.Сочинение -описание по репродукции Сыромятниковой "Первые зрители"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект урока на тему:
«В каждом предмете есть своя душа»
( по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица» )
Зиньковская О.Б.
Урок по пьесе М.Метерлинка «Синяя птица»
Тема: «В каждом предмете есть своя душа»
УМК: Учебник 6 класс «В мире литературы»,авторы-составители: А.Г.Кутузов, Е.С.Леденёва, Е.С.Романичева, «Дрофа» М.,2009год
Цели урока: - целенаправленно подготовить учащихся к эстетическому анализу произведения;
- вырабатывать и формировать литературно-художественные знания и умения;
- пробудить интерес к произведению и «включить» эмоциональную сферу мышления ученика;
-совершенствовать навыки актёрского мастерства;
Оборудование для сценки: Костюмы. Тильтиль: жилет, белая рубашка, брюки, туфли
Митиль: костюм Красной Шапочки, юбочка в складку, передник, жилетка, башмачки, гольфы
Фея: (старая одежда)юбка, кофта, чепец, платок, клюка
Кошка: чёрное трико, свитер, «лапки»
Собака: свитер, жилет меховой
Душа Сахара: белый колпак, белые штанишки, кофта
Огонь: костюм оранжевого цвета, языки пламени
Молоко: белое длинное платье, волосы распущены
Свет: платье нежного цвета, серебряные блёстки, корона;
волшебная лампа;
Декорации:
Хижина: очаг, окно, два стула, кувшин, кусок сахара; в углу наряженная ёлка с игрушками- дом богатых;
Ход урока
1.Ребята, прозвенел звонок. Садитесь удобнее, начинается наш урок. Сегодня мы продолжаем наш разговор о Морисе Метерлинке. Я вас прошу вспомнить, что вы о нём узнали с предыдущего урока, что запомнили.
а) драматург и поэт
б) лауреат Нобелевской премии
в) в 2010году книге исполнилось 147 лет
г) с Метерлинком встречался режиссёр Станиславский перед постановкой пьесы на сцене в Москве
2. Учитель: А для меня Метерлинк - это чудо, сказка, хорошая, добрая, старая сказка.
(Звучит песня, учитель превращается в фею)
Детство моё, постой, не спеши, погоди,
В сказку меня с собой тихо проводи.
В прошлом увидишь ты жизнь, о которой не знал,
В сказку войдём, что для нас Метерлинк написал, написал…
Сказку сыграть мы хотим в этот час,
Чтоб интерес у нас к сказкам не угас.
В прошлом увидишь ты жизнь, о которой не знал,
В сказку войдём, что для нас Метерлинк написал, написал…
Учитель: Так захотелось вернуться в детство, побывать в сказке, поэтому и произошло это превращение. Давайте не будем удивляться этому. Мне кажется, что с нами ещё что-то должно произойти. Надо только в это верить. Сказка ждёт нас.
( Звучит музыка)
Учитель: Слышите какие-то звуки, может быть, это сказка оживает.
3. Сценка.
Появляется фея с волшебной палочкой, под музыку дотрагивается три раза до лампы и уходит за ширму.
Появляются Митиль и Тильтиль, разговаривают, садятся на стулья возле окна.
Митиль: Сегодня Рождество, да?
Тильтиль: Нет, не сегодня, а завтра. Только в нынешнем году святочный дед ничего нам не принесёт…
Митиль: Почему?
Тильтиль: Мама говорила, что она не успела сходить за ним в город. Сегодня ночью он придёт к богатым детям. Видишь праздничные огни.
Митиль: У кого?
Тильтиль: Напротив, у богатых детей. У них ёлка. Слышишь музыку?
Митиль: Вон ёлка! А свечей-то сколько, свечей! А что это там такое золотое висит на ветках?
Тильтиль: Ах, игрушки! Сабли, ружья, солдатики!
Митиль: Ах, какие красивые дети! Они смеются, а малыши танцуют.
Тильтиль: Давай и мы будем с тобой танцевать.
(Прыгают от радости, взявшись за руки.)
Входит Фея.
Фея: Нет ли у вас Синей птицы? Она мне просто необходима. Я ищу её для моей внучки. Она очень больна.
Тильтиль: Что с ней?
Фея: Она хочет быть счастливой… Извините, я не представилась. Я- Фея Берилюна.
Дети: Ах, очень приятно.
Фея: Я прошу вас отправиться на поиски Синей птицы. А что вы делали до моего прихода?
Тильтиль: Мы играли. Поглядите: во дворце у богатых детей так красиво!
Фея: У тебя не хуже.
Тильтиль: У нас темно, тесно.
Фея: Никакой разницы, только ты этого не видишь. Странный народ эти люди. Надо уметь различать и то, что не на виду. Хорошо, что я всегда это ношу с собой.
(Достаёт зелёную шапочку с алмазом.)
Митиль: Ах, какая зелёная шапочка! И какой большой алмаз!
Фея: Смотрите, что сейчас будет.
(Играет музыка, начинаются превращения, оживает Пёс, тявкает, бросается к хозяину).
Тильтиль: Кто этот господин?
Фея: Разве ты его не узнал? Это Душа Тило.
Пёс: Моё маленькое божество, здравствуй! Наконец- то мне можно говорить. Я люблю тебя! Хочешь, пройдусь на передних лапах?
Кошка: Здравствуй, барышня! Какая ты сегодня хорошенькая!
Тильтиль: Неужели это Душа Тилетты?
(Играет другая музыка).
Фея: Смотрите дальше.
(Поворачивает ещё алмаз, выскакивает Огонь).
