Описание конструкций экспрессивного синтаксиса (на материале романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»)
статья (11 класс)
Описание конструкций экспрессивного синтаксиса (на материале романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»)
Описание конструкций экспрессивного синтаксиса (на материале романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»)
Классификация экспрессивных синтаксических средств, используемых в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»
Объектом исследования в данной работе стал роман «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова. И это не случайно, так как предметом нашего исследования являются элементы экспрессивного синтаксиса, характерные для языка произведений этих авторов.
Писатели-сатирики И. Ильф и Е. Петров - мастера каламбура. Довольно частый языковой прием, который они используют - разрушение семантической и лексико-стилистической норм сочетаемости слов. Неологизмы - распространённое явление в их сатирической публицистике. Соавторы часто обыгрывают либо переделывают известные фразеологические обороты, полностью меняя их смысл. Используя возможности русского синтаксиса, Ильф и Петров прибегают к открытым присоединительным конструкциям, нарушают нормы управления, применяют синтаксический параллелизм. С точки зрения языка, следует также отметить, что Ильф и Петров в целом стремились к чистоте и грамматической правильности русского языка, отбрасывая из него все искажения. Из художественных приёмов Ильфа и Петрова можно выделить наиболее часто употребляемые: иронию, юмор, комический алогизм, ироническое сопоставление, повторы. Тропы, используемые сатириками, поражают своей оригинальностью. Авторы включают тропы в состав синтаксических конструкций, которые уже сами по себе являются выразительными, несут в себе экспрессию. Например:
Остап со стоном сорвал балахон, бросил его на лед и устремился дальше. Теперь обнаружилась шуба, великая, почти необыкновенная шуба, едва ли не самое ценное в туалете Остапа. Шуба была двойная – подбита уникальными чернобурыми лисами, а крыта неподдельным котиком. Воротник был шит из соболей. Удивительная это была шуба! Супершуба с шиншилловыми карманами, которые были набиты медалями за спасение утопающих, нательными крестиками и золотыми мостами, последним достижением зубоврачебной техники.
В приведенном отрывке сочетаются синтаксические средства экспрессии – параллелизм синтаксического строения, однородные члены, создающие градацию в сочетании с сарказмом в описании шубы (необыкновенная, удивительная, супершуба). Сарказм усилен использованием частиц с семантикой недостоверности(почти, едва ли не) и перечнем вещей, находящихся в кармане Остапа, не сочетающихся с шикарным видом шубы (медали за спасение утопающих, нательные крестики, золотые мосты – последнее достижение зубоврачебной техники).
Еще пример:
Из фабричных труб грянет дым. А потом, подпрыгивая от злости, на ночных столиках зальются троичным звоном мириады будильников (фирмы «Павел Буре» - потише, треста точной механики - позвончее) и замычат спросонок советские служащие, падая с высоких девичьих кроваток.
Экспрессию в данном фрагменте создают неспецифические (не имеющие экспрессию вне контекста) синтаксические конструкции: сложносочиненное предложение с перечислением последовательных действий, деепричастные обороты, имеющие дополнительную предикацию, а также специфическая (имеющая экспрессию вне контекста) конструкция- вставка с неполными предложениями (фирмы «Павел Буре» - потише, треста точной механики - позвончее). В структуру этих конструкций включены тропы, которые усиливают изобразительную функцию экспрессии: парадоксальное сочетание слов, неожиданное, расходящееся с логикой (грянет дым);гипербола (мириады будильников), усиливающая художественное впечатление от описания утра; ирония (падая с высоких девичьих кроваток), скрытая насмешка над просыпающимся советским служащим.
Экспрессивность – семантическая категория, придающая речи выразительность за счет взаимодействия в содержательной стороне языковой единицы, высказывания, текста, оценочного и эмоционального отношения субъекта речи к тому, что происходит во внешнем или внутреннем для него мире.
Категория экспрессивности на синтаксическом уровне, как мы уже отмечали выше,может выражаться различными языковыми средствами, которые мы разделили на три группы:
1) средства субъективной модальности, выражающие не только отношение говорящего к сообщаемому, но и передающие экспрессию.
В каждом предложении, шире, вообще в каждом высказывании, произнесенном или написанном, всегда присутствует лицо говорящее (или пишущее). Присутствие говорящего выражается в том,что он так или иначе относится к тому, о чем сообщает. Это отношение может быть или нейтральным, никак не выраженным, или выраженным особыми способами, несущими в себе экспрессию. В последнем случае говорящий при посредстве разных языковых средств так или иначе оценивает свое сообщение или способ сообщения, что-тов нем акцентирует, соотносит с обстановкой речи, с источником своей информации, выражает уверенность или неуверенность в том,о чем он говорит. Весь этот круг значений называется субъективно-модальными значениями. Субъективно-модальные значения тесно связаны с экспрессивной окраской сообщаемого, с его эмоциональной оценкой.
