Смысловое чтение ( из опыта работы)
презентация к уроку по литературе на тему
В данной презентации представлены материалы, подготовленные мною к выступлению на педагогоическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiyasmyslovoe_chtenie.pptx | 243.77 КБ |
prezentatsiyasmyslovoe_chtenie.pptx | 243.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Его цель – наиболее точно понять и осознать прочитанный текст. Для этого стоит внимательно читать, вникая в смысл и анализировать полученные данные. Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретённый опыт работы с информацией.
ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Простые вопросы Как звали главного героя? Куда отправился герой ? Уточняющие вопросы Правда ли что… Я правильно понял, то…. Объясняющие вопросы Почему? Творческие вопросы Что бы произошло, если… Оценочные вопросы Что лучше? Как вы относитесь? Практические вопросы Как бы я поступил, если….
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФИНАЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Закончите пословицы Голод не тетка, [пирожка не поднесет]. Гол как сокол, [а остер как топор]. Губа не дура , [ язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко]. Два сапога пара, [оба левые]. За двумя зайцами погонишься — ни одного [кабана] не поймаешь. Кто старое помянет — тому глаз вон, [ а кто забудет — тому оба]. Лиха беда начало — [есть дыра, будет и прореха].
Бабушка [гадала] , надвое сказала : [то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет] . Бедность — не порок , [а гораздо хуже]. В здоровом теле здоровый дух — [редкая удача] . Везет как [субботнему] утопленнику — [баню топить не надо] . Ворон ворону глаз не выклюет, [а и выклюет, да не вытащит]. Гладко было на бумаге, [да забыли про овраги, а по ним ходить]. Дураку хоть кол теши, [он своих два ставит]. Девичий стыд — до порога, [переступила и забыла]. Дорога ложка к обеду, [а там хоть под лавку].
На сердитых воду возят, [а на добрых сами катаются]. Не все коту Масленица , [будет и пост]. Не печалится дятел, что петь не может , [его и так весь лес слышит]. Ни рыба, ни мясо, [ни кафтан, ни ряса]. Новая метла по-новому метёт, [а как сломается — под лавкой валяется]. Один в поле не воин, [а путник]. От работы кони дохнут, [а люди — крепнут]. Комар лошадь не повалит, [пока медведь не подсобит]. Палка о двух концах, [туда и сюда бьет].
ДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА НА ПРЕДЛОЖЕНИЯ , АБЗАЦЫ Искала синица место для гнезда заглянула птичка в щель почтового ящика понравилось синички расширили носиками щель натаскали мха шерсти травинок увидел хозяин их работу что делать попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо вывелись птенчики стала кошка вокруг ящика похаживать хозяйка оплела ящик ветками шиповника осенью в саду летала стайка синиц а почтальон опять кладёт письма в ящик.
ИСПРАВЛЕНИЕ /КОРРЕКТИРОВКА НАРУШЕНИЙ В ТЕКСТЕ Найдите ошибки в стихотворении Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошел, крикнул возмущенно: "Так съедите вы у пса весь обед евойный !" Закричала хрюшка-мать: " Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки" Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: "Слушать я уже устал ейные упреки. Детям все прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день". А. Хайт
СПИШИТЕ ТЕКСТ БЕЗ ОШИБОК Нанеби разгараица заря. Я прабираюсь узкой дарошкой черис густую рош . Тижолые колося косаются литца и бут-та сабераются удержать меня. Из предарожных зараслей выпархнула перепелка и скрылась ва ржи. Поднемается сонце , и ево лучи освящают далекие паля, пребрежныи кусты возле речьки . Она ярко блистит на сонце . Вот и лес. Я притпалагал сабрать сдесь много ягот и атыскать гребы . Мои притпаложения оправдались. Ягоды буквально устелали лестные паляны . Стоила пресесть — видешь , как прячются в траве галовки спелай зимляники , падбирезавики . Долго брадил па лесу. С трудом датащил я да дома полную карзину прислатких ягат . За день мае литцо и руки загарели . После такой прагулки харошо выкупаца и прелечь оддохнуть на свежим сени (109 слов)
СОПОСТАВЛЕНИЕ/ НАХОЖДЕНИЕ СХОДСТВ И РАЗЛИЧИЙ В предложения вставьте подходящие по смыслу причастные обороты . Берёзы покрылись золотистой листвой,-------------. Очень красивы -------------- клёны. О чём-то перешёптываются листья,--------------. И на тропинке тоже листья,----------------. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб,---------------.
