.Сочинение -описание по репродукции Сыромятниковой "Первые зрители"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Зиньковская Оксана Борисовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meterlink.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                        План-конспект урока на тему:

                                «В каждом предмете есть своя душа»

                          ( по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица» )

                                                                                                                      Зиньковская О.Б.

                                           

                                 Урок по пьесе М.Метерлинка «Синяя птица»

                 Тема: «В каждом предмете есть своя душа»

УМК: Учебник 6 класс «В мире литературы»,авторы-составители: А.Г.Кутузов, Е.С.Леденёва, Е.С.Романичева, «Дрофа» М.,2009год

Цели урока: - целенаправленно подготовить учащихся к эстетическому анализу произведения;

- вырабатывать и формировать литературно-художественные знания и умения;

- пробудить интерес к произведению и «включить» эмоциональную сферу мышления ученика;

-совершенствовать навыки актёрского мастерства;

Оборудование для сценки:   Костюмы. Тильтиль: жилет, белая рубашка, брюки, туфли

                         Митиль: костюм Красной  Шапочки, юбочка в складку, передник, жилетка, башмачки, гольфы

                         Фея: (старая одежда)юбка, кофта, чепец, платок, клюка

                         Кошка: чёрное трико, свитер, «лапки»

                         Собака: свитер, жилет меховой

                         Душа Сахара: белый колпак, белые штанишки, кофта

                         Огонь: костюм оранжевого цвета, языки пламени

                         Молоко: белое длинное платье, волосы распущены

                         Свет: платье нежного цвета, серебряные блёстки, корона;

волшебная лампа;

Декорации:

Хижина: очаг, окно, два стула, кувшин, кусок сахара; в углу наряженная ёлка с игрушками- дом богатых;

 Ход урока

1.Ребята, прозвенел звонок. Садитесь удобнее, начинается наш урок. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Морисе Метерлинке. Я вас прошу вспомнить, что вы о нём узнали с предыдущего урока, что запомнили.

а) драматург и поэт

б) лауреат Нобелевской премии

в) в 2010году книге исполнилось 147 лет

г) с Метерлинком встречался режиссёр Станиславский перед постановкой пьесы на сцене в Москве

2.  Учитель:       А для меня Метерлинк - это чудо, сказка, хорошая, добрая, старая сказка.

(Звучит песня, учитель превращается в фею)

 

                     Детство моё, постой, не спеши, погоди,

                     В сказку меня с собой тихо проводи.

В прошлом увидишь ты жизнь, о которой не знал,

В сказку войдём, что для нас Метерлинк написал, написал…

                     Сказку сыграть мы хотим в этот час,

                     Чтоб интерес у нас к сказкам  не угас.

В прошлом увидишь ты жизнь, о которой не знал,

В сказку войдём, что для нас Метерлинк написал, написал…

 

Учитель: Так захотелось вернуться в детство, побывать в сказке, поэтому и произошло это превращение. Давайте не будем удивляться этому. Мне кажется, что с нами ещё что-то должно произойти. Надо только в это верить. Сказка ждёт нас.

( Звучит музыка)

Учитель: Слышите какие-то звуки, может быть, это сказка оживает.

3. Сценка.

Появляется фея с волшебной палочкой, под музыку дотрагивается три раза до лампы и уходит за ширму.

Появляются Митиль и Тильтиль, разговаривают, садятся на стулья возле окна.

Митиль: Сегодня Рождество, да?

Тильтиль: Нет, не сегодня, а завтра. Только в нынешнем году святочный дед ничего нам не принесёт…

Митиль: Почему?

Тильтиль: Мама говорила, что она не успела сходить за ним в город. Сегодня ночью он придёт к богатым детям. Видишь праздничные огни.

Митиль: У кого?

Тильтиль: Напротив, у богатых детей. У них ёлка. Слышишь музыку?

Митиль: Вон ёлка! А свечей-то сколько, свечей! А что это там такое золотое висит на ветках?

Тильтиль: Ах, игрушки! Сабли, ружья, солдатики!

Митиль: Ах, какие красивые дети! Они смеются, а малыши танцуют.

Тильтиль: Давай и мы будем с тобой танцевать.

 (Прыгают от радости, взявшись за руки.)

  Входит Фея.

Фея: Нет ли у вас Синей птицы? Она мне просто необходима. Я ищу её для моей внучки. Она очень больна.

Тильтиль: Что с ней?

Фея: Она хочет быть счастливой… Извините, я не представилась. Я- Фея Берилюна.

Дети: Ах, очень приятно.

Фея: Я прошу вас отправиться на поиски Синей птицы. А что вы делали до моего прихода?

Тильтиль: Мы играли. Поглядите: во дворце у богатых детей так красиво!

Фея: У тебя не хуже.

Тильтиль: У нас темно, тесно.

Фея: Никакой разницы, только ты этого не видишь. Странный народ   эти люди. Надо уметь различать и то, что не на виду. Хорошо, что я всегда это ношу с собой.

(Достаёт зелёную шапочку с алмазом.)

Митиль: Ах, какая зелёная шапочка! И какой большой алмаз!

Фея: Смотрите, что сейчас будет.

(Играет музыка, начинаются превращения, оживает Пёс, тявкает, бросается к хозяину).

Тильтиль: Кто этот господин?

Фея: Разве ты его не узнал? Это Душа Тило.

Пёс: Моё маленькое божество, здравствуй! Наконец- то мне можно говорить. Я люблю тебя! Хочешь, пройдусь на передних лапах?

Кошка: Здравствуй, барышня! Какая ты сегодня хорошенькая!

Тильтиль: Неужели это Душа Тилетты?

(Играет другая музыка).