Средства формирования и выражения субъективно-модальных значений весьма разнообразны: это и интонационные конструкции, и конструкции грамматические, и лексические средства, определенным образом взаимодействующие с интонацией и словорасположением; частицы, вводные слова и группы слов, междометия и др. Специфическим качеством всей системы средств выражения субъективно-модальных значений является то, что все эти средства, как правило, выступают в тесном взаимодействии друг с другом;
2) нейтральные синтаксические средства, которые в контекстных условиях обладают определенной степенью экспрессии;
3) специальные синтаксические конструкции, являющиеся средствами выразительности и экспрессивности.
В каждой группе мы выделили перечень основных способов создания экспрессии, которые мы подробно рассмотрим далее.
Остановимся на описании первой группы синтаксических средств экспрессии.
1.Средства субъективной модальности, выражающие не только отношение говорящего к сообщаемому, но и передающие экспрессию.
Далее представим наиболее часто встречающиеся средства выражения субъективной модальности в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок».
Различные субъективно-модальные значения выражаются повторением в предложении одного и того же слова. Такие повторы – лексически неограниченные могут быть союзными и бессоюзными.
1)повторы. Например:
- Я не виноват! – запищал Лоханкин, вырываясь из рук бывшего князя, а ныне трудящегося Востока.
- Все не виноваты! – бормотал Никита Пряхин, придерживая трепещущего жильца.
- Я же ничего такого не сделал!
- Все ничего такого не сделали.
- У меня душевная депрессия
- У всех душевная.
В данном примере экспрессия создается повтором одного слова (виноват – виноваты; душевная – душевная) или целых конструкций (Я же ничего такого не сделал – Все ничего такого не сделали). Такой прием в приведенном отрывке способствует экспрессивному усилению, нагнетанию вины Лоханкина.
Приведем примеры бессоюзных и союзных повторов как приема экспрессии:
а) бессоюзное повторение одного и того же слова, означающее акцентирование в сочетании с временными характеристиками. Например:
- Идите к чертовой матери со своим«студебеккером»! – заорал Остап.Кто он такой Студебеккер? Это ваш родственник Студенбеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы пришли к человеку? Русским языком ему говорят, что «Студебеккер» в последний момент заменен «лорен-дитрихом», а он морочит голову! «Студебеккер».
Повторение слова студебеккер в этом фрагменте употребляется для экспрессивного усиления раздражения, возмущения говорящего. Повтор усилен риторическими вопросами.
Еще пример:
Ночь, ночь, ночь лежала над всей страной.
Лексический повтор – количественное усиление характеристики речевой ситуации.
Следует отметить, что экспрессию могут создавать целые конструкции, в определенных контекстных условиях приобретающие экспрессивное значение именно при бессоюзии. Например:
Александр Иванович, подвижник, сознательно изнурявший себя финансовыми веригами, запретивший себе прикасаться ко всему, что стоит дороже полтинника, и в то же время раздраженный тем, что из боязни потерять миллионы он не может открыто истратить ста рублей.
Экспрессивное описание характера человека, его личности, с помощью бессоюзного ряда однородных членов: приложения (подвижник), причастных оборотов (сознательно изнурявший себя финансовыми веригами, запретивший себе прикасаться ко всему) – создает синтаксическую конструкцию с дополнительной предикацией.
б) союзные повторы - чаще всего с союзом И.
Например:
- Другой бы на его месте карьеру сделал, - говорили и Сахаров, и Дрейфус, и Тезоименицкий, и Музыкант, и Чеважевская, и Борисохлебский, и Лапидус – младший, и старый дурак Кукушкинд, и даже бежавший в сумасшедший дом бухгалтер Берлага, - а это -шляпа!
В рассматриваемом примере использован ряд однородных членов с нарастающим значением перечисления множества лиц, объединенных одним мнением. Эта градация усилена повторяющимся союзом И, а в конце сочинительного ряда – соединением союза И с выделительной частицей ДАЖЕ, что свидетельствует о присоединительном значении последнего компонента однородного ряда. Всё вместе создает экспрессию через градацию.