Тильтиль: Кто этот долговязый дьявол?
Фея: Неужели вы не узнаёте? Это Душа Огня. Прескверный у него характер.
(Огонь танцует, бегает вокруг детей; собака рычит, закрывает хозяина; кошка прячется за девочку.
Играет музыка. Оживает Молоко).
Тильтиль: А кто эта боязливая дама в одной рубашке?
Фея: Это Душа Молока разбила кувшин.
(Звучит новая музыка. Оживает Сахар).
А это Душа Сахара.
Митиль: А у него есть леденцы?
Фея: У него все карманы полны леденцов. (Угощает всех)
(Звучит музыка, выходит Свет)
Тильтиль: Это Королева!
Митиль: Это Богородица!
Фея: Это Душа Света.
Свет: Каждое утро с первыми лучами солнца я набираюсь сил, я бодрствую над Человеком до конца его дней…Знайте, я говорю с вами в каждом скользящем лунном свете, в каждой ласково глядящей на вас звёздочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажжённой лампе, в каждом вашем чистом и ясном помысле…
Фея: Пора в путь… Вашей предводительницей будет Душа Света. Вы будете её слушаться, как меня. (Обращается к школьникам) Ребята, мы вас приглашаем с нами на поиски Синей птицы.
(Звучит музыка, под которую все уходят)
4. Работа с определением.
Учитель: Ничего нет удивительного, что мы с вами опять в обычном классе, а не в хижине дровосека, но ведь сказка продолжается. Мы помним, что «Синяя птица»- это не просто сказка…
-Какой подзаголовок имеет сказка?
(Обращаемся к словарю, узнаём значение этого слова, сравниваем это определение с теми, которые дают дети: добро, стремление к счастью, жизнь, светлый сон).
5. Работа с текстом.
Мы, конечно, отправимся вслед за ребятами на поиски Синей птицы, но вначале давайте поговорим о том, что вы увидели и прочитали. Герои оставили нам афишу к пьесе.
- Чем интересна и необычна она?
- Почему с большой буквы?
В мире Метерлинка нет неодушевлённых предметов. Душу любой вещи может увидеть не каждый. Отсюда и загадочные действующие лица.
-Когда происходит действие пьесы?
-Что это за особое время года?
-Вспомним, в каких ещё произведениях события происходят перед Рождеством?
- С какого момента начинаются чудеса?
-Тильтиль и Митиль с большим с большим интересом наблюдают рождественскую ёлку в богатом доме . В чём убеждает их фея Берилюна?
- Что значит «видеть» в понимании феи и автора?
-Как думаете, почему хижина дровосека не менее прекрасна, интересна, чем у богатых дом?
-Что делает Фея, чтобы «открыть» детям глаза на мир?
-В чём сила алмаза?
-Какими предстают перед детьми души вещей, когда Фея повернула алмаз?
-Почему при этом всё бьётся, рвётся, ломается?
Работа с рисунками.
-Пусть второй раз оживут души вещей, но теперь уже в ваших рисунках. У вас было сложное задание: вам нужно было вжиться в этот предмет, постичь его душу.
(У детей было домашнее задание нарисовать души предметов, живущих рядом с детьми; к рисункам составить словесное описание, можно от лица предмета).
Вывод: У каждого предмета своя душа, нужно быть только очень внимательным, постараться захотеть это увидеть.
-Зачем фее нужна была Синяя птица?
-Почему Берилюна посылает на поиски Синей птицы именно детей?
- Кто хочет помешать детям и почему?
- Кто и по какой причине готов помогать детям?
Поиск Синей птицы начнётся на следующем уроке. Кто знает, где мы окажемся с вами. Пусть наша Синяя птица(на доске рисунок с изображением Синей птицы), нарисованная художником, её образ и наше стремление к счастью останется вместе с нами(выключается лампа). Я хочу, чтобы мы с вами без зелёной шапочки научились видеть душу предметов, людей.
(Учитель читает стихотворение)
По дороге, полюбившей нас,
В какой-то одинокий час,
Пока в глазах смеётся небо,-
Шагай, не опуская глаз.
Если вдруг судьбе
Твоей случится
Заблудиться в небе
Синей птицей,-
Иди за ней,
Лети за ней,
За ней, за ней.
6.Домашнее задание.
Чтобы не заблудиться в поисках Синей птицы, составьте схему маршрута главных героев по 2-3 действиям.
Данный урок литературы проведён в рамках раздела «Драматические произведения».
Урок составлен из текстового материала.
Использование театрализованной постановки позволяет сделать урок интересным, включает в процесс не только зрение, но и эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, делает процесс обучения менее утомительным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Сыромятниковой "Первые зрители"
Подготовка к сочинению по картине....
коспект урока "Сочинение по картине Сыромятниковой "Первые зрители"
описание картины Сыромятниковой "Первые зрители"...
Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)
Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....
Конспект урока по русскому языку .Сочинение -описание по репродукции Сыромятниковой "Первые зрители"
Сочинение-описание по репродукции...
Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».
Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...
Презентация к уроку " Сочинения – описания Ф.П. Решетниковонь «Тага кафта» картинастонза репродукциять коряс".
Цельхне: - содафтомс шабатнень Ф.П. Решетниковонь творчестванц мархта;- панжемс картинать основной мяленц;-тонадомс картина коряс сочинениянь сёрмадома;-лездомс тонафнихненди сяда кемоста шарьхкодемс,...
Конспект урока "Сочинение - описание Ф.П. Решетниковонь картинастонза репродукциять коряс".
Цельсь: - содафтомс шабатнень Ф.П. Решетниковонь творчестванц мархта; - панжемс картинать основной...