Фея: Смотрите дальше.

(Поворачивает ещё алмаз, выскакивает Огонь).

Тильтиль: Кто этот долговязый дьявол?

Фея: Неужели вы не узнаёте? Это Душа Огня. Прескверный у него характер.

(Огонь танцует, бегает вокруг детей; собака рычит, закрывает хозяина; кошка прячется за девочку.

Играет музыка. Оживает Молоко).

Тильтиль: А кто эта боязливая дама в одной рубашке?

Фея: Это Душа Молока разбила кувшин.

(Звучит новая музыка. Оживает Сахар).

А это Душа Сахара.

Митиль: А у него есть леденцы?

Фея: У него все карманы полны леденцов. (Угощает всех)

(Звучит музыка, выходит Свет)

Тильтиль: Это Королева!

Митиль: Это Богородица!

Фея: Это Душа Света.

Свет: Каждое утро с первыми лучами солнца я набираюсь сил, я бодрствую над Человеком до конца его дней…Знайте, я говорю с вами в каждом скользящем лунном свете, в каждой ласково глядящей на вас звёздочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажжённой лампе, в каждом вашем чистом и ясном помысле…

Фея: Пора в путь… Вашей предводительницей будет Душа Света. Вы будете её слушаться, как меня. (Обращается к школьникам) Ребята, мы вас приглашаем с нами на поиски Синей птицы.

(Звучит музыка, под которую все уходят)

4. Работа с определением.

Учитель: Ничего нет удивительного, что мы с вами опять в обычном классе, а не в хижине дровосека, но ведь сказка продолжается. Мы помним, что «Синяя птица»- это не просто сказка…

-Какой подзаголовок имеет сказка?

(Обращаемся к словарю, узнаём значение этого слова, сравниваем это определение с теми, которые дают дети: добро, стремление к счастью, жизнь, светлый сон).

5. Работа с текстом.

Мы, конечно, отправимся вслед за ребятами на поиски Синей птицы, но вначале давайте поговорим о том, что вы увидели и прочитали. Герои оставили нам афишу к пьесе.

- Чем интересна и необычна она?

- Почему с большой буквы?

 В мире Метерлинка нет неодушевлённых предметов. Душу любой вещи может увидеть не каждый. Отсюда и загадочные действующие лица.

-Когда происходит действие пьесы?

-Что это за особое время года?

-Вспомним, в каких ещё произведениях события происходят перед Рождеством?

- С какого момента начинаются чудеса?

-Тильтиль и Митиль с большим с большим интересом наблюдают рождественскую ёлку в богатом доме . В чём убеждает их фея Берилюна?

- Что значит «видеть» в понимании феи и автора?

-Как думаете,  почему хижина дровосека не менее прекрасна, интересна, чем у богатых дом?

-Что делает Фея, чтобы «открыть» детям глаза на мир?

-В чём сила алмаза?

-Какими предстают перед детьми души вещей, когда Фея повернула алмаз?

-Почему при этом всё бьётся, рвётся, ломается?

Работа с рисунками.

-Пусть второй раз оживут души вещей, но теперь уже в ваших рисунках. У вас было сложное задание: вам нужно было вжиться в этот предмет, постичь его душу.

(У детей было домашнее задание нарисовать души предметов, живущих рядом с детьми; к рисункам составить словесное описание, можно от лица предмета).

Вывод: У каждого предмета своя душа, нужно быть только очень внимательным, постараться захотеть это увидеть.

-Зачем фее  нужна была Синяя птица?

-Почему Берилюна посылает на поиски Синей птицы именно детей?

- Кто хочет помешать детям и почему?

- Кто и по какой причине готов помогать детям?

Поиск Синей птицы начнётся на следующем уроке. Кто знает, где мы окажемся с вами. Пусть наша Синяя птица(на доске рисунок с изображением Синей птицы), нарисованная художником, её образ и наше стремление к счастью останется вместе с нами(выключается лампа). Я хочу, чтобы мы с вами без зелёной шапочки научились видеть душу предметов, людей.

(Учитель читает стихотворение)

                                По дороге, полюбившей нас,

                                В какой-то одинокий час,

                                Пока в глазах смеётся небо,-

                                Шагай, не опуская глаз.

                                         Если вдруг судьбе

                                         Твоей случится

                                         Заблудиться в небе

                                         Синей птицей,-

                                         Иди за ней,

                                         Лети за ней,

                                         За ней, за ней.

6.Домашнее задание.

Чтобы не заблудиться в поисках Синей птицы, составьте схему маршрута главных героев по 2-3 действиям.

                           

 

                               

Данный урок литературы проведён в рамках раздела «Драматические произведения».

Урок составлен из текстового материала.

Использование  театрализованной постановки позволяет сделать урок интересным, включает в процесс не только зрение, но и эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, делает процесс обучения менее утомительным.

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Сыромятниковой "Первые зрители"

Подготовка к сочинению по картине....

коспект урока "Сочинение по картине Сыромятниковой "Первые зрители"

описание картины Сыромятниковой "Первые зрители"...

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

Презентация к уроку " Сочинения – описания Ф.П. Решетниковонь «Тага кафта» картинастонза репродукциять коряс".

Цельхне: - содафтомс шабатнень Ф.П. Решетниковонь творчестванц мархта;- панжемс картинать основной мяленц;-тонадомс картина коряс сочинениянь сёрмадома;-лездомс тонафнихненди сяда кемоста шарьхкодемс,...

Конспект урока "Сочинение - описание Ф.П. Решетниковонь картинастонза репродукциять коряс".

Цельсь: - содафтомс шабатнень Ф.П. Решетниковонь  творчестванц мархта;               - панжемс картинать основной...