Еще пример:
Разные люди сидели в вагоне – ресторане:и провинциал из Нью-Йорка мистер Бурман, и канадская девушка, прибывшая из-за океана только за час до отхода литерного поезда и поэтому еще очумело вертевшая головой над котлетой в длинной металлической тарелочке, и японский дипломат, и другой японец, помоложе, и господин Гейнрих, желтые глаза которого почему-тоусмехались, и молодой английский дипломат с тонкой теннисной талией,и немец – востоковед, весьма терпеливо выслушавший рассказ проводника о существовании страшного животного с двумя кочками на спине, и американский экономист, и чехословак, и поляк, и четыре американских корреспондента, в том числе пастор, пишущий в газете союза христианских молодых людей, и стопроцентная американка из старинной пионерской семьи с голландской фамилией, которая прославилась тем, что в прошлом году отстала в Минеральных Водах от поезда и в целях рекламы некоторое время скрывалась в станционном буфете, и многие другие.
Данный пример представляет собой ряд однородных членов с распространением со значением перечисления разных людей, которые сидели в вагоне-ресторане. Это перечисление усиливается повторяющимся союзом И.
Во всех приведенных примерах многосоюзие как средство экспрессивности имеет количественное значение, создавая гиперболизацию повествования;
в) особую группу повторов создают анафоры – единоначатие.
А теперь я хожу и не узнаю нашего Черноморска. Где это все? Где частный капитал? Где первое общество взаимного кредита? Где товарищество на вере? Где акционерные компании со смешанным капиталом? Где это все? Безобразие!
В данном предложении используется повтор вопросительного наречия где, которое фиксирует внимание читателя, подчеркивает важнейшие мысли героя.Напряженность речи усиливают риторические вопросы и восклицания.
Еще пример:
Здесь русский дух! Здесь Русью пахнет! Здесь еще летает догорающая жар-птица, и людям нашей профессии перепадают золотые перышки. Здесь сидит еще на своих сундуках кулак кощей, считавший себя бессмертным и теперь с ужасом убедившийся, что ему приходит конец.
В рассматриваемом примере мы наблюдаем, повторение наречия ЗДЕСЬ,которое,повторяясь, создает градацию,усиливает напряженность мысли героя. При этом в предложении используются элементы сказочного стиля. Каждое предложение заканчивается риторическим восклицанием,что подчеркивает выразительность речи героя.
Еще пример:
Да и мог ли он помнить о таких мелочах быта, когда ушла жена, когда осталсяон без копейки, когда не было еще точно уяснено все многообразие значения русской интеллигенции? Мог ли он думать, что жалкий бронзовый светишко восьмисвечовой лампы вызовет в соседях такое большое чувство?
В данном фрагменте экспрессию в сложноподчиненном предложении создает анафорический повтор союза КОГДА при однородным подчинении придаточных,а также анафорический повтор МОГ ЛИ. Все это подчеркивает нарастание напряжения ситуации в сочетании опять же с риторическим восклицанием.
Еще аналогичный пример:
Может быть, мы с приятелем желаем совершить деловую поездку? Может быть, мы желаем именно эх – прокатиться?
2)следующая группа средств выражения субъективной модальности в сочетании с экспрессивной окраской повествования, которая не менее часто встречается в тексте, – построения с междометиями:
- О! - сказал Остап. – Там внутри есть все: пальмы, девушки, голубые экспрессы…
Междометие О! - выражает реакцию героя на какое-то событие, в данном случае – восторг. Междометие как средство экспрессии здесь сочетается с недосказанностью (многоточие в конце предложения).
Еще пример:
- Ах, как нехорошо! - подумал посетитель, который и сам не знал имени своего отца.
В данном построении используется междометие АХ, которое участвует в выражении значения негативной оценки.
- Эй, вы, херувимы и серафимы!- сказал Остап, вызывая врагов на диспут. - Бога нет.
Междометие ЭЙ, выражает волеизъявление героя, а именно – зов.
Можно также отметить глагольные междометия, передающие значение мгновенного действия:
«Бамм! – ударили часы.
«Бамм! Бамм! – били часы.
«Бамм!- ударили часы в четвертый раз.
Встречаются в тексте и нечленимые междометные предложения:
- Ах тыбоже мой!- застонал старик. Царица небесная! Опять маху дал. Слышишь, Зосинька? Маху дал. Что же теперь делать?
Использование производных нечленимых междометных предложений связано с выражением чувств героя – сожаление, разочарование, досада. В предложении также используется риторический вопрос и повтор;
3) построения с модальными частицами:
Лоханкин защищался с таким отчаянием, словно бы его собирались кастрировать.
Модальная частица СЛОВНО БЫ выражает отношение к действию и является сравнительной со значением нереального сравнения.
-Дай-кось, я попробую, - сказал он, занося руку. – Надаю ему лозанов по филейным частям.
