Тема Великой Отечественной войны в поэзии Владимира Высоцкого.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Слугина Елена Алексеевна

Значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чем заключался особый подход поэта в изображении данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2. Тема Великой Отечественной войны

в поэзии Владимира Высоцкого.

Цель урока: показать значение Великой Отечественной войны в творчестве В.Высоцкого, в процессе анализа стихотворений выяснить, в чем заключался особый подход поэта в изображении данной темы.

Оборудование урока: фрагменты выступлений В.Высоцкого с исполнением песен о Великой Отечественной войне.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

Тема войны в лирике В.Высоцкого занимает одно из центральных мест. Его часто спрашивали, почему он так много пишет о войне. И он отвечал, что это совсем не случайно. Трагические для страны дни, в которые народ проявлял невиданный героизм, стали своего рода импульсом для его творчества, тем фундаментом, на котором поэт поднимался на новые высоты гражданственности, нравственности и художественности.

Вопрос для учащихся (на основе предыдущего урока): что из биографии поэта могло повлиять на обращение к теме войны?

(Предположительный ответ: В.Высоцкий родился в военной семье. Прошедший войну отец закончил её в звании майора, дошёл до Праги. В доме Высоцких частыми гостями были фронтовики, которые  много рассказывали о войне. Тяготы неустроенного быта военных лет В.Высоцкий переносил как все в ту грозовую пору.)

Вопрос для учащихся (на основе прочитанных дома стихотворений): О чём писал и пел В.Высоцкий по военной тематике?

Предположительный ответ:  Об артобстрелах и шквальном минометном огне, о безымянных высотах и штыковых атаках, о медсанбатах, о пехотинцах, морских десантниках, летчиках. Написал так, будто сам прошагал, сам "принял пулю на вздохе".)

Обратимся к анализу стихотворений.

1) У всех учащихся текст "Мы вращаем Землю". Звучит песня в исполнении автора. В стихотворении ярко и образно показан подвиг советского солдата в Великой Отечественной войне, он "остановил вращение Земли" и, приложив неимоверные усилия, закружил планету в обратную сторону, дошел до Берлина, потеряв тысячи героически павших товарищей:

От границы мы Землю вертели назад-

Было дело сначала, -

Но обратно её закрутил наш комбат,

Оттолкнувшись ногой от Урала...

"Война - совсем не фейерверк, а просто трудная работа," - сказал поэт М.Кульчицкий. Именно такой показана война в этом стихотворений. В нем мы не найдем трусов и подлецов. Даже в самой напряженной ситуации бойцы не изменяют своему солдатскому долгу:

Здесь никто б не нашел, даже если б хотел,

Руки кверху поднявших.

Для Высоцкого погибшие в смертельной схватке с врагом - люди, с честью выполнившие свой долг и продолжающие его выполнять, даже пав на поле боя. На войне всё возможно, и Высоцкий показывает, что и тела мертвых товарищей могут служить солдатам защитой:

Всем живым ощутимая польза от тел:

Как прикрытье используем павших.

Создавая высокий образ мужества и необыкновенной силы воли русского солдата:

Руки, ноги - на месте ли, нет ли, -

Как на свадьбе, росу пригубя,

Землю тянем зубами за стебли -

На себя! От себя!

Высоцкий не делает открытия в русской литературе. Но он находит свои, правдивые, до боли искренние, до него никем не увиденные черточки, какие и делают слова поэзией.

2) У учащихся текст - "Штрафные батальоны". Сначала стихотворение звучит в исполнении автора.

Здесь говорится о людях, на кого выпала доля быть сурово наказанными Родиной. В стихотворении слились человеческое мужество, отвага штрафников и их преданность Родине. В содержании- трагическая реальность:

У штрафников один закон, один конец:

Коли, руби фашистского бродягу,

И если не поймаешь в грудь свинец -

Медаль на грудь поймаешь за отвагу...

Для большинства из штрафников бой - последний бой, о чем они прекрасно знают. Для них жизнь- мгновение. А еще один день жизни - все их прошлое, настоящее, будущее. У штрафников страшный выбор:

Всего лишь час дают на артобстрел -

Всего лишь час пехоте передышка,

Всего лишь час до самых главных дел:

Кому - до ордена, ну а кому - до "вышки".

3) А еще В.Высоцкий писал о военной дружбе. Война не убила главного - прийти на помощь другу, не предать дружбу.

Текст стихотворения "Он не вернулся из боя". Здесь звучит скорбь солдата о погибшем друге, сожаление, что при жизни он недооценивал товарища. Теперь все "споры без сна и покоя" отходят на второй план. Но вперед выступает неподдельное горе человека, потерявшего близкого друга:

То, что пусто теперь, - не про то разговор:

Вдруг заметил я - нас было двое...

Для меня - будто ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

Учащиеся отмечают, что и сегодня после внезапного ухода хороших людей начинаешь понимать, насколько они были близки и необходимы:

Все теперь одному, - только кажется мне -

Это я не вернулся из боя.

4) Включается запись - слова Высоцкого о частом обращении к военной тематике в творчестве. "Конечно, есть и в наших буднях что-то похожее на бой, минуты и дни, требующие предельного напряжения, как в атаке".

Учащиеся на основе прочитанного и увиденного делают вывод о особенностях военной тематики в поэзии В.Высоцкого. Эти стихи не просто рисуют военные события. Особый подход Высоцкого заключался в том, чтобы показать внутреннее состояние человека перед выбором, на грани излома. На первый план у поэта выходят проблемы нравственности: ассоциации тех времен, а проблемы сегодняшние.

Тема войны, давно окончившейся, стала у Высоцкого одной из самых современных: своей поэзией он продолжал воевать за справедливость, за то, чтобы в человеке открылось самое благородное и высокое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Великая Отечественная война в воспоминаниях наших земляков, Орловой Эльвиры Петровны и Воробьёва Владимира Васильевича», проведённый в 8 – 9 классах.

Сценарий составлен в традиционной форме: информационный блок. Следует избегать излишнего пафоса, громких слов о патриотизме. Каждый может определить свою роль в этом мероприятии: подготовка устных соо...

Экспериментальное изучение темы «Великая Отечественная война» в курсе Отечественной истории 11 класса.

Данная статья раскрывает особенности изучения такой сложной темы как "Великая Отечественная война". В статье описывается эксперимент по проведению уроков на основе деятельностного подхода к изучению и...

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г.

Методическая разработка урока для учащихся 10 класса   Повторительно-обобщающий урок по теме: «Великая Отечественная война». Роль и значение Великой Победы 1945 г....

Внеклассное мероприятие, посвященное празднику Победы в Великой Отечественной войне. "Поэзия подвига"

Мероприятие проводится в форме литературно-музыкальной композиции.Учащиеся - активные участники, которые знакомятся с поэтами-фронтовиками через прочтение стихотворений. Чтению стихов сопутствует...