Сравните с текстом, написанным И.Соколовым-Микитовым Берёзы покрылись золотистой листвой, сверкающей на солнце. Очень красивы одетые в багряную листву клёны. О чём-то перешёптываются листья, тихо падающие на землю. И на тропинке тоже листья, печально шуршащие под ногами. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю жёлуди.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТА Рыба варится в море. У самого берега расположен вулкан Китуро . Варить рыбу таким необычным способом можно лишь в единственном месте на Земле – в озере Киву . Это довольно большое озеро , окружённое огнедышащими горами , Находится в сердце Экваториальной Африки .
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И СМЫСЛОВОЙ ВЫБОР ОТВЕТОВ Укажите неверные утверждения. Орфоэпические нормы регулируют произношение. В пределах литературной нормы имеется некоторое количество вариантов ударений. Ударение в русском языке никогда не служит для смыслоразличения . Для уточнения норм произношения следует обращаться к этимологическому словарю. В семантических вариантах ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Ряд слов в русском языке имеет равноправные варианты ударения.
ВЫБОР НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ Большинство букв древнерусского Алфавита имели числовое соответствие. Так, буква «Аз» означала «один», «Веди» — «два»… Рассмотрите таблицу и запишите год своего рождения по-древнерусски
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОПУЩЕННОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА Это дерево всегда теперь стоит у меня перед глазами . Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревне . -Когда я был ещё совсем мальчишкой ,-начал старик ,- мой отец ... С тех пор прошло много лет . Красавец -тополь опять разросся , обтянулся свежей корой ,зазеленел островерхой кроной . Вот какая история произошла много лет назад в подмосковной деревне.
ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ( ПРИЁМ АНТИЦИПАЦИИ ) Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Котята умели быстро бегать, ловко прыгать, вот только лазить по деревьям они пока не научились. Снежок, Уголёк и Огонёк были весёлыми, дружными, смелыми. Они не боялись никого, кроме пса Буяна. Злой Буян жил в соседнем дворе. Он подбегал к забору, рычал и лаял на котят. Котята понимали, что он их не достанет, но всё равно отбегали подальше. Как-то раз хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Котята в это время лежали на траве, любовались цветочками и грелись на солнце. Они не сразу заметили, как во двор вошёл Буян.
Увидели его малыши, вскочили, а куда бежать - не знают. Дверь в дом заперта, окно высоко, забор далеко, на дерево не влезть... Что тут делать? И умные котята сделали вот что. Снежок подбежал к двери в дом и остановился. Дверь белая и котёнок белый - - его и не видно. Огонёк прижался к кирпичной стене. Не видно рыжего котёнка рядом с рыжей стеной. А Уголёк прыгнул в ведро с углём, которое стояло у крыльца. Разве его там заметишь? Стоит Буян, вертит головой: не поймет, где же котята? Только что тут были и вдруг исчезли! Тут вернулась хозяйка с покупками, прогнала чужую собаку со двора и позвала котят обедать. Жуют котята сосиски, своё приключение вспоминают и над Буяном посмеиваются. ( По рассказу Н Павловой)
У Л Ы Б Н И Т Е С Ь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ Под понятием «смысловое чтение» понимается получение лишь той информации, которая необходима читателю. Его цель – наиболее точно понять и осознать прочитанный текст. Для этого стоит внимательно читать, вникая в смысл и анализировать полученные данные. Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретённый опыт работы с информацией.
ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Простые вопросы Как звали главного героя? Куда отправился герой ? Уточняющие вопросы Правда ли что… Я правильно понял, то…. Объясняющие вопросы Почему? Творческие вопросы Что бы произошло, если… Оценочные вопросы Что лучше? Как вы относитесь? Практические вопросы Как бы я поступил, если….
