Тема Великой Отечественной войны в поэзии Владимира Высоцкого.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чем заключался особый подход поэта в изображении данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 2. Тема Великой Отечественной войны
в поэзии Владимира Высоцкого.
Цель урока: показать значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чем заключался особый подход поэта в изображении данной темы.
Оборудование урока: фрагменты выступлений В.Высоцкого с исполнением песен о Великой Отечественной войне.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Тема войны в лирике В.Высоцкого занимает одно из центральных мест. Его часто спрашивали, почему он так много пишет о войне. И он отвечал, что это совсем не случайно. Трагические для страны дни, в которые народ проявлял невиданный героизм, стали своего рода импульсом для его творчества, тем фундаментом, на котором поэт поднимался на новые высоты гражданственности, нравственности и художественности.
Вопрос для учащихся (на основе предыдущего урока): что из биографии поэта могло повлиять на обращение к теме войны?
(Предположительный ответ: В.Высоцкий родился в военной семье. Прошедший войну отец закончил её в звании майора, дошёл до Праги. В доме Высоцких частыми гостями были фронтовики, которые много рассказывали о войне. Тяготы неустроенного быта военных лет В.Высоцкий переносил как все в ту грозовую пору.)
Вопрос для учащихся (на основе прочитанных дома стихотворений): О чём писал и пел В.Высоцкий по военной тематике?
Предположительный ответ: Об артобстрелах и шквальном минометном огне, о безымянных высотах и штыковых атаках, о медсанбатах, о пехотинцах, морских десантниках, летчиках. Написал так, будто сам прошагал, сам "принял пулю на вздохе".)
Обратимся к анализу стихотворений.
1) У всех учащихся текст "Мы вращаем Землю". Звучит песня в исполнении автора. В стихотворении ярко и образно показан подвиг советского солдата в Великой Отечественной войне, он "остановил вращение Земли" и, приложив неимоверные усилия, закружил планету в обратную сторону, дошел до Берлина, потеряв тысячи героически павших товарищей:
От границы мы Землю вертели назад-
Было дело сначала, -
Но обратно её закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала...
"Война - совсем не фейерверк, а просто трудная работа," - сказал поэт М.Кульчицкий. Именно такой показана война в этом стихотворений. В нем мы не найдем трусов и подлецов. Даже в самой напряженной ситуации бойцы не изменяют своему солдатскому долгу:
Здесь никто б не нашел, даже если б хотел,
Руки кверху поднявших.
Для Высоцкого погибшие в смертельной схватке с врагом - люди, с честью выполнившие свой долг и продолжающие его выполнять, даже пав на поле боя. На войне всё возможно, и Высоцкий показывает, что и тела мертвых товарищей могут служить солдатам защитой:
Всем живым ощутимая польза от тел:
Как прикрытье используем павших.
Создавая высокий образ мужества и необыкновенной силы воли русского солдата:
Руки, ноги - на месте ли, нет ли, -
Как на свадьбе, росу пригубя,
Землю тянем зубами за стебли -
На себя! От себя!
Высоцкий не делает открытия в русской литературе. Но он находит свои, правдивые, до боли искренние, до него никем не увиденные черточки, какие и делают слова поэзией.
2) У учащихся текст - "Штрафные батальоны". Сначала стихотворение звучит в исполнении автора.
Здесь говорится о людях, на кого выпала доля быть сурово наказанными Родиной. В стихотворении слились человеческое мужество, отвага штрафников и их преданность Родине. В содержании- трагическая реальность:
У штрафников один закон, один конец:
Коли, руби фашистского бродягу,
И если не поймаешь в грудь свинец -
Медаль на грудь поймаешь за отвагу...
Для большинства из штрафников бой - последний бой, о чем они прекрасно знают. Для них жизнь- мгновение. А еще один день жизни - все их прошлое, настоящее, будущее. У штрафников страшный выбор:
Всего лишь час дают на артобстрел -
Всего лишь час пехоте передышка,
Всего лишь час до самых главных дел:
Кому - до ордена, ну а кому - до "вышки".
3) А еще В.Высоцкий писал о военной дружбе. Война не убила главного - прийти на помощь другу, не предать дружбу.
Текст стихотворения "Он не вернулся из боя". Здесь звучит скорбь солдата о погибшем друге, сожаление, что при жизни он недооценивал товарища. Теперь все "споры без сна и покоя" отходят на второй план. Но вперед выступает неподдельное горе человека, потерявшего близкого друга:
То, что пусто теперь, - не про то разговор:
Вдруг заметил я - нас было двое...
Для меня - будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Учащиеся отмечают, что и сегодня после внезапного ухода хороших людей начинаешь понимать, насколько они были близки и необходимы:
Все теперь одному, - только кажется мне -
Это я не вернулся из боя.
4) Включается запись - слова Высоцкого о частом обращении к военной тематике в творчестве. "Конечно, есть и в наших буднях что-то похожее на бой, минуты и дни, требующие предельного напряжения, как в атаке".
Учащиеся на основе прочитанного и увиденного делают вывод о особенностях военной тематики в поэзии В.Высоцкого. Эти стихи не просто рисуют военные события. Особый подход Высоцкого заключался в том, чтобы показать внутреннее состояние человека перед выбором, на грани излома. На первый план у поэта выходят проблемы нравственности: ассоциации тех времен, а проблемы сегодняшние.
Тема войны, давно окончившейся, стала у Высоцкого одной из самых современных: своей поэзией он продолжал воевать за справедливость, за то, чтобы в человеке открылось самое благородное и высокое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Великая Отечественная война в воспоминаниях наших земляков, Орловой Эльвиры Петровны и Воробьёва Владимира Васильевича», проведённый в 8 – 9 классах.
Сценарий составлен в традиционной форме: информационный блок. Следует избегать излишнего пафоса, громких слов о патриотизме. Каждый может определить свою роль в этом мероприятии: подготовка устных соо...
Литературный журнал, посвящённый 65-летию победы русского народа в Великой Отечественной войне «Поэзия, опалённая войной».
. Сегодня наш литературный журнал посвящён 65-й годовщине ...
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
«Тема Великой Отечественной войны в творчестве Владимира Жукова» (урок с использованием проектной технологии)
Методическая разработка урока литературы в 8 классе...
Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.
Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.
Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....
Внеклассное мероприятие, посвященное празднику Победы в Великой Отечественной войне. "Поэзия подвига"
Мероприятие проводится в форме литературно-музыкальной композиции.Учащиеся - активные участники, которые знакомятся с поэтами-фронтовиками через прочтение стихотворений. Чтению стихов сопутствует...