Литературная игра
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и во внеурочное время с использованием игровых технологий показывает , что дети лучше усваивают материал, легче включаются в процесс обучения. Игра способствует развитию умственных способностей детей, логического мышления, памяти. Особенно это проявляется на уроках литературы, где можно использовать разные виды деятельности: игра, КВН, состязание и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра «Золотой век русской литературы»

Цели и задачи. Воспитание любви к русской литературе; развитие памяти, логического мышления.

Оборудование: Интерактивный комплекс, система голосования  «Вердикт»; карточки с заданием, портреты русских писателей.

Участники игры: ученики 8-9-х классов.

Ход мероприятия:

Учитель: русская литература 19 века – одна из самых славных страниц в истории духовной жизни и национальной культуры нашего общества, время расцвета творческих идей и ярких индивидуальностей. 19 век дал миру произведения Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Толстого и Чехова, невообразимое разнообразие поэтических талантов. Эти произведения, составившие «золотой фонд» не только русской, но и мировой литературы, живут и поныне, волнуя читательские сердца.

Каждый из писателей 19 века стремился по-своему отразить и осмыслить окружающий мир, но было одно общее, что роднило всех, даже очень не похожих друг на друга творцов – это любовь к родине и своему многострадальному народу. Ее передали писатели «золотого века» русской литературы своим преемникам, писателям 20 века, и читателям всех времен.

Первый гейм.

В этом гейме команды отвечают на 15 вопросов. Правильный ответ – 1 балл. Используется система голосования «Вердикт», тестовые задания.

Вопросы и задания:

1.Стихотворение А.С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено:

  1. М.Н.Раевской
  2. Е.Н.Карамзиной
  3. А.П.Керн
  4. Е.П.Бакуниной

2. Сколько лет исполнилось герою повести А.С. Пушкина Петру Гриневу, когда отец отослал его в полк?

  1. 20
  2. 18
  3. 17
  4. 16

3. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» - отклик на гибель:

  1. Декабристов
  2. Николая 1
  3. А.С.Пушкина
  4. К.Ф.Рылеева

4. Какие из приведенных ниже басен И.А.Крылова посвящены Отечественной войне     1812 года?

  1. «Слон и Моська»
  2. «Обоз»
  3. «Кот и повар»
  4. «Волк на псарне»

    5. Какое женское имя было вынесено в заглавие одной из повестей И.С.Тургенева?

  1. Ася
  2. Саша
  3. Арина
  4. Лиза
  1. Какая дата, неоднократно упоминаемая А.С.Пушкиным в стихотворениях, связана с Царскосельским Лицеем?
  1. 19 апреля
  2. 5 мая
  3. 21 октября
  4. 19 октября
  1. Обрывок какой газеты читали на необитаемом острове генералы в сказке Салтыкова – Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил»?
  1. «Петербургские ведомости»
  2. «Правда»
  3. «Московские ведомости»
  4. «Московские новости»
  1. Историческим фоном «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова стали события:
  1. Царствования Ивана Грозного
  2. Отечественной войны 1812 года
  3. Восстания Степана Разина
  4. Междоусобных войн русских князей
  1. Когда Мцыри совершил побег из монастыря?
  1. Во время грозы
  2. Ночью, когда все спали
  3. Во время богослужения
  4. Днем
  1. Что сделал лесник с бедным крестьянином, ворующим барский лес, в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»?
  1. Отвел к барину
  2. Отпустил
  3. Наказал плетьми
  4. Отдал под суд
  1. Кому из героев Н.В.Гоголя принадлежат слова: «А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?»
  1. Башмачкину
  2. Манилову
  3. Тарасу Бульбе
  4. Вакуле
  1. Что происходит с Левшой, героем произведения Н.С.Лескова, в конце повествования?
  1. Англичане уговорили Левшу остаться у них
  2. Левша с честью возвращается из Англии
  3. Левша жениться на англичанке и остается на чужбине
  4. Левша умирает, всеми брошенный
  1. Укажите крылатое выражение, которое отсутствует в комедии Грибоедова «Горе от ума».
  1. «Свежо предание, а верится с трудом»
  2. «Счастливые часов не наблюдают»
  3. «Любви все возрасты покорны»
  4. «Ну как не порадеть родному человечку?»

    14.Как называется глава романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», в которой рассказывается о честных контрабандистах?

  1. «Тамань»
  2. «Фаталист»
  3. «Бэла»
  4. «Княжна Мери»

15. Назовите стихотворение Ф.И.Тютчева, ставшее известным романсом.

  1. «Есть в осени первоначальной…»
  2. «О чем ты воешь, ветр ночной…»
  3. «Я встретил вас – и все былое…»
  4. «Как хорошо ты, о море ночное…»

Подводятся итоги первого гейма. (Звучит запись романса на слова Тютчева «Я встретил вас…»)

Второй гейм.

Команды должны ответить на вопрос в течение одной минуты. Ответы записываются на карточках. Цена вопроса 2 балла (заносятся в оценочный лист).

1 вопрос.

Друг и учитель Пушкина, признавший победу своего ученика в поэтическом поединке после появления поэмы «Руслан и Людмила». Автор баллад и поэтических сказок. Назовите писателя.  (Жуковский)

2 вопрос.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

- Когда и где это происходило?   (1812г. Бородино)

3 вопрос.

Какое воинское звание имел Скалозуб из комедии Грибоедова «Горе от ума»? (Полковник)

4 вопрос.

Какое историческое событие легло в основу произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?  (Восстание Пугачева 1773-1775гг)

5 вопрос.

Как называлось орудие наказания в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»? (Шпицрутены)

6 вопрос.

В каком чине был гоголевский Хлестаков?  (Коллежский регистратор)

7 вопрос.

Восстановите первую строку стихотворения Пушкина. «…Передо мной явилась ты…» («Я помню чудное мгновенье…»)

8 вопрос.

Кому из литературных героев принадлежат слова? Укажите автора и произведение.

«Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

(Молчалин, «Горе от ума», Грибоедов)

9 вопрос.

Какой композитор написал оперы на сюжеты пушкинских произведений «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»?  (П.И.Чайковский)

10 вопрос.  (Блиц. 5 вопросов по 1 баллу).

1. Кому посвящены строки: «…Подруга дней моих суровых, / Голубка дряхлая моя…»? (Няне)

2. Из какой басни строки: « Ты все пела? Это дело./ Так пойди же попляши!» ( «Стрекоза и муравей»)

3. Кто «ходит по цепи кругом»? (Кот)

4. Чей это портрет? «Дика, печальна, молчалива,/ Как лань лесная боязлива,/ Она в семье своей родной / Казалась девочкой чужой». (Татьяна Ларина)

5. Что украл черт с неба в ночь перед Рождеством?  (Месяц и звезды).

Подведение итогов второго гейма и итогов всей игры. (Звучит музыка П.И.Чайковского)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Литературная игра состоит состоит из четырех  туров: «Теория»                                    10 ...

Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Литературная игра состоит состоит из четырех  туров: «Теория»                                    10 ...

Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс

Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к  литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....

Литературная игра для 5-6 классов "Литературный ринг"

Литературный ринг Оборудование: карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов, звезды.Ход игрыВедущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный рин...

Ее величество госпожа мотивация и ее ближайшая подруга игра. Литературные игры - важный инструмент технологии обучения иностранному языку на сюжетной основе.

Игра может быть веселой, интересной, забавной и серьезной одновременно! Забава и веселье генерируют энергию (порой гораздо большую, чем в обычном состоянии) для достижения очень серьезной цели— ...