План-конспект урока "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.s._turgenev_bezhin_lug._urok_v_6_klasse_duhovnyy_mir.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
составила Коркунда Людмила Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №667 Невского района г. Санкт-Петербурга
Класс: 6
Предмет: литература.
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г.
Название раздела, темы: Русская литература XIXв. Рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»
Тема урока: Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.
Цели урока: Показать мастерство И.С. Тургенева в создании ярких характеров героев, богатство духовного мира крестьянских детей. Учить определять роль детали в раскрытии характеров героев, устанавливать взаимосвязь событий в рассказе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их внешности, поступкам и высказываниям.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Межпредметные связи: история, живопись.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| ||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | Личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
| ||||
1. Мотивация к учебной деятельности | Словесный, проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: - Что такое портрет ? - Что можно узнать по портрету? - Важно ли знать, как выглядит человек? Для чего? - Можно ли по портрету сказать что-либо о внутренних качествах человека? Постарайтесь обосновать сое мнение?
| Анализ, сопоставление. Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. |
2.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач | Словесный, проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; регулятивные УУД: целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками | Проблемный вопрос: - Подумайте, как можно ответить на поставленные вопросы? - Что можно сделать, чтобы обосновать свой ответ? Целеполагание. Сформулируйте тему и цели нашего урока. - Сегодня мы попытаемся организовать работу над литературными образами, обратим внимание на их всестороннее раскрытие , обобщить материалы в логику их изложения; постараемся показать примеры портретных зарисовок и цель их создания; познакомимся с духовным миром крестьянских детей, влиянием народных поверий на него. | Формулируют предполагаемую тему занятия, записывают в тетрадь, определяют задачи, составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. Отвечают на вопросы. |
| ||||
Индивидуальная работа; проверка домашнего задания, мини-исследования, работа с текстом, творческое задание | Групповая работа, словесный, практический, познавательный, эвристический, проблемный | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; установление причинно - следственных связей; умение анализировать и синтезировать новые знания; умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдение правила общения; личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний; регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь | Организационная. Консультирование, организация практической помощи в составлении таблицы знакомства с героями. | Индивидуальная работа с консультантами:
Слайды №№ 1-4 |
2. Представление результатов работ | Наглядный, практический, выступление перед аудиторией | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию; способность к оценке действий, поступков; коммуникативные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения и замечания | Комментирует ответы | Дают развернутые ответы, отвечают на дополнительные вопросы, представляют свои работы |
3. Коллективное составление схемы - сравнительной характеристики помещиков | Наглядный, практический, проблемный, поисковый, метод фронтальной организации учащихся | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение сравнивать и доказывать; личностные УУД: способность к оценке действий, поступков; регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения и замечания учителя, одноклассников | Комментирует ответы, записывает выводы | Называют особенности внешности героев , признаки социального положения, возраст, подкрепляют ответы цитатами. |
4. Физ. минутка | Организация разминки | Выполняют упражнения | ||
| ||||
1. Работа с текстом романа. Поиск ответа на проблемный вопрос | Проблемный, практический, исследовательский, поисковый, метод фронтальной организации учащихся | Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, способность к оценке действий, поступков; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно- следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; умение анализировать и синтезировать новые знания, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: прогнозирование ситуаций и поступков | Беседа: - Портрет какого из мальчиков вызывает у вас больший интерес, привлекает вас? Почему? - Насколько отличаются ребята внешне и по характеру? | Ищут цитаты, читают вслух, делают выводы, отвечают на вопросы учителя. Дают развёрнутые ответы. |
| Наглядный, проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Беседа: - Кто из мальчиков самый «знающий», любопытный и умелый рассказчик? - Какие поверья бытуют среди ребят? - Почему дети рассказывают друг другу страшные истории? - Оказывались ли вы когда-либо в такой обстановке? - Какие истории вы рассказываете ? | Анализируют увиденное, делают выводы, отвечают на вопросы учителя | |
Слайды №№ 11-20 | Наглядный, метод фронтальной организации учащихся | Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация; регулятивные УУД: оценка; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ, умение сопоставлять произведения разных видов искусства; умение сравнивать и доказывать; коммуникативные УУД: строить монологические высказывания | Беседа: - Рассмотрите иллюстрации на слайдах №7 11-20. - Какие моменты изображены на них? - Найдите в тексте цитаты, отражающие их содержание. - Озаглавьте иллюстрации. - Составьте устный рассказ по одной из иллюстраций | Отвечают на вопросы, выполняют задания |
4. Работа с литературоведческими терминами | Словесный, проблемный, поисковый | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, анализ, умение доказывать | Контролирует выполнение, выслушивая ответы, корректирует заполнение таблицы. Беседа: - Поясните, какие элементы композиции помогают раскрыть психологическое состояние героев? - Какова роль пейзажа в рассказе? | Выполняют задание. Перепишите схему с доски в тетрадь, восстановив пропущенные элементы: Композиция эпического произведения: Экспозиция - … - развитие действия - … - развязка – эпилог. Пейзаж-.. |
| ||||
1. Самооценка | Словесный, самоанализ | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: рефлексия, оценка | Инструктирует | Оценивают по пятибалльной шкале свое участие в уроке:
б) пассивное (внимательно слушал, следил за ходом беседы, понимал услышанное) |
2. Взаимооценивание | Словесный, взаимооценивание | Беседа: - Чья работа вам понравилось, запомнилось больше всего? Почему? - Какой из представленных творческих проектов показался вам самым интересным? Почему? - Как бы вы оцениваете свою работу : организованно ли вы работали? Всё ли успели? | Оценивают работу учащихся | |
| ||||
прочитанному | Словесный | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста; умение анализировать и синтезировать новые знания; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний, регулятивные УУД: рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность | - Напишите об одном из героев, что вы запомнили: как выглядел, возраст, каков характер, какие истории рассказывал, какое впечатление произвел на вас, почему. | Анализируют услышанное, делают выводы, отвечают на вопросы учителя |
2. Создание текста | Словесный, проблемный, творческий | Пишут об одном из героев (на выбор) | ||
| ||||
Творческая работа | Словесный, практический | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, смысловое чтение, творческое преобразование авторского текста; умение анализировать и синтезировать новые знания; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, оценивание содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, творческое осмысление полученных знаний, умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека; регулятивные УУД: рефлексия, оценка, умение рационально организовывать самостоятельную деятельность | Инструктирует по выполнению домашнего задания |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»
Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....
План-конспект урока: «Конструкция и декор предметов народного быта»
Урок ИЗО 5класс...
План-конспект открытого урока по подвижным и народным играм для учащихся 6-ого класса
Подвижные игры развивают основные физические качества -быстроту, силу, ловкость.Воспитывают чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи....
Тургенев И.С. "Бежин луг". Герои рассказа. Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания.
Презентация к уроку литературы в 6 классе. И.С. Тургенев. "Бежин луг". Герои рассказа. План-характеристика героя ( портретная и речевая характеристики). Духовный мир крестьянских детей. Народные вер...
Презентация к уроку "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания".Часть1
1 часть презентации к уроку на тему "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания" для 6 класса.Предмет: литература.Название раздела: Русская литература XIXв. Рассказ И.С.Турген...
Презентация к уроку "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания".Часть2
2 часть презентации к уроку на тему "Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания" для 6 класса.Предмет: литература.Название раздела: Русская литература XIXв. Рассказ И.С.Турген...
План - конспект внеклассного мероприятия - интерактивная сказка о народных игрушках.
План - конспект внеклассного мероприятия - интерактивная сказка о народных игрушках. Выполнение народжной куклы их ткани методом перетяжек....