Конспект урока "Дыши в суровом мире"( по трагедии У. Шекспира "Гамлет")
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Данный учебный материал посвящен трагедии великого драматурга У. Шекспира "Гамлет". Он раскрывает сущность главного героя, "вечность" и глубину его образа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou.docx | 21.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по трагедии У. Шекспира «Гамлет»
Тема: «Дыши в суровом мире»
Цель: донести до учащихся понимание глобальных и насущных проблем бытия, иными словами, «вечность» и глубину образа Гамлета.
Оборудование: тексты трагедии «Гамлет» в переводе М. Лозинского, К. В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика», монолог Гамлета в исполнении В. Высоцкого из фильма «Гамлет», эпиграф-строфа из стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Б. Пастернак
Ход урока
- Вступительное слово учителя под музыку из оперы Глюка.
Пожалуй, если говорить о том, что исторические реалии, которые мы находим в художественных произведениях, служат лишь фоном для описания человеческих драм, то почти все творчество Шекспира является лучшим тому подтверждением.
Так, скажем, при создании трагедии «Ромео и Джульетта» драматург взял за основу сюжет из новеллы итальянца Банделло, тот же прием мы находим и в трагедии «Гамлет», где в качестве сюжета использована легенда о принце Датском. И новелла, и легенда давно забыты, однако, несмотря на это, а, может быть, и благодаря этому, образы, созданные великим англичанином, живут уже столетия и будут жить, по всей вероятности, до тех пор, пока существует человечество.
В чем же причина этого феномена?
Итак, средневековая Дания, Эльсинор, королевский замок… Казалось бы, нас ждет романтическая история из давно минувших времен… Но нет, уже первая сцена наполняет душу какой-то непонятной тревогой. И если вы, ребята, разделяете это ощущение, то подтвердите его сами, пожалуйста, опираясь на текст.
- Работа с текстом. Акт I, сцена 1
1 | Разговор Бернардо и Франсиско | Франсиско: «Спасибо, что сменили; холод резкий, И мне не по себе». |
2 | Появление призрака | Горацио: «Да; я пронизан страхом и смущеньем.» Марцелл: «Тсс, замолчи; вот он опять!» Бернардо: «Ну что, Горацио? Дрожишь и бледен? Пожалуй, это не одна фантазия? Что скажешь ты? |
- Беседа по вопросам.
- Чем они (Горацио и стражники) объясняют появление призрака?
(Видя призрак короля в доспехах, они полагают, что его появление вызвано приближающейся войной с норвежским королем Фортинбрасом)
- Так ли это на самом деле?
(Нет, призраку старого короля нет дела до всего этого, его заботит только одно, ради чего он явился из мрака преисподней и бродит по замку в поисках сына: коварный Клавдий преступным образом лишает его королевы, королевства и самой жизни; призрак поэтому взывает об отмщении, приказывает Гамлету:
-Если только ты впрямь любил когда - нибудь отца,
отомсти за подлое его убийство.)
- Верно, призрак озабочен только одним-местью! А что же Гамлет?
(Он медлит)
- Почему? Давайте разбираться. Какие события происходят, прежде, чем грянула развязка? Попутно отметим действия, предпринимаемые героями. Отметим их в рабочих листах. Приложение
IV. Составление схемы событий в «Рабочем листе»
Причины медлительности: | Действия Гамлета | Действия Клавдия |
|
| Начинает опасаться, не узнал ли Гамлет правду |
| Решает дождаться подходящего момента: застать короля за каким-нибудь дурным делом | |
| Удар нарушил планы Гамлета | Король понял, в кого метил принц. |
| Вынужден отправиться | Решает от него избавиться |
| Перепрыгивает с одного судна на другой. Скорбит. | Просит Лаэрта потерпеть |
| Возмущен | Король направляет руку Лаэрта против Гамлета, погибает сам |
Развязка. Смерть Гамлета |
- В какой момент Гамлет убедился в виновности короля?
(Во время спектакля)
- Почему же, имея возможность не раз убить его, откладывает это и сам себя винит:
Ну и осел же я! Как это славно,
Что я, сын умерщвленного отца,
Влекомый к мести небом и геенной,
Как шлюха, отвожу словами душу
И упражняюсь в ругани, как баба,
Как судомойка!
(Конечно же, Гамлет не из тех людей, которые любят обманывать себя отговорками, усыпляющими совесть. Он каждый раз допрашивает себя, что он сделал для достижения своей цели, беспощадно корит себя за уклонение от неё, но он из тех борцов, которые в силу своей честности не будут применять коварных и подлых средств борьбы)
IV. ВИДЕО. Монолог Гамлета «Быть или не быть» (читает В.Высоцкий) Ссылка: https://youtu.be/nTWqDvC2eJU
- Как вы понимаете, что значит «быть или не быть»? (Это значит: жить или не жить в данных условиях, когда вокруг столько мерзости, когда удручает несовершенство мира, когда втоптаны в грязь все человеческие идеалы. Он мучается от того, что ему приходится отвечать на этот вопрос.)
- Как герой трагедии решает поставленный вопрос?
(«Быть.» Смерть-недостойный способ разделаться с жизнью, и только трусы уходят от борьбы с неблагоприятными обстоятельствами.)
- Какое завещание оставил Гамлет своему другу Горацио, добровольно желавшему разделить его участь?
(«Дыши в суровом мире»)
- Ваше отношение к Гамлету?
(Несчастный человек. Ему претит убийство вообще, а тем более из мести, но избежать этой участи он не может. В этом трагизм ситуации)
- Чтение эпиграфа. Как соотносится данный вывод со словами Б. Пастернака?
- Рефлексия. Синквейн на темы: «Гамлет», «Клавдий», «Дания» (по традиционной схеме).
- Дом. задание: написать сочинение на тему: «Что бы я сказал Гамлету, доведись мне встретиться с ним?»
Приложение.
Рабочий лист «Схема событий, отодвигающих развязку трагедии»
Причины медлительности: | Действия Гамлета | Действия Клавдия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста "По страницам Красной книги"
Занятие-проект (краткосрочный).Тип урока: иформационно-творческий.Решение проектной задачи требует коллективно – распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах. (Оформлен...
конспект урока "Культура Древнего мира"
Культура Древнего мира. Урок-путешествие в 5 классе Цели: повторить и систематизировать знания по истории культуры Древнего Востока и Древней Греции, познакомить с достижениями мировой ...
Конспект урока литературы в 10 классе : "Трагедия Катерины Кабановой"
Конспект урока литературы в 10 классе...
Конспект занятия «Работа «Голубь мира» в технике торцевания, приуроченная к празднованию Международного дня мира»
Работа "Голубь мира" может быть выполнена как к Международному дню мира, который отмечается 21 сентября, так и к Дню Победы....
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». в 5 классе
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс....
Конспект НОД, подготовительная к школе группа, тема: "Страны и континенты. Австралия" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Образовательные цели: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме "Страны и континенты. Австралия"; совершенствование грамматического строя речи Развивающие цели: развит...
Конспект урока литературы в 11 классе "Трагедия Григория Мелехова"
Конспект урока литературы в 11 классе "Трагедия Григория Мелехова" по роману М. Шолохова "Тихий Дон". Это завершение изучения романа.Подводятся итоги жизненных исканий главного гер...