/language/book/index.php
http://www.gramota.ru/
http://www.prosv-ipk.ru/
V. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальные представления); классицизм, историзм художественной литературы (начальные представления); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальные представления); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении:
- сопоставлять героев и сюжеты разных произведений, находя сходства и различия в позиции авторов;
- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- сравнивать позиции автора в пьесе с трактовкой ролей актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
VI. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1 | Введение | 1 час |
2 | Устное народное творчество | 2 часа |
3 | Из древнерусской литературы | 2 часа |
4 | Из русской литературы XVIII века | 4 часа |
5 | Из русской литературы XIX века | 32 часа |
6 | Из русской литературы ХХ века | 19 час |
7 | Из зарубежной литературы | 6 часов |
8 | Итоговые уроки | 3 часа |
График контрольных работ
№ п/п | Тема контрольной работы | Примерные сроки написания |
1 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | 17.11 – 22.11 |
2 | Итоговая контрольная работа | 11.05 – 16.05 |
VII. Календарно-тематическое планирование
Раздел | Кол-во часов | № урока | Тема урока | 8А | 8Б | Тип урока | ||
план | факт | план | факт | |||||
Введение | 1 | 1 | Введение. Русская литература и история. Выявление уровня литературного развития учащихся | Урок изучения нового материала | ||||
Устное народное творчество | 2 | 2 | Русские народные песни | Урок изучения нового материала | ||||
3 | Предания | Урок изучения нового материала | ||||||
Из древнерусской литературы | 2 | 4 | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | Урок изучения нового материала | ||||
5 | Повесть «Шемякин суд» | Урок внеклассного чтения | ||||||
Из русской литературы XVIII века | 4 | 6 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме | Урок изучения нового материала | ||||
7 | Анализ эпизодов комедии. Проблема воспитания истинного гражданина | Урок изучения нового материала | ||||||
8 | Социальная и нравственная проблематика комедии. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | Урок комплексного применения ЗУН | ||||||
9 | Подготовка к сочинению по произведениям фольклора, ДРЛ, литературы 18 века | Урок развития речи | ||||||
Из русской литературы XIX века | 32 | 10 | И. А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» | Урок изучения нового материала | ||||
11 | К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» | Урок изучения нового материала | ||||||
12 | А.С.Пушкин. Рассказ о писателе. Творческая история романа «Капитанская дочка» («История Пугачевского бунта»). Историческая правда и художественный вымысел в романе | Урок изучения нового материала | ||||||
13 | Формирование характера и взглядов Петра Гринева. Анализ 1 и 2 глав. Точность и лаконизм пушкинской прозы, роль эпиграфов, особенности композиции | Урок изучения нового материала | ||||||
14 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Анализ 3-5 глав | Урок изучения нового материала | ||||||
15 | Падение Белогорской крепости. Анализ 6 и 7 глав | Урок комплексного применения ЗУН | ||||||
16 | Четыре встречи Гринева и Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя. Анализ 8-12 глав | Урок комплексного применения ЗУН | ||||||
17 | Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений». Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга | Урок комплексного применения ЗУН | ||||||
18 | Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость и нравственная красота. Смысл названия повести | Урок развития речи | ||||||
19 | Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию | Урок изучения нового материала | ||||||
20 | А. С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама» | Урок изучения нового материала | ||||||
21 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | Урок контроля знаний | ||||||
22 | Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова | Урок изучения нового материала | ||||||
23 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы | Урок изучения нового материала | ||||||
24 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. В.Г.Белинский о «Мцыри» | Урок комплексного применения ЗУН | ||||||
25 | Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» («Характеристика Мцыри») | Урок развития речи | ||||||
26 | Историческая тема в художественном творчестве Н. В. Гоголя | Урок изучения нового материала | ||||||
27 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» - как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки | Урок изучения нового материала | ||||||
28 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | Урок комплексного применения ЗУН | ||||||
29 | Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия | Урок комплексного применения ЗУН | ||||||
30 | Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4-го действия комедии. Мастерство автора в создании речевых характеристик | Урок развития речи | ||||||
31 | Финал комедии, ее идейно-композиционное значение | Урок изучения нового материала | ||||||
32 | Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» («Актуальна ли комедия Н.В.Гоголя в 21 веке?») | Урок комплексного применения ЗУН | ||||||
33 | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Духовная сила героя и противостояние бездушию общества | Урок изучения нового материала | ||||||
34 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | Урок развития речи | ||||||
35 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные для писателя порядки | Урок контроля знаний | ||||||
36 | Н. С. Лесков. Рассказ «Старый гений» | Урок изучения нового материала | ||||||
37 | Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» | Урок изучения нового материала | ||||||
38 | Художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого «После бала» | Урок комплексного применения ЗУН | ||||||
39 | Поэзия родной природы | Урок внеклассного чтения | ||||||
40 | А. П. Чехов. Рассказ «О любви» | Урок изучения нового материала | ||||||