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФИНАЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Закончите пословицы Голод не тетка, [пирожка не поднесет]. Гол как сокол, [а остер как топор]. Губа не дура , [ язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко]. Два сапога пара, [оба левые]. За двумя зайцами погонишься — ни одного [кабана] не поймаешь. Кто старое помянет — тому глаз вон, [ а кто забудет — тому оба]. Лиха беда начало — [есть дыра, будет и прореха].
Бабушка [гадала] , надвое сказала : [то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет] . Бедность — не порок , [а гораздо хуже]. В здоровом теле здоровый дух — [редкая удача] . Везет как [субботнему] утопленнику — [баню топить не надо] . Ворон ворону глаз не выклюет, [а и выклюет, да не вытащит]. Гладко было на бумаге, [да забыли про овраги, а по ним ходить]. Дураку хоть кол теши, [он своих два ставит]. Девичий стыд — до порога, [переступила и забыла]. Дорога ложка к обеду, [а там хоть под лавку].
На сердитых воду возят, [а на добрых сами катаются]. Не все коту Масленица , [будет и пост]. Не печалится дятел, что петь не может , [его и так весь лес слышит]. Ни рыба, ни мясо, [ни кафтан, ни ряса]. Новая метла по-новому метёт, [а как сломается — под лавкой валяется]. Один в поле не воин, [а путник]. От работы кони дохнут, [а люди — крепнут]. Комар лошадь не повалит, [пока медведь не подсобит]. Палка о двух концах, [туда и сюда бьет].
ДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА НА ПРЕДЛОЖЕНИЯ , АБЗАЦЫ Искала синица место для гнезда заглянула птичка в щель почтового ящика понравилось синички расширили носиками щель натаскали мха шерсти травинок увидел хозяин их работу что делать попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо вывелись птенчики стала кошка вокруг ящика похаживать хозяйка оплела ящик ветками шиповника осенью в саду летала стайка синиц а почтальон опять кладёт письма в ящик.
ИСПРАВЛЕНИЕ /КОРРЕКТИРОВКА НАРУШЕНИЙ В ТЕКСТЕ Найдите ошибки в стихотворении Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошел, крикнул возмущенно: "Так съедите вы у пса весь обед евойный !" Закричала хрюшка-мать: " Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки" Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: "Слушать я уже устал ейные упреки. Детям все прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день". А. Хайт
СПИШИТЕ ТЕКСТ БЕЗ ОШИБОК Нанеби разгараица заря. Я прабираюсь узкой дарошкой черис густую рош . Тижолые колося косаются литца и бут-та сабераются удержать меня. Из предарожных зараслей выпархнула перепелка и скрылась ва ржи. Поднемается сонце , и ево лучи освящают далекие паля, пребрежныи кусты возле речьки . Она ярко блистит на сонце . Вот и лес. Я притпалагал сабрать сдесь много ягот и атыскать гребы . Мои притпаложения оправдались. Ягоды буквально устелали лестные паляны . Стоила пресесть — видешь , как прячются в траве галовки спелай зимляники , падбирезавики . Долго брадил па лесу. С трудом датащил я да дома полную карзину прислатких ягат . За день мае литцо и руки загарели . После такой прагулки харошо выкупаца и прелечь оддохнуть на свежим сени (109 слов)
СОПОСТАВЛЕНИЕ/ НАХОЖДЕНИЕ СХОДСТВ И РАЗЛИЧИЙ В предложения вставьте подходящие по смыслу причастные обороты . Берёзы покрылись золотистой листвой,-------------. Очень красивы -------------- клёны. О чём-то перешёптываются листья,--------------. И на тропинке тоже листья,----------------. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб,---------------.
Сравните с текстом, написанным И.Соколовым-Микитовым Берёзы покрылись золотистой листвой, сверкающей на солнце. Очень красивы одетые в багряную листву клёны. О чём-то перешёптываются листья, тихо падающие на землю. И на тропинке тоже листья, печально шуршащие под ногами. Ещё зелёный стоит на краю леса старый развесистый дуб, роняющий на землю жёлуди.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТА Рыба варится в море. У самого берега расположен вулкан Китуро . Варить рыбу таким необычным способом можно лишь в единственном месте на Земле – в озере Киву . Это довольно большое озеро , окружённое огнедышащими горами , Находится в сердце Экваториальной Африки .