В этом примере модальная частица ДАЙ-КОСЬ относится к сфере волевого проявления.
Ну и дела! -вздохнул Балаганов.
Модальная частица НУ И ДЕЛА выражает удивление героя.
Рассмотрим состав следующей группы синтаксических средств экспрессии.
1.Нейтральные синтаксические средства, которые в контекстных условиях обладают определенной степенью экспрессии. Например:
1) сочинительные ряды в простом предложении, в сложноподчиненном предложении. Например:
Какого же было удивление ревизоров, когда они не обнаружили в магазине ни муки, ни перца, ни мыла хозяйственного, ни корыт крестьянских, ни текстиля, ни рису.
В данном примере представлен ряд однородных членов со значением перечисления отсутствующего товара в магазине, последовательное нанизывание которых создает нагнетание (градацию) с помощью сочинительного союза НИ. Парадокс заключается в том, что в магазине было совершенно пусто, но читатель понимает это только к концу большого списка отсутствующих товаров: большое количество в данном случае обозначает ноль, пустоту.
Еще пример:
Паниковский очень взволновался, выпросил у командора три рубля, сбегал в баню и всю ночь потом чистился и скребся, как солдат перед парадом.
В представленном примере количественная характеристика героя переходит в качественную оценку его действий: интенсивность действий героя подчеркнута сочинительным рядом однородных сказуемых (выпросил, сбегал, чистился, скребся).
Еще пример:
Вся щекотливость заключалась в том, что немое кино уже не работало ввиду наступления эры звукового, а звуковое еще не работало по причине организационных неполадок, связанных с ликвидацией эры немого кино.
В данном примере сочинительный ряд представлен в сложноподчиненном предложении в сочетании однородных придаточных с изъяснительным значением, связанных сопоставительным союзом А. Антитеза – сопоставление контрастных понятий – усилена здесь употреблением антонимичных наречий (уже – еще);
2) использование в описании внешности сравнительного оборота. Например:
Седок, пожилой мужчина с висячим, как банан, носом, сжимал ногами чемодан и время от времени показывал своему собеседнику кукиш.
В данном предложении совмещены разные типы текста: повествование (Седок пожилой мужчина, сжимал ногами чемодан, показывал своему собеседнику кукиш) и сравнительный оборот (с висячим, как банан, носом) в описании внешности мужчины. В целом конструкция представляется экспрессивной.
Еще пример:
От горя борода его разошлась, как веник.
Или
Сегодня, наконец, он решил объявить Зосе о своих чувствах и предложить свою руку, где бился пульс, маленький и злой, как хорек, и свое сердце, стянутое сказочными обручами.
Далее представим описание третей группы экспрессивных синтаксических средств, выделенных нами.
3. Специальные синтаксические конструкции, являющиеся средствами выразительности и экспрессивности:
1) именительный представления. Конструкции с именительным представления (или темы) используются с целью вызвать предварительное представление о предмете, лице, привлечь к нему внимание.
Например:
Вы не знаете, что такое гусь! Ах, как я люблю эту птицу! Это дивная жирная птица, честное благородное слово. Гусь! Бендер! Крылышко! Шейка! Ножка!
Первая часть предложения называют предмет любви героя (гусь), а во второй части предложения он приобретает разные обозначения (эту птицу, дивная жирная птица, Крылышко! Шейка! Ножка!).При этом выразительность речи героя достигается использованием риторических восклицаний.Таким образом,автор создает комический образ героя с его пристрастиями к мясу птицы;
2) парцелляция, которая используется как особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.Например:
И, тоскливо поглядывая на плакаты, призывающие граждан выполнить пятилетку в четыре года, Хворобьев с раздражением повторял:
- Вывести! Из состава! Примкамера!В четыре года! Хамская власть!
Членение предложения, при котором высказывание героя реализуется не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующие одна за другой после восклицательного знака.
- Подождите меня, не спешите. Я старый, я больной, мне плохо!...Гусь! Ножка! Шейка! Фемина!...Жалкие, ничтожные люди!...
Членение предложения сопровождается восклицаниями, а прерывистость речи – многоточием.
2)несобственно-прямая речь.
Например:
« А может быть, так надо, - думал он,- может быть, это искупление, и я выйду из него очищенным? Не такова ли судьба всех стоящих выше толпы людей с тонкой конституцией? Галилей, Милюков, А.Ф. Кони. Да, да, Варвара права, так надо!»