Из литературы XX века | 19 | 41 | И. А. Бунин. Рассказ «Кавказ» | Урок изучения нового материала | ||||
42 | А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени» | Урок изучения нового материала | ||||||
43 | Диспут «О счастье, о любви» | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||
44 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. Цикл «На поле Куликовом» | Урок развития речи | ||||||
45 | «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. | Урок изучения нового материала | ||||||
46 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему | Урок закрепления знаний | ||||||
47 | Образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина | Урок изучения нового материала | ||||||
48 | И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | Урок развития речи | ||||||
49 | М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | Урок изучения нового материала | ||||||
50 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий | Урок изучения нового материала | ||||||
51 | Ироническое повествование о прошлом и современности (Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни») | Урок изучения нового материала | ||||||
52 | А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Автор и его герой в поэме | Урок внеклассного чтения | ||||||
53 | Идейно-художественное и композиционное своеобразие поэмы. Утверждение жизнестойкости, оптимизма и других светлых черт русского национального характера | Урок изучения нового материала | ||||||
54 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» | Урок закрепления знаний | ||||||
55 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Урок-конкурс на лучше чтение стихов | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||
56 | В.П.Астафьев. Тема детства в его творчестве. Отражение реалий довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души русских людей | Урок изучения нового материала | ||||||
57 | Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе | Урок-концерт | ||||||
58 | Поэты русского зарубежья о Родине | Урок изучения нового материала | ||||||
59 | Сочинение «Моё любимое стихотворение» (по лирике русских поэтов и поэтов русского зарубежья о природе и Родине) | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||
Из зарубежной литературы | 6 | 60 | У.Шекспир. Писатель и его время. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | Урок внеклассного чтения | ||||
61 | «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и предрассудков, семейная вражда и преданность любящих | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||
62 | Ж.-Б.Мольер Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Особенности классицизма. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | Урок изучения нового материала | ||||||
63 | Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. | Урок изучения нового материала | ||||||
64 | Дж.Свифт – сатирик. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Урок изучения нового материала | ||||||
65 | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | Урок изучения нового материала | ||||||
Итоговые уроки | 3 | 66 | Итоговая контрольная работа | Урок изучения нового материала | ||||
67 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Рекомендации по чтению книг летом | Урок контроля знаний | ||||||
68 | Итоговый урок | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||
VIII. Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.
Отметка “4”ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логичное и последовательное изложение содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
- обнаруживается владение основами письменной речи;
- в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2”ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
- «5» - 90 – 100 %;
- «4» - 70 – 89 %;
- «3» - 50 – 69 %;
- «2»- менее 50 %.
Оценка творческих работ
Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
- умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
- соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
- широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия тема;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
- правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
- реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
- широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008
Критерии оценивания | Параметры | Оценка |
Дизайн презентации | - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации; | |
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; | ||
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; | ||
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; | ||
- ссылки – все ссылки работают | ||
Средняя оценка по дизайну | ||
Содержание | - раскрыты все аспекты темы; | |
- материал изложен в доступной форме; | ||
- систематизированный набор оригинальных рисунков; | ||
- слайды расположены в логической последовательности; | ||
- заключительный слайд с выводами; | ||
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | ||
Средняя оценка по содержанию | ||
Защита проекта | - речь учащегося чёткая и логичная; | |
- ученик владеет материалом своей темы; | ||
Средняя оценка по защите проекта | ||
Итоговая оценка |
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Критерии оценивания публикации (буклет)
5 баллов отлично | 4 балла хорошо | 3 балла требуется доработка | |
Содержание | Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты. | Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты. | Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо. |
Дизайн | Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается. | Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно. | Неэффективно использовано пространство, бедный иллюстративный материал. |
Максимальная оценка – 10 баллов
Критерии оценивания коллективной работы над проектом
«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.
«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.
«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.
«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.
Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...