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И СМЫСЛОВОЙ ВЫБОР ОТВЕТОВ Укажите неверные утверждения. Орфоэпические нормы регулируют произношение. В пределах литературной нормы имеется некоторое количество вариантов ударений. Ударение в русском языке никогда не служит для смыслоразличения . Для уточнения норм произношения следует обращаться к этимологическому словарю. В семантических вариантах ударение выполняет смыслоразличительную функцию. Ряд слов в русском языке имеет равноправные варианты ударения.
ВЫБОР НЕОБХОДИМОЙ ИНФОРМАЦИИ Большинство букв древнерусского Алфавита имели числовое соответствие. Так, буква «Аз» означала «один», «Веди» — «два»… Рассмотрите таблицу и запишите год своего рождения по-древнерусски
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОПУЩЕННОЙ ЧАСТИ ТЕКСТА Это дерево всегда теперь стоит у меня перед глазами . Его необыкновенную историю рассказал мне старый крестьянин в маленькой подмосковной деревне . -Когда я был ещё совсем мальчишкой ,-начал старик ,- мой отец ... С тех пор прошло много лет . Красавец -тополь опять разросся , обтянулся свежей корой ,зазеленел островерхой кроной . Вот какая история произошла много лет назад в подмосковной деревне.
ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ( ПРИЁМ АНТИЦИПАЦИИ ) Жили-были три котёнка: Огонёк, Уголёк и Снежок. Котята умели быстро бегать, ловко прыгать, вот только лазить по деревьям они пока не научились. Снежок, Уголёк и Огонёк были весёлыми, дружными, смелыми. Они не боялись никого, кроме пса Буяна. Злой Буян жил в соседнем дворе. Он подбегал к забору, рычал и лаял на котят. Котята понимали, что он их не достанет, но всё равно отбегали подальше. Как-то раз хозяйка ушла, а калитку закрыть забыла. Котята в это время лежали на траве, любовались цветочками и грелись на солнце. Они не сразу заметили, как во двор вошёл Буян.
Увидели его малыши, вскочили, а куда бежать - не знают. Дверь в дом заперта, окно высоко, забор далеко, на дерево не влезть... Что тут делать? И умные котята сделали вот что. Снежок подбежал к двери в дом и остановился. Дверь белая и котёнок белый - - его и не видно. Огонёк прижался к кирпичной стене. Не видно рыжего котёнка рядом с рыжей стеной. А Уголёк прыгнул в ведро с углём, которое стояло у крыльца. Разве его там заметишь? Стоит Буян, вертит головой: не поймет, где же котята? Только что тут были и вдруг исчезли! Тут вернулась хозяйка с покупками, прогнала чужую собаку со двора и позвала котят обедать. Жуют котята сосиски, своё приключение вспоминают и над Буяном посмеиваются. ( По рассказу Н Павловой)
У Л Ы Б Н И Т Е С Ь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"И душа становится светлее..." Статья о системе внеклассного чтения - из опыта работы
Статья посвящена нравственному воспитанию школьников и развитию языковой личности на уроках литературы, также в статье приведены отрывки их творческих работ учащихся ...
Обучение чтению ( из опыта работы по УМК В. П, Кузовлева
Тема моей работы "«Особенности обучения чтению учащихся в школе III вида на уроках иностранного языка» В данной работе я проанализировали теоретические основы обучения чтению на иностранном языке...
Список книг для летнего чтения. Из опыта работы неравнодушного человека.
Каждый год, в начале апреля, я задумываюсь над тем, что дать своим ученикам для чтения летом. Хочется, чтобы дети полюбили сам процесс чтения, чтобы нашли себе новых друзей ...
Магнитофон ( диктофон), как средство коррекции на уроках чтения. ( Из опыта работы)
Статья содержит практический опыт коррекционной работы на на уроках чтения. ...
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Формирование смыслового чтения через организацию работы с текстом
Представлен материал по теме "Смысловое чтение"...
Выступление из опыта работы по теме «Эффективные приёмы работы с текстом по развитию смыслового чтения на уроке родного (русского) языка»
В данном выступлении отражены приёмы работы с текстом на уроке родного русского языка в 6 классе. Данный открытый урок по теме «Эффективные приёмы чтения» был проведён мною 7 декабря...