В данном примере форма вопросительных предложений, выделяется в эмоциональном и интонационном отношении на фоне авторского повествования. Экспрессивность выражается также использованием вводной конструкции МОЖЕТ БЫТЬ, которая передает состояние сомнения героя;
4) многоточие, которое позволяет автору передать прерывистость речи, неожиданные паузы, отражающие душевное волнение говорящего.Например:
- Какие там сорок шесть рублей! – страшным голосом сказал вдруг Александр Иванович, подымаясь во весь рост. – У меня…мне…
Еще пример:
- Вот дура! Нашла, кому рассказывать!.. Дали бы мне этот миллион, уж я бы…
Незавершенность фразы в данном примере дает возможность читателю самостоятельно домыслить, что бы они сделали, если у них был бы миллион. Экспрессию усиливают восклицательные предложения.
- Значит, это и есть Зося Синицкая? – с ударением произнес Остап. – Вот уж действительно – средь шумного бала…
Умолчание раскрывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий;
5) риторические вопросы – одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально-экспрессивных оттенков. Например:
- Я думал…
- Ах, вы думали? Вы значит,иногда думаете? Вы мыслитель.Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? Жан-ЖакРуссо? Марк Аврелий?
Риторические вопросы в этом предложении выражают возмущение героя, который недоволендействием своего собеседника;
6) риторические восклицания,которые заключают в себе особую экспрессию, усиливая напряженность речи.Например:
- Проспект имени социализма! – сказал он, с удовольствием втягивая в себя амбастровую пыль! – Ах! Какой чудный воздух!Что здесь будет через год! Асфальт! Автобус! Институт по ирригации! Тропический институт! Ну, если Ташкент на это раз не даст научных сил!...
Еще пример:
- Да! – воскликнул Остап. – Банкет в вагон-ресторане! Я и забыл! Какая радость! Идемте, Корейко, я вас угощаю, я всех угощаю! Согласно законов гостеприимства!
В приведенном примере восклицательные предложения передают в гиперболизированном виде радость героя.
Таким образом, среди многообразия синтаксических средств выражения экспрессии с разным функциями мы выделили следующие группы и подгруппы, наиболее часто встречающиеся в романе И. Ильфа и Е. Петрова:
1. Средства субъективной модальности, выражающие не только отношение говорящего к сообщаемому, но и передающие экспрессию:
повторы, среди которых выделили следующие подгруппы:
а) бессоюзные повторы;
б) союзные повторы;
в) анафорические повторы;
построения с междометиями;
построения с модальными частицами.
2. Нейтральные синтаксические средства, которые в контекстных условиях обладают определенной степеньюэкспрессии:
сочинительные ряды в простом предложении, в сложноподчиненном предложении;
использование в описании сравнительного оборота.
2.Специальные синтаксические конструкции, являющиеся средствами выразительности и экспрессивности:
именительный представления. Конструкции с именительным представления (или темы) используются с целью вызвать предварительное представление о предмете, лице, привлечь к нему внимание;
парцелляция, которая используется как особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений;
несобственно-прямая речь;
многоточие, которое позволяет автору передать прерывистость речи, неожиданные паузы, отражающие душевное волнение говорящего;
риторические вопросы – одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально- экспрессивных оттенков;
риторические восклицания,которые заключают в себе особую экспрессию, усиливая напряженность речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевой организации художественного текста (на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»)
Интегрированный урок русского языка и литературы Уже после первого романа Гончарова стали причислять к выдающимся деятелям русской литературы. Высокая литературная репутация подкрепляется и его после...
«Сказочные мотивы в современной русской литературе (на материале романа В. Орлова «Альтист Данилов»)» (Х класс).
Урок изучения нового материала....
Обобщающий урок по теме "Сложные предложения" (на материале романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"). 9-й класс
Данный урок позволяет повторить виды сложных предложений, пунктуацию в них, тренирует логическое мышление, ученики учатся видеть тонкие оттенки смысла, осознают на примере романа М.Ю.Лермонтова «Герой...
Военная тема и особенности ее художественного воплощения в современной литературе (на материале романа З. Прилепина «Патологии»)
Конспект посвящен особенностя художественного воплощения военной темы в современной литературе....
Конспект урока русского языка по изучению многочленных конструкций с сочинительной и подчинительной связью на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Конспект посвящен изучению многочленных конструкций на материале романа М.А.Шолохова "Тихий Дон"...
Запятая перед союзом как. Тренинги и диктанты разных видов на материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго"
Запятая перед союзом как. Тренинги и диктанты разных видов на материале романа Б. Пастернака "Доктор Живаго"...
Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка при повторении темы «Морфология» (по материалам романа Д.А. Гранина «Мой лейтенант») в 10 классе
ТЕМА: Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка при повторении...